Главная страница

Счастье, это когда тебя понимают или знаете ли Вы, какой ребенок с Вами?


Скачать 47.5 Kb.
Название Счастье, это когда тебя понимают или знаете ли Вы, какой ребенок с Вами?
Дата 12.03.2016
Размер 47.5 Kb.
Тип Конспект

Конспект семинара для педагогов на тему:

«Счастье, это когда тебя понимают

или

знаете ли Вы, какой ребенок с Вами?»
В.А.Горковенко,

педагог-психолог МАДОУ д\с № 4 «Морячок»,

г-к Геленджик.
Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении с детьми.

Задачи:

- формирование умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в ДОУ;

- формирование способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать окружающих.

Оборудование и материалы: бейджики, ручки, карточки, стикеры в виде сердечка, табуляторы (9 шт), проектор, презентация.

Длительность: 45 мин.
Ход семинара:

  1. Разминка: Я очень рада видеть всех собравшихся. Для того, чтобы мы могли активно взаимодействовать друг с другом - напишите, пожалуйста, на бейджике так, как Вы бы хотели, чтобы сейчас к Вам обращались.


Упражнение «Приветствие» (5 мин.)

Поприветствуйте друг друга словом «Здравствуйте!» с тем оттенком, который написан у Вас на карточке (с оттенком страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия).


  1. Актуальность проблемы. (7 мин.)

«Только в книжках любят Томов Сойеров. А в жизни их не любят ни в детском саду, ни в школе (из признаний плачущей мамы).

С какими только характерами не приходится сталкиваться воспитателю за свою профессиональную жизнь! Давайте присмотримся к ним вместе, используя широко известные литературные типы. Как раз и начнем с Тома Сойера – не правда ли, хорошо известный всем тип!? Подвижный, деятельный, склонный к рискованным решениям и поступкам ребенок (необязательно мальчик, может быть и девочка). Свои рискованный замыслы он обязательно стремится осуществить. Часто руководствуется только собственными, далеко не полными представлениями о том, что можно и чего нельзя. Всегда готов к чему-либо таинственному и страшному. Ценит переживания,, может быть и не осознавая этого.

К Тому Сойеру примыкают, составляя как бы одну с ним компанию, Карлосон и Буратино, каждый еще и со своими особенностями.

Буратино – более прост по сравнению с Томом Сойером, но чрезвычайно любопытен. Как и Том Сойер, всегда лидер. Жизнерадостен, находчив, никогда не унывает. Хочет исполнения своих желаний сразу и всех.

Знакомый типаж, не так ли?

Чтобы немного отдохнуть от непоседливых Буратино, перейдем к «спокойным» типажам.

Золушка - ребенок, всегда стремящийся помочь и услужить другим: детям и взрослым. Часто это происходит ради того, чтобы приняли в игру, например дали поиграть привлекательной игрушкой, которая принадлежит другим детям. Обычно не жалуется, не плачет на виду у окружающих. В группе им даются самые «непрестижные» поручения, но для спокойной (по старой схеме) работы воспитателя такие дети удобны.

Мальчик с пальчик – обычно это маленький ростом, меньше всех в группе ребенок. Он очень сообразителен, придумывает интересные игры, новые забавы, является лидером в группе. Любим детьми и взрослыми (когда не нарушает общий порядок в группе, хотя Мальчику с пальчик многое прощается).

Мямлик – стеснительный, замкнутый ребенок. Как правило, его не выбирают для выступлений на праздниках. Подразумевается, что такой ребенок испугается, застесняется и испортит хорошо подготовленный праздничный сценарий. Обычно ему (ей) не хватает флажка, бубна и других атрибутов, а также места на скамейке, когда все остальные дети рассядутся.

Маленький Мук – ребенок, которого дети, часто втайне от взрослых, выбирают своей жертвой. Они издеваются, насмехаются над его внешностью, одеждой, прической, словами и поступками. Если не начинается открытая травля, то воспитатель может и не догадываться о страданиях Маленького Мука.

Мальвина – красивый, хорошо и модно одетый ребенок, всегда выделяемый взрослыми. В своих поучениях и наставлениях подражает взрослым. В группе такой ребенок очень часто правая рука воспитателя. На праздниках он постоянно «солирует». Отличается повадками начинающей «звезды».

И совсем другое дело: Щербатый – Гроза Арбата – драчливый ребенок, которого побаиваются другие дети. Обычно это лидер, перед которым заискивают. Не подчиняется распоряжениям взрослых, любит настаивать на своем.

Царевна-Несмеяна (Ревушка-Коровушка) – плаксивый ребенок, очень обидчивый и, как часто считают взрослые, капризный. В отличие от Золушки свой плач обычно адресует либо конкретному человеку,либо целой группе. Своим плачем и капризами может довести взрослых до белого каления.

Итак, мы описали несколько типичных применительно к современным детям образцов поведения. В жизни их, конечно, гораздо больше. Однако может быть и так, что в детском саду ребенок – Золушка, а дома – Буратино и т.п. Дети очень чувствительны к отношению к ним взрослых и сверстников, и, поскольку отношение может быть разным, соответственно этому будет меняться и тип поведения.

Может быть и другое: взрослые (воспитатель или родители) начинают считать, что ребенок – Том Сойер или Золушка, и как бы подталкивают его к этому типу. Всем известная и не раз критикуемая система ярлыков особенно вредна в детстве.

Но все-таки какие же дети для воспитателя предпочтительнее, с какими детьми воспитателю хочется общаться?
3 Оценка личностного отношения участника к проблеме. (5 мин.)

Предлагаю вам сделать свой выбор: «С каким типажом Вам было бы комфортнее работать?»

«А теперь выберите, пожалуйста, с каким типажом, вам было бы работать сложнее?» Спасибо за ваш выбор.
4.Работа в подгруппах. (15 мин.: 5 мин. На подготовку к выступлению, на представление результата подгрупповой работы 10 мин., по 5 мин на подгруппу)

Уважаемые участники, обратите внимание на ваши карточки, с которыми мы работали в самом начале. Они у нас желтого и красного цвета. Разделитесь, пожалуйста, на две группы, в соответствии с цветом карточки.

Сейчас вы в группах рассмотрите типажи, которые набрали больше всего голосов.

Задачи для подгруппы:

  1. проанализировать плюсы и минусы данного типажа.

  2. предложить педагогические приемы, которые помогут воспитателю раскрыть положительные стороны данного типажа.


5. Заключение, подведение итогов. (5 мин)

Давайте вернемся к нашему выбору, с каким типажом вам было бы комфортнее работать? Есть у кого-нибудь желание изменить свой выбор? Можете это сделать.

А может быть действительно права мама, с признаний которой начался наш разговор, и обаяние таких детей нам понятно и приятно лишь в книгах и фильмах? Мы смеемся, радуемся вместе с ними, умиляемся их бурлящей энергии. Но в группе? Том Сойеров и Буратино даже страшно представить. А может быть, в них и есть соль земли? Ведь такую бьющую через край энергию, лукавое озорство, неординарные выдумки да направить в русло творчества. Может быть, в этом и состоит искусство воспитателя? Давайте просто задумаемся…

Спасибо за работу!