Главная страница

«Развитие фонематического и ритмического слуха на музыкальных и логоритмических занятиях в детском саду и дома»


Скачать 34.59 Kb.
Название «Развитие фонематического и ритмического слуха на музыкальных и логоритмических занятиях в детском саду и дома»
Дата 21.03.2016
Размер 34.59 Kb.
Тип Документы

Консультация для родителей на тему:

«Развитие фонематического и ритмического слуха на музыкальных и логоритмических занятиях в детском саду и дома»

Консультант: музыкальный руководитель

Помелова Ольга Николаевна

Что такое фонематический слух? Это способность человека различать в потоке речи различные фонемы - звуки, из которых складываются произносимые нами слова. А их значительно больше, чем букв. Чем тоньше ухо воспринимает различные их сочетания (слова), тем быстрее и легче ребёнок овладевает правильным звукопроизношением, а затем чтением и письмом. Созревание зон в коре головного мозга, ответственных за фонематическое восприятие, обычно завершается к 5-7 годам. В этом возрасте ребёнок начинает проявлять активный интерес к словам, буквам, играм со звуками. У некоторых детей в этом возрасте появляется желание научиться читать. Многие дети самостоятельно начинают овладевать навыками звуко-буквенного анализа слова, придумывая слова на определённый звук, называя первый и последний звуки в слове, делают попытки что-то писать.

Определить уровень развития фонематического слуха можно, предложив ребёнку поиграть в следующие игры: «Магнитофон», «Знайка», «Внимательные ушки». Во время игры ребёнок не должен видеть вашей артикуляции, т. е. ваших губ, когда вы произносите слоги. Приоткройте нижнюю часть лица листом бумаги.

ИГРА 1 «Магнитофон»

Предложите внимательно прослушать и чётко повторить за вами ряд слогов. Та-да-та, дя-да-тя; пы-бы-пы, ба-па-ба; са-ца-ца, ца-са-тя; ча-тя-ша, ща-ча-ца.

ИГРА 2 «Знайка»

Предложите прослушать и назвать по очереди все звуки в словах УХО, МАК. Слова проговаривайте тихо, но чётко и медленно. Предложите сравнить слова: КОТ – КИТ, ДОМ – ТОМ, БАБКА – ПАПКА.

Спросите, какими звуками они отличаются?

ИГРА 3 «Внимательные ушки»

Предложите прослушать слова и хлопать в ладоши в тот момент, когда ребёнок услышит слова, например, на звук Ц.

Цветок, свет, темнота, цифры, щётка, шёпот, цыплёнок, цапля, сабля, шапка, тяпка.

Если ваш ребёнок воспроизвёл все слоги правильно, если сумел вычленить звуки из заданных слов, если услышал и назвал, какими фонемами различаются слова в игре 2, то у него в полном объёме сформировалось фонематическое восприятие.

Если же ребёнок, даже при повторе, не справляется с заданиями, то значит, вам необходимы специальные занятия и упражнения на развитие фонематического слуха. Обратитесь за консультацией к логопеду, он подскажет, как и в какой последовательности строить свою работу, подберёт соответствующий материал для занятий.

Не менее важен для развития музыкального слуха и для развития речи (для понимания слоговой структуры слова) развитый ритмический слух.

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого и дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно.

Развитый ритмический слух - это способность воспроизводить (повторять) услышанный ритм. Многие люди не сомневаются, что ритм есть в музыке, но редко кто задумывался, что ритм есть еще и в речи, особенно в стихотворной.

Развитвать ритмический слух полезно как для развития музыкального слуха, так и для развития речи. Дома вы можете поиграть с детьми в музыкальные игры, направленные на развитие у детей ритмического слуха.

ИГРА 1 «Передай ритм».

Ход игры: Несколько человек становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши или отстукивая молоточком на металлофоне.

ИГРА 2 «Слушай и повтори».

Ход игры: В игре принимают участие несколько человек. У каждого в руках музыкальный инструмент. Ведущий проигрывает на ложках или на ксилофоне простой ритмический рисунок, игрокам следует повторить его.

ИГРА 3 «Песня гриба».

Ход игры: Ведущий проговаривает текст. У каждого участника игры в руках музыкальный инструмент, им необходимо повторить за ведущим текст и исполнить этот ритмический рисунок на музыкальных инструментах.

Дождь идет… дождь идет,

Дождь грибной… дождь грибной.

Я расту… я расту

Под сосной… под сосной.

Лес притих…. Лес притих

Под дождем… под дождем.

Еж сидит… еж сидит

Под кустом … под кустом.

ИГРА 4 «По какому предмету стучу? »

Цель: Учить различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровый и ритмический слух.

Ход игры: На столе за ширмой лежат деревянные палочки, треугольник, коробочки с горохом. Игрокам необходимо различить на слух предмет или музыкальный инструмент, из которого был извлечен звук.