|
Проект «Формирование и развитие ууд на уроках и во внеурочной деятельности» Обоснование необходимости проекта
Проект «Формирование и развитие УУД на уроках и во внеурочной деятельности»
Обоснование необходимости проекта.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, поэтому актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий, как важнейшей составляющей содержания образования. Формирование универсальных учебных действий развивает способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В основной школе формирование и развитие УУД осуществляется в рамках урочной, внеурочной и внешкольной деятельностей. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Цель проекта: создание условий для повышения образовательного и воспитательного потенциала образовательного процесса, обеспечение формирования важнейшей компетенции личности – умения учиться, создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащихся.
Задачи:
Выявить посредством анкетирования мотивы учебной деятельности обучающихся с целью определения ведущих стимулов, позволяющих побуждать школьников к учебно-познавательной деятельности на уроках
Снабдить обучающихся определённым инструментарием универсальных учебных действий, необходимым им для усвоения программного материала и подготовки к государственной (итоговой) аттестации по предмету.
-
Внедрить в практику работы такие педагогические технологии, методы и приёмы, в основе которых лежит деятельностный подход в преподавании предметов позволяющий обучающимся из пассивных слушателей и исполнителей превратиться в активных деятелей, замотивированных на достижение определённых результатов
Предложить систему типовых заданий для оценки сформированности универсальных учебных действий.
Целевые показатели:
Будет создан инструментарий для проведения мониторинга сформированности УУД у обучающихся с учетом возрастных особенностей
Увеличение количества обучающихся, проявляющих интерес к обучению и как следствие повышение показателей качества обучения
Увеличение количества учащихся, принимающих участие в различных конкурсах и олимпиадах, а также увеличение количества победителей и призёров творческих конкурсов и олимпиад.
Рост уровня удовлетворённости процессом обучения участников проекта, их родителей
Участники проекта:
Учителя - предметники
Обучающиеся 5-9 классов
Педагоги доп. образования
Педагоги - психологи
Классные руководители
Руководители ШМО
Рабочий план реализации проекта:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Анализ работы МБОУ по формированию и развитию УУД у обучающихся МБОУ СОШ №4
- Осмысление выявленных проблем, поиск путей их решения;
- Организация научно-методических семинаров по освоению новых образовательных технологий.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
- Разработка и апробация педагогического проекта МБОУ с учётом формирования нового содержания образования в условиях модернизации системы образования РФ;
- Разработка банка заданий по предметам, заданий для проведения экзамена
- Апробация методов и приёмов смыслового чтения, проблемного обучения, деятельностного подхода
- Организация мониторинга сформированности УУД у обучающихся с учетом возрастных особенностей
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
- Анализ полученных результатов, соотнесение их с результатами эксперимента (рефлексия);
- Обобщение хода и результатов эксперимента;
План действий на подготовительном этапе:
Направление действий
№ п/п
|
Мероприятие
|
Ответственные
|
Сроки выполнения
|
Планируемый результат
|
1
|
Разработка и апробация Образовательной программы МБОУ СОШ №4, содержащей:
- учебный план;
- учебные программы,
- учебные программы элективных курсов
- учебные программы факультативных курсов, кружков;
|
Завучи по УВР, учителя-предметники,
педагоги допобразования
|
август - сентябрь
2014г
|
|
2
|
создание воспитательной программы класса
|
классные руководители
|
сентябрь 2014г
|
|
3
|
создание групп тьюторов, состоящих из учителей, курирующих мониторинг сформированности УУД у обучающихся на параллели
|
руководители ШМО
|
январь 2015
|
|
4
|
создание карты наблюдения сформированности УУД у обучающихся с учетом возрастных особенностей учащихся: 4-5 классов (9-11 лет), 6-7 классы (11-13 лет), 8-9 классов (14-15 лет)
|
тьюторы
|
январь – март 2015
|
|
5
|
создание банка индивидуальных заданий
|
учителя-предметники
|
январь – март 2015
|
|
6
|
создание диагностической карты анализа урока с позиции формирования универсальных учебных действий в рамках введения системно- деятельностного подхода ФГОС
|
завучи по УВР
|
январь – март 2015
|
|
7
|
разработка поурочных конспектов уроков с учетом формирования УУД
|
учителя-предметники
|
2015-2020 учебный год
|
|
8
|
разработка и реализация групповых развивающих занятий по формированию УУД у обучающихся:
спецкурсов как «Познай себя», «Сделай себя сам», «Самосовершенствование личности», «Научи себя учиться» и т.д.
|
учителя- психологи
|
январь – март 2015
|
|
9
|
создание инструментария для проведения мониторинга: примерные диагностические беседы, инструкции, уровни определения сформированности умений, сводная таблица оценки уровня сформированности умений
|
тьюторы, учителя-психологи
|
январь – март 2015
|
|
10
|
подготовка памяток по выполнению разных видов заданий метапредметного характера, наиболее часто выполняемых учащимися в процессе домашней учебной работы
|
учителя-предметники
|
январь – март 2015
|
|
11
|
разработка рекомендаций для родителей
«Как помочь ребёнку при выполнении домашнего задания»
|
учителя-психологи, учителя-предметники
|
январь – март 2015
|
|
12
|
практикоориентированный семинар «приёмы формирования и развития УУД на уроках и внеурочной деятельности»
|
завучи по УВР, руководители ШМО
|
Апрель 2015
|
|
План действий на практическом этапе:
№ п/п
|
Мероприятие
|
Ответственные
|
Сроки выполнения
|
На уроках:
|
1
|
применение технологий деятельностного подхода, критического мышления, проблемного обучения, методов и приемов смыслового чтения, активных методов обучения,
|
учителя -предметники
|
2015-2020 учебный год
|
2
|
проведение диагностических работ, разработанных ИМЦ
|
учителя -предметники
|
2015-2020 учебный год
|
3
|
проведение психолого-педагогических элективных курсов направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута.
|
учителя - психологи, учителя-предметники
|
2015-2020 учебный год
|
4
|
апробация методов и приёмов программ дополнительного образования интеллектуальной направленности (СИРС)
|
учителя - психологи, учителя-информатики
|
2015-2020 учебный год
|
5
|
апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД
|
тьюторы,
учителя - психологи
|
2015-2020 учебный год
|
6
|
выявление учащихся с проблемами формирования УУД, разработка и реализация индивидуальных программ коррекционного воздействия, предоставление рекомендаций педагогам и родителям ребенка, испытывающего трудности в обучении.
|
учителя - психологи
|
2015-2020 учебный год
|
7
|
применение различных видов домашней работы в соответствии с ее функциями на разных этапах образовательного процесса, в соответствии с программой развития УУД
|
учителя-предметники
|
2015-2020 учебный год
|
Во внеурочной деятельности:
|
8
|
апробация программ дополнительного образования интеллектуальной направленности
|
педагоги допобразования
|
2015-2020 учебный год
|
9
|
внеклассная работа по предмету, направленная на подготовку обучающихся к участию в олимпиадном движении
|
учителя-предметники
|
2015-2020 учебный год
|
10
|
участие в муниципальных и дистанционных конкурсах и олимпиадах
|
учителя-предметники
|
2015-2020 учебный год
|
11
|
работа школьного научно – исследовательского общества учащихся
|
учителя-предметники
|
2015-2020 учебный год
|
12
|
привлечение обучающихся к организации проектной деятельности
|
учителя-предметники
|
2015-2020 учебный год
|
13
|
повышение мотивации личности к познанию и творчеству через участие в кружках, фестивалях, конкурсах, игре Геокешинг
|
классные руководители, педагоги допобразования
|
2015-2020 учебный год
|
14
|
проведение интеллектуального марафона.
|
руководители ШМО
|
2015-2020 учебный год
|
15
|
привлечение обучающихся к работе в школьном самоуправление
|
педагоги допобразования
|
2015-2020 учебный год
|
16
|
проведение серии классных часов «Умные приемы обучения»
|
классные руководители, учителя- психологи
|
2015-2020 учебный год
|
17
|
работа учащихся 5-х классов по составлению портфолио «Портфель читателя»
|
классные руководители, учителя
литературы
|
2015-2016 учебный год
|
18
|
работа учащихся 6-х классов по составлению портфолио самостоятельно выполняемого исследовательского проекта
|
классные руководители, учителя-предметники
|
2016-2017 учебный год
|
19
|
работа учащихся 7-х классов по составлению портфолио самостоятельного изучения одной из учебных тем
|
классные руководители, учителя-предметники
|
2017-2018 учебный год
|
20
|
проведение игры «Ученик года»
|
педагоги-допобразования, руководители ШМО
|
2015-2020 учебный год
|
План действий на аналитическом этапе:
№ п/п
|
Мероприятие
|
Ответственные
|
Сроки выполнения
|
1
|
проведение диагностики сформированности УУД, соответствующих требованиям ФГОС
|
учителя - психологи, тьюторы
|
2019-2020 учебный год
|
2
|
проведение Дельта-тестирование по предметам
|
учителя - предметники
|
2019-2020 учебный год
|
3
|
сопоставительный анализ общеучебных и предметных умений выпускников основной школы
|
учителя - психологи, тьюторы
|
2019-2020 учебный год
|
4
|
организация и проведение педагогического совета (консилиума) по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута и планированию открытия соответствующих социальному заказу профильных направлений.
|
учителя - психологи, тьюторы
|
2019-2020 учебный год
|
В основной школе главным результатом образования является формирование умений организации и программирование эффективной индивидуальной и коллективной деятельности как учебной, так и творческой; подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории.
Прогнозируемые результаты проекта.
Предполагаемые результаты
Повысится интерес и мотивация обучающихся к изучению предметов
Будут разработаны индивидуальные карты результативности работы
Повысятся качественные показатели обучения по предметам
Вырастет удовлетворённость процессом обучения участников проекта, их родителей.
Ожидаемые результаты
Возрастёт результативность участия в различных творческих конкурсах, олимпиадах.
-
Повысятся показатели качества прохождения государственной (итоговой) аттестации обучающимися 11 и 9 классов (ЕГЭ и ГИА), промежуточной итоговой аттестации, регионального тестирования
Возможные риски
Участники проекта могут формально отнестись к участию в проекте.
Результаты работы могут оказаться незначительными.
Разработанная в ходе эксперимента инновационная модель педагогической системы по формированию и развитию УУД может оказаться малоэффективной
Невозможность быстрой и оперативной информатизации научно- методической деятельности преподавателей
Предупреждение рисков как общие рекомендации по формированию УУД в ходе образовательного процесса
Необходимость выделения цели формирования УУД, четкого выделения их функций в образовательном процессе, их содержания и требуемых свойств в соотнесении с возрастными и психологическими особенностями учащихся;
-
Определение ориентировочной основы каждого из УУД, обеспечивающей его успешное выполнение и организация ориентировки учащихся в его выполнении;
Организация поэтапной отработки универсальных учебных действий, обеспечивающей переход:
- от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия;
- от совместного выполнения действия (с учителем или сверстниками) к самостоятельному выполнению;
Определение связи каждого универсального учебного действия с предметной дисциплиной. Выделение предметных дисциплин, наиболее благоприятных для формирования конкретных УУД.
Разработчик: Колтышева Е.Н.
|
|
|