|
Конфликты с взрослеющими детьми «Конфликт это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона»
Конфликты с взрослеющими детьми
«Конфликт - это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона» (У. Линкольн).
«Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимание» (У. Джеймс).
«Бывают обстоятельства, когда прощение производит гораздо более сильную моральную встряску, чем произвело бы в данном случае наказание» (В. А. Сухомлинский).
«Воспитание детей - это лёгкое дело, когда оно делается без трёпки нервов, в порядке здоровой, спокойной, нормальной, разумной и весёлой жизни» (А. С. Макаренко).
«От любви до ненависти один шаг, а от ненависти до любви - километры шагов» (Сенека).
Вэльюсен: «Порка - это первый вершок аршинной дубины насилия. Именно из нее рождаются драки, а в конце концов - убийства, изнасилования, терроризм».
«Конфликт - это болезненное состояние его участников, которое может привести либо к примирению, либо к отчуждению».
Способы известного психолога Добсона:
Отнеситесь к человеку, вызвавшему у вас раздражение своим поведением, с пониманием. Попытайтесь поставить себя на его место и ощутить его переживания.
Попытайтесь понять мотив поведения человека.
Это трудно, но попробуйте ответить добротой на проявление враждебности с чьей-то стороны.
Памятка «Правила общения при конфликте с ребенком»
Будучи в позиции слушающего:
- проявляйте терпимость: не прерывайте ребёнка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это; помните, что ваша задача как слушающего - помочь ребёнку в выражении, высказывании своих проблем;
- не давайте оценок ребёнку: если вы будете оценивать его чувства, то он станет защищаться или противоречить вам; старайтесь действительно понимать ребёнка;
- не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте - это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал; часто бывает трудно побороть желание дать совет, особенно когда ребёнок может рассчитывать на него с самого начала - и всё же пусть ребёнок совершит достаточную душевную работу по самостоятельному поиску выхода из трудной ситуации.
Будучи в позиции говорящего:
- не обвиняйте - не говорите, что всё произошло из-за недостатков ребенка, и не обвиняйте кого-то ещё в том, что случилось;
- не придумывайте - не говорите ребенку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;
- не защищайтесь - сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребёнок;
- не характеризуйте - не описывайте личность ребёнка, тем более говоря: «ты невнимателен, эгоистичен, неопытен, молод» и т. п., старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу;
- не обобщайте - избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения ребенка, приводите в пример конкретные факты и ситуации, которые вы оба с ребенком хорошо помните.
|
|
|