Главная страница

Приложение2 Детская агрессия


Скачать 186.56 Kb.
Название Приложение2 Детская агрессия
Дата 13.03.2016
Размер 186.56 Kb.
Тип Документы

Приложение2

Детская агрессия
Нашей культурой проявления гнева не поощряются, обществом устанавливаются запреты на его проявления (моральные, правовые), и это имеет объективные причины.

Гнев мобилизует энергию человека, вселяет в него уверенность и повышает способность к самозащите. И гнев помогает отстаивать свои права и психологическую целостность. Умеренный гнев придаст силы и уверенности, смелости, а небольшая доля злости позволит выступить в свою защиту.Кроме того, экспериментально доказано, что подавление гневной экспрессии (агрессии) или запрет на нее может нарушить адаптацию человека. Выражение агрессии (в основном вербальной) может быть конструктивным, когда человек, испытывающий гнев, хочет установить или поддержать хорошие отношения с другими. Он должен уметь искренне выразить свои чувства, сохраняя достаточный контроль над ними.

Адекватное выражение гнева способствует социальному, личностному и физическому благополучию человека. Однако нужно помнить, что любое проявление гнева сопряжено с риском, так как может привести к нежелательным последствиям. Поэтому целесообразно учить детей выражению агрессии в социально приемлемых формах (это в основном вербальные проявления), учить контролировать свои негативные эмоции. Свое начало агрессия берет с начала рождения ребенка
Агрессивным чаще называют ребенка, который дерется, причиняет боль другим детям, взрослым, угрожает. Специалисты же склонны разделять такие понятия, как агрессивноеповедение ребенка в той или иной ситуации и агрессивный ребенок (где агрессивные проявления считаются личностной чертой). Поясним это.

Каждый ребенок, развиваясь, испытывает желание наказать обидчика, использовать силу для решения своих проблем, высказать угрозу. В младенчестве дети бьют игрушками своих родителей, отбирают понравившуюся игрушку у другого ребенка, при этом могут толкаться, кусаться, царапаться, драться. Чем старше они становятся, тем чаще речь и действия могут заменять на угрозы, ругательства, оскорбления либо сопровождать ими свои действия. У одних детей такое поведение возникает чаще, чем у других, и окружающие называют их агрессивными. Хотя при правильной реакции родителей такое поведение может со временем исчезнуть и замениться более приемлемым в обществе. При неправильном отношении агрессивное поведение закрепится и станет характерным для ребенка.

Следует различать агрессивное поведение ребенка, что является естественным для того или другого периода его развития, и агрессию, как устойчивую черту личности.

Ласковый и улыбчивый мальчик, едва научившись ходить, начал толкать сверстников, отнимать у них игрушки. Дома и на улице мальчик кричит и топает ногами, когда ему что-то запрещают или не дают.
Трехлетняя девочка ужасно злится, если у нее что-то не получается, в сердцах бросает вещи, но от помощи отказывается, упорно пытаясь сделать все самостоятельно. Шестилетний мальчик уже в детском саду имеет репутацию драчуна и забияки. Он очень любит командовать, не выносит критики и все споры решает с помощью кулаков.
Всех этих ребят объединяет одно похожее качество — они стремятся настоять на своем, правда, разными способами. В поведении каждого из них присутствует определенная доля агрессии.

Агрессивное поведение — это наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение называют неадекватным, его цель — устранение препятствия.
Агрессия может быть направлена на того, кто мешает достижению цели, на окружающие предметы, на тех, кто не виноват, но просто «подвернулся под руку» или на самого себя, так называемая аутоагрессия. Можно говорить о намеренной или случайной агрессии, инструментальной (для достижения некоторой цели) или враждебной (чтобы причинить кому-то боль).
И все-таки агрессивное поведение не всегда причиняет вред другому человеку или предмету. Предприимчивость, активность, напористость, самооборона, упорство в своих желаниях и стремлениях имеют то же происхождение, что и непослушание, жестокость, упрямство. Постоянная необходимость бороться, преодолевать препятствия может развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность, может сделать ребенка упорным либо безвольным. Для того чтобы поощрять развитие положительных сторон агрессивности и препятствовать появлению отрицательных, необходимо понять природу и происхождение агрессивного поведения.

Причины детской агрессии
Детская агрессия - активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету.

Гнев — одна из основных и важнейших эмоций человека. Агрессии не бывает без эмоции гнева. Рассмотрим ее происхождение.

У только что родившегося ребенка мы уже можем определить состояние, когда он доволен и когда недоволен. Его недовольство проявляется в крике, движении тела, выражении лица. В 2 месяца легко выделить из общего состояния недовольства эмоцию гнева. По выражению лица (рот, брови, лоб) можно сказать, что младенец злится. Становясь старше и овладевая своим телом, младенцы сопровождают данную эмоцию действиями: движениями рук, ног. Например, в б—7 месяцев ребенок может злиться на попытки мамы закапать капли в нос, он попытается оттолкнуть ее руку, вывернуться, при этом все действия будут сопровождаться криком и гневным выражением лица. В дальнейшем добавляются бросание игрушек, их пинание и другие более демонстративные формы поведения.

Что же становится причиной появления гнева у младенцев? Одна из первых причин — боль. Многие мамы сталкивались с этим явлением, когда делали в поликлинике первые прививки своим детям. На неожиданно причиненную боль младенцы реагируют мимическим выражением гнева. Многие исследования подтверждают предположение о том, что боль является врожденным пусковым механизмом гнева и возможного агрессивного поведения.

Переживание гнева создает побуждение к действию, а не само действие. А вот будет ли это действие агрессивным, зависит от ряда причин: это и индивидуальные особенности ребенка (возбудимость нервной системы), и особенности социальной среды (его ближайшее окружение).

Гнев вызывает ощущение дискомфорта — голод, усталость, стресс. Человек становится раздражительным, вероятность «сорваться» на ком-либо возрастает, или, снижается его порог гнева

Психологическое ограничение лишает человека свободы действий. Но возникает оно несколько позже, когда ребенок уже понимает, что такое запрет и последствия его нарушения. Первым психологическим ограничением в жизни ребенка является «нельзя», которое родители говорят ему при попыткахосвоить большой и незнакомый мир. И чем старше становятся дети, тем более разнообразными будут эти «нельзя». Родители могут припомнить много ситуаций, когда дети реагировали гневом на различные запреты.

Неправильные, несправедливые действия и поступки окружающих тоже могут стать источником гнева. Но в данном случае большую роль играют не сами поступки, а их интерпретация человеком. Прежде чем на кого-то рассердиться, мы возлагаем на этого человека вину. Если ребенок в своих неудачах, переживаемых им некомфортных состояниях винит, например, брата, сестру или мать, то его гнев и агрессия будут вызываться ими.

Препятствие в достижении цели так же может являться причиной гнева. Например, дошкольник сосредоточенно занят игрой, и тогда вмешательство будет им воспринято как препятствие, ограничение и вызовет гневную реакцию.

Кроме того, причиной гнева могут быть определенные эмоциональныесостояния. Замечено, например, что в депрессии печаль часто соседствует с гневом. Чувство отвращения к себе или другим людям тоже способно вызывать гнев и агрессию.

Рассмотренные выше источники гнева относятся к ситуативным, т. е. человек находится в конкретной ситуации, которая в силу обозначенных причин становится раздражающей и служит источником гнева и агрессии. Кроме того, гнев может быть вызван воспоминаниями и мыслями о случившейся когда-то ситуации, тогда говорят об ассоциативной причине гнева.

Возрастные периоды проявления агрессии у детей до четырехлетнего возраста.

1-2 года Агрессия на фрустрирующую ситуацию (укол, общество незнакомых людей, большая собака)

2- 2,5 года Агрессия направлена на ровесников. Ребенок отстаивает и защищает то, что принадлежит ему

3 года Инструментальная агрессия, то есть желание добиться желаемого. Ребенок в категоричной форме настаивает на своем (крик, слезы)

4 года Агрессия в полоролевой идентификации.
КАК РАСПОЗНАТЬ АГРЕССИЮ
Выражение агрессии проявляется в следующих формах:

  • мимическое выражение лица;

  • в действия и поступках;

  • вербальном выражении гнева и агрессии.


Мимическое выражение гнева включает в себя:

  • характерные сокращения лобных мышц и бровей,

  • брови опущены и сведены,

  • кожа лба втянута и образует на переносице или прямо над ней небольшое утолщение (у взрослого человека между бровями пролегают глубокие вертикальные морщины),

  • глаза сужаются и приобретают угловатую, заостренную форму,

  • взгляд фиксирован на источнике раздражения (и это важно, так как указывает, куда будет направлена агрессия),

  • рот маленького ребенка распрямляется, приобретая прямоугольную форму;

  • губы сжимаются, превращаясь в две тонкие параллельные линии (при этом они могут слегка выпячиваться);

  • старшие дети и взрослые в гневе часто стискивают зубы и сжимают плотно губ (это является результатом социализации)


При интерпретации мимических проявлений следует подходить осторожно к приобретенным выражениям гнева: люди часто хмурятся, стискивают зубы и смотрят на собеседника в упор, но это может быть привычкой, а не выражением гнева. Чем взрослее ребенок, тем большие изменения претерпевает врожденное проявление гнева и тем лучше нужно знать индивидуальные особенности ребенка, чтобы определить, какую эмоцию он переживает.
На поведенческом уровне можно выделить позу, жесты, действия. Данные проявления скорее следует отнести к приобретенным, обучаемым.

1. Поза:

  • общее напряжение тела как бы демонстрирует готовность к нападению,

  • голова немного опущена (взгляд «исподлобья»),

  • плечи тоже напряжены и слегка приподняты,

  • руки сжимаются в кулаки,

  • ноги напрягаются и немного сгибаются в коленях,

  • туловище слегка наклонено вперед или направлено в сторону раздражителя.

Все это можно наблюдать у детей во время сильной ссоры, драки. В процессе взросления дети учатся контролировать выражение гнева, и у них наблюдаются, как и у взрослых, одно или несколько характерных проявлений позы гнева.

2. Жесты:

  • сжимание, разжимание кулаков,

  • держание в руках различных предметов и манипулирование ими,

  • угрожающие движения руками (замахивание, показывание кулаков, фиг и др.) можно наблюдать у маленьких детей.


Действия выражения гнева могут быть разнообразными (в данном случае мы можем говорить об агрессии).
Агрессивное поведение, уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь и косвенные формы. Наблюдения показывают: все эти формы можно уже увидеть в группе детского сада.
Виды агрессии:

  1. физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого человека или объекта; направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Это может быть: разрушение продуктов деятельности другого (ребенок ломает постройку из кубиков другого, или мажет красками рисунок подруги); уничтожение или порча чужих вещей (мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается, видя возмущение последнего, или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку, с удовлетворением наблюдая ужас и слезы его владельца).




  1. прямая агрессия — непосредственно направленная против раздражителя (человека или| предмета); представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Может принимать две формы – символическую и реальную.



3) косвенная агрессия — действия, которые направлены окольным путем на другое лицо (злобные действия, шутки), и действия, которые характеризуются целенаправленностью, неупорядоченностью (взрывы ярость, проявляющиеся в крике, топанье ногами битье кулаками по столу и т. п.);

4) инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели;

5) враждебная агрессия — выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии; представляет собой угрозы и запугивание (ребенок показывает кулак товарищу или пугает его); реальная агрессия – это уже непосредственное физическое нападение (у детей драки принимают формы укусов, царапанья, хватания за волосы, применения в качестве «оружия» палок, кубиков и пр.).

6) аутоагрессия— проявляется в самообвинении, самоуничижении, причинении себе вреда.
3. Вербальное выражение гнева совпадает с понятием вербальной агрессии. Это выражение негативных чувств как через форму (ссора, визг, крик), так и через содержание (угроза, проклятие, ругань). Наиболее информативным является не столько содержание речи, сколько ее эмоциональная окраска. Например, можно говорить ругательные слова, но, при этом, тело, мимика, интонация будут выражать дружелюбие, и человек интуитивно поверит не содержанию речи, аэмоциональному настрою говорящего — человек более реагирует на невербальные стимулы, чем на вербальные;

направлена на обвинение или угрозу сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб («А Вова меня стукнул», «А Тищенко постель не убрала» и пр.); демонстративного крика, направленного на устранение сверстника(«Уходи, надоел», «Не мешай»); агрессивных фантазий («Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадит в тюрьму»; «Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолет и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один»).
Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается косвенная и прямая вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий («Позову бандитов, они тебя побьют и завяжут») до прямых оскорблений («Толстуха», «Дурак», «Ябеда и нытик»). У некоторых проявляется физическая агрессия, как в косвенной форме, так и в прямой.
Почему ребенок становится агрессивным? Эмоция гнева служит активатором агрессии, но не обязательно приводит к ее проявлению. Агрессивное поведение обусловлено целым рядом факторов — культурных, семейных, индивидуальных.
Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников. Первый – это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать ее закрепление. Во – вторых, агрессии они обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный – и мне все можно») во время игр. Известно, что дети, регулярно посещавшие детский сад оцениваются как более агрессивные по сравнению с детьми, которые посещали детский сад не регулярно, либо вовсе в него не ходили. И в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнений тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.
Агрессивные действия наблюдаются уже у маленьких детей, и по мере взросления детей можно отметить устойчивость выраженности агрессивности, т. е. агрессивный ребенок, скорее всего, вырастет агрессивным взрослым. Это позволяет предположить, что уровень агрессивности представляет собой врожденную характеристику человека, которая, имея под собой благодатную социальную почву, становится устойчивой личностной чертой.

Чем старше ребенок, тем большую роль в его поведении играет среда воспитания: эмоциональные отношения, которые существуют в семье, принятые формы поведения, реакция взрослых на различные действия ребенка, принципы воспитания. Практика показывают, что социальная среда больше воздействует на формирование агрессивности ребенка, чем врожденная предрасположенность (возбудимость нервной системы).

Последние исследования в области изучения агрессивности человека показали, что на формирование данной черты влияют 4 момента:

1) негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие);

2) терпимость матери к проявлению агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т. е. поощрение такого поведения);

3) суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);

4) индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость и вспыльчивость).
Если только подавлять агрессивность ребенка, то она никуда не уйдет. Будет «копиться» нервное напряжение, и оно либо разрушающе подействует на здоровье и развитие малыша, либо будет неадекватно выплескиваться вовне, доставляя беспокойство в первую очередь родителям.

Еще раз перечислим последовательность изменения агрессивного поведения у маленького ребенка.

1. Новорожденный ребенок, если он голоден, сердится на весь мир.

2. Годовалый малыш, разозлившись на мать, может ударить ее.

3. В полтора года ребенок уже может сдержать гнев, он «отведет душу», затопав ногами или упав с криком на пол.

4. Двухлетний ребенок, не задумываясь, ударит по голове лопаткой того, кто отнял у него игрушку.

5. В три года малыш уже немного вежливее; он скорее начнет спорить с «захватчиком», во всяком случае, первые несколько минут.

6. Постепенно ребенок научается переводить свои гневные чувства в игру: «Пиф-паф» —стреляет малыш. Он уже знает, что причинять боль другим людям нельзя, что выразить свои эмоции можно в словах и игре. Это и есть процесс социализации, ребенок постепенно вписывается в общество. А помогают ему в этом нелегком процессе родители.

Мы рассмотрели нормальную агрессивность, ее преувеличенные формы и ее изменяемость в зависимости от стадии развития ребенка. В течение первых двух лет редкие периоды агрессивности детей можно считать нормальными. Многие специалисты считают, что до трех лет ребенок не проявляет значительной агрессивности, при условии, что его этому не учат (сознательно или бессознательно). Становясь старше, ребенок учится выражать свой гнев в приемлемых для человеческого общества формах.
Особенности проявления агрессии детей 4-6 лет

Дошкольный возраст — это довольно насыщенный период в жизни каждого человека. Это период пробуждения и расцвета познавательных, творческих и эмоциональных способностей ребенка. В этом возрасте малыш настолько быстро развивается, что каждый день! он может быть новым, необычным, совершенно непредсказуемым в своем поведении. Часто именно в этом возрасте от родителей можно услышать такие высказывания о своем ребенке: «У меня был замечательный малыш: тихий, скромный, никогда не задирался, дружил с ребятами. А сейчас его будто подменили. Дома не слушается, из детского сада одни жалобы. Дерется, дразнится, воспитателя не слушает, грубит. А иногда ни с того ни с сего расплачется, не остановить!» Подобные жалобы родителей дошкольников имеют под собой конкретное основание. Дело в том, что в дошкольном возрасте с большой силой заявляют о себе новые потребности.
Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время некоторые из них склонны к значительно более враждебной агрессии, которые в высокой частоте действий - в течение часа можно наблюдать не менее четырех актов, цель которых - причинить вред сверстнику, в то время как у других детей отмечается не более одного.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточнее развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками. Однако неясно, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность.
Главные проблемы агрессивных детей, причем неоднородные, лежат в сфере отношений со сверстниками. Обследуя их, исследователи выявляют существенные индивидуальные различия, как в поведении, так и в психологических характеристиках. Среди агрессивных детей отчетливо выделяются три группы.
Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников. Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои эмоции - кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи; поведение направлено на получение эмоционального отклика. Как правило, активно стремятся к контактам со сверстниками, но, добившись внимания, успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Чаще всего дети используют физическую агрессию - прямую или косвенную - в ситуации привлечения внимания; и носит она непроизвольный, непосредственный, импульсивный характер. Враждебные действия быстро сменяются дружелюбием, а выпады против сверстника - готовностью сотрудничать. По данным социометрического обследования, дети этой группы имеют весьма невысокий статус в группе сверстников - их либо не замечают и не принимают всерьез, либо избегают. Со слов сверстников, они «все ломают», «всегда мешают», «никого не слушают». Данные психологического обследования показывают: дети первой группызначимо отличаются от других (как обычных, так и агрессивных) низким уровнем интеллекта - как общего, так и социального; неразвитой произвольностью; низким уровнем игровой деятельности - не умеют поддерживать игру и стремятся обратить на себя внимание, используя деструктивные действия и разрушая игру других.

Приведенные данные позволяют предположить: в общем психическом развитии ребенка имеется некоторое отставание. Его обостренная потребность во внимании и в признании со стороны сверстников не может реализоваться через традиционные формы детской деятельности. В качестве средства самоутверждения и самовыражения используются агрессивные действия. Этот вариант агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребенка – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.
Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. Их агрессивные действия - это средство достижения какой-либо конкретной цели. Положительные эмоции испытываются по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Любая деятельность отличается целенаправленностью и самостоятельностью, стремлением занять лидирующие позиции, подчинить, подавить других. Вторая группа, в отличие от первой, не стремится привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, дети пользуются популярностью в группе, а некоторые выходят на положение «лидера». Среди форм поведения чаще всего проявляется прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях переживания и обиды сверстников игнорируются, ориентир исключительно на собственные желания.

Дети этой группы знают нормы и правила поведения, но принимают их только на словах. Примечательно: оправдывая себя, обвиняют товарищей. Основная их цель – избежать негативный оценки взрослого, т.к. оценка взрослого человека важна для его самоутверждения. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; способ действий представляется им привычным. Нормальным и единственно возможным для достижения цели. Данный вид агрессивности можно назвать нормативно-инструментальным.
В третью группу входят дети, для которых желание нанести вред другому - самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели - ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети третьей группы используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех актов составляет прямая физическая агрессия - действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Так, безо всякой видимой причины ребенок может схватить другого за волосы и бить головой об стену или толкнуть с лестницы и спокойно, с улыбкой наблюдать, как жертва кричит и плачет. Обычно для агрессивных действий выбираются одна-две постоянные жертвы - более слабые дети, неспособные ответить тем же. Совершенно отсутствует при этом чувство вины или раскаяния. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упреки и осуждение взрослых обычно следует ответ: «Ну и что!», «И пусть ему больно», «Что хочу, то и делаю». Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Для детей этой группы особенно характерны мстительность, злопамятность, они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации рассматриваются как угроза и посягательство на свои права. Этот вид детской агрессивности можно назвать целенаправленно-враждебным.

В характеристиках выделенных групп, существуют различия как по форме - проявления агрессивности, по мотивации поведения, так и по нарастанию мотивации (как и частоты прямой физической агрессии) - от первой группы к третьей.

Так, в первой группе агрессия носит мимолетный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников.

Во второй агрессивные действия более жесткие иустойчивые по форме.

В третьей группе преобладает мотивация «бескорыстного» причинения вреда сверстникам (агрессия как самоцель). Проявляется она в наиболее жестоких формах насилия.
Предпочтение ребёнком, как агрессивных, так и неагрессивных моделей поведения является непосредственным отражением процесса социализации. Часто повторяющиеся проявления агрессивности родителей оставляют глубокий след в детском сознании, который трудно изменить только усилиями социального педагога и психолога.

В возникновении феномена агрессии можно выделить следующие положения: связь между агрессией и негативным фактором окружающей среды; роль эмоционального возбуждения в процессе возникновения деструктивных реакций; критические переменные в социальном окружении, способствующих проявлению враждебности; специфические механизмы нервной системы; методы контроля агрессивного поведения.

Наиболее сильные проявления агрессии характерны для детей. Агрессивность обнаруживается очень рано — в отчаянном плаче грудного младенца нетрудно услышать злость и возмущение. Причина проста - малышу в чем-то отказывают, и это его раздражает. Дети, безусловно, более ранимы, их легко обидеть или обмануть, поэтому в большинстве случаев детская агрессивность — это реакция борьбы, так ребенок протестует против запретов и ограничений, налагаемых взрослыми.
Появляясь в младенчестве, агрессивность обычно растет на протяжении раннего дошкольного периода, прежде чем пойти на убыль. Спад агрессии связывают с возрастающей способностью детей разрешать конфликты неагрессивными способами (словами, а не кулаками), а также с появлением опыта взаимодействия в игровых ситуациях. К тому же к 6—7 годам дети становятся менее эгоцентричными и начинают лучше понимать чувства и поступки других. Тем не менее, согласно наблюдениям психологов, люди, у которых в зрелом возрасте появились отклонения, неприемлемые с социальной точки зрения, в детстве проявляли агрессивность по отношению к окружающим, не признавали авторитетов, враждебно относились к любым формам организации.

Если своевременно учить детей направлять свои агрессивные чувства в определенное русло и в то же время побуждать их к такому позитивному социальному поведению, как помощь или участие, можно избежать многих проблем в старшем возрасте.