Главная страница

Речь ребенка пятого года жизни


Скачать 25.82 Kb.
Название Речь ребенка пятого года жизни
Дата 14.02.2016
Размер 25.82 Kb.
Тип Документы

Речь ребенка пятого года жизни

На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точней и богаче по содержанию. Появляется устойчивость внимания к речи окружающих. Увеличивается активный словарь (2500—3000 слов к концу года), что даёт возможность ребёнку полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи ребёнка этого возраста всё чаще появляются прилагательные, которыми он пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений. Начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья шубка).

Все чаще ребёнок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги: (из-под, около).

Высказывания свои он строит из двух трёх и более простых распространённых предложений. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения используются ещё редко.

Расширение словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводят к тому, что ребёнок начинает допускать грамматические ошибки: неправильно изменяет глаголы, не согласовывает слова (глаголь’ и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде и т. д.)

достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата даёт возможность ребёнку осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков.

В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчённое произношение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.

Что ребенок должен делать

К четырём годам активный словарь ребёнка составляет 1900—2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.

Необходимо учить ребёнка активно пользоваться запасом имеющихся у него слов, усвоенных в быту и на занятиях, правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия.

Ребёнок должен уметь оценивать свои поступки и поступки сверстников, выразительно читать стихи, петь, двигаться под музыку.

В словаре детей должны быть существительные, обозначающие профессии.

Продолжайте учить ребёнка определять и называть местоположение предмета (слева, справа, между, рядом, около), время суток (утро, день, вечер, ночь), характеризовать состояние и настроение людей (весел, огорчён).

Дети пятого года жизни должны употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные, мебель.

Следует продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах (кошки — котята, лиса — лисята, волк — волчата); правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных (ложек, вилок, груш, яблок); употреблять формы повелительного наклонения глаголов (хотеть, лежать, ехать, бежать).

Необходимо закреплять правильное произношение гласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков, развивать фонематический слух — различать на слух и называть слова с определённым звуком.

Учите малыша пересказывать небольшие сказки и рассказы, знакомые и вновь прочитанные.

Учите его считать в пределах пяти (количественный счёт) и отвечать на вопрос «Сколько всего?», сравнивать две группы предметов, используя счёт, сравнивать, пять предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте.

Научите ребёнка узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата.

Учитель – логопед – Лупонос Зоя Николаевна.