№
|
Дата
|
Тема урока
|
Цели
|
Тип, форма урока/
Способы
контроля
|
СОР/
Деятельность
обучающихся
на уроке
|
Внутри/
межпредметные
связи /
Методы обучения
|
ДЗ
|
1,
2
|
|
Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы 19 века.)
|
Образовательная: рассказать о месте РЛ в контексте мировой культуры; познакомить с основными темами и проблемами РЛ 19 века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека); показать особенности изображения нравственных устоев и быта разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство); показать изображение в РЛ роли женщины в семье и общественной жизни, развитие темы родины и природы в РЛ; проанализировать национальное самоопределение РЛ, общеевропейские историко-культурные и художественные предпосылки романтизма и национальные особенности его русской ветви; проследить становление русского романтизма: дух бунтарства, отражение трагического конфликта личности и мироздания, героя и общества в романтических произведениях; роль романтической лирики в развитии психологизма формирование в ней символической образности, особенности поэтического слова в романтической лирике (1800-1820-е гг.); проследить становление классической прозы в РЛ 1830-1840-х гг: формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека, проблема человека и среды, осмысление взаимодействия характера и обстоятельств, внимание к социальным «низам», универсальность художественных образов;
Развивающая: развивать навык анализа текста; развивать навык творческого мышления; развивать навык самостоятельной и групповой работы; развивать навык чтения, говорения, слушания; создавать психологически комфортную обстановку на уроке.
Воспитательная: прививать бережное отношение к творческому наследию своей страны; прививать бережное отношение к творческому наследию отечественных и зарубежных писателей
|
Беседа
Анкетирование
Викторина
Лекция
Работа с книгой
Демонстрация
Создание и защита собственных презентаций по теме урока
|
Историко-литературный
процесс
Беседа о произведениях русской литературы, прочитанных летом, ответы на вопросы анкет, выполнение заданий викторины, запись лекции учителя, парная работа с учебником, просмотр презентаций, созданных одноклассниками, оценивание своей работы и работы одноклассников
|
Вечные темы русской классики.
Литература.
История.
Язык
Объяснительно-иллюстративный
|
Сочинение-миниатюра Примерные вопросы для сочинения-рассужд.:
1)Какие произведения особенно запомнились, взволновали, понравились? Почему?
2)Какие произведения остались непонятыми?
3)Что из прочитанного показалось сложным?;
Презентации.
Эссе: «Над чем заставляет нас задуматься русская классическая литература второй половины XIX века?»;
Индивид. задания по созданию презентаций: Царское Село, основные этапы биографии и творчества
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 1/2 19 ВЕКА – 22 ЧАСА (1КР + 6 РР)
|
3
|
|
А.С. Пушкин. Основные мотивы лирики поэта. Чтение и анализ стихотворений
|
Образовательная: контроль выполнения ДЗ; вспомнить биографию А.С. Пушкина; чтение и анализ стихотворения «Воспоминания в Царском селе»: сформировать представление о своеобразии пушкинской лирики, ее образно-тематическом богатстве и художественном совершенстве, гуманизме и национально-историческом и общечеловеческом содержании; обратить внимание на историческую концепцию пушкинского творчества; показать эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
Развивающая: развивать навык творческого мышления; развивать навык работы с текстами РЛ 19 века; развивать творческое мышление и умение работать с текстами прозы и поэзии 19 века; развивать навык говорения, чтения, слушания; создавать психологически комфортную остановку на уроке.
Воспитательная: прививать бережное отношение к творческому наследию своей страны; прививать бережное отношение к творческому наследию писателей РЛ 19 века
|
Беседа
Лекция
Демонстрация
Анализ стихотворения
|
Тематические жанры лирики.
Лироэпика
Устный ответ, беседа с учителем, запись лекции, чтение и анализ стихотворения, работа с книгой, просмотр презентаций, созданных одноклассниками
|
Пушкин и Жуковский
Традиции романтической лирики в пушкинской поэзии.
Объяснительно-иллюстративный,
эвристический
|
Пис.: «Какие элементы классиц. встречаются в стих. «Воспоминание в Царском Селе»?»
Ан-з стих. по гр: 1) «Вольность», 2) «Деревня», 3) «Разговор книгопродавца с поэтом…» Инд. зад.: сопоставить стихотворение «Осень» и описание природы в романе «Евгений Онегин» (гл. IV, стр. XL-XLII).
|
4
|
|
Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина. Чтение и анализ стихотворений
|
Образовательная: контроль выполнения ДЗ; познакомить с развитием темы свободы в лирике А.С. Пушкина; чтение и анализ стихотворений поэта: «Вольность», «Деревня», «Разговор книгопродавца с поэтом…»; раскрыть понимание пушкинской свободы.
Развивающая: развивать навык творческого мышления; развивать навык работы с текстами РЛ 19 века; развивать творческое мышление и умение работать с текстами прозы и поэзии 19 века; развивать навык говорения, чтения, слушания; создавать психологически комфортную остановку на уроке.
Воспитательная: прививать бережное отношение к творческому наследию своей страны; прививать бережное отношение к творческому наследию писателей РЛ 19 века
|
Беседа
Лекция
Практикум
Анализ стихотворения
|
Тематические жанры лирики.
Лироэпика
Устный ответ, беседа, чтение и анализ стихотворений, групповая и индивидуальная работа, чтение стихотворения наизусть
|
Пушкин и Жуковский
Традиции романтической лирики в пушкинской поэзии.
Частично-поисковый
|
Одно из стихотворений наизусть.
Проанализировать стихотворение «Подражание Корану («И путник усталый на Бога роптал…»)
|
5
6
|
|
Философская лирика А.С. Пушкина. Чтение и анализ стихотворений
|
Образовательная: контроль выполнения ДЗ; познакомить с развитием философской лирики А.С. Пушкина; чтение и анализ стихотворений поэта: «Подражание Корану», «Вновь я посетил…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Если жизнь тебя обманет…», «пора, мой друг, пора…»; показать художественное совершенство пушкинской философии.
Развивающая: развивать навык творческого мышления; развивать навык работы с текстами РЛ 19 века; развивать творческое мышление и умение работать с текстами прозы и поэзии 19 века; развивать навык говорения, чтения, слушания; создавать психологически комфортную остановку на уроке.
Воспитательная: прививать бережное отношение к творческому наследию своей страны; прививать бережное отношение к творческому наследию писателей РЛ 19 века
|
Беседа
Лекция
Практикум
Анализ стихотворения
|
Тематические жанры лирики.
Лироэпика
Устный ответ, беседа, чтение и анализ стихотворений, групповая и индивидуальная работа, чтение стихотворения наизусть
|
Пушкин и Жуковский
Традиции романтической лирики в пушкинской поэзии.
Частично-поисковый
|
Одно из стихотворений наизусть.
Перечитать поэму «Медный всадник», составить цитатный план
|
7
8
|
|
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
|
Образовательная: контроль выполнения ДЗ; познакомить с поэмой «Медный всадник», раскрыть особенности авторской концепции истории: историческая и «частная» темы в поэме «Медный всадник», конфликт между интересами личности и государства: властелин судьбы и «маленький» человек, автор и герой в поэме; чтение и анализ ключевых сцен поэмы; сравнительный анализ поэмы «медный всадник» и романа в стихах «Евгений Онегин»; сравнительная характеристика исторического образа Петра 1 и образа императора, представленного в поэме; композиционная характеристика поэмы; составление цитатного плана поэмы; разграничить понятия «лирика», «эпика» и «лироэпика».
Развивающая: развивать навык творческого мышления; развивать навык работы с текстами РЛ 19 века; развивать творческое мышление и умение работать с текстами прозы и поэзии 19 века; развивать навык анализа лироэпического текста; развивать навык говорения, чтения, слушания; создавать психологически комфортную остановку на уроке.
Воспитательная: прививать бережное отношение к творческому наследию своей страны; прививать бережное отношение к творческому наследию писателей РЛ 19 века
|
Беседа
Лекция
Практикум
Письменный ответ на вопросы
|
Тематические жанры лирики.
Лироэпика
Устный ответ, беседа, чтение и анализ лироэпического текста, групповая и индивидуальная работа, составление опорных записей, письменный ответ на вопросы по тексту поэмы
|
Пушкин и Жуковский
Традиции романтической лирики в пушкинской поэзии.
Историческая основа поэмы «Медный всадник»
Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
|
1) какие темы и проблемы подняты в «МВ»? 2) каково отношение автора к героям? 3) Кульминация (сцена у памятника, отчеркнутая Николаем 1 как неприемлемая) начинается словами: «Евгений вздрогнул. Прояснились в нем страшно мысли». Какие мысли прояснились в его голове? Почему и в чем он мог обвинить Петра и даже грозить ему? 4)Какие стр. истории «перелистывает» поэт во вступлении? Сопоставить Евгения с Евг. Онегиным, сравнить город, Неву.
|
9
10
|
|
Анализ стихотворения А.С. Пушкина (по выбору обучающихся)
|
Образовательная: контроль выполнения ДЗ; работа по алгоритму анализа лирического стихотворения А.С. Пушкина (по выбору обучающихся); лежит ночная мгла»; закрепить полученные знания на практике.
Развивающая: развивать навык творческого мышления; развивать навык работы с текстами РЛ 19 века; развивать творческое мышление и умение работать с текстами прозы и поэзии 19 века; развивать навык говорения, чтения, слушания; создавать психологически комфортную остановку на уроке.
Воспитательная: прививать бережное отношение к творческому наследию своей страны; прививать бережное отношение к творческому наследию писателей РЛ 19 века
|
РР,
практикум
Анализ стихотворений
|
Анализ
стихотворения,
лирическое
стихотворение
Письменный анализ стихотворения Пушкина по выбору обучающихся
|
Проблемный
|
Хронологическая таблица «М.Ю. Лермонтов».
Прочитать стих. «Смерть поэта».
Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…»
|
11
|
|
По «лермонтовским местам». Поэт и светское общество. Чтение и анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова
|
Образовательная: контроль выполнения ДЗ; проанализировать основные вехи биографии М.Ю. Лермонтова; рассказать про основные периоды творчества поэта; подвести обучающихся к самостоятельной оценке основных понятий и проблем творчества М.Ю.Лермонтова, учить анализировать лермонтовские тексты, умению сопоставлять и оценивать художественные явления; чтение и анализ стихотворений «Как часто пестрою толпою окружен…», «Смерть поэта».
Развивающая: развивать навык творческого мышления; развивать навык работы с текстами РЛ 19 века; развивать творческое мышление и умение работать с текстами прозы и поэзии 19 века; развивать навык говорения, чтения, слушания; создавать психологически комфортную остановку на уроке.
Воспитательная: прививать бережное отношение к творческому наследию своей страны; прививать бережное отношение к творческому наследию писателей РЛ 19 века
|
Урок-заочная экскурсия
Беседа
Элементы
лекции
Анализ стихотворения
|
Тематические жанры лирики.
Романтическая поэма
Устный ответ, беседа, чтение и анализ стихотворений, групповая и индивидуальная работа, составление опорных записей, работа с хронологической таблицей
|
Байронические мотивы и образы в поэзии Лермонтова.
Живопись и рисунки Лермонтова.
Музыкальные интерпретации лермонтовских произведений
Объяснительно-иллюстративный, поисковый
|
Пис. ан-з «Сон»/ вопросы: 1.Почему это стих. – «Сон»? 2. Какое символ. значение имеет мотив сна в поэзии Л.? 3. Кратко перес. стих. Почему поэт не описал сраж. , в кот. был смерт. ранен герой? Инд.зад.: «Какое знач. имеет Кавказ в лирике Л.?», «Особенности романтизма Л.», анализ стих. «Завещание
|
12
|
|
Война и природа в лирике М.Ю. Лермонтова. Чтение и анализ стихотворений
|
Образовательная: контроль выполнения ДЗ; воспринимать и анализировать поэтические тексты, формулировать тему, идею, проблематику, характеризовать лирического героя и художественные особенности произведений; видеть особенности патриотической и военной лирики поэта; чтение и анализ стихотворений «Сон», «Валерик», «Завещание».
Развивающая: развивать навык творческого мышления; развивать навык работы с текстами РЛ 19 века; развивать творческое мышление и умение работать с текстами прозы и поэзии 19 века; развивать навык говорения, чтения, слушания; создавать психологически комфортную остановку на уроке.
Воспитательная: прививать бережное отношение к творческому наследию своей страны; прививать бережное отношение к творческому наследию писателей РЛ 19 века
|
Беседа
Элементы
Лекции
Практикум
Анализ стихотворения
|
Тематические жанры лирики.
Романтическая поэма
Устный ответ, беседа, чтение и анализ стихотворений, групповая и индивидуальная работа, составление опорных записей, работа с хронологической таблицей
|
Байронические мотивы и образы в поэзии Лермонтова.
Живопись и рисунки Лермонтова.
Музыкальные интерпретации лермонтовских произведений
Объяснительно-иллюстративный, поисковый
|
Выучить наизусть одно из стих. на выбор.
Дать свою интерпретацию одного из стихотворений М.Ю. Лермонтова
|
13
|
|
Любовь и одиночество в лирике М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества и неразделенной любви в лермонтовской поэзии
|
Образовательная: контроль выполнения ДЗ; воспринимать и анализировать поэтические тексты, формулировать тему, идею, проблематику, характеризовать лирического героя и художественные особенности произведении М.Ю.Лермонтова о «поисках родной души».; чтение и анализ стихотворений «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвой…»), «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Утес», «Выхожу один я на дорогу…».
Развивающая: развивать навык творческого мышления; развивать навык работы с текстами РЛ 19 века; развивать творческое мышление и умение работать с текстами прозы и поэзии 19 века; развивать навык говорения, чтения, слушания; создавать психологически комфортную остановку на уроке.
Воспитательная: прививать бережное отношение к творческому наследию своей страны; прививать бережное отношение к творческому наследию писателей РЛ 19 века
|
Беседа
Элементы
Лекции
Практикум
Анализ стихотворения
|
Тематические жанры лирики.
Романтическая поэма
Устный ответ, беседа, чтение и анализ стихотворений, групповая и индивидуальная работа, составление опорных записей, работа с хронологической таблицей
|
Байронические мотивы и образы в поэзии Лермонтова.
Живопись и рисунки Лермонтова.
Музыкальные интерпретации лермонтовских произведений
Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
|
Подготовить анализ стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Пророк»
|
14
|
|
Два «Пророка»: образ-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина. Сравнительный анализ
|
Образовательная: контроль выполнения ДЗ; воспринимать и анализировать поэтические тексты, проводить сравнительную характеристику, формулировать тему, идею, проблематику, характеризовать лирического героя и художественные особенности произведений о поэте и поэзии; проанализировать мотив невостребованности высокого поэтического дара в поэзии Лермонтова
Развивающая: развивать навык творческого мышления; развивать навык работы с текстами РЛ 19 века; развивать творческое мышление и умение работать с текстами прозы и поэзии 19 века; развивать навык говорения, чтения, слушания; создавать психологически комфортную остановку на уроке.
Воспитательная: прививать бережное отношение к творческому наследию своей страны; прививать бережное отношение к творческому наследию писателей РЛ 19 века
|
Беседа
Элементы
Лекции
Практикум
Анализ стихотворения
|
Тематические жанры лирики.
Романтическая поэма
Устный ответ, беседа, чтение и анализ стихотворений, групповая и индивидуальная работа, составление опорных записей, работа с хронологической таблицей
|
Байронические мотивы и образы в поэзии Лермонтова.
Живопись и рисунки Лермонтова.
Музыкальные интерпретации лермонтовских произведений
Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
|
прочитать поэму «Демон», подготовиться к тесту, составить тезисный план.
Творческий пересказ поэмы от лица Демона (Тамары).
|
15
16
|
|
Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». Анализ содержания и основных образов.
|
Образовательная: контроль выполнения ДЗ; чтение и анализ поэмы «Демон»: трагедия или преступление? Демон и Тамара, автор и герой в поэме, особенности богоборческой темы, романтический колорит поэмы и ее образно-эмоциональная насыщенность; основные мотивы поэмы и лирика поэта; сравнительный анализ Демона Пушкина и Демона Лермонтова.
Развивающая: развивать навык творческого мышления; развивать навык работы с текстами РЛ 19 века; развивать творческое мышление и умение работать с текстами прозы и поэзии 19 века; развивать навык говорения, чтения, слушания; создавать психологически комфортную остановку на уроке.
Воспитательная: прививать бережное отношение к творческому наследию своей страны; прививать бережное отношение к творческому наследию писателей РЛ 19 века
|
Аналитическая беседа,
работа
с книгой,
демонстрация
Решение теста на знание текста
|
Тематические жанры лирики.
Романтическая поэма
Устный ответ, беседа, чтение и анализ поэмы, групповая и индивидуальная работа, составление опорных записей, выполнение теста на знание текста
|
Байронические мотивы и образы в поэзии Лермонтова.
Живопись и рисунки Лермонтова.
Музыкальные интерпретации лермонтовских произведений
Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
|
Сравнительная характеристика Демонов Пушкина и Лермонтова.
Подготовка к письменной работе по творчеству М.Ю. Лермонтова
|