Главная страница

Культура педагогического общения как условие установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися


Скачать 35.31 Kb.
Название Культура педагогического общения как условие установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися
Дата 04.03.2016
Размер 35.31 Kb.
Тип Документы

Культура педагогического общения как условие установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися.
Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между учителем и учеником или целым классом.

Успешное разрешение конфликтов зависит от общей психологической грамотности и уровня педагогической культуры учителя. Основными моральными нормами, на которых основываются взаимоотношения учителя с учениками, являются: уважение достоинства каждого из своих воспитанников, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность.

Психологически грамотное восприятие учителем ученика поможет установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие. Эту возможность во многом обеспечивают педагогу сформированные перцептивные умения, т.е. умение правильно оценивать по выражению лица, жестам, речи, действиям детей их эмоциональное состояние. Существуют два взаимосвязанных вида социальной перцепции: собственно перцептивный (восприятие и слушание ребенка или другого человека) и эмпатийный (особая чувствительность к ребенку, сопереживание и сочувствие другому).

Процесс социального восприятия предполагает, прежде всего, наличие культуры слушания. Многочисленные исследования показывают, что большинство работников образования не обладают в достаточной степени навыками слушания.

Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение. Слушание требует определенных навыков, которым необходимо научиться учителю, так как процесс слушания занимает существенную часть его жизни.

Высокая культура общения является одной из составляющих имиджа педагога как профессионала. Имидж – это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем. Одной из важнейших составляющих имиджа педагога является коммуникативная толерантность. Это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Педагог, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности в педагогическом процессе. Учитель должен стремиться, безусловно, принимать ребенка со всеми его недостатками, промахами, бедами. Принимать ребенка – это значит:

  • проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему;

  • проявлять уважение к его личности, поддерживать в нем чувство собственного достоинства;

  • признавать за ним право быть непохожим на других; смотреть на проблему с его позиций, его глазами;

  • учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.

Из всей совокупности взаимоотношений учителя с детьми, основанных на профессиональном долге и чувстве ответственности,  следует выделить педагогический такт.
Педагогический такт можно определить как соблюдение  педагогического  принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности,  как умение выбрать правильный подход к учащимся,  исходя  из их личностных особенностей и отношений с ними. Педагогический такт есть одновременно и чувство  меры,  и  сознательная дозировка воздействия, и способность проконтролировать и, если это необходимо,  уравновесить одно средство другим.  Тактика поведения и действий учителя,  обладающего педагогическим тактом, состоит в предвидении возможных последствий  применения  тех  или иных  методов  и  своевременной их корректировке,  а также в том, чтобы,  предвидя последствия,  выбрать стиль и тон, время и место педагогического воздействия.
Педагогический такт во многом зависит от личных качеств  педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства.  Он является той основой,  на  которой вырастает духовная близость между учителями и учащимися, зарождается и крепнет дружба.  Особенно  отчетливо  педагогический  такт проявляется  в  контрольно-оценочной  деятельности педагога,  где крайне важна особая внимательность и  справедливость.  Проявления педагогического такта изо дня в день поднимают авторитет учителя.
Учащиеся наиболее высоко ценят учителей, предъявляющих к ним строгие требования,  настойчивых,  но тактичных  и  справедливых, учителей,  умеющих занимательно изложить новый материал,  держать класс "на взводе".  Таких учителей уважают даже те ученики, которые в авторитете учителя усматривают угрозу своей "свободе".  Ему обеспечена поддержка класса,  избранная им  мера  педагогического воздействия,  какой бы она строгой ни была, лишь бы в ней не было посягательства на достоинство провинившегося.
Учителю просто необходимо владеть словом, средством убеждения. Это ключ к решению многих ситуаций, а порой и конфликтов, которые возникают в процессе воспитательной деятельности. Недаром древние греки говорили, что образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. А это проникновение возможно лишь в гармоничном единстве высокого профессионализма, актерского и ораторского мастерства учителя.