|
«Эффективность урока результат организации активной деятельности учащихся»
Критерии оценки эффективности современного урока.
Выступление Овчинниковой О.Н. на ШМО учителей-предметников по теме «Эффективность урока - результат организации активной деятельности учащихся».
Психологическая составляющая процесса образования требует от школы выпускника, обладающего такими личностными и интеллектуальными качествами, как инициативность, ответственность, целеустремленность; наш выпускник должен уметь принимать решения и обосновывать их оптимальность и эффективность. Усиление самостоятельности и активности самого школьника в получении знаний заставляет пересмотреть формы подачи учебного материала. Учителю легче и быстрее объяснить учебный материал самому, он четко и ясно, правильным литературным языком сообщит те знания, которые учащемуся необходимо усвоить. Но при этом знания остаются для школьника "чужими". Прослушанный материал быстро стирается в памяти, и на его усвоение необходимо потратить дополнительные усилия.
Поэтому на сегодняшнем этапе развития современной школы от учителя требуется не только умение доходчиво рассказать, поработать самому, но и так смоделировать работу с учащимися, чтобы они сами искали ответы на поставленные учителем вопросы. Практика показывает, что знания, самостоятельно добытые учащимися, более прочные, чем при пассивном восприятии. Очень ценна произвольная активность школьника в добывании знаний, именно она дает высокое качество за счет осознанности и самостоятельности. А это, в свою очередь, требует создания на уроке и внеурочное время определенного психологического микроклимата, доверительных, комфортных отношений для каждого участника образовательного процесса.
Реализация идей эффективности урока возможно в условиях использования в сфере образования перспективных форм, методов, средств обучения. Важное значение в этом имеет вариативность и дифференцированность заданий, которые позволяют организовать глубокое и всестороннее повторение лингвистического материала, а также позволяют отработать разнообразные умения и навыки с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника. А способами достижения необходимого уровня знаний учащихся являются:
Организация активной деятельности учащихся на уроке
Использование методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих эффективность урока
Проявление творческих способностей
Участие в различных тестовых заданиях
-
Самостоятельный анализ своей деятельности
Совместная коррекционная работа с учителем-предметником.
В коррекционной совместной работе учителю помогает отслеживать динамику знаний индивидуальная карта орфографических, пунктуационных ошибок, ошибок в грамматическом задании учащегося.
Наряду со всем этим мы узнаем какие факторы влияют на слабый результат учащегося. Это недостаточная база знаний, неуверенность в своих знаниях, пробелы по отдельным темам, угадывание ответов.
Исходя из этого эффективно использовать в подготовке к промежуточному государственному контролю систему тестов различного назначения, что позволяет получить достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний, достигнутом каждым учащимся. Система включает тесты следующих видов:
Итоговый контроль уровня усвоения учебных знаний лишь констатирует определенный результат, но не дает способа достижения учащимися необходимого уровня знаний. Базовые, диагностические, тематические тесты предназначены для проведения учащегося "по лестнице деятельности".
В ходе подготовки восприятия материала и для функционирования осознанных знаний у учащихся удобен такой контроль знаний как тематический тест по разделам русского языка, за курс 5-9 классов. По данной форме работы учащийся должен уметь дать правильное определение. Например, по разделу "Фонетика"
1. Звуки речи - это:. (буквы, из которых состоят слова)
2. Алфавит - это::(буквы, расположенные в определенной последовательности)
3. Гласные звуки - это :. (звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды)
4. Согласные звуки - это:. (звук, при произношении которого во рту создается препятствие) и т.д.
Такой вид деятельности позволяет учителю выявить объем знаний учащихся по разделам русского языка и ликвидировать пробелы. Заметим, что задания подобного типа хорошо воспринимаются девятиклассниками, вызывают у них особый интерес.
Основным критерием оценки эффективности современного урока является конечный результат - достигнута ли его цель или нет, что усвоили и как усвоили учащиеся, какие конкретные умения отработаны на данном уроке. Поиски рациональных методов проверки знаний, умений и навыков учащихся приводят нас, учителей к использованию при опросе различных видов контроля, которые дают показатели результатов обучения.
В практике эффективно использовать при опросе такие приемы проверки усвоения материала, как сигнальные карточки, перфокарты, карточки контроля. Этот вид контроля одновременно используется в качестве углубляющих и закрепляющих знания и умения школьников.
Материал, чтобы сохранился в долговременной памяти, можно сгруппировать особым образом: в схемах, в таблицах и алгоритмах. На уроках, завершающих изучение темы, а также обобщения и систематизации изученного рекомендуется использовать такую форму индивидуального опроса, как самостоятельное составление таблиц, схем классификационного характера.
Не с существительными, прилагательными и наречиями на -о
|
Пишется слитно
|
Пишется раздельно
|
1. Слово без не не употребляется
|
1. В предложении (или в словосочетании) имеется противопоставление
|
2. Слово с не может быть заменено синонимом
|
2. Отрицание усилено словами далеко, вовсе, ничуть
|
После проверки правильности выполнения задания учащимся дается задание дописать в таблицы примеры. Использование таблиц обобщающего характера при опросе особенно эффективно на уроках и внеурочное время.
Члены предложения
Член предложения
|
Главный или второстепенный
|
На какие вопросы отвечают?
|
Какими частями речи может быть выражен?
|
Подлежащее
|
|
|
|
Сказуемое
|
|
|
|
Дополнение
|
|
|
|
Определение
|
|
|
|
Обстоятельство
|
|
|
|
Схема классификационного характера:
Между подлежащим и сказуемым в простом предложении ставится тире, если главные члены предложения выражены:
Подлежащее
|
Сказуемое
|
Сущ. в И.п. -
|
сущ. в И.п.
|
Сущ. в И.п. -
|
числит. в И.п.
|
Числит. в И.п. -
|
числит. в И.п.
|
Сущ. в И.п. -
|
неопределенной формой глагола
|
неопределенной формой глагола - неопределенной формой глагола
|
и если перед сказуемым стоят частицы это, вот.
|
Проверка знаний школьников путем составления таблиц и схем обобщающего характера имеет большое значение, так как способствует развитию логического, абстрактного мышления, умения обобщать и приводить в систему изученное, анализировать и сопоставлять, находить в сравниваемых явлениях общее и различие. Опрос с применением таблиц может быть дифференцированным в зависимости от уровня языковой подготовки школьников: слабоуспевающие ученики могут заполнить своими примерами правую сторону таблицы, сильные - самостоятельно составить таблицу.
Роль имени прилагательного в предложении
Члены предложения
|
Вопросы
|
Примеры
|
|
|
|
Слабоуспевающие ученики при выполнении задания могут пользоваться записанными ранее в теоретической тетради для опорных схем и конспектов обобщающими таблицами или карточками-информаторами. Например:
Карточка
Правописание е - и в окончаниях существительных единственного числа
Е
|
И
|
1-е скл.- Д.п
|
1-е скл.
|
2-е скл. - П.п
|
сущ. на -ия - Р.п, Д.п, П.п.
|
|
сущ. на -ий, -ие - П.п.
|
|
3-е скл. - Р.п, Д.п, П.п.
|
Предложенная форма подачи материала позволяет подготовить учащихся к государственной аттестации, а также систематизировать знания, быстрее усваивать материал, облегчает процесс понимания сложных понятий и определений.
Таким образом, организуя активную самостоятельную деятельность учащихся на уроке, учитывая индивидуальные возможности и доступность изучаемого материала, учитель повышает эффективность урока на современном уровне.
|
|
|