|
Программа «Формирование художественно творческих способностей»
Социально – реабилитационный центр «РОДНИК»
Социально-реабилитационная программа
«Формирование художественно – творческих способностей»
l.
1. Пояснительная записка.
«Творчество не приходит к детям
по какому-то наитию.
Творчеству надо учить.
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества».
(В. А. Сухомлинский)
Детский рисунок по праву считается «королевским путем» познания мира ребенка. Им интересуются историки, этнографы, художники, философы, психологи и педагоги. В своих специальных исследованиях психологи из Чехословакии Я. Штурма и М. Вагнерова пришли к выводу, что рисунки воспитанников оставшихся без попечения родителей, отражают не только уровень их психического развития, но и влияние так называемых депривационных факторов. Их не следует понимать просто как плохие условия жизни, низкую квалификацию педагогов или недостаточное материальное оснащение, а как нарушение глубинных связей между миром ребенка и миром взрослых, всем остальным окружающим миром.
Организация нравственного социального воспитания и самовоспитания учащихся – задача каждого педагога и всего педколлектива. Есть основание вести речь о социализации, об эстетическом образовании, воспитании нравственных чувств, развитии эмоционально-чувственной сферы личности воспитанников социально-реабилитационных учреждений. Функция воспитания нравственных чувств состоит в доведении до сознания детей моральных принципов и норм, в необходимости формирования ценностных ориентаций, нравственных убеждений.
В психологии выделены такие духовные потребности, как потребность в любви и признании других людей, в самооценке и самоуважении, в самореализации и т. д. Духовные потребности постепенно формируются и у детей. Рост личности связан в первую очередь с ростом духовных потребностей и лишь затем – материальных. Непременным условием полноценного развития личности является формирование положительной «Я – концепции», или «Я – образ».
«Я – концепция» - это устойчивая осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самом себе, формирующаяся под воздействием отношения к нему других людей, сверстников. Со стороны взрослых, особенно в условиях учреждения реабилитационного типа, где меньше возможностей для самовыражения личности, особую значимость приобретают положительные стимулы, создание обстановки успеха каждого ребенка, поощрения его усилий в деятельности. Окружающая среда должна способствовать созданию положительного эмоционального самочувствия каждого ребёнка.
Успех, в свою очередь, зависит от позиции педагога, который умеет создать ребёнку обстановку одобрения, поддержки, уважения, доброжелательности, чтобы учёба и жизнедеятельность приносили ребёнку радость. В результате обучения развиваются индивидуальные особенности детей, самосознание, ценностные ориентации.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать воспитанникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.
Процесс нравственно-эстетического воспитания сложен и многогранен. Однако в нем могут быть выделены некоторые главные моменты, составляющие как бы основную схему, модель этого процесса. Первым компонентом модели можно назвать формирование эмоционально-нравственного отношения к явлению действительности, к искусству. В процессе приобщения детей к искусству педагог так организует свою деятельность, чтобы дать им возможность эмоционально пережить произведение. В качестве второго компонента рассматриваемой модели выступает формирование у ребенка способности к самообучаемости в эстетической сфере. Формирование способности к самообучению, самоконтролю даст возможность ребенку правильно организовать свою поисковую деятельность, самостоятельно находить новые знания, усваивать их. В области искусства ребенок учится самостоятельно находить выразительно-изобразительные средства для передачи образа, экспериментирует.
В ходе освоения изобразительной деятельности и взаимодействия с людьми (педагогами, другими взрослыми, детьми) ребенок осваивает не только способы деятельности, но и нормы, правила, ценности, мотивы, отношения, имеющиеся в данном учреждении. Высокий уровень творчества органично связан с мотивационно-потребностной сферой личности. Поэтому освоение деятельности идет с опорой на эту сферу и в большей степени влияет на формирование системы мотивов, иерархию мотивов жизнедеятельности личности воспитанника в целом.
Программа предоставляет каждому обучающемуся свободу для художественно-творческого решения общей задачи. По мере реализации программы способность детей к целенаправленной творческой деятельности должна стать критерием художественного развития обучающихся.
На занятиях в конце года предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные детские работы, объединенные общей темой, сравнить свои творческие находки с достижениями своих сверстников, проявить «зрительское умение», оценить художественный труд.
2. Цели и задачи.
Основная цель программы «Формирование художественно – творческих способностей» – это приобщение детей к духовной культуре, творческое и нравственное саморазвитие личности в процессе изобразительной деятельности.
Реализация цели нравственно-эстетического воспитания и художественной педагогики выявляют систему ключевых задач:
Образовательные:
Научить владеть средствами художественной выразительности;
Научить составлять законченную композицию по эскизам и выполнять ее разными изобразительными средствами;
Формировать интерес к изобразительному искусству;
Углубить и расширить знания, умения и навыки необходимых для творческих процессов;
2. Воспитательные:
Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
Формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
Формирование художественного вкуса, способность видеть и чувствовать красоту и гармонию природы;
Формирование у ребёнка нравственных убеждений, эмоциональной отзывчивости на прекрасное, развитие сопереживания;
Расширение представлений об окружающем мире;
3. Развивающие:
Развитие творческих способностей детей, воображения и пространственного мышления, целостного восприятия, фантазии;
-
Развитие познавательно - творческой активности и творческого мышления;
Развивать у детей эстетический и художественный вкус;
Развитие умения анализировать и давать оценку своей работе;
Развитие таких качеств, как взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.
Содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:
Рисование по памяти;
По представлению;
С натуры (рисунок, живопись);
Рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
Декоративная работа;
Лепка;
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Количество часов на год обучения может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от способности воспитанников усваивать и закреплять учебный материал, цели и задачи обучения, других особенностей группы. Лимит часов для такого увеличения или уменьшения учебной нагрузки также указывается в учебно-тематическом плане как часы коррекции, но не может превышать 45 часов.
Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты учащихся с искусством, приобщить их к художественной культуре. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте.
3. Методы и формы организации воспитания и обучения.
Нравственно-эстетическое воспитание детей обеспечивается с помощью разнообразных методов:
Метод побуждения к сопереживанию;
Метод убеждения при формировании проявлений эстетического вкуса;
Метод поисковых ситуаций, побуждающих детей к самостоятельным действиям, к творчеству;
Предусматривается также применение комплекса таких методов, как:
Информационно-рецептивный (обследование, наблюдение, демонстрация наглядных пособий), где особую роль играет художественное слово;
Репродуктивный метод (закрепление навыков и приёмов, приобретённых ранее);
Эвристический или исследовательский метод, предполагающий самостоятельное решение целостных задач.
Вышеизложенные методы, их последовательное комплексное сочетание в педагогическом процессе ориентированы на организацию познавательной деятельности с постепенным увеличением доли самостоятельности и творчества детей.
Обучение изобразительному искусству также представляет собой реализацию отношений людей в форме общения. Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребенка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека, развиваются навыки общения в стандартных социокультурных ситуациях. Это, в свою очередь, решает ряд проблем в сфере социализации воспитанников оставшихся без попечения родителей. Важным условием полноценной социализации и социальной жизни детей является освоение навыков социального общения.
Ни в коем случае нельзя допускать организацию духовной деятельности воспитанников вне контекста всей воспитательной системы реабилитационного центра. В своем изолированном варианте, без связи с действительным окружением и повседневным содержанием жизни это приводит к воспитанию наивного лицемерия, цинизма или пустого сентиментализма. Элементы духовной деятельности содержатся, разумеется, во всех видах и формах деятельности воспитанника: и на занятиях, и во время обеда, на прогулке, экскурсии и т. д. Таким образом, именно в процессе активного взаимодействия с миром, в момент напряжения физических и духовных сил происходит развитие ребенка.
Одно из важнейших условий полноценного развития детей в процессе занятий изобразительной деятельностью – это осуществление индивидуального подхода, который должен базироваться на знании индивидуальных особенностей детей.
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение и установление причин формирования особенностей характера и поведения, определение соответствующих средств и методов.
Необходимо уважительно относиться к мнению ребенка, поддерживать его инициативу. Особенно это важно в творческой деятельности, в частности художественной, насыщенной чувствами, ориентированной на других людей, связанной с ожиданием позитивного отношения, доброжелательной оценки образа, созданного им.
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных характерных качеств и устранение недостатков. При умелом и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания, особенно тех детей, у которых в течение длительного времени закреплялись отрицательные стороны поведения и характера.
В процессе воспитания и обучения на занятиях изобразительной деятельности в реабилитационном центре за 2013 г. индивидуальные особенности детей приобрели более выраженный характер. Те дети, которые ранее по тем или иным причинам не смогли овладеть навыками изобразительной деятельности, не должны чувствовать своего отставания. В связи с этим воспитание и обучение по программе «Формирование художественно – творческих способностей» направлены на создание оптимальных условий для развития человеческой индивидуальности в процессе собственной деятельности.
Исходя из этого, формы организации занятий в данной программе строятся по индивидуальному тематическому плану (со школьниками и с отдельным воспитанником).
Настоящая программа предлагает проводить занятия в небольших группах, т.к. небольшая группа позволяет более активно участвовать в занятиях тем детям, которых большая группа подавляет, но которые способны открыться в небольшой группе.
Программа «Формирование художественно – творческих способностей» рассчитана на детей в возрасте от 7 до 16 лет. Тематический план строится так, чтобы содержание и методы обучения соответствовали возрастному развитию сознания человека. В этом случае обучение поддерживает естественное развитие ребенка.
В обучение включаются и вновь прибывающие в реабилитационный центр дети, поэтому после специального тестирования и опроса при наличии определённого уровня общего развития и интереса, недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит воспитанников к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства подкрепляется их практической работой.
Образовательный процесс включает в себя различные инновационные методы обучения, нестандартные уроки:
Погружение (эмоционально-образное проживание художественного шедевра, проникновение в его суть);
Постижение (освоение, личностное переосмысление произведений искусства);
Сравнение (эмоциональное, аналитическое сопоставление художественных образов, стилеобразующих черт);
Наглядный (педагог поэтапно демонстрирует приёмы работы);
Репродуктивный (воспроизводящий);
Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
Эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Реализация программы предусматривает применение разнообразных заданий и упражнений, содержание и направленность которых определяются практической ориентацией. Так выделяются пять типов заданий, широко используемых в практике:
Предметно-тематический тип,
Образно-символический тип,
Упражнения на развитие образного восприятия, воображения;
Игры-упражнения с изобразительным материалом;
Задания на совместную деятельность.
Предметно-тематический тип – рисование на свободную и заданную темы, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми.
Образно-символический тип – изображение ребенком в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов, таких, как понятия «Добро», «Счастье», «зло», изображение эмоциональных состояний и чувств: «Радость», «Удивление», «Гнев» и др. Этот тип заданий требует от ребенка более высокой степени символизации, чем предшествующий, т. к. изображаемое понятие не обладает физической оболочкой. Это заставляет детей при выполнении задания обращаться к анализу нравственного содержания тех событий и явлений, которые становятся предметом изображения при выполнении задания, переосмысливать значение этих событий.
Упражнения на развитие образного восприятия и воображения – в этих заданиях детям предлагается, опираясь на стимульный ряд, воссоздать, воспроизвести целостный объект и придать ему осмысленность («Волшебные пятна», «Рисование по точкам»).
Игры-упражнения с изобразительным материалом – экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, глиной и т. д. с целью изучения их физических свойств и возможностей.
Задания на совместную деятельность могут включать задания всех указанных выше четырех типов. Этот тип заданий направлен на решение проблемы взаимоотношений со сверстниками, коммуникации. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединиться для общего дела, договориться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.
Коллективное художественное творчество воспитанников может найти применение в оформлении интерьера Реабилитационного центра. Выполненные на занятиях детские творческие работы можно использовать как подарки для педагогов, друзей или гостей Реабилитационного центра.
Так же программа тесно связана с занятиями по выполнению рисунков и поделок к календарным праздникам. (Приложение. Календарные праздники в России.)
Программа предполагает самое общее знакомство с мировой художественной культурой в рамках программы для общеобразовательных учреждений.
В одном из разделов программы продолжается знакомство с особенностями книжной графики как видом искусства. Как и все виды искусства (живопись, графика, скульптура), книжная графика отражает действительность через образное, наглядное воспроизведение ее зримых форм, передает облик предметов и явлений объективного мира, все многообразие жизненных процессов.
В конце года полезно систематизировать все интересные находки по развитию творческого воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации последующих коллективных и персональных выставок детских работ.
Так же планируются совместные общегрупповые мероприятия такие, как посещение выставочных залов, музеев, экскурсии, организация выставок.
Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в Реабилитационном центре, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательно-образовательные задачи реализуются средствами различных видов искусств (музыки, театра, литературы). С этой целью широко используются имеющиеся разработки педагогов дополнительного образования в общей системе образования по данному направлению. Использование на занятиях изобразительной деятельностью художественного слова, народного фольклора, произведений изобразительного искусства, музыки создает определенные педагогические условия, при которых происходит формирование эстетического восприятия и нравственных представлений воспитанников Реабилитационного центра. В качестве дополнения к занятиям применяются использование «Электронных тематических презентаций» разработанных мною в программе PowerPoint (в виде озвученных показов слайд). (Приложение)
II.
Основные направления и содержание деятельности.
Содержание разделов строится с учётом включения базового образования воспитанников в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, мировой художественной культуры. При отборе материала для занятий принципиальное значение имело выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что прослеживается как в практической работе, так и в восприятии художественного наследия. Систематическое восприятие художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как поиск Истины.
III. Учебный план:
Занятия проводятся с сентября по май включительно.
Неделя: одно занятие (60 минут)
Месяц: 5 занятий
Год: 45 занятий (45 часов)
IV. Механизм оценки полученных результатов.
Анализ детской изобразительной деятельности следует проводить с учетом специфики того или иного возрастного периода. В частности, с учетом ведущего типа отношения к миру. Иными словами, важно рассмотреть, как постепенно изменяется детская изобразительная деятельность в сочетании всех ее структурных компонентов. Каковы движущие силы ее развития? Какие объективные возможности развития ребенка складываются в ее условиях? Как взрослые – педагоги, воспитатели - могут использовать эти возможности и влиять на развитие ребенка?
Далеко не всегда художественная активность является показателем уровня целостного и гармоничного развития ребенка, если она не подкреплена стойким интересом к духовным проблемам искусства и культуры, его желанием реализовать свой эстетический идеал не только в художественном творчестве, но и в собственной жизни.
Тестовые задания призваны помочь выявить уровень развития творческих и художественных способностей по изобразительному искусству, их динамике. Решение этой задачи возможно только при условии, если само тестирование будет иметь для участника элемент новизны, неожиданности и увлекательности, то есть будет иметь игровую форму, проблемный характер.
При изучении продуктов деятельности детей важно иметь обоснованные критерии оценки с учётом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей. Недопустимы критиканство и резкие оценки в тех случаях, когда работа ребёнка не вполне удачна.
Для определения уровня развития изобразительных умений и навыков детей и их творческих проявлений был использован комплекс критериев и показателей, разработанный Т.С. Комаровой
Выделенные критерии объединены в две группы: первая при анализе продуктов деятельности, вторая – при анализе процесса деятельности.
Анализ продукта деятельности:
Содержание изображений (полнота изображенного образа, его компоненты, их разнообразие);
Передача формы (форма простая или сложная, передана точно или искажена);
Строение предмета (части расположены верно или нет);
Передача пропорций в изображении (соблюдается или нет);
Композиция (расположение на листе);
Передача движений (динамично или статично);
Цвет (цвета яркие или бледные, тёплые или холодные, разнообразие гаммы);
Анализ процесса деятельности:
Характер линии (нажим сильный или слабый, штриховка мелкими или крупными штрихами);
Регуляция деятельности (отношение к оценке взрослого, оценка ребёнком своего изображения);
Уровень самостоятельности (выполняет задание сам или нуждается в помощи педагога);
Творчество (самостоятельность замысла, оригинальность изображения, стремление к полному раскрытию замысла).
Оценка детских работ по вышеуказанным критериям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.
На основе предложенных критериев можно дифференцировать детей по уровню овладения изобразительной деятельностью. Для этого в конце года составляется ранговый ряд, т.е. список детей в последовательности по показателям от высшего к низшему.
По мере реализации программы дети должны научиться:
-
Эмоционально откликаться на красоту природы родного края;
Эмоционально откликаться на общие для разных народов нравственно этические представления о любви, о долге, о прекрасном и безобразном в отношении человека к человеку, к обществу;
Видеть общие гуманистические основы в искусстве разных стран.
В результате обучения учащиеся должны знать:
Особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;
Основные жанры изобразительного искусства;
Выдающиеся произведения отечественного изобразительного искусства.
К концу учебного года дети должны уметь:
Видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
Анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов;
Применять в рисунках различные средства художественной выразительности, приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью, пастелью и др.;
Самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, сказочных животных;
Расписывать готовые изделия согласно эскизу.
При анализе детских работ следует использовать любую возможность для стимулирования и развития чувства сопереживания детей удачам и неудачам друг друга. Процесс доброжелательного внимания к работам друг друга должен быть неформальным. Поэтому к просмотру и анализу детских работ следует возвращаться сразу после занятия. Таким образом, первоначальный анализ проводится сразу же после занятия.
V.
Условия реализации программы.
Одним из основных условий проявления детского творчества в художественной деятельности является организация интересной содержательной жизни ребенка в реабилитационном центре; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности детей Реабилитационного центра (наблюдения, занятия, рассматривание иллюстраций, посещения театра, общения и т. п.). Впоследствии впечатления, полученные детьми, служат источником тем специальных занятий по изобразительной деятельности.
Специфика художественной деятельности, программное содержание, возрастной и количественный состав детей существенно влияют на характер оснащения и организацию предметной среды. В свою очередь, внешний вид оборудования, наличие качественного ассортимента материалов и организация пространства детской деятельности являются важным средством эстетического воспитания детей.
Для успешной реализации программы необходимо в первую очередь специально оборудованное помещение, т. к. эффективность занятий в объединении зависит от наличия специальной мебели и оборудования, пособий и материалов, способствующих развитию их творческой деятельности. Прежде всего, это различные столы общего и функционального назначения, шкафы для хранения пособий и материалов, витрины, полочки и стенды для выставок детских работ; этюдники и палитры, ванночки для красок и воды.
Кроме того, к оборудованию занятий по изобразительной деятельности относятся и специальные пособия, активизирующие восприятие произведений изобразительного искусства: репродукции картин, таблицы, натурные предметы, модели и образцы декоративно-прикладного искусства, книжные иллюстрации.
Оборудование для изобразительной деятельности должны соответствовать требованиям технической безопасности и санитарно-гигиеническим нормам (отсутствие острых и режущих углов и граней, наличие воды в помещении или поблизости).
Большое значение для занятий по изобразительной деятельности имеет дневное освещение. Целесообразно систему освещения для самостоятельной деятельности детей дополнить зональным освещением. Помещение так же должно быть хорошо проветриваемо.
Для создания эмоционального настроя в плане технического оснащения необходима музыкальная воспроизводящая аппаратура, а также набор аудиокассет с произведениями классиков и современников, набор кассет «Голоса природы», русская народная музыка.
Для достижения общей цели по нравственному формированию личности воспитанников Социально - Реабилитационного центра «Родник» необходимо интегрированное взаимодействие педагогов дополнительного образования и воспитателей. Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем больше взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно целостное видение и воспитание личности, полноценное развитие личности ребенка.
В плане материального обеспечения программы «Формирование художественно – творческих способностей» необходимо для работы иметь:
- кисти (№ 2, 3, 6, 8 - белка, № 12 – белка и щетина, набор школьных кистей – пони, а также колонок - № 1, 3) по 3 шт.;
- краски (гуашь художественная –3 шт., акварельные художественные краски – 3 шт., акриловые краски в наборе);
- фломастеры, клей ПВА, ножницы, цветная бумага;
- карандаши, акварельные карандаши;
- пластические материалы (глина, пластилин);
- лак бесцветный, растворитель;
- глина (красная, белая);
- комплект для росписи по ткани (красители, резервирующий состав, ткань);
- рамки (разных размеров);
В наш технический век компьютеризации общества, когда у ребёнка повышен интерес к техническим новшествам, перед педагогом ставится задача – направить этот интерес в нужное русло. Естественное желание ребёнка играть необходимо совместить с обучающим процессом. Использование современных средств в области интерактивных технологий позволяет повысить эффективность восприятия и усвоения получаемой информации. Этому способствует непосредственное активное участие ребёнка в образовательном процессе с использованием мультимедийных развивающих игр по искусству и культуре. Также на занятиях используются компьютерные презентации по многим темам.
Библиография:
Аксенова Л. И., Архипов Б. А. и др. Специальная педагогика. Москва. 2000 г.
Алексахин Н. Н. Волшебная глина. Москва 1999 г.
Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Москва. 1984 г.
Белова О. Ю. История искусств. Краткий курс лекций для средней школы. Москва 1998 г.
Бирич И. А., Ломоносова М. Т. Тесты. Основы художественной культуры. Изобразительное искусство и архитектура. Книга 1. Москва. 1999 г.
Выготский Л. С. Воображение и творчество. Москва. 1991 г.
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Москва. 2000 г.
Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем. Книга для учителей. Москва 1996 г.
Изобразительное искусство и художественный труд. 5-8 классы. Книга для учителя. Сост. Н. Н. Фомина. Москва. 1995 г.
Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. Москва. 1985 г.
Комарова Т. С., Зарянова О. Ю. Иванова Л. И. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Москва 2000 г.
Наумчик В. Н., Савченко Е. А. Этика педагога. Минск 1999 г.
Перепелкина Г. П. Искусство смотреть и видеть. Москва. 1982 г.
Пожар С. А., Сапронова В. И., Сальникова Н. Е. Формирование ценностных ориентаций школьников. Санкт-Петербург. 1998 г.
Программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» 1-9 классы. Москва. 1994 г.
Программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» 1-4 классы. Москва 1997 г.
Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. Москва. 1998 г.
Щуркова Н. Е. Собранье пестрых дел. Методический материал для работы с детьми. Москва 1994 г.
|
|
|