|
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы социальной компетенции, соответствующей социальным нормам и общечеловеческим ценностям
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы социальной компетенции, соответствующей социальным нормам и общечеловеческим ценностям.
Усвоенных ребенком общечеловеческих ценностей (красота, добро, истина и др.)
Усвоенных ребенком средств жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного воздействия на мир, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему и др.)
Передача ценностей и средств активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.
В первые семь лет ребенок проходит три основных периода развития, каждый из которых характеризуется определенным уровнем усвоения общечеловеческих ценностей и новыми возможностями в познании мира. Это периоды жизни ограничены друг от друга, каждый предшествующий создает условия для возникновения последующего.
1. Период младенчества.
Познавательные ценности. Ребенок ориентируется в элементарных свойствах окружающей среды. К концу появляются первые признаки наглядно-образного мышления.
Физико-эмоциональные. Формируются движения, ведущие к достижению цели: перемещение тела в пространстве, схватывание и удержание предметов.
Социально коммуникативные ценности. Формируется чувство доверия к миру, образующее опору положительного отношения к людям, к деятельности, к самому себе в последующие годы жизни.
2. Раннее детство (от 1 года до 3 лет).
Познавательные ценности. Ребенку открывается возможность увидеть мир, где каждая вещь что-то означает, для чего-то предназначена Развивается предметное восприятие и наглядно-действенное мышление. Происходит переход к наглядно-образной форме мышления.
Формируется простейшая игровая деятельность.
Физико-эмоциональное. Действуя с вещами, ребенок осваивает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения.
Социально-коммуникативные ценности. Ребенок проводит различия между людьми (Свои, чужие). Осваивает собственное имя, формируется собственное «Я». Происходит развитие эмоций и чувств. Появляется чувство самоуважения, зарождается любовь к близким людям, взрослым. Появляется интерес к другой личности. На основе речи появляется начала управления собственным поведением.
3.Дошкольное детство (от 3 до 7лет).
Познавательные ценности. У ребенка появляются элементы образного творческого мышления, воображения и фантазии, формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности.
Создаются предпосылки для успешного перехода следующую ступень образования. Развивается интерес к учению, развиваются познавательные способности, умение общаться со взрослыми сверстниками позволит основой для формирования теоретического мышления. Умение общаться позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству. Развитие произвольности дает возможность преодолевать трудности при решении задач.
Социально-коммуникативные ценности. Ребенок избавляется присущей более раннему этапу «глобальной подражательности» взрослому, может противостоять воле другого человека. Развивается приемы познавательной, собственно волевой, эмоциональной и эмоциональной саморегуляции. Эмоции ребенка все больше освобождаются от импульсивности, сиюминутности. Возникают обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов чужих и своих поступков.
Ребенок начинает ставить себя на место другого человека. Смотреть на происходящее с позиции других и понимать мотивы их действий, самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. У ребенка формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка.
Задачи воспитателя в процессе формирования у дошкольника социальной компетентности и ценностных основ взаимодействий с людьми.
Ценности единства всех людей.
Педагог обращает внимание ребенка на бережное и уважительное отношение к другому человеку, помогает сформировать коммуникативные умения, умения сотрудничать, слышать и видеть другого в процессе игры, творчества, учебной деятельности. Развиваются способность позитивного разрешения проблемных ситуаций. Формируется неприятие воин, насилия, агрессивного поведения.
Социальные и духовно – нравственные ценности.
У ребенка появляется социальная ориентация
на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние, отношение к действию другого как поступку.
Формируется интерес к событиям общественной Жизни в стране, в родном городе. Складывается все более полное понимание коллективных взаимоотношений между сверстниками, развивается
социальное мышление.
Ребенок замечает, что рядом с ним люди, такие же как и он, и в то же время отличные от него; рождается чувство значимости другого; переживания приобретают личную окрашенность; на основе сопереживания возникают сочувствие и взаимопонимание.
формируется начала духовного самосознания личности.
Ценностное отношение к самому себе.
Происходит открытие своего «Я». Ребенок выделяет себя из мира, начинает осознавать, что не похож на других. В то же время возникает интерес к своей жизни (биография) и жизни близких.
Развиваются ценности единства физической и психологической защищенности; полнота разнообразных чувств, раскованность, ощущение собственного тела и владения им.
Происходит согласование рождающихся у ребенка эмоций
с социально заданными формами эмоциональных переживаний
и проявлений взрослых.
Приобщаясь к миру других людей, сопереживая им и подражая их поведению. Ребенок открывает для себя гамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков, обогащающих отношение к окружающему.
Таким образом, ребенок впервые начинает переживать радость
познания, красоту труда, природы, произведений искусства, гордость за свои успехи.
Работа по данной теме в старшей группе.
Уверенность в себе, является важным качеством человека как личности. Она позволяет, иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим близким. Для это мы постарались подобрать такой комплекс занятии, где ребенок мог проявить себя, доказать, что он нужен, что он из себя представляет. Это такие занятия как: «Я такой», «За, что я умею отвечать», Я и мое настроение» и т.д.
Совместно с детьми мы проигрывали, различные проблемные ситуации, чтобы закрепить знания, полученные на занятиях.
-«Никогда не унывай», «Угадай эмоцию», «Почему так получилось» и т.д.
Были проиграны различные игровые упражнения: «Помоги другу», «Напиши письмо дугу», «Сотворение чуда», «Чтобы ты пожелал товарищу в день его рождения», и т.д., играли в совместные игры «Сиамские близнецы», «Коршун и наседка». И т.д.
Мы считаем, что очень важно помочь ребенку осознать, что общепринятые правила поведения в обществе (этикет) это всего лишь внешняя сторона общения. За хорошими манерами скрываются полезные советы регуляции межличностных отношений: деликатность, чуткое и внимательное отношение к переживаниям другого.
Мы старалась помочь детям понять, что дружба дает радость общения и надо уметь доставлять эту радость другим; вовремя поздравить с праздником или с днем рождения, изготовить и преподнести подарок другу ко дню рождения, написать письмо заболевшему другу проявить к нему сочувствие и внимание.
Отчет
По теме: «Возрастной подход в усвоении социальной компетентности у детей дошкольного возраста»
( опыт работы по теме)
Воспитатель: Арбузова Л.В.
|
|
|