|
Тематический план занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей
Перспективный тематический план занятий
по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей
старшей группы (компенсирующей)
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
№
занятия
|
Темы
|
Цель
|
Оборудование
|
|
Обследование
|
|
Обследование
|
1.
|
«Детский сад»
|
Коррекционно-образовательная:
- обучать умению согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя.
Коррекционно-развивающие:
- отрабатывать падежные окончания имен существительных единственного числа;
- закреплять, активизировать и расширять знания детей по теме;
- расширять и активизировать словарь глаголов.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать интерес детей к слову и умение работать индивидуально.
|
Игрушка - гном, фотографии помещений детского сада, предметные картинки с изображением торта, кекса, чая, сока, книги, мячика, пирамидки.
|
2.
|
«Игрушки»
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей преобразовывать имена существительные единственного числа в имена существительные множественного числа.
Коррекционно-развивающие:
- отрабатывать у детей навык правильного использования падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа;
- углублять знания детей по теме; закреплять употребление предлога с;
- развивать умение строить небольшие предложения;
- развивать наблюдательность, инициативную речь.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к своим игрушкам и игрушкам своих друзей, доброжелательное отношение друг к другу.
|
Разнообразные игрушки, предметные картинки с изображением игрушек.
|
3.
|
«Осень»
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;
- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;
- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;
- упражнять в образовании множественного числа имен существительных.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;
- формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.
|
Сюжетная картинка с изображением осени, на которой допущены неточности (изображены приметы лета, зимы и весны); предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, пшеницы, овощей, фруктов.
|
4.
|
«Овощи»
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Коррекционно-развивающие:
- развивать и активизировать словарный запас детей по теме «Овощи»;
- упражнять в отгадывании предметов по их описанию;
- развивать мыслительную деятельность на основе установления причинно-следственных связей.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к окружающему, гигиенические навыки и навыки правильного питания.
|
Картинки с изображением овощей, корзинка, муляжи овощей, куклы: бабушка и дедушка.
|
5.
|
«Фрукты»
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в роде, числе, падеже.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои;
- развивать, активизировать и расширять словарный запас детей по теме;
- развивать внимание и мышление, уча устанавливать причинно-следственные связи.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к изменениям в природе в осенний период, трудолюбие.
|
Картинки с изображением фруктов и деревьев: береза, осина, яблоня, дуб; серия предметных картинок: зернышко, росток, молодое дерево, яблоня в цвету, яблоня с плодами.
|
6.
|
«Сад – огород»
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей согласовывать имена существительные с глаголами.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение составлять предложения и правильно употреблять предлог в;
- упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже;
- закреплять знания о геометрических фигурах, развивать внимание, мышление и умение соотносить различные формы.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей умение работать в команде, сопереживать и приходить на помощь товарищам.
|
Картины с изображением сада и огорода, эмблемы с названиями команд («Огородники», «Садовники») и таблички для столов, две корзины, морковки и яблоки (вырезанные из картона) в качестве «очков», предметные картинки с изображением овощей и фруктов, два стола со стульями для членов команд.
|
7.
|
«Лес. Грибы,
ягоды, деревья»
|
Коррекционно-образовательные:
- учить различать съедобные и несъедобные грибы;
- учить образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа.
Коррекционно-развивающие:
- закреплять употребление предлога в;
- упражнять детей в подборе обобщающих слов;
- развивать и активизировать словарный запас по теме.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.
|
Картинки с изображением: грибов, ягод, деревьев, веток лиственного и хвойного деревьев; корзинка.
|
8.
|
«Перелетные
птицы»
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей образовывать и употреблять приставочные глаголы и различные предлоги.
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение составлять простые предложения;
- упражнять детей в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
- закреплять умение согласовывать имена существительные с именами числительными.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним.
|
Макет березы и скворечника, предметные картинки с изображением перелетных птиц, вырезанные по контуру из картона скворец и ласточка.
|
9.
|
«Одежда»
|
Коррекционно-образовательные:
- учить детей различать предметы одежды по сезонам;
- формировать умение согласовывать числительные два, две с существительными.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -онък-;
- развивать умение узнавать предмет по описанию и самому составлять описательные загадки;
- развивать умение образовывать прилагательные от существительных.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей аккуратность и бережное отношение к предметам своей одежды.
|
Большая шляпа, оформленная в сказочном стиле; предметные картинки с изображением одежды.
|
10.
|
«Обувь, одежда,
головные уборы»
|
Коррекционно-образовательная:
- формировать у детей умение подбирать и согласовывать глаголы с именами существительными в форме единственного и множественного числа.
Коррекционно-развивающие:
- активизировать словарь детей по теме, развивать связную речь;
- упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов);
- развивать мыслительную деятельность и внимание.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей аккуратность, умение ухаживать за предметами обуви, одежды.
|
Предметные картинки с изображением предметов одежды и обуви, шкаф с тремя полочками, картинки с изображением различных пар обуви; картинки для проведения игры «Скажи наоборот».
|
II период (декабрь, январь, февраль)
№
занятия
|
Темы
|
Цель
|
Оборудование
|
11.
|
«Ателье»
|
Коррекционно-образовательные:
- учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением; - активизировать и расширять словарь по теме;
- развивать связную речь.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать в игровой ситуации навыки попечения в общественных местах.
|
Предметные картинки с изображением предметов одежды, обуви и головных уборов, портного и портнихи; шляпа для «директора» ателье.
|
12.
|
«Зима.
Зимние забавы»
|
Коррекционно-образовательные:
- учить детей подбирать однокоренные слова;
- образовывать глаголы прошедшего времени.
Коррекционно-развивающие:
- расширять, активизировать словарь по теме,
- развивать логическое мышление, внимание;
- развивать умение подбирать имена существительные к глаголам;
- закреплять правильное употребление пред логов.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать интерес к изменениям, пропс ходящим в природе в зимний период.
|
Сюжетная картина с изображением зимы, предметные картинки с изображением снеговика, снегиря, снежинки, снежного кома, Снегурочки, снегопада, предметные картинки к игре «Назови несколько», небольшая искусственная елочка.
|
13.
|
«Мебель.
Части мебели»
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей подбирать глаголы к именам существительным, подбирать антонимы.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в назывании частей мебели;
- закреплять навык правильного употребления имен существительных в форме множественного числа родительного падежа;
- расширять и активизировать словарь по теме.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей интерес и уважения к труду.
|
Сюжетная картина с изображением комнат в доме, различной мебели (кухонной для спальни, для прихожей, для гостиной, для детской), предметные картинки с изображением мебели.
|
14.
|
«Семья»
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей подбирать антонимы.
Коррекционно-развивающие:
- закреплять у детей умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
- знания о родственных связях слов;
- развивать понимание лексико-грамматических конструкций;
- учить образовывать существительные уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
|
Сюжетная картина «Семья».
|
15.
|
«Новогодний праздник»
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей употреблять предлог без и имени существительные в различных падежах.
Коррекционно-развивающие:
- закреплять у детей умение подбирать прилагательные к существительным по теме;
- учить составлять простые предложения;
- расширять и активизировать словарь по теме.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей эстетическое восприятие, доброжелательное и внимательное от ношение к людям, которые находятся рядом.
|
Искусственная елка (небольшого размера), елочные игрушки: Дед Мороз, Снегурочка, мишура, конфетти, шары, дождь и т.д., предметные картинки с изображением моркови, меда, орехов и др.; подарки для детей: например, карандаши, альбомы, флоп стеры.
|
|
Каникулы
|
|
Каникулы
|
16.
|
«Зимующие
птицы»
|
Коррекционно-образовательные:
- учить детей образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц;
- учить образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.
Коррекционно-развивающие:
- закрепить знания и представления детей о перелетных и зимующих птицах; упражнять в узнавании птиц по их описанию; развивать внимание, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.
|
Предметные картинки с изображением птиц.
|
17.
|
«Дикие
животные зимой»
|
Коррекционно-образовательные:
- обучать детей образованию притяжательных прилагательных.
Коррекционно-развивающие:
- закреплять у детей навык использования в речи простых предлогов: на, с, под, над, за, в;
- упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме;
- развивать навыки словообразования.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.
|
Сюжетные картинки к игре «Кто спрятался?», картинки с изображением диких животных и их пищи в зимнее время.
|
18.
|
«Почта»
|
Коррекционно-образовательные:
- учить детей согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным и учить согласованию их в роде, числе, падеже;
- развивать умение согласовывать имена числительные с именами существительными;
- расширять, активизировать словарь по теме.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей доброжелательное и внимательное отношение друг к другу, своим родным и близким.
|
Макет поезда; предметные картинки с изображением голубя, ящика, вагона, открытки, посылки, марки, сумки, письма, компьютера, собачьей упряжки, самолета, вертолета.
|
19.
|
«Транспорт»
|
Коррекционно-образовательная:
- учить образовывать приставочные глаголы.
Коррекционно-развивающие:
- развивать логическое мышление и связную речь детей;
- закреплять употребление существительных в различных падежах;
- закреплять знания о профессиях, связанных с транспортом.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей навыки правильного поведения на дороге и соблюдения правил дорожного движения.
|
Предметные картинки с изображением различного вида транспорта, частей различных видов транспорта, письмо.
|
20.
|
«Комнатные
растения»
|
Коррекционно-образовательные:
- учить детей употреблять глаголы в прошедшем времени;
- учить выделять из текста однокоренные слова.
Коррекционно-развивающие:
- закреплять у детей навык употребления притяжательных местоимений;
- активизировать и расширять словарь по теме;
- упражнять в подборе имен прилагательных и глаголов, противоположных по смыслу.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к комнатным растениям, трудолюбие и желание помогать взрослым в уходе за ними.
|
Предметные картинки с изображением комнатных растений, сюжетные картинки, на которых изображены различные действии по уходу за комнатными растениями.
|
21.
|
«Наша армия»
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей образовывать прилагательные от существительных.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в назывании военных профессий, закреплять употребление имен существительных в различных падежах;
- развивать умение согласовывать имена числительные с именами существительными;
- упражнять в подборе признаков и действий к предметам.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей уважение, любовь и благодарность к людям, стоящим на защите нашей Родины.
|
Картинки с изображением людей военных профессий и военной техники.
|
III период (март, апрель, май)
№
занятия
|
Темы
|
Цель
|
Оборудование
|
22.
|
«Весна.
День
рождения
весны»
|
Коррекционно-образовательные:
- учить детей называть признаки времен года;
- учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать имена существительные к ним.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение замечать неточности в весенней картинке и выделять их;
- развивать мышление и связную речь;
- закреплять навык использования в речи предлога без;
- упражнять детей в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной.
|
Сюжетные картинки с изображением проталин, луж, ручейков, цветущих деревьев, грозы, тающих сосулек (капели), яркого солнышка, майских жуков; сюжетные картины по теме «Весна» и «Что перепутал художник?»
|
23.
|
«Праздник 8 Марта»
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в подборе родственных слов;
- упражнять в подборе признаков к предметам:
- развивать логическое мышление, внимание», воображение.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей уважительное и внимательное отношение к людям, которые находятся рядом.
|
Портреты мам, нарисованные детьми; предметные картинки с изображением девочки и женщины, предметов одежды, обуви, профессий мужчин; сюжетная картина «Беспорядок в комнате».
|
24.
|
«Профессии»
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия.
Коррекционно-развивающие:
- закреплять у детей употребление имен существительных в творительном падеже;
- упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного падежа;
- развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложения.
Коррекционно воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к людям различных профессий и желание добиваться успеха собственным трудом.
|
Предметные или сюжетные картинки с изображением людей различных профессий и инструментов.
|
25.
|
«Наша пища»
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать.
Коррекционно-развивающие:
- развивать внимание, воображение, мышление детей;
- активизировать, расширять и обобщать знания детей по теме;
- упражнять в составлении предложений, развивать связную речь.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей навык культурного по ведения в общественных местах.
|
Поварские колпаки, предметные картинки с изображением различных продуктов и блюд.
|
26.
|
«Откуда хлеб пришел?»
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей подбирать синонимы и однокоренные слова.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий;
- закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве;
- упражнять в объяснении слов-действий, связанных с выращиванием хлеба.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к людям, которые его выращивают.
|
Сюжетные картинки по теме, предметные картинки с изображением различных хлебобулочных изделий, профессий людей, работающих в сельском хозяйстве.
|
27.
|
«Посуда»
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей подбирать антонимы к прилагательным и глаголам.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в образовании имен прилагательных от имен существительных и давать понятие о материалах, из которых изготовляют предметы посуды;
- развивать внимание, логическое мышление и связную речь;
- учить классифицировать предметы посуды;
- активизировать словарь по теме; закрепляй, употребление предлогов и существительным в различных падежах.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей навыки самообслуживания и аккуратность при обращении с предметами посуды.
|
Предметные картинки с изображением различной посуды из различных материалов, стакан и ложка.
|
28.
|
«Мой дом»
|
Коррекционно-образовательные:
- учить детей образовывать и употреблять сложные слова.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в подборе действий, соответствующих назначению комнат;
- закреплять умение составлять предложения, употребляя различные предлоги;
- расширять и активизировать словарь по теме.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей аккуратность и желание помогать взрослым в работе по дому.
|
Сюжетные картины с изображением улицы и дома в разрезе, почтовый ящик, макет дома, кукла.
|
29.
|
«Домашние животные и их
детеныши»
|
Коррекционно-образовательные:
- учить детей образовывать сложные слова;
- учить образовывать притяжательные прилагательные.
Коррекционно-развивающие:
- расширять словарь антонимов;
- активизировать словарь детей по теме, закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа;
- развивать словообразование и словоизменение.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.
|
Маски домашних животных, картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
|
30.
|
«Наша страна.
Мой родной край»
|
Коррекционно-образовательная:
- познакомить детей с флагом, гимном и гербом России.
Коррекционно-развивающие:
- закреплять у детей умение образовывать прилагательные от существительных;
- развивать умение согласовывать слова в предложениях;
- активизировать словарь по теме.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей чувство гордости за свою страну.
|
Карта России, сюжетные картинки г ходу занятия; картинки с изображением животных, растений и птиц, проживающих в личных местах планеты; изображения флага, герба России, запись гимна России.
|
31.
|
«Человек»
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы.
Коррекционно-развивающие:
- закреплять у детей умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- развивать словарь антонимов;
- закреплять знания о назначении частей тела.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших хорошими поступками.
|
Предметная картина с изображением человека, сюжетные картинки к играм.
|
32.
|
«Насекомые»
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей преобразованию глаголов единственного числа в множественное число.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в отгадывании насекомых по совершаемым действиям;
- развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа;
- закреплять употребление предлогов при составлении предложений.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.
|
Плакат с изображением лесной полянки; предметные картинки с изображением насекомых со специальной липкой лентой на обратной стороне для приклеивания их на плакат; картинка с изображением цветка.
|
33.
|
«Лето»
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей образовывать и употреблять имена прилагательные в сравнительной степени.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в подборе действий и признаков к предметам;
- закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени;
- развивать словарь синонимов;
- развивать логическое мышление и связную речь.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к изменениям в природе, происходящим летом, и к звучащему слову.
|
Сюжетная картина с изображением лета, предметные картинки с изображением мяча, катамарана, лодки, водных лыж, водного мотоцикла, коньков и санок.
|
|
|
|