|
Конспект фронтального занятия по формированию
Конспект фронтального занятия по формированию
лексико – грамматических представлений у детей с ОНР
(на материале лексических тем «Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Грибы»)
(старшая возрастная группа, первый год обучения)
Цели: совершенствовать навык образования и употребления относительных прилагательных; упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе; закрепить навык употребления в самостоятельной речи предлогов В, НА, ПОД; совершенствовать навык употребления форм косвенных падежей существительных в единственном числе; активизировать глагольный и предметный словарь; совершенствовать навык развёрнутого ответа на вопрос педагога; развивать внимание, мышление, общую моторику.
Оборудование: сюжетные картины по темам «Осень», «Приусадебный участок», «Лес»; предметные картинки с изображениями «загадочных плодов», овощей и фруктов; вырезанные из разноцветной бумаги листья; ветка; ёжик; корзинка; муляжи грибов; опорные картинки для составления предложений; портрет старичка; предметные картинки с изображениями кастрюли, салатницы, стакана, банки; клубок.
Ход занятия:
1. Организационный момент: чтение стихотворения об осени, игра «Кто внимательнее?» (создание эмоционального фона, развитие внимания, мышления, активизация предметного словаря).
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А кто нас пригласил, вы узнаете, послушав стихотворение. Закройте глаза и попробуйте представить себе картину, которую рисует поэт.
Поспевает брусника, Стаи птиц улетают
Стали дни холоднее, За далёкое море…
И от птичьего крика И деревья стоят
На душе всё грустнее… В разноцветном уборе….
- О каком времени года говорится в стихотворении? Что вам подсказало, что в стихотворении говорится об осени? Сегодня Осень хочет попрощаться с нами и приглашает нас в своё царство. Она приготовила нам задания и просит выполнить их. А вот и первое задание. Посмотрите внимательно на картинку, послушайте слова и хлопните в ладоши, если слово подходит к картинке: листопад, разноцветные листья, серые облака, снегопад, журавлиный клин, коньки, пасмурный день, моросящий дождь, зонтик.
- Молодцы! Вы были очень внимательными и справились с первым заданием Осени.
2. Объявление темы (развитие слухового внимания).
- Ребята, чтобы мы с вами не заблудились в царстве Осени, она прислала нам волшебный клубочек. Он покажет нам дорогу. Давайте бросим его и отправимся в путь.
3. Игра «Осенний букет» (активизация словаря по лексической теме «Деревья», образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, совершенствование навыка развёрнутого ответа на вопрос педагога).
- Куда же привёл нас волшебный клубочек? Да, мы попали в осенний лес. И Осень предлагает вам украсить ветку и рассказать, какие листочки она нам подарила.
4. Игра «Грибники» (активизация словаря по лексической теме «Грибы», употребление предлогов, совершенствование навыка развёрнутого ответа на вопрос педагога).
- А что же ещё дарит нам осенний лес? Правильно, в лесу можно набрать полную корзину грибов. А вот и ёжик. Он принёс нам полную корзинку грибов. Давайте подумаем, где ёжик нашёл грибы? Рассмотрите картинки и составьте предложения.
- Молодцы! Вы справились со сложными заданиями Осени. Давайте прогуляемся по осеннему лесу и немного отдохнём.
Динамическая пауза. Упражнение «Листопад»
(развитие общей моторики, координация речи с движением)
Мы вокруг берёзы весело пойдём, Идут по кругу, взявшись за руки
Листьев разноцветных в руки наберём. Наклоняются, «собирают» листья
Руки вверх поднимем, Встают на носочки, тянутся вверх
Покружимся слегка Кружатся на месте
И подбросим листья вверх под облака! Делают движение подбрасывания
5. Игра «Странный урожай» (формирование навыков языкового анализа, употребление формы родительного падежа существительных в единственном числе).
- Постойте, кто – то звонит мне (логопед достаёт телефон и несколько секунд слушает). Подождите, не кричите, всё ещё раз повторите (включается запись голоса старичка – огородника).
- Ребята, поможем дедушке Егору разобраться, что же произошло? Давайте поспешим к нему на приусадебный участок.
- Посмотрите, что за странный урожай? Как вы думаете, почему так произошло? Из чего получился грумидор? Баклачок? Моркофель? Редисвёкла? Банагорох? Грутыква? Сливамон?
6. Игра «Повара» (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, совершенствование навыка развёрнутого ответа на вопрос педагога).
- Вы помогли разобраться со странным урожаем дедушки Егора. Давайте теперь подумаем и расскажем, что можно приготовить из овощей и фруктов?
- Молодцы, вы выполнили все задания! Нам пора возвращаться домой.
7. Итог занятия, оценка деятельность детей (развитие мышления, речевой активности детей, активизация самостоятельной речевой деятельности детей).
- Куда пригласила нас сегодня Осень? Осень – это хорошо или плохо? Почему?
|
|
|