|
Совместная творческая деятельность взрослых и детей в социальном проектировании Введение
Совместная творческая деятельность взрослых и детей в социальном проектировании
Введение. Современное социальное проектирование — это один из самых эффективных способов развития гражданского общества. Участие населения в выработке и принятии решения по проектам, их корректировке, в недопущении произвольных социальных решений представителей власти или частных лиц — одно из фундаментальных основ практики социального проектирования во многих странах. Включение общества в разных формах в процессы разработки и реализации.
В данной статье представлен опыт Князевой Г. А. по реализации социальных проектов при совместной творческой деятельности взрослых и детей.
Основная часть. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования - ускорение темпов развития общества. На современном этапе в образовании требуется выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе. Способность эффективно кооперироваться с другими людьми становится составной насущной потребностью в жизни, в обществе. Социальное проектирование при совместной творческой деятельности взрослых и детей способствует этому.
Первый социальный проект, разработанный обучающими Центра под руководством педагогов, «Праздник своими руками» (2008-2009 учебный год) стал победителем пятого конкурса «Сто классных проектов», который проводила Объединенная компания «Российский алюминий» и Благотворительная организация «Фонд «Центр социальных программ» (ЦСП, г. Красноярск). Основной целью этого проекта была организация совместной творческой деятельности взрослых и детей по изготовлению праздничных костюмов к детским праздникам, разработка сценариев детских праздников, организация и проведение совместных праздников в детском доме «Капельки», сделать жизнь маленьких жителей детского дома ярче, радостнее. Дети и взрослые, как детского дома, так и Центра, совместно разрабатывали эскизы моделей, подбирали материал для их пошива. Обучающиеся объединения «Дизайн и моделирование одежды» под руководством педагогов занимались пошивом костюмов.
На реализацию проекта «Праздник своими руками» было выделено 80000 рублей, что дало возможность для детского дома пошить около 20 костюмов, а для образовательного учреждения приобрести оборудование, канцелярские и расходные материалы. За счет статьи «Премия классу» девочки побывали в театре, поиграли в боулинг, поплавали в бассейне. Кроме этого на основании этого проекта обучающимися объединения «Дизайн и моделирование одежды» на НПК «Первые шаги в науку» был представлен проект «Новогодний фейерверк», где девочки продемонстрировали результаты своей практической деятельности, представили результаты анкетирования детей из детского дома.
В нашем Центре занимаются дети из многодетных семей, где по 3-4 школьника. И каждый новый учебный год родители собирают их в школу. В семье возникает проблема: как при наименьших материальных затратах одеть своих учеников в школу. И так, появился новый проект «Школьные годы», который был представлен в 2010 году на ежегодной городской конкурс общественных проектов по патриотическому воспитанию детей, подростков и молодёжи города Междуреченска «Междуреченск – город, в котором мне хочется жить!». Проект стал победителем конкурса «Муниципальный грант – 2010» и на его реализацию был выдан сертификат на 20000 рублей. Цель проекта: организация совместной творческой деятельности взрослых и детей, направленной на пошив и обновление одежды для школьников. Социальный проект «Школьная пора» выполнялся взрослыми (работниками Центра, родителями) и детьми - обучающимися Центра. Участники проекта - мамы и дети из многодетных семей, входящих в общественную организацию «Союз многодетных семей и матерей» города Междуреченска. В результате организации совместной деятельности детей и взрослых была изготовлена и отреставрирована школьная форма для детей из многодетных семей, в которой они приступили к занятиям в новом учебном году. Кроме этого на основании этого проекта обучающаяся объединения «Дизайн и моделирование одежды» на НПК «Первые шаги в науку» был представлен проект «Сарафан как школьная форма», где представила результаты исследования по теме и результаты своей практической деятельности.
Приобретенные навыки совместного сотрудничества детей и их родителей продолжились и в дальнейшем, как в сформированной творческой группе, так и за ее рамками, что послужило дальнейшему развитию проекта. Педагогический и ученический коллектив Центра запланировал реализацию следующего проекта «Школьные годы». Они представили его на конкурс школьных проектов («Мой класс – моей школе» в номинации «Не только учеба») Международного Института Развития «ЭкоПро» Образовательного портала «Мой университет» факультет «Проектной деятельности и фандрайзинга». Прежде чем представить этот проект, необходимо было доработать его в соответствии с формой проектного предложения данного конкурса. Для этого нам были представлены все необходимые материалы: Приложения к приложению, форма проектного предложения, практические рекомендации, пример проектного предложения, руководство по разработке школьных проектов, глоссарий по проектной деятельности, инструкция по размещению материалов. Учитывая все эти материалы, было составлено проектное предложение на конкурс, за что спасибо организаторам конкурса, и вот результат, в декабре 2010 года проект «Школьные годы» был отмечен дипломом III –й степени.
На этом достижении мы не остановились, для работы сформированной творческой группы при сотрудничестве детей и взрослых необходимо было новое современное оборудование. С этой целью в ноябре 2011 года был разработан проект «Создание швейной мастерской «Школьные годы» и представлен на сайт проекта « Мой учитель» при поддержке Благотворительного Фонда «Кто, если не Я?». Проект «Создание швейной мастерской «Школьные годы» был доработан в соответствии с требованиями организаторов конкурса проектов и в апреле 2012 года нам были выделены средства (85000 рублей) на приобретение оборудования. В июне 2012 года наш творческий коллектив получил все оборудование по проекту, весь учебный год проводились творческие мастерские. Результат социального проектирования - совместная творческая деятельность взрослых и детей продолжается…
Заключение. Социальное проектирование дает возможность обучающимся в более раннем возрасте приобрести личный опыт в социально – значимой деятельности, опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Совместная деятельность взрослых и детей оказывает положительное влияние на их духовное становление, способствует развитию ключевых компетенций, формирует практические социальные навыки, проектировочные умения, способствует жизненному самоопределению. Родители при социальном проектировании это соучастники совместной деятельности, работающие с детьми по принципу сотрудничества. Разработка социального проекта дает возможность во внеурочное время развиваться всему творческому коллективу, создавать места демонстрации успеха для участников проекта, и достигая успеха, не останавливаться на достигнутом, а продолжать разрабатывать новые социальные проекты.
Список литературы и использованных ресурсов:
Антонюк Г. А. Социальное проектирование: некоторые методологические аспекты. Минск, 1978
Луков В. А. Социальное проектирование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 350500 — Социальная работа. Москва: Московский гуманитарный ун-т: Флинта, 2010.
Образовательный портал "МОЙ УНИВЕРСИТЕТ" www.moi-universitet.ru
|
|
|