Главная страница

Развитие коммуникативных способностей на занятиях по английскому языку у дошкольников в моудод дтдм «Истоки» Копылова Елена Сергеевна


Скачать 74.24 Kb.
Название Развитие коммуникативных способностей на занятиях по английскому языку у дошкольников в моудод дтдм «Истоки» Копылова Елена Сергеевна
Дата 11.03.2016
Размер 74.24 Kb.
Тип Документы


Развитие коммуникативных способностей на занятиях по английскому языку у дошкольников в МОУДОД ДТДМ «Истоки»
Копылова Елена Сергеевна

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Включение иностранного языка в систему дошкольного обучения и воспитания в РФ было продиктовано рядом причин, основной из которых явилось наличие определенного противоречия между возросшей ролью овладения иностранными языками в современном мире и превращением их в существенный фактор социально-экономического развития общества в целом и недооценкой и несовершенством обучения им в современной российской школе. Изменение экономических, политических, социальных условий в жизни человечества побуждают родителей и педагогов к поиску новых возможностей для изучения иностранного языка детьми.

Обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, готовящих ребенка к обучению в школе, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе, справедливо заметили И.А. Шишкова и М.Е. Вербовская [9; С. 5]. Иначе говоря, происходит постепенное развитие основ коммуникативной компетенции, которая на ранней стадии изучения английского языка включает в себя следующие аспекты:

а) умение правильно с фонетической точки зрения повторить английские слова, простейшие фразы за педагогом, носителем языка или диктором (имеется в виду работа с фонозаписью), то есть поэтапное формирование слухового внимания, фонетического слуха и правильного произношения;

б) накопление, закрепление и активизация словаря, без которого невозможно совершенствование речевого общения;

в) овладение определенным количеством несложных грамматических структур; построение связного высказывания, при котором речь должна строиться преднамеренно, так как ребенок использует ограниченный словарный запас, и планироваться, поскольку даже в пределах ограниченного словарного запаса нужно научиться выражать свои мысли;

г) умение связно высказываться в пределах тематики и ситуаций общения (базируется на усвоении звуковой стороны иностранного языка, определенного словарного запаса и грамматических структур);

д) внимательное отношение к речи собеседника и соответствующая реакция на его вопросы.

Говоря об обучении дошкольников иностранному языку, мы, прежде всего, говорим о развитии детей средствами иностранного языка. Параллельно с овладением иностранным языком происходит развитие важных психических процессов, таких как произвольное внимание, кратковременная и долговременная память, зрительная, слуховая и моторная память, логическое мышление. Занятия иностранным языком предполагают развитие коммуникативных способностей, которые необходимы для последующей социализации детей в обществе.

Обучение иностранному языку призвано создать благоприятную ситуацию для приобщения ребенка к новому языковому миру с целью лучшей адаптации его к полилингвальной и поликультурной ситуации в современном мире.

При обучении иностранному языку дошкольников особое значение приобретает развивающий аспект обучения, который предусматривает общее совершенствование речемыслительных процессов. Очень важно на первом году обучения помочь детям овладеть артикуляционной базой и интонационным оформлением речи, то есть формировать фонетические навыки: умение правильно говорить с фонетической точки зрения, повторять английские слова за преподавателем или диктором (имеется в виду работа с фонозаписью).

Обучение произношению проводится во время специального этапа занятия: фонетическая зарядка. Для того чтобы постановка произношения не утомляла детей, существуют различные фонетические упражнения.

Работа над звуковым образом слова готовит детей к чтению на английском языке.

Лексические навыки в первый год обучения вводится через речь педагога, аудио и визуальные средства обучения.

Цель обучения – развитие способностей ребенка выражать мысли на английском и свое отношение к себе и окружающей действительности в процессе общения и деятельности.

Задачи обучения детей дошкольного возраста элементарным навыкам английской устной речи: понимание на слух и ведение беседы на простейшие темы.

В рамках ситуативно-коммуникативно-личностно-деятельностного подхода А. Н. Леонтьева и В. Г. Мироновой к обучению иностранным языкам и основанного на нем сознательно-практического метода основными методическими принципами, отличающими один метод от другого, признаются коммуникативно-деятельностный принцип и принцип сознательной систематизации языкового материала [5]. Суть первого заключается в том, что процесс обучения является моделью коммуникации и основывается на коммуникативно-мотивированном поведении педагога и обучаемого в ходе занятий и на предметности процесса коммуникации, которая выражается в тщательном отборе коммуникативных задач, тем и ситуаций общения, отражающих практические интересы и потребности обучаемых.

Коммуникативная обстановка на учебных занятиях должна характеризоваться умственной и эмоциональной активностью общающихся, атмосферой дружелюбия, доверия и взаимопонимания. Этого можно достичь специальными играми, учетом социально-личностных факторов и факторов ситуативной ориентировки общения, а также коммуникативным поведением участников общения. Ситуативные факторы ориентировки предполагают пространственные и временные условия общения. Пространственные условия общения учитываются при выборе местоположения детей в комнате, создании непринужденной обстановки путем не сдерживания двигательной активности детей в игре. Созданию коммуникативной обстановки способствует также оснащение учебной комнаты игрушками, игровыми атрибутами, магнитной доской, магнитофоном или проигрывателем.

Коммуникативное поведение участников общения заключается в адресованности речи и ее адекватном восприятии. Адекватное восприятие поощряет и стимулирует говорящего. Это поощрение может выражаться в качественной оценке ответа или игрового действия ребенка, внимании слушающего, вербальных и экстралингвистических поступках, ожидаемых говорящим, в паралингвистических проявлениях (выражении глаз, мимике, жестах и др.).

Занятия проходят в игровой форме, широко используются дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры, драматизация.

Что касается способов создания игровых ситуаций англоязычного общения дошкольников, то здесь мы исходим из необходимости воссоздания в этих целях внутренних и внешних условий англоязычного общения.

К внутренним условиям общения в данном случае относятся мотивационная основа и речевая установка на иностранный язык.

Мотивационная основа общения формируется путем моделирования потребности, его мотивов, целей, коммуникативного намерения. Англоязычная речевая установка может быть сформирована при наличии следующих факторов: а) привычки к общению с учителем преимущественно на данном английском языке; б) создании специально оборудованной комнаты, использовании постоянных кукольных персонажей для организации игровой деятельности детей на английском языке, исполнении песен, использовании считалок, рифмовок и т. д.; в) использовании ритуальных приемов, фонетических зарядок, специальных игр на психотехнику, способствующих мобилизации внимания, активности.

К внешним условиям общения относятся обеспечение предметного содержания общения и организация коммуникативной обстановки на учебных занятиях.

Предметное содержание общения включает такие понятия, как предмет, продукт и результат. Предметом англоязычного общения дошкольников могут быть реальные или игровые отношения между людьми, сказочными персонажами, куклами или даже предметами и мысли, возникающие в результате этих отношений. При ситуативно-игровом моделировании англоязычного общения одинаково значимо достижение как игрового результата, так и учебного, то есть решение определенной коммуникативной задачи. Это означает, что результат общения, проявляющийся в вербальной или экстралингвистической реакции собеседника не должен выпадать из поля зрения как педагога, так и самих детей.

Иными словами, в период обучения иностранному языку необходимо заложить основы для всестороннего развития коммуникативной компетенции, которая формируется во всех видах речевой деятельности – слушании, говорении, чтении, творческих работах и письме. Основы коммуникативной компетенции также формируется через овладение основами лексико–грамматического словаря и применение его в повседневной жизни.

Дети показывают навыки овладения английским языком на праздниках ШРТР (школы раннего творческого развития): «Осенины», «Рождество», «Праздник Весны», «Здравствуй, лето». Совместно с другими педагогами ШРТР могут проходить комплексные занятия.

Контроль усвоения материала осуществляется в виде диагностики в конце первого полугодия и в конце учебного года. Основные методы контроля: наблюдение и тестирование. Текущий контроль осуществляется в форме индивидуального опроса.

К концу обучения будут решены следующие коммуникативные задачи:

  1. приветствовать, прощаться, знакомиться, просить извинения, благодарить, поздравлять с Рождеством, выразить согласие или несогласие;

  2. называть членов семьи, цвета, животных, игрушки, еду, транспорт, части тела, одежду;

  3. считать до 10;

  4. сообщать о цвете и размере предмета, о своем возрасте, о своей семье, о том, что они умеют делать, о том, что они любят или не любят;

  5. описывать одежду, погоду, человека.

Обучение дошкольников иностранному языку должно быть коммуникативно направленным. Дети должны уметь использовать изученный лексико-грамматический материал в естественных ситуациях общения. Этой цели служат все структуры для понимания и говорения, а также рифмовки и песенки, предназначенные для наиболее продуктивного усвоения изучаемого материала. Вместе с тем, как и при обучении родному языку, в этом возрасте очень важно выработать моторные навыки, которые не только помогают лучше усвоить лексико-грамматический материал, но и способствуют успешному развитию речемыслительных процессов [8; С. 6].

Самым важным элементом в процессе обучения детей 4-6 лет выступает эффективность, то есть результат развития и обучения, которого можно достигнуть при правильной и грамотной организации процесса обучения.

Конечная цель обучения иностранному языку - развитие коммуникативных способностей обучающихся – остается неизменной.
Список литературы

  1. Белоножко Н. Е. Милые песенки. Изучай английский с удовольствием. – М.: Баро – пресс, 2009.

  2. Благовещенская Т. А. Первые уроки английского. – М.: Росмэн – пресс, 2008.

  3. Буйлова Л.Н. Как разработать авторскую программу? Рекомендации педагогу дополнительного образования по программированию учебно-воспитательного процесса). - М., 1999.

  4. Ищкарина И.А. English. Уроки английского для малышей. Книга для родителей. – М.: Аркаим, 2009.

  5. Миронова В.Г. Открытые уроки и праздники на английском языке. – Ростов н/Д.:Феникс, 2008.

  6. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. — М., 1999.

  7. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для малышей. Книга для родителей и преподавателей. / Под ред. Н.А. Бонк. - М., 2000.

  8. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для малышей. Рабочая тетрадь. / Под ред. Н.А. Бонк. - М., 2002.

  9. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для самых маленьких.- М.: Росмэн – Пресс, 2010.

  10. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. – М.: Филоматис, 2007.