Главная страница

Ментальная карта как условие развития мировоззренческих убеждений учащихся


Скачать 53.11 Kb.
Название Ментальная карта как условие развития мировоззренческих убеждений учащихся
Дата 25.02.2016
Размер 53.11 Kb.
Тип Документы

Ментальная карта как условие развития мировоззренческих убеждений учащихся

Базарова Лхамажап Содбоевна, учитель истории и

обществознания МОУ «Кусочинская средняя

общеобразовательная школа»

Воспитание юного гражданина становится проблемой, влияющей на дальнейшее развитие страны. Содержательным ядром воспитания должно быть гражданско-патриотическое, которое является основой для преодоления негативных тенденций среди молодежи. Поэтому задача учителя истории на сегодняшний день, в первую очередь, на учебной урочной части воспитание в ребенке гражданственности и патриотизма, идентифицирующего себя как представителя крупной европейской державы и то же время толерантного гражданина демократического общества. Понятия «гражданственность», «патриотизм», «демократия» относятся к социальным ценностям, составляя важнейшую черту мировоззрения человека. Мировоззрение является фундаментальным социальным качеством человека, формируется с детства и закладывает ядро личности.

Изменение парадигмы воспитания ставят в главу угла проблему формирования мировоззрения ребенка на уровне школы. Учитель, умело подталкивая и направляя, не навязывая своей позиции, помогает своим ученикам в процессе становления мировоззрения. Применение ментальных карт на уроках по истории является одним из условий решения данной проблемы. В последние по десятилетия, как пишет политолог А. И Миллер, широкую популярность среди историков и политологов приобрели исследования в области «mental mapping». Понятие «ментальная карта» («mental map», kognitive Landkarte) был впервые введено Е.С.Толманом в 1948[1]. Главные работы по этой тематике в 70-е годы были выполнены географом Р.М.Доунзом и психологом Д.Стеа. Они определяют ментальную картографию как «абстрактное понятие, охватывающее те ментальные и духовные способности, которые дают нам возможность собирать, упорядочивать, хранить, вызывать из памяти и перерабатывать информацию об окружающем пространстве». Следовательно, ментальная карта - это созданное человеком изображение части окружающего пространства. Субъективный фактор в ментальной картографии ведёт к тому, что ментальные карты могут варьироваться в зависимости от того, под каким углом человек смотрит на мир. Несложно предположить, что в разных странах мира детям по-разному «рассказывают историю» (М. Ферро) используют для этого разные исторические карты. Исторические карты несут в себе определенную информацию, которые должны быть объектом критического анализа современных российских школьников [2]. Так, анализ картографических материалов в школьных учебника и атласах показывает, что пространственные образы, которые транслируют, представляют собой мощный инструмент влияния на мышление и систему ценностей современного человека, на обретение чувства собственной принадлежности к определенной стране и ее истории. Поэтому важны учителю, не только знания детей по тем или иным темам истории, а их система ценностей.

В данном ракурсе мы учителя можем способствовать формированию у детей таких пространственных представлений, которые идентифицировали его как представителя «крупной европейской державы». В условиях профильной школы появляется возможность использования технологии составления ментальных карт. Кроме воспитательных целей применения этой технологии существуют и другие факторы как модель развития школы, которая реализует профильное обучение через ИОМ- индивидуальные образовательные маршруты. Выбирают общественные дисциплины, в основном юноши. Еще психологами доказано, что единственное половое отличие- это более развитое пространственное представления у мальчиков. Существует психолого- педагогическая характеристика, которая дает возможность применения ментальных карт. Используя эти факторы проводится специальные занятия как одна из форм личностно- ориентированного урока.

Школьники рисуют ментальную карту по темам или разделу, например «Восточно- славянские племена и их соседи», «Политическая раздробленность Руси», «Монгольские завоевания», «Объединение русских земель вокруг Москвы», «Отечественная война 1812 г», «Революция 1917 года», «Великая Отечественная война», «Распад СССР», опираясь на собственные знания, представления и воображения. Темы выбираются учителем переломные и знаковые для истории страны и вызывающие интерес у ребят. При составлении ментальной карты учащимися по теме «Распад СССР» наблюдается неоднозначная реакция. Даже современный школьник очень близко воспринимает и связывает с собственной жизнью эти события. Это ими воспринимается как геополитическая катастрофа, которая практически изменила не только карту страны, мира, но и судьбы миллионов людей. Здесь прослеживается высокая эмоциональная мотивация у старшеклассников.

У учителя широкое поле деятельности по коррекции не только знания, но и ценностных установок школьников. Именно мнение учителя, которое подытоживает работу по выявлению ментальности, является наиболее важным и ценным для учащихся. Выполнение данных заданий актуализирует раннее полученные знания, выявляет пробелы в знаниях и вопросы, которые наиболее интересны учащимся. Составлению ментальной карты можно посвятить целые уроки: получение новых знаний, повторительно-обобщающие или же на разных его этапах как один из эффективных методов осознанного восприятия учениками истории. Даже может стать прологом проблемного урока, где рассматривается вопросы и перспективы постиндустриальной цивилизации, современной России, в частности, если эти темп вызывают личностный интерес продолжить исследовательскими работами или маленьким сообщениями, учитывая его желания, субъектный опыт. Ментальная карта одновременно является эффективным средством диагностики личных пространственных представлений учащихся, за которым стоит уже сложившаяся система взглядов на мир, определенная жизненная позиция, ценностные ориентации. Ориентации, которые можно и нужно направлять, управлять через систему тематических уроков. Ментальная карта - важнейшее средство самоидентификации и самоуважения и поэтому очень важную роль в гуманизации школьного исторического образования, в личностно-ориентированном обучении. Обладая мощным воспитательным потенциалом, помогает воспитывать гражданина России, патриота страны. Проектирование ментальной карты актуализирует ранее полученные знания, выявляет пробелы и выявляет вопросы, которые наиболее интересны учащимся. Дает возможность продолжить исследовательскими работами сильных учащихся, а для менее подготовленных - подготовить сообщения, учитывая желания. Само составление собственной карты через рисование не только разнообразит деятельность учащихся, но и повышает мотивацию к изучению предмета.

Таким образом, составление ментальной карты выполняет не только обучающие задачи, повышает мотивацию к обучению, к осознанному восприятию мира и своего места в нем.

Составление карты является одним из способов активизации школьников, направленной на формирование нового, свободного человека, обладающего собственным мировоззрением и способным активно отстаивать свою точку зрения.

Список использованной литературы


  1. . E.C. Tolman, Cognitive Maps in Rats and Men, in: Psychological Review 55.1948, P. 189-208. Обзор работ психологов и географов по этой теме см. в статье немецкого исследователя Беньямина Ф. Шенка в кн. Миллер А. И. (ред.) Регионализация посткоммунистической Европы. (Серия "Политические исследования" №4, 2001) Москва, ИНИОН, 2001, на которую я и опираюсь в этой части своей статьи. R.M. Downs, D. Stea, Maps in Minds. Reflections on Cognitive Mapping, New York 1977.

  2. Стрелова О. Ю. Исторические карты как образ «своего» и «чужого» //
    Преподавание истории и обществознания в школе. — 2002. — №7.

  3. Бауман 3. Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячилетия. Индивидуальное общество. — М., 2003.

  4. Борисюк В. И Основные идеи и идеологии постиндустриального общества: особенности эволюции в информационном мире // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004. - №4.

  5. Ворожейкина Н. И. Формирование пространственных представлений учащихся в основной школе // Преподавание истории и обществознания в школе,- 2004. -№9.

  6. Дебердеева Т. X. Новые ценности образования в условиях информационного общества // Инновации в образовании. — 2005. — №3. — С.5-12.

  7. Миллер А. И. Ментальная карта истории и связанные с ними опасности. — М.: Смысл, 2004.