Главная страница

Методическое пособие для работников мбу цгипвдиМ «Кадет» по профилактике правонарушений несовершеннолетних воспитанников


Скачать 0.93 Mb.
Название Методическое пособие для работников мбу цгипвдиМ «Кадет» по профилактике правонарушений несовершеннолетних воспитанников
страница 1/5
Дата 09.03.2016
Размер 0.93 Mb.
Тип Методическое пособие
  1   2   3   4   5

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК

УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ СЕМЬИ И МОЛОДЕЖИ

Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи «Кадет»



Методическое пособие для работников МБУ ЦГиПВДиМ «Кадет» по профилактике правонарушений несовершеннолетних воспитанников

г.Ноябрьск, 2012 г.

Данное пособие разрабатывалось в целях систематизации и стандартизации работы по профилактике правонарушений в учреждениях сферы молодежной политики и является методическим пособием для специалистов Муниципального бюджетного учреждения «Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи «Кадет».

Пособие рассмотрено на заседании методического совета МБУ ЦГиПВДиМ «Кадет», и может быть рекомендовано для специалистов учреждений подведомственных УДСМ.

Задачей данного методического пособия является предоставление практических советов, позволяющих организовать работу по профилактике правонарушений в условиях муниципального бюджетного учреждения, в том числе начинающим специалистам.

Введение
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.

Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет.

Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании.

Возрастные особенности несовершеннолетних требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту.
Работа по профилактике правонарушений в учреждениях сферы молодежной политики направлена на:

- содействие воспитанникам, находящимся в социально опасном положении, вовлечение их в досуговые, спортивные и гражданско-патриотические мероприятия;

- создание условий для овладения воспитанниками практическими навыками обеспечения безопасности жизнедеятельности; развитие потребности в здоровом образе жизни;

- создание условий для нравственного, духовного и гражданско-патриотического воспитания детей и подростков.
Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:

Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Административным Кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Нормативно-правовые основы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Основные законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

  1. Конвенция о правах ребенка

  2. Конституция Российской Федерации

  3. Законы Российской Федерации:

-«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996г. №12-ФЗ в редакции Федеральных законов от 16.11.1997г. №144-ФЗ, от 20.06.2000г. №102-ФЗ, от 7.08.2000г.№122-ФЗ, от27.12.2000г. №150-ФЗ, от 30.12.2001г. №194-ФЗ, от 13.02.2002г. №20-ФЗ, от 21.03.2002г. №31-ФЗ, от 25.06.2002г. №71-ФЗ, от 25.07.2002г. №112-ФЗ, от 24.12.2002г. №176-ФЗ, от 10.01.2003г. №11-ФЗ, от 7.07.2003г. №123-ФЗ, от 8.12.2003г. №169-ФЗ, от 23.12.2003г. №186-ФЗ, от 5.03.2004г. №9-ФЗ

-«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6.10.1999г. №184-ФЗ в ред. Федеральных законов от 29.07.2000г. №106-ФЗ, от 08.02.2001г. №3-ФЗ, от 07.05.2002г. №47-ФЗ, от 24.07.2002г.№ 107-ФЗ, от 11.12.2002г. №169-ФЗ, от 04.07.2003г. №95-ФЗ, от 19.06.2004г. №53-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 07.06.2000г. №10-П, от 12.04.2002г. №9-П)

-«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. №131-ФЗ в ред. Федеральных законов от 19.06.2004г. №53-ФЗ, от 12.08.2004г. №99-ФЗ

- «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ

- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации» от 7.07.2003г. № 111-ФЗ

-«О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» от 25.06.1998г. №90-ФЗ

  1. Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

  3. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.09.2009 № 70-ЗАО «О молодежной политике в Ямало-Ненецком автономном округе»;

- Устав муниципального образования город Ноябрьск (принят Решением Городской Думы от 01.11.2008 № 399-Д).

7. Постановление Администрации города Ноябрьска от 18.01.2011 № П-42 «Об утверждении комплексного плана мероприятий по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» на территории муниципального образования город Ноябрьск в 2011 году».

8. Положение об управлении по делам семьи и молодежи Администрации города Ноябрьска, утвержденное постановлением главы муниципального образования город Ноябрьск от 16.05.2005 № П-560.

9. Иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа и города Ноябрьска.

Примерная номенклатура дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Все документы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны быть систематизированы, распределены по отдельным блокам и размещены в специальных папках.

В учреждении документально-информационная база, регламентирующая организацию и осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений, может включать:

1. Законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений.

2. Информационно-аналитические материалы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (информации, справки, отчеты, доклады, выступления).

3. Статистическая информация по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (общее количество воспитанников в учреждении, информация органов внутренних дел о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних, в том числе воспитанников учреждения, информация органов Департамента по молодежной политике ЯНАО, учреждений здравоохранения, социальной защиты о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, банки данных:

- несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН иЗП;

-несовершеннолетних из многодетных семей;

-несовершеннолетних из семей, имеющих одного родителя;

-несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-опекаемых несовершеннолетних детей и детей из патронатных семей;

-несовершеннолетних из семей с низким материальным уровнем;

-несовершеннолетних детей-инвалидов.

4. Методическое обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений (методические рекомендации, сборники, статьи, материалы научно-практических конференций, семинаров, методические разработки, сценарии мероприятий).

5. Внутриучрежденческий контроль по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (график контроля, формы контроля, программы контроля, аналитические справки, приказы по итогам контроля).

6. Протоколы совещаний по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (протоколы совещаний при директоре, административных совещаний, педагогических советов, методических советов).

7. Выполнение предписаний надзорных органов (предписания и протесты прокуратуры, акты, справки выше стоящих органов, рекомендации, планы мероприятий, приказы по устранению недостатков и исключению фактов нарушений законодательства).

8 .Работа с родительской общественностью по предотвращению детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений (рекомендации, повестки и протоколы родительских собраний).

У каждого специалиста, инструктора должны быть сведения об воспитанниках, содержащие информацию социального характера, личностные особенности детей, информацию о родителях или лицах их замещающих.
Методика экспресс-диагностики
Методика диагностики форм агрессии А. Басса и Д. Арки

Многие ситуации (профессиональное ориентирование, подбор команд для участия в спортивных и иных соревнованиях, проведение групповых тренингов, в частности выездных многодневных тренингов, специальных тренингов) требуют определения уровня и формы реализации агрессии у подростка. Сложные диагностические методики доступны только профессиональному психологу, но во многих случаях столь глубокое исследование не является необходимым. Поэтому можно использовать в работе по профилактике безнадзорности простую и эффективную упрощенную методику А. Басса и Д. Арки (в адаптации А. К. Осницкого, 1954), с которой может работать любой специалист, а при желании — и родители подростков. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и Д. Арки (табл. 3) включает определение:

1) физической агрессии — агрессии, выражающейся в непосредственном физическом воздействии на людей (драки, нанесение телесных повреждений, убийство, терроризм); 
2) вербальной агрессии — агрессии, выражающейся в брани, крике, сплетнях, клевете и т. д.; 
3) косвенной агрессии — агрессии, перенесенной на неживые предметы, животных; 
4) негативизма — чувства противоречия, отвержения, отторжения общественных стереотипов и принятых в обществе форм поведения; 
5) раздражительности — скорости развития агрессивных и защитных реакций; 
6) подозрительности; 
7) обиды — внутреннего переживания ущемления собственных реальных или мнимых прав
8) чувства вины — переживания собственного положения в качестве ущемляющего права иных лиц.

Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и Д. Арки



Вопрос

Да

Пожалуй, да

Пожалуй, нет

Нет

1

Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо













2

Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю













3

Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь













4

Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню













5

Не всегда получаю то, что мне положено













6

Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной













7

Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать













8

Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести













9

Мне кажется, что я не способен ударить человека













10

Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи













11

Всегда снисходителен к чужим недостаткам













12

Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его













13

Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства













14

Меня настораживают люди, которые относятся ко мне дружелюбнее, чем я ожидаю













15

Часто бываю не согласен с людьми













16

Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь













17

Если кто-то ударит меня, я не отвечу ему













18

В раздражении хлопаю дверьми













19

Я более раздражителен, чем кажется со стороны













20

Если кто-то корчит из себя начальника, я пойду ему наперекор













21

Меня немного огорчает моя судьба













22

Думаю, что многие люди не любят меня













23

Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной













24

Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины













25

Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку













26

Я не способен на грубые шутки













27

Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются













28

Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались













29

Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится













30

Довольно многие завидуют мне













31

Требую, чтобы люди уважали мои права













32

Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей













33

Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу













34

От злости иногда бываю мрачным













35

Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь













36

Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания













37

Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть













38

Иногда мне кажется, что надо мной смеются













39

Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям













40

Хочется, чтобы мои грехи были прощены













41

Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня













42

Обижаюсь, когда получается не по-моему













43

Иногда люди раздражают меня своим присутствием













44

Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел













45

Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам»













46

Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю













47

Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею













48

Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь













49

С десяти лет у меня не было вспышек гнева













50

Часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться













51

Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить













52

Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать приятное для меня













53

Когда кричат на меня, кричу в ответ













54

Неудачи огорчают меня













55

Дерусь не реже и не чаще других













56

Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что ломал первую попавшуюся в руки вещь













57

Иногда чувствую, что готов первым начать драку













58

Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо













59

Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю













60

Ругаюсь только от злости













61

Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть













62

Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее













63

Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу













64

Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся













65

У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить













66

Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает













67

Часто думаю, что живу неправильно













68

Знаю людей, которые способны довести меня до драки













69

Не огорчаюсь из-за мелочей













70

Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня













71

Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение













72

В последнее время я стал занудой













73

В споре часто повышаю голос













74

Стараюсь скрывать плохое отношение к людям













75

Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить












Ключ к методике. При обработке данных в обычных условиях ответы «Да» и «Пожалуй, да» суммируются, «Нет» и «Пожалуй, нет» суммируются. Ответ на вопрос со знаком «–» регистрируется с противоположным знаком. Сумма баллов, умноженная на К, позволяет получить нормированные показатели (табл. 4).

Индекс агрессивности = («1» + «2» + «3») : 3.

Индекс враждебности = («6» + «7») : 2.

«1». Физическая агрессия, К = 11.

1 +, 9 –, 17 –, 25 +, 33 +, 41 +, 48 +, 55 +, 62 +, 68 +

«2». Вербальная агрессия, К = 8.

7 +, 15 +, 23 +, 31 +, 39 –, 46 +, 53 +, 60 +, 66 – , 71 +

73 +, 74 –, 75 –

«3». Косвенная агрессия, К = 13.

2 +, 10 +, 18 +, 26 –, 34 +, 42 +, 49 –, 56 +, 63 +

«4». Негативизм, К = 20.

4 +, 12 +, 20 +, 28 +, 36 –

«5». Раздражение, К = 9.

3 +, 11 –, 19 +, 27 +, 35 – , 43 +, 50 +, 57 +, 64 +, 69 –, 72 +

«6». Подозрительность, К = 11.

6 +, 14 +, 22 +, 30 +, 38 +, 45 +, 52 +, 59 +, 65 –, 70 –

«7». Обида, К = 13.

5 +, 13 +, 21 +, 29 +, 37 +, 44 +, 51 +, 58 +

«8». Чувство вины, К = 11.

8 +, 16 +, 24 +, 32 +, 40 +, 47 +, 54 +, 61 +, 6
Бланк анализа результатов**


1

3

5

4

7

6

2

8

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43




44

45

46

47

48

49

50




51

52

53

54

55

56

57




58

59

60

61

62

63

64







65

66

67

68




69







70

71










72










73






















74






















75




Коэффициенты

11

13

9

20

13

11

8

11

Баллы

























Нормированные показатели




















































Индекс агрессивности =

Индекс враждебности =



Методические материалы для проведения бесед с подростками

по профилактике правонарушений
Агрессивное поведение – поведение, при котором наблюдается причинение ущерба физическому или психическому здоровью одного лица (или группы лиц) другому лицу, либо группе лиц.

Аутоагрессивное поведение – различные формы нанесения самоповреждений (вред своему психическому и физическому здоровью).
  1   2   3   4   5