Главная страница

Мастер-класс «Развитие познавательного интереса педагогов с использованием приёмов и методов триз» «Путешествие в японскую деревню»


Скачать 50.44 Kb.
Название Мастер-класс «Развитие познавательного интереса педагогов с использованием приёмов и методов триз» «Путешествие в японскую деревню»
Дата 12.03.2016
Размер 50.44 Kb.
Тип Документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Одуванчик» г. Демидова Смоленской области

Мастер-класс

«Развитие познавательного интереса педагогов

с использованием приёмов и методов ТРИЗ»

«Путешествие в японскую деревню»

( для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов)

Кириллова Татьяна Игоревна,

воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ

детский сад № 3 «Одуванчик»

Цель: познакомить педагогов и учителей начальных классов с практическим применением игровых приемов ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Формирование представлений о многообразии игровых приемов ТРИЗ у педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов

2.Знакомство с практическим применением одного игрового приема ТРИЗ для развития творческого воображения

3.Знакомство педагогов с техникой оригами

Оформление: выставка продуктов детской деятельности

Оборудование : предметные картинки для игры, квадратные листы бумаги (большие) по 2 на человека; маленькие – по одному

Введение.

1.Работаю в детском саду по основной общеобразовательной программе дошкольного образования с учетом ФГТ , которая имеет 2 части: основную и вариативную. Реализуя вариативную часть программы в качестве дополнительного образования я веду кружок « Фантазеры», в котором использую методы и приемы ТРИЗ. ТРИЗ-направление (теория решения изобретательских задач) появилось во 2-ой половине 20-го века . Его основоположником является Г.С. Альтшуллер, немецкий изобретатель.Он считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности , надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи.

Приемы ТРИЗ я использую в качестве дополнительных методов в работе над основной образовательной программой: при проведении непосредственной образовательной деятельности- чтобы переключить внимание детей на другой вид работы или в качестве сюрпризных моментов , для обыгрывания различных ситуаций, в которые попадают герои, в качестве дополнительных приемов при изучении или закреплении материала; или просто играем в сюжетную или развивающую игру.

Например, такое упражнение «Хорошо- плохо» при проведении бесед на тему : «Я заболел» (хорошо выполнять то , что предписал врач и плохо –не выполнять рекомендации врача); или «Как вести себя на улице» (хорошо –переходить улицу на пешеходном переходе и ходить по тротуару и плохо перебегать улицу не слушая маму и ходить по проезжей части улицы). Здесь мы выявляем положительные и отрицательные действия в той или иной ситуации. Или , например, игра «Маша –растеряша». В ней нужно заменить потерянный Машей один необходимый предмет на другой для того, чтобы выполнить «срочное задание или действие» ( Маша потеряла нож , а нам необходимо отрезать хлеб : можно взять линейку, тонкую щепку, или прочную нитку , а можно просто отломать). Еще одна игра «Кораблекрушение». Как мы будем вести себя , если наш корабль , с грузом из цветных карандашей сел на мель, а мы оказались на необитаемом острове (разведем из карандашей костер и огонь от него будет цветной , а вдруг его заметит самолет; сделаем из них стрелы и будем добывать пищу , будем ими рисовать, чтобы нам было веселей).

Еще один вариант развивающей деятельности , который я использую в своей работе с детьми – это игры с бумагой или «оригами « . Детям нравятся превращения листка бумаги , когда из него в результате складывания получается какое-то изделие (лебедь, роза ,лотос , собака, заяц).Один из вариантов «оригами» я вам предложу позже. Такой вид деятельности я использую как сюрпризный момент (квадратный листок бумаги складываем и превращаем в розу , цветок, лотос и т.д.). Данный прием хорошо использовать также и в качестве поощрения детей , например, за хорошо проведенный день в детском саду.

Для того , чтобы показать как я использую приемы ТРИЗ для развития познавательного интереса посредством развивающих игр, в качестве примера мною была выбрана игра: «Я еду в деревню и беру с собой…» Но для начала мне хочется вас немножко расшевелить.

2.Тренинг»Здравствуйте , дети!»

Здравствуйте, дети.Вы пришли в детский сад, здесь вы узнаете много интересного. И конечно , встретите новых друзей. а для того , чтобы вы лучше узнали друг друга мы будем вместе играть. ). Но для начала . чтобы лучше нам с вами узнать друг друга возьмем цветочки, которые находятся у вас на столах и напишем на них свои имена , прикрепим их.

Сигналом к игре будут такие слова « Раз, два, три, слушай (показываем на уши) и смотри(показываем на глаза). Три , два. раз – мы начнем сейчас! (Все берутся за руки).

А чтобы наше игровое занятие началось , давайте скажем эти слова вместе. смотрите на меня и повторяйте за мной слова и движения). Итак, Раз, два, три, слушай и смотри! Три два, раз мы начнем сейчас! (повторили) , взялись за руки. Я читаю стихотворение . Тот . чье имя я назову . встает, а мы все хлопаем ему в ладоши : Шел по крыше воробей

Выбирал себе друзей.

Он нашел их среди нас

Встаньте (имя) сейчас!

Какая замечательная цветочная поляна у нас получилась!

Ребята. а вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в Японию, а точнее в японскую деревню. Но так . как путь нам предстоит неблизкий , в пути я предлагаю вам поиграть.

3.Игра : «Я еду в деревню и беру с собой…» (карточки с предметами, сложенные изображением вниз. Ребенок объявляет :Я еду в деревню и беру с собой…» , и вытаскивает из стопки любую картинку. Затем он должен объяснить , зачем ему данный объект в деревне). Ну вот играя мы добрались с вами до японской деревни . Давайте закроем глаза глубоко вдохнем , почувствуем воздух Японии, встанем , посмотрим вправо , далеко посмотрим, увидели там горы; влево посмотрим : увидим там море. Ой, ребята , смотрите под ноги: впереди канава , ее нужно перепрыгнуть, а рядышком полянка с цветами : давайте сорвем немножко .

Вот мы с вами добрались до деревни и увидели здесь детский сад: давайте зайдем и посмотрим. что же делают там дети. Кажется они там готовятся к празднику. А я знаю к какому празднику :они готовятся к Пасхе. И делают там что-то интересное из бумаги. А-а-а , кажется я знаю: они делают там какую –то фигурку оригами. Ведь оригами – это японское искусство складывания бумаги, его придумали именно здесь в этой необычной стране, стране Восходяшего Солнца . А назвали ее так потому, что считается , что первой встречает восход солнца именно Япония. Мы с вами уже знакомы с искусством оригами, делали различные поделки . фигурки. Хотите и сегодня мы с вами сделаем замечательную вещь к великому празднику она нам всем очень пригодится. Я предлагаю сделать вам из бумаги подставку под пасхальное яйцо « Пасхального кролика «

4.Оригами : «Пасхальный кролик»

Вы знаете , ребята, кажется. я заметила какую-то коробку. Но какая-то она необычная. Наверно в ней что-то спрятано, какой –то сюрприз приготовили нам японские дети. Вытаскиваю ягоду : записка» Чтобы жизнь была малина» вытаскиваю ежика:» Еж я вовсе не колючий; Сладкий и во всем везучий!»

5.Рефлексия . Вы знаете , ребята, как- то совсем и не хочется возвращаться домой . Хотите еще немножко побыть здесь ? Погулять среди этих цветов? А давайте мы сначала сделаем свою полянку: приклеим каждый свой цветок на эту полянку с тем настроением , которое у вас сейчас, а потом можете погулять по этой деревне.