Главная страница

Тематический план занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей


Скачать 181.93 Kb.
Название Тематический план занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей
Дата 13.03.2016
Размер 181.93 Kb.
Тип Тематический план

Перспективный тематический план занятий

по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей

старшей группы (компенсирующей)
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)





занятия

Темы

Цель

Оборудование




Обследование




Обследование

1.

«Детский сад»

Коррекционно-образовательная:

- обучать умению согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя.

Коррекционно-развивающие:

- отрабатывать падежные окончания имен существительных единственного числа;

- закреплять, активизировать и расширять знания детей по теме;

- расширять и активизировать словарь глаголов.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать интерес детей к слову и умение работать индивидуально.

Игрушка - гном, фотографии помещений детского сада, предметные картинки с изображением торта, кекса, чая, сока, книги, мячика, пирамидки.

2.

«Игрушки»

Коррекционно-образовательная:

- учить детей преобразовывать имена существительные единственного числа в имена существительные множественного числа.

Коррекционно-развивающие:

- отрабатывать у детей навык правильного использования падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа;

- углублять знания детей по теме; закреплять употребление предлога с;

- развивать умение строить небольшие предложения;

- развивать наблюдательность, инициативную речь.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к своим игрушкам и игрушкам своих друзей, доброжелательное отношение друг к другу.

Разнообразные игрушки, предметные картинки с изображением игрушек.

3.

«Осень»

Коррекционно-образовательная:

- учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;

- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;

- упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;

- формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.

Сюжетная картинка с изображением осени, на которой допущены неточности (изображены приметы лета, зимы и весны); предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, пшеницы, овощей, фруктов.

4.

«Овощи»

Коррекционно-образовательная:

- учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Коррекционно-развивающие:

- развивать и активизировать словарный запас детей по теме «Овощи»;

- упражнять в отгадывании предметов по их описанию;

- развивать мыслительную деятельность на основе установления причинно-следственных связей.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к окружающему, гигиенические навыки и навыки правильного питания.

Картинки с изображением овощей, корзинка, муляжи овощей, куклы: бабушка и дедушка.

5.

«Фрукты»

Коррекционно-образовательная:

- учить детей подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в роде, числе, падеже.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои;

- развивать, активизировать и расширять словарный запас детей по теме;

- развивать внимание и мышление, уча устанавливать причинно-следственные связи.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к изменениям в природе в осенний период, трудолюбие.

Картинки с изображением фруктов и деревьев: береза, осина, яблоня, дуб; серия предметных картинок: зернышко, росток, молодое дерево, яблоня в цвету, яблоня с плодами.

6.

«Сад – огород»

Коррекционно-образовательная:

- учить детей согласовывать имена существительные с глаголами.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение составлять предложения и правильно употреблять предлог в;

- упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже;

- закреплять знания о геометрических фигурах, развивать внимание, мышление и умение соотносить различные формы.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей умение работать в команде, сопереживать и приходить на помощь товарищам.

Картины с изображением сада и огорода, эмблемы с названиями команд («Огородники», «Садовники») и таблички для столов, две корзины, морковки и яблоки (вырезанные из картона) в качестве «очков», предметные картинки с изображением овощей и фруктов, два стола со стульями для членов команд.

7.

«Лес. Грибы,

ягоды, деревья»

Коррекционно-образовательные:

- учить различать съедобные и несъедобные грибы;

- учить образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять употребление предлога в;

- упражнять детей в подборе обобщающих слов;

- развивать и активизировать словарный запас по теме.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.

Картинки с изображением: грибов, ягод, деревьев, веток лиственного и хвойного деревьев; корзинка.

8.

«Перелетные

птицы»

Коррекционно-образовательная:

- учить детей образовывать и употреблять приставочные глаголы и различные предлоги.

Коррекционно-развивающие:

- развивать умение составлять простые предложения;

- упражнять детей в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

- закреплять умение согласовывать имена существительные с именами числительными.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним.

Макет березы и скворечника, предметные картинки с изображением перелетных птиц, вырезанные по контуру из картона скворец и ласточка.

9.

«Одежда»

Коррекционно-образовательные:

- учить детей различать предметы одежды по сезонам;

- формировать умение согласовывать числительные два, две с существительными.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -онък-;

- развивать умение узнавать предмет по описанию и самому составлять описательные загадки;

- развивать умение образовывать прилагательные от существительных.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей аккуратность и бережное отношение к предметам своей одежды.

Большая шляпа, оформленная в сказочном стиле; предметные картинки с изображением одежды.

10.

«Обувь, одежда,

головные уборы»

Коррекционно-образовательная:

- формировать у детей умение подбирать и согласовывать глаголы с именами существительными в форме единственного и множественного числа.

Коррекционно-развивающие:

- активизировать словарь детей по теме, развивать связную речь;

- упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов);

- развивать мыслительную деятельность и внимание.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей аккуратность, умение ухаживать за предметами обуви, одежды.

Предметные картинки с изображением предметов одежды и обуви, шкаф с тремя полочками, картинки с изображением различных пар обуви; картинки для проведения игры «Скажи наоборот».



II период (декабрь, январь, февраль)




занятия

Темы

Цель

Оборудование

11.

«Ателье»

Коррекционно-образовательные:

- учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением; - активизировать и расширять словарь по теме;

- развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать в игровой ситуации навыки попечения в общественных местах.

Предметные картинки с изображением предметов одежды, обуви и головных уборов, портного и портнихи; шляпа для «директора» ателье.

12.

«Зима.

Зимние забавы»

Коррекционно-образовательные:

- учить детей подбирать однокоренные слова;

- образовывать глаголы прошедшего времени.

Коррекционно-развивающие:

- расширять, активизировать словарь по теме,

- развивать логическое мышление, внимание;

- развивать умение подбирать имена существительные к глаголам;

- закреплять правильное употребление пред логов.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать интерес к изменениям, пропс ходящим в природе в зимний период.

Сюжетная картина с изображением зимы, предметные картинки с изображением снеговика, снегиря, снежинки, снежного кома, Снегурочки, снегопада, предметные картинки к игре «Назови несколько», небольшая искусственная елочка.

13.

«Мебель.

Части мебели»

Коррекционно-образовательная:

- учить детей подбирать глаголы к именам существительным, подбирать антонимы.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в назывании частей мебели;

- закреплять навык правильного употребления имен существительных в форме множественного числа родительного падежа;

- расширять и активизировать словарь по теме.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес и уважения к труду.

Сюжетная картина с изображением комнат в доме, различной мебели (кухонной для спальни, для прихожей, для гостиной, для детской), предметные картинки с изображением мебели.

14.

«Семья»

Коррекционно-образовательная:

- учить детей подбирать антонимы.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять у детей умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

- знания о родственных связях слов;

- развивать понимание лексико-грамматических конструкций;

- учить образовывать существительные уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

Сюжетная картина «Семья».

15.

«Новогодний праздник»

Коррекционно-образовательная:

- учить детей употреблять предлог без и имени существительные в различных падежах.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять у детей умение подбирать прилагательные к существительным по теме;

- учить составлять простые предложения;

- расширять и активизировать словарь по теме.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей эстетическое восприятие, доброжелательное и внимательное от ношение к людям, которые находятся рядом.

Искусственная елка (небольшого размера), елочные игрушки: Дед Мороз, Снегурочка, мишура, конфетти, шары, дождь и т.д., предметные картинки с изображением моркови, меда, орехов и др.; подарки для детей: например, карандаши, альбомы, флоп стеры.




Каникулы




Каникулы

16.

«Зимующие

птицы»

Коррекционно-образовательные:

- учить детей образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц;

- учить образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.

Коррекционно-развивающие:

- закрепить знания и представления детей о перелетных и зимующих птицах; упражнять в узнавании птиц по их описанию; развивать внимание, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Предметные картинки с изображением птиц.

17.

«Дикие

животные зимой»

Коррекционно-образовательные:

- обучать детей образованию притяжательных прилагательных.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять у детей навык использования в речи простых предлогов: на, с, под, над, за, в;

- упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме;

- развивать навыки словообразования.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.

Сюжетные картинки к игре «Кто спрятался?», картинки с изображением диких животных и их пищи в зимнее время.

18.

«Почта»

Коррекционно-образовательные:

- учить детей согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным и учить согласованию их в роде, числе, падеже;

- развивать умение согласовывать имена числительные с именами существительными;

- расширять, активизировать словарь по теме.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей доброжелательное и внимательное отношение друг к другу, своим родным и близким.

Макет поезда; предметные картинки с изображением голубя, ящика, вагона, открытки, посылки, марки, сумки, письма, компьютера, собачьей упряжки, самолета, вертолета.

19.

«Транспорт»

Коррекционно-образовательная:

- учить образовывать приставочные глаголы.

Коррекционно-развивающие:

- развивать логическое мышление и связную речь детей;

- закреплять употребление существительных в различных падежах;

- закреплять знания о профессиях, связанных с транспортом.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей навыки правильного поведения на дороге и соблюдения правил дорожного движения.

Предметные картинки с изображением различного вида транспорта, частей различных видов транспорта, письмо.

20.

«Комнатные

растения»

Коррекционно-образовательные:

- учить детей употреблять глаголы в прошедшем времени;

- учить выделять из текста однокоренные слова.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять у детей навык употребления притяжательных местоимений;

- активизировать и расширять словарь по теме;

- упражнять в подборе имен прилагательных и глаголов, противоположных по смыслу.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к комнатным растениям, трудолюбие и желание помогать взрослым в уходе за ними.

Предметные картинки с изображением комнатных растений, сюжетные картинки, на которых изображены различные действии по уходу за комнатными растениями.

21.

«Наша армия»

Коррекционно-образовательная:

- учить детей образовывать прилагательные от существительных.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в назывании военных профессий, закреплять употребление имен существительных в различных падежах;

- развивать умение согласовывать имена числительные с именами существительными;

- упражнять в подборе признаков и действий к предметам.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей уважение, любовь и благодарность к людям, стоящим на защите нашей Родины.

Картинки с изображением людей военных профессий и военной техники.


III период (март, апрель, май)




занятия

Темы

Цель

Оборудование

22.

«Весна.

День

рождения

весны»

Коррекционно-образовательные:

- учить детей называть признаки времен года;

- учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать имена существительные к ним.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение замечать неточности в весенней картинке и выделять их;

- развивать мышление и связную речь;

- закреплять навык использования в речи предлога без;

- упражнять детей в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной.

Сюжетные картинки с изображением проталин, луж, ручейков, цветущих деревьев, грозы, тающих сосулек (капели), яркого солнышка, майских жуков; сюжетные картины по теме «Весна» и «Что перепутал художник?»

23.

«Праздник 8 Марта»

Коррекционно-образовательная:

- учить детей преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в подборе родственных слов;

- упражнять в подборе признаков к предметам:

- развивать логическое мышление, внимание», воображение.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей уважительное и внимательное отношение к людям, которые находятся рядом.

Портреты мам, нарисованные детьми; предметные картинки с изображением девочки и женщины, предметов одежды, обуви, профессий мужчин; сюжетная картина «Беспорядок в комнате».

24.

«Профессии»

Коррекционно-образовательная:

- учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять у детей употребление имен существительных в творительном падеже;

- упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного падежа;

- развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложения.

Коррекционно воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к людям различных профессий и желание добиваться успеха собственным трудом.

Предметные или сюжетные картинки с изображением людей различных профессий и инструментов.

25.

«Наша пища»

Коррекционно-образовательная:

- учить детей выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать.

Коррекционно-развивающие:

- развивать внимание, воображение, мышление детей;

- активизировать, расширять и обобщать знания детей по теме;

- упражнять в составлении предложений, развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей навык культурного по ведения в общественных местах.

Поварские колпаки, предметные картинки с изображением различных продуктов и блюд.

26.

«Откуда хлеб пришел?»

Коррекционно-образовательная:

- учить детей подбирать синонимы и однокоренные слова.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий;

- закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве;

- упражнять в объяснении слов-действий, связанных с выращиванием хлеба.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к людям, которые его выращивают.

Сюжетные картинки по теме, предметные картинки с изображением различных хлебобулочных изделий, профессий людей, работающих в сельском хозяйстве.

27.

«Посуда»

Коррекционно-образовательная:

- учить детей подбирать антонимы к прилагательным и глаголам.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в образовании имен прилагательных от имен существительных и давать понятие о материалах, из которых изготовляют предметы посуды;

- развивать внимание, логическое мышление и связную речь;

- учить классифицировать предметы посуды;

- активизировать словарь по теме; закрепляй, употребление предлогов и существительным в различных падежах.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей навыки самообслуживания и аккуратность при обращении с предметами посуды.

Предметные картинки с изображением различной посуды из различных материалов, стакан и ложка.

28.

«Мой дом»

Коррекционно-образовательные:

- учить детей образовывать и употреблять сложные слова.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в подборе действий, соответствующих назначению комнат;

- закреплять умение составлять предложения, употребляя различные предлоги;

- расширять и активизировать словарь по теме.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей аккуратность и желание помогать взрослым в работе по дому.

Сюжетные картины с изображением улицы и дома в разрезе, почтовый ящик, макет дома, кукла.

29.

«Домашние животные и их

детеныши»

Коррекционно-образовательные:

- учить детей образовывать сложные слова;

- учить образовывать притяжательные прилагательные.

Коррекционно-развивающие:

- расширять словарь антонимов;

- активизировать словарь детей по теме, закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа;

- развивать словообразование и словоизменение.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

Маски домашних животных, картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

30.

«Наша страна.

Мой родной край»

Коррекционно-образовательная:

- познакомить детей с флагом, гимном и гербом России.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять у детей умение образовывать прилагательные от существительных;

- развивать умение согласовывать слова в предложениях;

- активизировать словарь по теме.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей чувство гордости за свою страну.

Карта России, сюжетные картинки г ходу занятия; картинки с изображением животных, растений и птиц, проживающих в личных местах планеты; изображения флага, герба России, запись гимна России.

31.

«Человек»

Коррекционно-образовательная:

- учить детей дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять у детей умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- развивать словарь антонимов;

- закреплять знания о назначении частей тела.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших хорошими поступками.

Предметная картина с изображением человека, сюжетные картинки к играм.

32.

«Насекомые»

Коррекционно-образовательная:

- учить детей преобразованию глаголов единственного числа в множественное число.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в отгадывании насекомых по совершаемым действиям;

- развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа;

- закреплять употребление предлогов при составлении предложений.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.

Плакат с изображением лесной полянки; предметные картинки с изображением насекомых со специальной липкой лентой на обратной стороне для приклеивания их на плакат; картинка с изображением цветка.

33.

«Лето»

Коррекционно-образовательная:

- учить детей образовывать и употреблять имена прилагательные в сравнительной степени.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в подборе действий и признаков к предметам;

- закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени;

- развивать словарь синонимов;

- развивать логическое мышление и связную речь.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к изменениям в природе, происходящим летом, и к звучащему слову.

Сюжетная картина с изображением лета, предметные картинки с изображением мяча, катамарана, лодки, водных лыж, водного мотоцикла, коньков и санок.