|
«Память жанров»
План - конспект
урока музыки
в 7 м классе
Тема: «Память жанров»
Цели урока:
-
Познакомить учащихся с понятием “Память жанра”, с разными музыкальными жанрами, получившими свое развитие в крупных музыкальных формах П. И. Чайковского.
Развивать умение ориентироваться в широком объеме информации, выделяя существенное и главное, используя на уроке новые информацинные компьютерные технологии.
Воспитывать любовь к русскому музыкальному искусству в процессе активного восприятия разножанровых музыкальных произведений
П. И. Чайковского.
Форма урока: кинолекция в кабинете информатики.
Тип урока: урок – путешествие.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, видео магнитофон, синтезатор, DVD-проигрыватель, диски с музыкальными произведениями.
Программный продукт:
мультимедийная презентация, созданная в программе Microsoft Power Point, разработанная учителем Карповой Т.Н.
Презентация по творчеству П.И. Чайковского, подготовленная творческой группой учащихся.
Диск «Музыкальная энциклопедия», подготовленная творческой группой учителей информатики и учащимися.
План урока:
Оргмомент.
Постановка целей урока, проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Заключение.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель проверяет готовность ребят к уроку, дает эмоциональный настрой на урок.
2. Постановка целей урока, проверка домашнего задания.
Учитель: здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы отправиться в путешествие в те далекие времена, когда жил и творил Петр Ильич Чайковский. Тема нашего урока «Память жанра».
(слайд №1: портрет композитора) См. приложение№1.
На уроке вы узнаете, как мастерски П. Чайковский превращал простые музыкальные жанры, такие, как песню, танец, марш в сложные музыкальные формы – оперу, балет и симфонию. Помогут нам в этом ребята из вашего класса и персональные компьютеры. Творческая группа ребят подготовила к уроку презентацию по творчеству П.И. Чайковского. Дадим им слово.
Презентация по теме “П. И.Чайковский. См. приложение№2.
Объяснение нового материала.
а). Рассказ учителя.
На фоне музыки П. Чайковского “Вальс” из балета “Лебединое озеро” учитель читает отрывок из стихотворения А. Блока «Под звуки прошлое встает».
Под звуки прошлое встает
И зримым кажется и ясным
То для меня душа поет
То веет таинством прекрасным.
Учитель: огромный мир музыкального содержания зашифрован прежде всего в жанрах. Есть такое понятие “память” жанра, указывающее, что в жанрах накоплен огромный ассоциативный опыт, вызывающий у слушателя определенные образы и представления.
Например, что представляется нам, когда мы слушаем вальс или польку, марш или колыбельную песню? Не правда ли, в нашем воображении возникают кружащиеся пары (вальс), торжественная поступь (марш), ласковый материнский голос (колыбельная).
Всем известно, как часто используются в музыкальных произведениях подлинные народные жанры или умело выполненные стилизации. Ведь они самым тесным образом были связаны с жизненным укладом людей, звучали во время работы и веселого досуга, на свадьбах и похоронах. Жизненное содержание таких жанров неразрывно сплелось с их звучанием, так, что вводя их в свои произведения, композитор достигает эффекта полной достоверности, погружает слушателя в колорит времени и пространства. Таким композитором был П. И. Чайковский. В своем музыкальном творчестве композитор опирался на народные жанры или жанры древнего искусства.
б). Творческие задания с использованием компьютера.
Учитель: наше путешествие продолжается и следующая остановка –симфоническое творчество П.Чайковского. Включаем персональные компьютеры и находим на рабочем столе значок диска «С», открываем программу «Музыкальная энциклопедия». Перед вами на экране изображена клавиатура. На каждой клавише показан раздел, в котором вы сможете найти необходимую информацию по теме урока, а также послушать и посмотреть видеофрагменты известных музыкальных произведений.
Задание №1
Учитель: вам необходимо найти информацию о том, какой музыкальный жанр вводит композитор в финал 4 симфонии?
(После поиска нужной информации дети отвечают).
Дети: песенный жанр. Песня - “Во поле береза стояла”.
Учитель: правильно.
(слайд № 2: иллюстрация к симфонии №4) См. приложение№1.
Учитель: введение народной песни “Во поле береза стояла” в четвертую симфонию придало произведению яркий характер. Волей великого композитора эта песня стала источником музыкального развития целой части симфонии. Изменился характер и облик музыки. Она стала разнообразной, сумела придать звучанию музыки то танцевальный , то песенный характер. И, все же, в одном главном ее качестве она сохранилась - в глубоко национальном русском звучании.
Слушание фрагмента 4 симфонии П. Чайковского. 4 часть.
(Учитель включает музыкальный фрагмент на диске).
Учитель: следующая остановка – балетное творчество П.Чайковского.
Задание № 2
Учитель: ребята, попробуйте найти в музыкальной энциклопедии информацию о том, какие жанры учавствуют в музыке балета “Щелкунчик”?
(После поиска нужной информации дети отвечают).
Дети: танцевальные, маршевые.
Учитель: правильно. Каждый музыкальный жанр допускает свою разнообразную трактовку: так, например, марш – может иметь и шутливо–юмористический, и серьезный характер. Попробуйте определить, в каком характере написан марш из балета П. Чайковского “Щелкунчик”. Слушание и просмотр видео-фрагмента марша П. И. Чайковского из балета “Щелкунчик”.
( слайд № 3: видеофрагмент балета) См. приложение№1.
Дети: марш по характеру легкий , сказочный, волшебный.
Учитель: следующая остановка – оперное творчество П.Чайковского.
Задание № 3
Учитель: попробуйте найти в музыкальной энциклопедии информацию о том, какой жанр использует композитор в опере “Евгений Онегин” во втором действии?
(После поиска нужной информации дети отвечают).
Дети: танцевальный жанр – вальс.
Учитель: молодцы. Ярко и полно звучит вальс из оперы “Евгений Онегин”. В его звуках мы почти зримо угадываем ослепительный свет бальной залы, нарядных гостей, съезжающихся на шумный вечер. Слушание и просмотр видео - фрагмента вальса П. И. Чайковского из оперы “Евгений Онегин”.
( слайд № 4: видеофрагмент оперы) См. приложение№1.
в). Хоровое пение.
Учитель: сейчас мы исполним хором песню “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик” на стихи – Н. Пановой, музыка П Чайковского.
( слайд № 5: текст песни) См. приложение№1.
Исполнить песню с правильным произношением текста.
Верно брать цыпное дыхание.
Обращать внимание на чистоту интонирования мелодии.
Исполнить песню с ритмическими движениями под музыкальное сопровождение.
6. Подведение итогов.
Учитель: наше путешествие подходит к своему завершению. Несмотря на богатство услышанных жанров, какие бы глубины они ни таили в себе, в музыке содержание проявляет себя в средствах музыкальной выразительности: мелодии, гармонии, ритме. Слушая мзыку П. И. Чайковского, наблюдая, как звуки знакомых жанров постепенно складываются в стройное звучание в крупных музыкальных формах, мы понимаем, музыка смодостаточна, в живом звучании она выражает содержание со всей возможной полнотой. Предлогаю ответить на вопросы слайда.
( слайд №6: вопросы) См. приложение№1.
Беседа по вопросам.
Что нового вы узнали на нашем уроке-путешествии?
Как вы понимаете выражение “память жанра”?
Для чего в музыкальных произведениях П. Чайковский использует жанры народной музыки? Назовите эти произведения.
7. Заключение.
Сегодня вместе со мной помогали вести урок ваши одноклассники. Я была искренне рада такому сотрудничеству. Давайте оценим труд ребят (выставление оценок за презентацию). Но и вы сегодня потрудились на славу, отвечая устно, ища нужную информацию в «Музыкальной энциклопедии», размышляя о музыке, работая на ПК. (Выставление оценок за устные ответы).
Для тех, кто хочет получить дополнительную информацию об историческом жанре, о других музыкантах или больше узнать о творчестве Петра Ильича Чайковского, наша школьная медиатека предлагает свои ресурсы. Вы можете более подробно посмотреть эту программу «Музыкальная энциклопедия» на школьном сервере.
Домашнее задание.
( слайд №7: портрет композитора) См. приложение№1.
Поищите дома или в библиотеке, а можно и в Internet, информацию. Какие жанры народной музыки П.И. Чайковский использовал для создания своих крупных музыкальных форм, и внимательно их проанализируйте.
Наш урок закончен. До свидания.
Приложение №1.
(слайд №1: портрет композитора)
(
слайд № 2: иллюстрация к симфонии №4)
( слайд № 3: видеофрагмент балета)
( слайд № 4: видеофрагмент оперы)
( слайд № 5: иллюстрация к песне)
( слайд №6: вопросы)
( слайд №7: портрет композитора)
Приложение №2
Слайд№1
С
лайд№2
Слайд№3
Слайд4
Слайд№5
Слайд№6
Слайд№7
|
|
|