Главная страница

Сказка» Педсовет «Развитие одарённых детей через познавательно экспериментальную деятельность в доу»


Скачать 136.67 Kb.
Название Сказка» Педсовет «Развитие одарённых детей через познавательно экспериментальную деятельность в доу»
Дата 16.02.2016
Размер 136.67 Kb.
Тип Сказка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка»

Педсовет
«Развитие одарённых детей через познавательно - экспериментальную деятельность в ДОУ»
Составил:

Старший воспитатель МБДОУ

«Детский сад «Сказка» 1 категории

Е.В. Демидова

Ст. Обливская, 2014г

Цель. Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.

Форма проведения: деловая игра

План проведения педсовета:

Вступление старшего воспитателя. Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования»

Детское экспериментирование – представляют собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Но это, как понимал Ж.Ж. Руссо, может сделать деятельность небезопасной: «Предоставляя детям полную свободу проявлять их резвость, следует устранять от них всё, что может сделать ее чересчур убыточной, и не оставлять у них под руками ничего хрупкого и ценного … Я не знаю, видел ли кто–нибудь, чтобы ребенок, оставленный на свободе, убил или искалечил себя или причинилзначительный вред, если только его не поместили неосторожно на высоком месте, не покинули одного у огня, не оставили подле него опасных орудий» Каков же выход из положения ?Выход в одном – в широком внедрении метода организованного и контролируемого детского экспериментирования - дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности. Вводя соответствующие инновации в ДОУ, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;

природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;

познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;

личностный: узнает свои личные возможности;

волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;

поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.

Экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете или получение нового предмета, поэтому поисковая деятельность направлена на познание окружающего. И чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Вот что пишет П. Лич, автор книги: «О развитии детей до 5 лет»: «Если вы отвели ребёнку место, обеспечили предметами и играми, о развитии своего мышления он позаботиться сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента, т. е. себя, когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому учёному, ему нужна в его научной лаборатории независимость. Опыты, эксперименты  проводятся   в совместной, самостоятельной деятельности, в процессе режимных моментов, а так  же элементарные опыты  включаются в  каждое занятие  «Социализация»,  опыты можно  использовать на прогулке как часть наблюдения. Эксперименты проводятся один, два раза в месяц. Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

1.    внешние стимулы (новизна, необычность объекта)

2.    тайна, сюрприз

3.    мотив помощи

4.    познавательный мотив (почему так)

5.    ситуация выбора

           Организационный  момент должен быть игровым, сюжетным увлекать и заинтересовывать  детей.  Мотив экспериментирования должен  быть  осознанным ребенком  (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно?)     Также необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента  (речевая или продуктивная ), его практическое применение, использовать больше методов, повышающих речевую активность детей.

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое? В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"

В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

o   Как я это делаю?

o   Почему я это делаю именно так, а не иначе?

o   Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Применение  метода наглядного моделирования, как показывает практика, необходимо уже с младшего возраста. Использование этого метода помогает развивать  у детей важнейшие психические процессы, операции мышления, монологические формы речи

Мне бы хотелось, чтобы родители и педагоги следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недостаточное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что узнал».
Аналитическая справка по результатам тематического контроля.

Работая над годовой задачей, педагоги повысили уровень теоретических знаний, познакомились с возрастными особенностями детского исследования, об организации исследовательской деятельности в детском саду.

В детском саду данная работа ведется как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности детей.

В ходе тематической проверки выявлено: дети любят экспериментировать, развивающая среда в ДОУ соответствует возрасту детей и реализуемой программе. К педсовету проведен смотр – конкурс «Лучший центр исследовательской деятельности», которые были оформлены и пополнены силами педагогов. Предметно-пространственная среда для экспериментирования соответствует требованиям безопасности и доступности.

Во всех, участвовавших в конкурсе группах в мини-лабораториях выделены места для постоянной выставки: место для приборов, место для выращивания растений, место для хранения природного и бросового материалов. Во всех группах оборудовано и выделено место для проведения опытов. В подготовительной группе (воспитатель Волоконская Н.Ф.) и во 2-й младшей группе (воспитатель Е.В. Лащёнкова, Н.С. Окунева)уголок экспериментирования нуждается в доработке. В старшей группе «Цветик – семицветик» (воспитатель Т.А. Аржановскя, Е.К. Довгань) уголок полностью соответствует возрасту детей и критериям оценки конкурса.

 Так же было организованно практическое занятие на котором педагоги: Демидова Елена Николаевна, Волоконская Наталья Фёдоровна показали ряд экспериментов которые можно провести для детей дошкольного возраста.

Беседы с детьми с целью выявления деятельностно-субъектных проявлений, связанных с активностью и инициативностью ребенка в экспериментировании показали, что все дети, кто хоть раз проводил опыты, тому эта деятельность, безусловно, понравилась, они считают ее полезной и интересной и хотели бы ей заниматься снова и снова, однако, у ребят нет представлений о разнообразии опытов и экспериментов – только память о том, что делали на занятии. Большинство дошкольников признались, что в центре экспериментирования им разрешают только смотреть или чуть-чуть потрогать, а деятельность экспериментирования зачастую путают с игрой.

Таким образом, повышению уровня развития деятельности экспериментирования детей будет способствовать создание условий для самостоятельной деятельности, включающее в себя содержание, обеспечивающееся педагогом, когда материал из совместной НОД переносится в свободную, самостоятельную деятельность детей;динамичной предметно-развивающей среды в центрах экспериментирования, материал в которых должен находиться в свободном доступе и меняться в соответствии с комплексно-тематическим планированием, обеспечивая максимально поддержание интереса дошкольников к деятельности и психологический комфорт, невозможный без субъект-субъектных отношений, когда педагог выступает в роли партнера, а не «запрещающего знака»

Анализ календарных плановпозволил сделать следующие выводы:

  1. В рамках НОД очень мало планируется детского экспериментирования. Всем педагогам дана рекомендация чаще включать исследовательскую деятельность в режимные моменты (Утро, прогулка, совместная деятельность в вечернее время)

  2. Во всех группах в режимных моментах (особенно на прогулке) активно используются наблюдения, но мало прописаны простейшие опыты и эксперименты.

  3. Несмотря на то, что педагоги групп старшего дошкольного возраста планируют и применяют экспериментальную деятельность, но такой востребованный в данном возрасте метод познавательно-исследовательской деятельности, как метод проектов в планах отражения не находит.

Следует обратить внимание на систему планирования, не от случая к случаю, а систематическое планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению. Кроме того необходимо продумывать и планировать другие формы работы с дошкольниками по развитию познавательно-исследовательской деятельности

Из всего вышеизложенного, для повышения качества работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей и ориентации на результат – развитие универсальных качеств личности ребенка считаю необходимым:

При планировании НОД учитывать тематику недели, интеграцию ОО, прописывать оборудование, методы организации исследовательской деятельности, фиксацию и обобщение результатов опытов и наблюдений, а также организацию детских экспериментов и занимательных опытов в утренние и вечерние часы, в самостоятельной деятельности детей.

Разрабатывать план проектной деятельности (ранний возраст и младшая группа 1-2 в год, ср группы 1 раз в 3 мес, ст и подг. 1 раз в 1-2 месяца) с обязательным привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности.

Результаты смотра –конкурса ««Лучший центр исследовательской деятельности»

1-е место – группа «Цветик –семицветик» - воспитатель Т.А. Аржановская, Е.К. Довгань.

2-е место – группа «Пчёлки» - воспитатель Е.Н. Демидова, Е.К. Довгань

3-е место – группа «Ромашка» - воспитатель В.С. Криштопина, Н.С. Сиволобова.
Итак, мы с вами провели большую работу по развитию познавательно-исследовательской. А теперь закрепим наши знания через деловую игру. Делимся на две команды – «Зелёные» и «Синие»

Деловая игра для воспитателей «Что такое детское экспериментирование?

Что вы понимаете под термином «эксперимент»?

Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «экспериментум», что переводится как «проба, опыт».

Современный «Словарь иностранных языков» содержит такое определение:

Научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений и многократно воспроизводить его при повторении этих условий

Вообще опыт, попытка осуществить что-либо


Назовите, что такое демонстрационные и фронтальные наблюдения и эксперименты?

Демонстрационными называют наблюдения и эксперименты, при которых в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам производит опыт

(демонстрирует его), а дети следят за ходом и результатами.

Фронтальными называются такие

эксперимерты и наблюдения, при которых в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей.


Что является объектом познания детей дошкольного возраста?

Рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы

Что первично, причина или следствие?

Следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины

Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

Аквариум – «исследовательская лаборатория»: плавает – не плавает; мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов.

Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет

Наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации

Формы работы с детьми раннего возраста по познавательному развитию.

Наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развивающие игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.

Объекты наблюдения для детей 3-4 лет.

Наблюдение за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающих их внимание

Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования?

Любознательный-активный, способный решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый

Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (праздное любопытство, спрашивать из любопытства, удовлетворить пустое любопытство)

Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет.

Вижу- действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями

Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

Самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания


В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов. Назовите их.

  1. Осознание того, что хочешь узнать.

  2. Формулирование задачи исследования.

  3. Продумывание методики эксперимента.

  4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.

  5. Прогнозирование результатов.

  6. Выполнение работы.

  7. Соблюдение правил безопасности.

  8. Наблюдение результатов.

  9. Фиксирование результатов.

  10. Анализ полученных данных.

  11. Словесный отчет об увиденном.

  12. Формулирование выводов.




Чтобы экспериментирование оправдало возлагаемые на него надежды, необходимо соблюдать ряд правил. Какие?

«Не навреди». Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку.

Если для проведения наблюдений и экспериментов животное забирается из природы и приносится в детский сад, необходимо после окончания наблюдения вернуть его на то место, где оно было взято.

Необходимо соблюдать правила безопасности при проведении экспериментов.

Недопустимы опыты, в которых создается реальная угроза жизни и здоровью детей.




Задание: Объяснялки


  1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожным, а еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Там работает дядя или тетя в белом халате. (Лаборатория)

  2. Это такое дело, когда что-то хотят узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравится это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (Эксперимент)

  3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, потом на корабле делает всякие анализы. А еще он плавает с камерой и снимает всяких рыб и морских животных, и даже акул. Он очень смелый. И еще он пишет статьи в умных журналах (Океанолог)

  4. Этот человек все время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплескивается, там он может сгореть, но он все равно туда ходит, делает фотографии, говорит людям когда там опасно жить. (Вулканолог)

Итоговый лист деловой игры




вопроса

1 команда

2 команда

1







2







3







4







5







6







7







Итого:







Баллы:

3 балла – правильный полный ответ

2 балла – правильный, но не полный ответ

1 балл - частично неправильный ответ

0 баллов – неправильный ответ