Главная страница

Рассказать о месте рл в контексте мировой культуры


Скачать 1.81 Mb.
Название Рассказать о месте рл в контексте мировой культуры
страница 1/9
Дата 13.02.2016
Размер 1.81 Mb.
Тип Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Дата

Тема урока

Цели

Тип, форма урока/

Способы

контроля

СОР/

Деятельность

обучающихся

на уроке

Внутри/

межпредметные

связи /

Методы обучения

ДЗ

1,

2




Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы 19 века.)

Образовательная: рассказать о месте РЛ в контексте мировой культуры; познакомить с основными темами и проблемами РЛ 19 века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека); показать особенности изображения нравственных устоев и быта разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство); показать изображение в РЛ роли женщины в семье и общественной жизни, развитие темы родины и природы в РЛ; проанализировать национальное самоопределение РЛ, общеевропейские историко-культурные и художественные предпосылки романтизма и национальные особенности его русской ветви; проследить становление русского романтизма: дух бунтарства, отражение трагического конфликта личности и мироздания, героя и общества в романтических произведениях; роль романтической лирики в развитии психологизма формирование в ней символической образности, особенности поэтического слова в романтической лирике (1800-1820-е гг.); проследить становление классической прозы в РЛ 1830-1840-х гг: формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека, проблема человека и среды, осмысление взаимодействия характера и обстоятельств, внимание к социальным «низам», универсальность художественных образов;

Развивающая: развивать навык анализа текста; развивать навык творческого мышления; развивать навык самостоятельной и групповой работы; развивать навык чтения, говорения, слушания; создавать психологически комфортную обстановку на уроке.

Воспитательная: прививать бережное отношение к творческому наследию своей страны; прививать бережное отношение к творческому наследию отечественных и зарубежных писателей

Беседа

Анкетирование

Викторина

Лекция

Работа с книгой

Демонстрация

Создание и защита собственных презентаций по теме урока

Историко-литературный

процесс

Беседа о произведениях русской литературы, прочитанных летом, ответы на вопросы анкет, выполнение заданий викторины, запись лекции учителя, парная работа с учебником, просмотр презентаций, созданных одноклассниками, оценивание своей работы и работы одноклассников

Вечные темы русской классики.

Литература.

История.

Язык


Объяснительно-иллюстративный

Сочинение-миниатюра Примерные вопросы для сочинения-рассужд.:

1)Какие произведения особенно запомнились, взволновали, понравились? Почему?

2)Какие произведения остались непонятыми?

3)Что из прочитанного показалось сложным?;

Презентации.
Эссе: «Над чем заставляет нас задуматься русская классическая литература второй половины XIX века?»;

Индивид. задания по созданию презентаций: Царское Село, основные этапы биографии и творчества

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 1/2 19 ВЕКА – 22 ЧАСА (1КР + 6 РР)

3




А.С. Пушкин. Основные мотивы лирики поэта. Чтение и анализ стихотворений

Образовательная: контроль выполнения ДЗ; вспомнить биографию А.С. Пушкина; чтение и анализ стихотворения «Воспоминания в Царском селе»: сформировать представление о своеобразии пушкинской лирики, ее образно-тематическом богатстве и художественном совершенстве, гуманизме и национально-историческом и общечеловеческом содержании; обратить внимание на историческую концепцию пушкинского творчества; показать эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.

Развивающая: развивать навык творческого мышления; развивать навык работы с текстами РЛ 19 века; развивать творческое мышление и умение работать с текстами прозы и поэзии 19 века; развивать навык говорения, чтения, слушания; создавать психологически комфортную остановку на уроке.

Воспитательная: прививать бережное отношение к творческому наследию своей страны; прививать бережное отношение к творческому наследию писателей РЛ 19 века

Беседа

Лекция

Демонстрация


Анализ стихотворения

Тематические жанры лирики.

Лироэпика
Устный ответ, беседа с учителем, запись лекции, чтение и анализ стихотворения, работа с книгой, просмотр презентаций, созданных одноклассниками

Пушкин и Жуковский

Традиции романтической лирики в пушкинской поэзии.

Объяснительно-иллюстративный,

эвристический

Пис.: «Какие элементы классиц. встречаются в стих. «Воспоминание в Царском Селе»?»

Ан-з стих. по гр: 1) «Вольность», 2) «Деревня», 3) «Разговор книгопродавца с поэтом…» Инд. зад.: сопоставить стихотворение «Осень» и описание природы в романе «Евгений Онегин» (гл. IV, стр. XL-XLII).

4




Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина. Чтение и анализ стихотворений

Образовательная: контроль выполнения ДЗ; познакомить с развитием темы свободы в лирике А.С. Пушкина; чтение и анализ стихотворений поэта: «Вольность», «Деревня», «Разговор книгопродавца с поэтом…»; раскрыть понимание пушкинской свободы.

Развивающая: развивать навык творческого мышления; развивать навык работы с текстами РЛ 19 века; развивать творческое мышление и умение работать с текстами прозы и поэзии 19 века; развивать навык говорения, чтения, слушания; создавать психологически комфортную остановку на уроке.

Воспитательная: прививать бережное отношение к творческому наследию своей страны; прививать бережное отношение к творческому наследию писателей РЛ 19 века

Беседа

Лекция

Практикум


Анализ стихотворения

Тематические жанры лирики.

Лироэпика

Устный ответ, беседа, чтение и анализ стихотворений, групповая и индивидуальная работа, чтение стихотворения наизусть

Пушкин и Жуковский

Традиции романтической лирики в пушкинской поэзии.

Частично-поисковый

Одно из стихотворений наизусть.
Проанализировать стихотворение «Подражание Корану («И путник усталый на Бога роптал…»)

5

6




Философская лирика А.С. Пушкина. Чтение и анализ стихотворений

Образовательная: контроль выполнения ДЗ; познакомить с развитием философской лирики А.С. Пушкина; чтение и анализ стихотворений поэта: «Подражание Корану», «Вновь я посетил…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Если жизнь тебя обманет…», «пора, мой друг, пора…»; показать художественное совершенство пушкинской философии.

Развивающая: развивать навык творческого мышления; развивать навык работы с текстами РЛ 19 века; развивать творческое мышление и умение работать с текстами прозы и поэзии 19 века; развивать навык говорения, чтения, слушания; создавать психологически комфортную остановку на уроке.

Воспитательная: прививать бережное отношение к творческому наследию своей страны; прививать бережное отношение к творческому наследию писателей РЛ 19 века

Беседа

Лекция

Практикум

Анализ стихотворения

Тематические жанры лирики.

Лироэпика

Устный ответ, беседа, чтение и анализ стихотворений, групповая и индивидуальная работа, чтение стихотворения наизусть

Пушкин и Жуковский

Традиции романтической лирики в пушкинской поэзии.

Частично-поисковый

Одно из стихотворений наизусть.

Перечитать поэму «Медный всадник», составить цитатный план

7

8




Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

Образовательная: контроль выполнения ДЗ; познакомить с поэмой «Медный всадник», раскрыть особенности авторской концепции истории: историческая и «частная» темы в поэме «Медный всадник», конфликт между интересами личности и государства: властелин судьбы и «маленький» человек, автор и герой в поэме; чтение и анализ ключевых сцен поэмы; сравнительный анализ поэмы «медный всадник» и романа в стихах «Евгений Онегин»; сравнительная характеристика исторического образа Петра 1 и образа императора, представленного в поэме; композиционная характеристика поэмы; составление цитатного плана поэмы; разграничить понятия «лирика», «эпика» и «лироэпика».

Развивающая: развивать навык творческого мышления; развивать навык работы с текстами РЛ 19 века; развивать творческое мышление и умение работать с текстами прозы и поэзии 19 века; развивать навык анализа лироэпического текста; развивать навык говорения, чтения, слушания; создавать психологически комфортную остановку на уроке.

Воспитательная: прививать бережное отношение к творческому наследию своей страны; прививать бережное отношение к творческому наследию писателей РЛ 19 века

Беседа

Лекция

Практикум

Письменный ответ на вопросы

Тематические жанры лирики.

Лироэпика

Устный ответ, беседа, чтение и анализ лироэпического текста, групповая и индивидуальная работа, составление опорных записей, письменный ответ на вопросы по тексту поэмы

Пушкин и Жуковский

Традиции романтической лирики в пушкинской поэзии.

Историческая основа поэмы «Медный всадник»


Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

1) какие темы и проблемы подняты в «МВ»? 2) каково отношение автора к героям? 3) Кульминация (сцена у памятника, отчеркнутая Николаем 1 как неприемлемая) начинается словами: «Евгений вздрогнул. Прояснились в нем страшно мысли». Какие мысли прояснились в его голове? Почему и в чем он мог обвинить Петра и даже грозить ему? 4)Какие стр. истории «перелистывает» поэт во вступлении? Сопоставить Евгения с Евг. Онегиным, сравнить город, Неву.

9

10




Анализ стихотворения А.С. Пушкина (по выбору обучающихся)

Образовательная: контроль выполнения ДЗ; работа по алгоритму анализа лирического стихотворения А.С. Пушкина (по выбору обучающихся); лежит ночная мгла»; закрепить полученные знания на практике.

Развивающая: развивать навык творческого мышления; развивать навык работы с текстами РЛ 19 века; развивать творческое мышление и умение работать с текстами прозы и поэзии 19 века; развивать навык говорения, чтения, слушания; создавать психологически комфортную остановку на уроке.

Воспитательная: прививать бережное отношение к творческому наследию своей страны; прививать бережное отношение к творческому наследию писателей РЛ 19 века

РР,

практикум


Анализ стихотворений

Анализ

стихотворения,

лирическое

стихотворение


Письменный анализ стихотворения Пушкина по выбору обучающихся

Проблемный

Хронологическая таблица «М.Ю. Лермонтов».
Прочитать стих. «Смерть поэта».

Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…»

11




По «лермонтовским местам». Поэт и светское общество. Чтение и анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова

Образовательная: контроль выполнения ДЗ; проанализировать основные вехи биографии М.Ю. Лермонтова; рассказать про основные периоды творчества поэта; подвести обучающихся к самостоятельной оценке основных понятий и проблем творчества М.Ю.Лермонтова, учить анализировать лермонтовские тексты, умению сопоставлять и оценивать художественные явления; чтение и анализ стихотворений «Как часто пестрою толпою окружен…», «Смерть поэта».

Развивающая: развивать навык творческого мышления; развивать навык работы с текстами РЛ 19 века; развивать творческое мышление и умение работать с текстами прозы и поэзии 19 века; развивать навык говорения, чтения, слушания; создавать психологически комфортную остановку на уроке.

Воспитательная: прививать бережное отношение к творческому наследию своей страны; прививать бережное отношение к творческому наследию писателей РЛ 19 века

Урок-заочная экскурсия

Беседа

Элементы

лекции

Анализ стихотворения

Тематические жанры лирики.

Романтическая поэма

Устный ответ, беседа, чтение и анализ стихотворений, групповая и индивидуальная работа, составление опорных записей, работа с хронологической таблицей

Байронические мотивы и образы в поэзии Лермонтова.

Живопись и рисунки Лермонтова.

Музыкальные интерпретации лермонтовских произведений

Объяснительно-иллюстративный, поисковый

Пис. ан-з «Сон»/ вопросы: 1.Почему это стих. – «Сон»? 2. Какое символ. значение имеет мотив сна в поэзии Л.? 3. Кратко перес. стих. Почему поэт не описал сраж. , в кот. был смерт. ранен герой? Инд.зад.: «Какое знач. имеет Кавказ в лирике Л.?», «Особенности романтизма Л.», анализ стих. «Завещание

12




Война и природа в лирике М.Ю. Лермонтова. Чтение и анализ стихотворений

Образовательная: контроль выполнения ДЗ; воспринимать и анализировать поэтические тексты, формулировать тему, идею, проблематику, характеризовать лирического героя и художественные особенности произведений; видеть особенности патриотической и военной лирики поэта; чтение и анализ стихотворений «Сон», «Валерик», «Завещание».

Развивающая: развивать навык творческого мышления; развивать навык работы с текстами РЛ 19 века; развивать творческое мышление и умение работать с текстами прозы и поэзии 19 века; развивать навык говорения, чтения, слушания; создавать психологически комфортную остановку на уроке.

Воспитательная: прививать бережное отношение к творческому наследию своей страны; прививать бережное отношение к творческому наследию писателей РЛ 19 века

Беседа

Элементы

Лекции

Практикум


Анализ стихотворения

Тематические жанры лирики.

Романтическая поэма

Устный ответ, беседа, чтение и анализ стихотворений, групповая и индивидуальная работа, составление опорных записей, работа с хронологической таблицей

Байронические мотивы и образы в поэзии Лермонтова.

Живопись и рисунки Лермонтова.

Музыкальные интерпретации лермонтовских произведений

Объяснительно-иллюстративный, поисковый

Выучить наизусть одно из стих. на выбор.

Дать свою интерпретацию одного из стихотворений М.Ю. Лермонтова

13




Любовь и одиночество в лирике М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества и неразделенной любви в лермонтовской поэзии

Образовательная: контроль выполнения ДЗ; воспринимать и анализировать поэтические тексты, формулировать тему, идею, проблематику, характеризовать лирического героя и художественные особенности произведении М.Ю.Лермонтова о «поисках родной души».; чтение и анализ стихотворений «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвой…»), «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Утес», «Выхожу один я на дорогу…».

Развивающая: развивать навык творческого мышления; развивать навык работы с текстами РЛ 19 века; развивать творческое мышление и умение работать с текстами прозы и поэзии 19 века; развивать навык говорения, чтения, слушания; создавать психологически комфортную остановку на уроке.

Воспитательная: прививать бережное отношение к творческому наследию своей страны; прививать бережное отношение к творческому наследию писателей РЛ 19 века

Беседа

Элементы

Лекции

Практикум

Анализ стихотворения

Тематические жанры лирики.

Романтическая поэма

Устный ответ, беседа, чтение и анализ стихотворений, групповая и индивидуальная работа, составление опорных записей, работа с хронологической таблицей

Байронические мотивы и образы в поэзии Лермонтова.

Живопись и рисунки Лермонтова.

Музыкальные интерпретации лермонтовских произведений


Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Подготовить анализ стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Пророк»

14




Два «Пророка»: образ-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина. Сравнительный анализ

Образовательная: контроль выполнения ДЗ; воспринимать и анализировать поэтические тексты, проводить сравнительную характеристику, формулировать тему, идею, проблематику, характеризовать лирического героя и художественные особенности произведений о поэте и поэзии; проанализировать мотив невостребованности высокого поэтического дара в поэзии Лермонтова

Развивающая: развивать навык творческого мышления; развивать навык работы с текстами РЛ 19 века; развивать творческое мышление и умение работать с текстами прозы и поэзии 19 века; развивать навык говорения, чтения, слушания; создавать психологически комфортную остановку на уроке.

Воспитательная: прививать бережное отношение к творческому наследию своей страны; прививать бережное отношение к творческому наследию писателей РЛ 19 века

Беседа

Элементы

Лекции

Практикум

Анализ стихотворения

Тематические жанры лирики.

Романтическая поэма


Устный ответ, беседа, чтение и анализ стихотворений, групповая и индивидуальная работа, составление опорных записей, работа с хронологической таблицей

Байронические мотивы и образы в поэзии Лермонтова.

Живопись и рисунки Лермонтова.

Музыкальные интерпретации лермонтовских произведений

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

прочитать поэму «Демон», подготовиться к тесту, составить тезисный план.

Творческий пересказ поэмы от лица Демона (Тамары).

15

16




Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». Анализ содержания и основных образов.

Образовательная: контроль выполнения ДЗ; чтение и анализ поэмы «Демон»: трагедия или преступление? Демон и Тамара, автор и герой в поэме, особенности богоборческой темы, романтический колорит поэмы и ее образно-эмоциональная насыщенность; основные мотивы поэмы и лирика поэта; сравнительный анализ Демона Пушкина и Демона Лермонтова.

Развивающая: развивать навык творческого мышления; развивать навык работы с текстами РЛ 19 века; развивать творческое мышление и умение работать с текстами прозы и поэзии 19 века; развивать навык говорения, чтения, слушания; создавать психологически комфортную остановку на уроке.

Воспитательная: прививать бережное отношение к творческому наследию своей страны; прививать бережное отношение к творческому наследию писателей РЛ 19 века

Аналитическая беседа,

работа

с книгой,

демонстрация

Решение теста на знание текста

Тематические жанры лирики.

Романтическая поэма


Устный ответ, беседа, чтение и анализ поэмы, групповая и индивидуальная работа, составление опорных записей, выполнение теста на знание текста

Байронические мотивы и образы в поэзии Лермонтова.

Живопись и рисунки Лермонтова.

Музыкальные интерпретации лермонтовских произведений

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Сравнительная характеристика Демонов Пушкина и Лермонтова.

Подготовка к письменной работе по творчеству М.Ю. Лермонтова
  1   2   3   4   5   6   7   8   9