|
Словарный запас дошкольников с общим недоразвитием речи отстает от возрастной нормы, как количественно, так и качественно
Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. У детей отмечается ограниченный словарный запас. Дети часто испытывают большие трудности не находя подходящих слов для высказывания. Также нарушение выражается в незнании многих слов.
Словарный запас дошкольников с общим недоразвитием речи отстает от возрастной нормы, как количественно, так и качественно. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, относительных прилагательных, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений.
Исследования С. Н. Шаховской показали, что у дошкольников с ОНР отмечается расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме. Тем не менее, потребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Дети не используют имеющийся у них запас лингвистических единиц, не умеют оперировать ими, что говорит о несформированности языковых средств, о невозможности осуществлять спонтанно выбор языковых знаков и использовать их в речевой деятельности.
У детей с ОНР, также как и у детей с нормальным речевым развитием отмечается преобладание предметного словаря по отношению к другим частям речи. Если говорить о различии между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием, то можно отметить расхождение при актуализации предикативного словаря (глаголов и прилагательных). Число глаголов составляет не более половины номинативного словаря. Ограничено использование в речи прилагательных. У детей старшего дошкольного возраста возникают трудности в назывании многих качественных прилагательных, например: узкий, кислый, низкий, гладкий, широкий и др. Не сумев назвать правильное слово, дети очень часто заменяют его на другое, близкое по смыслу. Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов.
У детей с нормальным речевым развитием процесс поиска слова происходит очень быстро. У детей с ОНР, этот процесс осуществляется очень медленно, развернуто, недостаточно автоматизировано. Среди замен прилагательных преобладают, например, такие: высокий – «длинный», низкий – «маленький», узкий – «маленький», высокий – «большой», узкий – «тонкий», короткий – «маленький», пушистый – «мягкий». Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.
Также у детей старшего дошкольного возраста с ОНР возникают трудности при группировке семантически близких прилагательных. Дети часто допускают ошибки при выборе лишнего слова из серии. Например, при выборе качественных прилагательных из серии слов: короткий, длинный, маленький – ребенок выбирает слово короткий; высокий, маленький, низкий – низкий и т. д. Это указывает на незнание ребенком точных значений прилагательных, так же о трудностях группировки на основе существенного признака, что подтверждает о несформированности семантических полей и недостаточном умении сравнивать слова по их значению.
Таким образом, дети имеющие нарушение речи, используют прилагательные, семантически далекие (низкий — разный, а дошкольники без речевых нарушений часто используют в речи прилагательные, близкие по значению. В словаре детей пяти - шести лет с ОНР часто отсутствуют притяжательные прилагательные. Это свидетельствует о несформированности языкового мышления.
Как показывают исследования лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием (Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевое нарушение, но и сформировать базу для успешного обучения в школе.
|
|
|