|
Речь ребенка пятого года жизни
Речь ребенка пятого года жизни
На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точней и богаче по содержанию. Появляется устойчивость внимания к речи окружающих. Увеличивается активный словарь (2500—3000 слов к концу года), что даёт возможность ребёнку полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи ребёнка этого возраста всё чаще появляются прилагательные, которыми он пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений. Начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья шубка).
Все чаще ребёнок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги: (из-под, около).
Высказывания свои он строит из двух трёх и более простых распространённых предложений. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения используются ещё редко.
Расширение словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводят к тому, что ребёнок начинает допускать грамматические ошибки: неправильно изменяет глаголы, не согласовывает слова (глаголь’ и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде и т. д.)
достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата даёт возможность ребёнку осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков.
В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчённое произношение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.
Что ребенок должен делать
К четырём годам активный словарь ребёнка составляет 1900—2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.
Необходимо учить ребёнка активно пользоваться запасом имеющихся у него слов, усвоенных в быту и на занятиях, правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия.
Ребёнок должен уметь оценивать свои поступки и поступки сверстников, выразительно читать стихи, петь, двигаться под музыку.
В словаре детей должны быть существительные, обозначающие профессии.
Продолжайте учить ребёнка определять и называть местоположение предмета (слева, справа, между, рядом, около), время суток (утро, день, вечер, ночь), характеризовать состояние и настроение людей (весел, огорчён).
Дети пятого года жизни должны употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные, мебель.
Следует продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах (кошки — котята, лиса — лисята, волк — волчата); правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных (ложек, вилок, груш, яблок); употреблять формы повелительного наклонения глаголов (хотеть, лежать, ехать, бежать).
Необходимо закреплять правильное произношение гласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков, развивать фонематический слух — различать на слух и называть слова с определённым звуком.
Учите малыша пересказывать небольшие сказки и рассказы, знакомые и вновь прочитанные.
Учите его считать в пределах пяти (количественный счёт) и отвечать на вопрос «Сколько всего?», сравнивать две группы предметов, используя счёт, сравнивать, пять предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте.
Научите ребёнка узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата.
Учитель – логопед – Лупонос Зоя Николаевна.
|
|
|