РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК
УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ СЕМЬИ И МОЛОДЕЖИ
Муниципальное бюджетное учреждение
«Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи «Кадет»
Методическое пособие для работников МБУ ЦГиПВДиМ «Кадет» по профилактике правонарушений несовершеннолетних воспитанников
г.Ноябрьск, 2012 г.
Данное пособие разрабатывалось в целях систематизации и стандартизации работы по профилактике правонарушений в учреждениях сферы молодежной политики и является методическим пособием для специалистов Муниципального бюджетного учреждения «Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи «Кадет».
Пособие рассмотрено на заседании методического совета МБУ ЦГиПВДиМ «Кадет», и может быть рекомендовано для специалистов учреждений подведомственных УДСМ.
Задачей данного методического пособия является предоставление практических советов, позволяющих организовать работу по профилактике правонарушений в условиях муниципального бюджетного учреждения, в том числе начинающим специалистам.
Введение
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.
Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет.
Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании.
Возрастные особенности несовершеннолетних требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту.
Работа по профилактике правонарушений в учреждениях сферы молодежной политики направлена на:
- содействие воспитанникам, находящимся в социально опасном положении, вовлечение их в досуговые, спортивные и гражданско-патриотические мероприятия;
- создание условий для овладения воспитанниками практическими навыками обеспечения безопасности жизнедеятельности; развитие потребности в здоровом образе жизни;
- создание условий для нравственного, духовного и гражданско-патриотического воспитания детей и подростков.
Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Административным Кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Нормативно-правовые основы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Основные законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Конвенция о правах ребенка
Конституция Российской Федерации
Законы Российской Федерации:
-«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996г. №12-ФЗ в редакции Федеральных законов от 16.11.1997г. №144-ФЗ, от 20.06.2000г. №102-ФЗ, от 7.08.2000г.№122-ФЗ, от27.12.2000г. №150-ФЗ, от 30.12.2001г. №194-ФЗ, от 13.02.2002г. №20-ФЗ, от 21.03.2002г. №31-ФЗ, от 25.06.2002г. №71-ФЗ, от 25.07.2002г. №112-ФЗ, от 24.12.2002г. №176-ФЗ, от 10.01.2003г. №11-ФЗ, от 7.07.2003г. №123-ФЗ, от 8.12.2003г. №169-ФЗ, от 23.12.2003г. №186-ФЗ, от 5.03.2004г. №9-ФЗ
-«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6.10.1999г. №184-ФЗ в ред. Федеральных законов от 29.07.2000г. №106-ФЗ, от 08.02.2001г. №3-ФЗ, от 07.05.2002г. №47-ФЗ, от 24.07.2002г.№ 107-ФЗ, от 11.12.2002г. №169-ФЗ, от 04.07.2003г. №95-ФЗ, от 19.06.2004г. №53-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 07.06.2000г. №10-П, от 12.04.2002г. №9-П)
-«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. №131-ФЗ в ред. Федеральных законов от 19.06.2004г. №53-ФЗ, от 12.08.2004г. №99-ФЗ
- «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ
- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации» от 7.07.2003г. № 111-ФЗ
-«О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» от 25.06.1998г. №90-ФЗ
Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.09.2009 № 70-ЗАО «О молодежной политике в Ямало-Ненецком автономном округе»;
- Устав муниципального образования город Ноябрьск (принят Решением Городской Думы от 01.11.2008 № 399-Д).
7. Постановление Администрации города Ноябрьска от 18.01.2011 № П-42 «Об утверждении комплексного плана мероприятий по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» на территории муниципального образования город Ноябрьск в 2011 году».
8. Положение об управлении по делам семьи и молодежи Администрации города Ноябрьска, утвержденное постановлением главы муниципального образования город Ноябрьск от 16.05.2005 № П-560.
9. Иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа и города Ноябрьска.
Примерная номенклатура дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Все документы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны быть систематизированы, распределены по отдельным блокам и размещены в специальных папках.
В учреждении документально-информационная база, регламентирующая организацию и осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений, может включать:
1. Законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений.
2. Информационно-аналитические материалы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (информации, справки, отчеты, доклады, выступления).
3. Статистическая информация по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (общее количество воспитанников в учреждении, информация органов внутренних дел о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних, в том числе воспитанников учреждения, информация органов Департамента по молодежной политике ЯНАО, учреждений здравоохранения, социальной защиты о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, банки данных:
- несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН иЗП;
-несовершеннолетних из многодетных семей;
-несовершеннолетних из семей, имеющих одного родителя;
-несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-опекаемых несовершеннолетних детей и детей из патронатных семей;
-несовершеннолетних из семей с низким материальным уровнем;
-несовершеннолетних детей-инвалидов.
4. Методическое обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений (методические рекомендации, сборники, статьи, материалы научно-практических конференций, семинаров, методические разработки, сценарии мероприятий).
5. Внутриучрежденческий контроль по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (график контроля, формы контроля, программы контроля, аналитические справки, приказы по итогам контроля).
6. Протоколы совещаний по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (протоколы совещаний при директоре, административных совещаний, педагогических советов, методических советов).
7. Выполнение предписаний надзорных органов (предписания и протесты прокуратуры, акты, справки выше стоящих органов, рекомендации, планы мероприятий, приказы по устранению недостатков и исключению фактов нарушений законодательства).
8 .Работа с родительской общественностью по предотвращению детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений (рекомендации, повестки и протоколы родительских собраний).
У каждого специалиста, инструктора должны быть сведения об воспитанниках, содержащие информацию социального характера, личностные особенности детей, информацию о родителях или лицах их замещающих.
Методика экспресс-диагностики
Методика диагностики форм агрессии А. Басса и Д. Арки
Многие ситуации (профессиональное ориентирование, подбор команд для участия в спортивных и иных соревнованиях, проведение групповых тренингов, в частности выездных многодневных тренингов, специальных тренингов) требуют определения уровня и формы реализации агрессии у подростка. Сложные диагностические методики доступны только профессиональному психологу, но во многих случаях столь глубокое исследование не является необходимым. Поэтому можно использовать в работе по профилактике безнадзорности простую и эффективную упрощенную методику А. Басса и Д. Арки (в адаптации А. К. Осницкого, 1954), с которой может работать любой специалист, а при желании — и родители подростков. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и Д. Арки (табл. 3) включает определение:
1) физической агрессии — агрессии, выражающейся в непосредственном физическом воздействии на людей (драки, нанесение телесных повреждений, убийство, терроризм);
2) вербальной агрессии — агрессии, выражающейся в брани, крике, сплетнях, клевете и т. д.;
3) косвенной агрессии — агрессии, перенесенной на неживые предметы, животных;
4) негативизма — чувства противоречия, отвержения, отторжения общественных стереотипов и принятых в обществе форм поведения;
5) раздражительности — скорости развития агрессивных и защитных реакций;
6) подозрительности;
7) обиды — внутреннего переживания ущемления собственных реальных или мнимых прав;
8) чувства вины — переживания собственного положения в качестве ущемляющего права иных лиц.
Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и Д. Арки
№
|
Вопрос
|
Да
|
Пожалуй, да
|
Пожалуй, нет
|
Нет
|
1
|
Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо
|
|
|
|
|
2
|
Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю
|
|
|
|
|
3
|
Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь
|
|
|
|
|
4
|
Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню
|
|
|
|
|
5
|
Не всегда получаю то, что мне положено
|
|
|
|
|
6
|
Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
|
|
|
|
|
7
|
Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать
|
|
|
|
|
8
|
Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести
|
|
|
|
|
9
|
Мне кажется, что я не способен ударить человека
|
|
|
|
|
10
|
Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи
|
|
|
|
|
11
|
Всегда снисходителен к чужим недостаткам
|
|
|
|
|
12
|
Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его
|
|
|
|
|
13
|
Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства
|
|
|
|
|
14
|
Меня настораживают люди, которые относятся ко мне дружелюбнее, чем я ожидаю
|
|
|
|
|
15
|
Часто бываю не согласен с людьми
|
|
|
|
|
16
|
Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь
|
|
|
|
|
17
|
Если кто-то ударит меня, я не отвечу ему
|
|
|
|
|
18
|
В раздражении хлопаю дверьми
|
|
|
|
|
19
|
Я более раздражителен, чем кажется со стороны
|
|
|
|
|
20
|
Если кто-то корчит из себя начальника, я пойду ему наперекор
|
|
|
|
|
21
|
Меня немного огорчает моя судьба
|
|
|
|
|
22
|
Думаю, что многие люди не любят меня
|
|
|
|
|
23
|
Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
|
|
|
|
|
24
|
Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины
|
|
|
|
|
25
|
Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку
|
|
|
|
|
26
|
Я не способен на грубые шутки
|
|
|
|
|
27
|
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
|
|
|
|
|
28
|
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались
|
|
|
|
|
29
|
Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится
|
|
|
|
|
30
|
Довольно многие завидуют мне
|
|
|
|
|
31
|
Требую, чтобы люди уважали мои права
|
|
|
|
|
32
|
Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей
|
|
|
|
|
33
|
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу
|
|
|
|
|
34
|
От злости иногда бываю мрачным
|
|
|
|
|
35
|
Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь
|
|
|
|
|
36
|
Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания
|
|
|
|
|
37
|
Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть
|
|
|
|
|
38
|
Иногда мне кажется, что надо мной смеются
|
|
|
|
|
39
|
Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям
|
|
|
|
|
40
|
Хочется, чтобы мои грехи были прощены
|
|
|
|
|
41
|
Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
|
|
|
|
|
42
|
Обижаюсь, когда получается не по-моему
|
|
|
|
|
43
|
Иногда люди раздражают меня своим присутствием
|
|
|
|
|
44
|
Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел
|
|
|
|
|
45
|
Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам»
|
|
|
|
|
46
|
Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю
|
|
|
|
|
47
|
Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею
|
|
|
|
|
48
|
Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь
|
|
|
|
|
49
|
С десяти лет у меня не было вспышек гнева
|
|
|
|
|
50
|
Часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться
|
|
|
|
|
51
|
Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить
|
|
|
|
|
52
|
Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать приятное для меня
|
|
|
|
|
53
|
Когда кричат на меня, кричу в ответ
|
|
|
|
|
54
|
Неудачи огорчают меня
|
|
|
|
|
55
|
Дерусь не реже и не чаще других
|
|
|
|
|
56
|
Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что ломал первую попавшуюся в руки вещь
|
|
|
|
|
57
|
Иногда чувствую, что готов первым начать драку
|
|
|
|
|
58
|
Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо
|
|
|
|
|
59
|
Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю
|
|
|
|
|
60
|
Ругаюсь только от злости
|
|
|
|
|
61
|
Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть
|
|
|
|
|
62
|
Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее
|
|
|
|
|
63
|
Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу
|
|
|
|
|
64
|
Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся
|
|
|
|
|
65
|
У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить
|
|
|
|
|
66
|
Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает
|
|
|
|
|
67
|
Часто думаю, что живу неправильно
|
|
|
|
|
68
|
Знаю людей, которые способны довести меня до драки
|
|
|
|
|
69
|
Не огорчаюсь из-за мелочей
|
|
|
|
|
70
|
Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня
|
|
|
|
|
71
|
Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение
|
|
|
|
|
72
|
В последнее время я стал занудой
|
|
|
|
|
73
|
В споре часто повышаю голос
|
|
|
|
|
74
|
Стараюсь скрывать плохое отношение к людям
|
|
|
|
|
75
|
Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить
|
|
|
|
|
Ключ к методике. При обработке данных в обычных условиях ответы «Да» и «Пожалуй, да» суммируются, «Нет» и «Пожалуй, нет» суммируются. Ответ на вопрос со знаком «–» регистрируется с противоположным знаком. Сумма баллов, умноженная на К, позволяет получить нормированные показатели (табл. 4).
Индекс агрессивности = («1» + «2» + «3») : 3.
Индекс враждебности = («6» + «7») : 2.
«1». Физическая агрессия, К = 11.
1 +, 9 –, 17 –, 25 +, 33 +, 41 +, 48 +, 55 +, 62 +, 68 +
«2». Вербальная агрессия, К = 8.
7 +, 15 +, 23 +, 31 +, 39 –, 46 +, 53 +, 60 +, 66 – , 71 +
73 +, 74 –, 75 –
«3». Косвенная агрессия, К = 13.
2 +, 10 +, 18 +, 26 –, 34 +, 42 +, 49 –, 56 +, 63 +
«4». Негативизм, К = 20.
4 +, 12 +, 20 +, 28 +, 36 –
«5». Раздражение, К = 9.
3 +, 11 –, 19 +, 27 +, 35 – , 43 +, 50 +, 57 +, 64 +, 69 –, 72 +
«6». Подозрительность, К = 11.
6 +, 14 +, 22 +, 30 +, 38 +, 45 +, 52 +, 59 +, 65 –, 70 –
«7». Обида, К = 13.
5 +, 13 +, 21 +, 29 +, 37 +, 44 +, 51 +, 58 +
«8». Чувство вины, К = 11.
8 +, 16 +, 24 +, 32 +, 40 +, 47 +, 54 +, 61 +, 6
Бланк анализа результатов**
1
|
3
|
5
|
4
|
7
|
6
|
2
|
8
|
Вопросы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
36
|
37
|
38
|
39
|
40
|
41
|
42
|
43
|
|
44
|
45
|
46
|
47
|
48
|
49
|
50
|
|
51
|
52
|
53
|
54
|
55
|
56
|
57
|
|
58
|
59
|
60
|
61
|
62
|
63
|
64
|
|
|
65
|
66
|
67
|
68
|
|
69
|
|
|
70
|
71
|
|
|
|
72
|
|
|
|
73
|
|
|
|
|
|
|
|
74
|
|
|
|
|
|
|
|
75
|
|
Коэффициенты
|
11
|
13
|
9
|
20
|
13
|
11
|
8
|
11
|
Баллы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нормированные показатели
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индекс агрессивности =
|
Индекс враждебности =
|
Методические материалы для проведения бесед с подростками
по профилактике правонарушений
Агрессивное поведение – поведение, при котором наблюдается причинение ущерба физическому или психическому здоровью одного лица (или группы лиц) другому лицу, либо группе лиц.
Аутоагрессивное поведение – различные формы нанесения самоповреждений (вред своему психическому и физическому здоровью).
|