Главная страница

Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку


Скачать 29.27 Kb.
Название Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку
Дата 27.02.2016
Размер 29.27 Kb.
Тип Документы

Развитие связной речи

в процессе обучения детей родному языку
Занятия по развитию и обучению родному языку должны отвечать дидактическим требованиям, предъявляемым программой. Какие это требования:

  1. Тщательная предварительная подготовка к занятию.

  2. Соответствие материала занятия возрастным возможностям умственного и речевого развития детей.

  3. Воспитательный характер занятия. На занятиях решается сложный комплекс задач умственного, нравственного и эстетического воспитания.

  4. Эмоциональный характер занятий. Занятия проводятся без принуждения, с использованием игровых приемов, красочного материала. Эмоциональный настрой обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателями и детьми, психологическим комфортом детей в д/саду.

  5. Структура занятий должна быть четкой (3 части – вводная, основная, заключительная).

  6. Оптимальное сочетание коллективного характера с индивидуальным подходом к детям.

  7. Правильная организация занятия. (Гигиенические, эстетические требования, освещение, мебель, расположение раздаточного и демонстрационного материала).

  8. Учет результата занятия (наметить пути дальнейшей работы).

  9. Связь занятия с последующей работой по развитию речи.

На основе знаний общих закономерностей становления родной речи, изучения грамматических навыков детей определенной группы и анализа причин грамматических ошибок детей намечаются пути формирования грамматически правильной речи детей.

Пути формирования грамматически правильной речи:

- создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи, повышение речевой культуры взрослыми;

- специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;

- формирование грамматических навыков в практике речевого обучения;

- исправление грамматических ошибок.

Успешное формирование грамматически правильной речи возможно при условии понимания причин детских ошибок и учета их при выборе методов и приемов работ.

Ошибки дошкольников определяются разными факторами:

- общими психофизическими закономерностями развития ребенка;

- трудностями овладения грамматическим строем языка и уровнем его усвоения;

- запасом знаний об окружающем мире, объемом словаря;

- неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды;

- педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи.

Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребенок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные форма слов, речевые обороты.

В связи с этим важен пример культуры грамотной речи взрослого.

Постоянно заботясь о совершенствовании грамматической стороны речи, воспитатель повышает культуру речи не только детей, но и родителей.

Исправление грамматических ошибок.

Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.

Неисправленная языковая ошибка – лишние подкрепления неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.

Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать как сказать правильно (ты ошибся, надо сказать …). Ошибки следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент эмоционального состояния.

С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель ,исправляя ошибку, по-другому формирует фразу или словосочетание. (Например: Мы поставили на стол много чашков и ложков. Правильно: Мы подготовили стол к чаю, поставили много чашек и ложек).

Детей старшего возраста следует учить слушать ошибки и самостоятельно исправлять их. Например: Ты неверно изменил слово, подумай.

В качестве образца используется пример правильной речи другого ребенка. В редких случаях осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.

При исправлении ошибок не следует быть навязчивым, необходимо учитывать обстановку. Нужно фиксировать внимание на ошибки, и исправлять их в подходящей обстановке.