Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Выступление на ГМО:
«Обмен опытом работы по организации групповой работы на уроках в условиях внедрения ФГОС»
Подготовила
Афанасьева Е.А.
учитель нач. классов
г. Лыткарино
ноябрь, 2014 год
Организация групповой работы.
Мы с Вами прекрасно знаем, что групповая работа на уроке – это очень интересная и любимая учениками форма работы. Почему ученики любят работать в группе? Очень часто, ученик , оказавшись наедине с каким-либо заданием чувствует неуверенность в себе. Но когда он член команды, неуверенность отступает, а интерес, подогреваемый соседями служит отличным «топливом» для поездки за пониманием ! Групповая работа – это способ совместного решения проблем, это путешествие, во время которого каждый находит себя.
«Собраться вместе – это начало. Держаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех. Генри Форд»
Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.
Но работа в группе требует очень большой организации от учителя! И перед ним сразу
возникает множество «как?» и «каким образом?» Чаще всего мы начинаем групповую работу с работы в парах, это удобно и нам, и ученикам. Но мне было интересно рассмотреть и начать работу в группах по пять - шесть человек уже с первого класса. Сразу возник вопрос: как начать, если мои малыши еще мало что могут сами? Было просмотрено множество литературы и решено было остановиться на ключевых моментах, некоторые из которых мы с ребятами приняли за правила поведения в группах:
Характерными признаками работы в группе
Позитивные взаимоотношения участников.
Индивидуальная ответственность каждого за проделанную работу в группе.
Взаимное общение учащихся.
Развитие коммуникативных умений.
Постепенное формирование практических навыков.
Вторым вопросом стал вопрос комплектования рабочих групп. Я решила , что прежде чем отправлять корабль в свободное плавание, нужно дать команде определенные навыки, а значит деление групп на первом этапе планирует учитель, при этом обязательно формирует их таким образом, чтобы в группе были и сильные, и средние, и слабые ученики. Следующим этапом было смена обязанностей, а потом и перемешивание состава групп. В этом году я планирую свободное формирование групп по желанию.
Как комплектовать группы?
По желанию.
По уровням!
Лидер набирает группу.
Разнородные.
Никто не может ограничить фантазию учителя в выборе ролей в группах, но я решила остановится на пяти основных, при этом роль командиров попытаться отдать на первоначальном этапе более скромным учащимся, а сильных учеников поставить на менее кричащие роли.
Как распределить обязанности в группах?
Посыльный
Командир
Секретарь
Докладчик
Наблюдатель
Посыльный
Роль посыльного ученикам кажется простой, так как ему нужно только подойти, взять и принести задание для группы. А на самом деле посыльному надо понять инструкцию, запомнить её и объяснить другим.
Поддерживает порядок. Организует работу в группе, следит за временем обсуждения, собирает идеи, даёт возможность высказаться каждому.
Записывает основные идеи при обсуждении; выполняет работу группы, если она письменная. Четкий почерк, навыки грамотного переписывания, способность к оформительству.
«Золотой голос» группы, сообразительность, грамотная речь; представляет во время общего обсуждения ответ группы, отвечает на дополнительные вопросы аудитории.
Участвует в обсуждении наравне с другими, критически оценивает идеи. Выполняет роль рефери, наблюдает за эффективностью общения в группе и выставляет оценку своей группе (первоначально мы наметили три позиции оценивания: с заданием справились полностью, были недочеты в работе группы, с заданием не справились и отмечали это флажками в таблице групп). С каждым разом ребята относились к своей должности более ответственно и внимательно, но надо сказать и более критично.
Какие «подводные камни» ждут учителя? Конечно, без проблемных ситуаций не обошлось и у нас. Все из перечисленных ниже случаев мы пережили на собственном опыте, учились выходить из сложных ситуаций вместе.
Один ученик «подмял» под себя всю группу и не дает работать другим.
-
Некоторые члены группы не выполняют своих обязанностей
По ходу обсуждения в группе произошла ссора.
Группа расстроена. Поскольку не получается выполнить задание.
Каковы действия учителя?
Следить за деятельностью учащихся. Учитель переходит от группы к группе и видит. Кто что делает. Это требует ответственности от учеников и позволяет учителю вмешиваться в действия группы, если это необходимо.
Учитель помогает, если нужно объяснить требования, умения, вопросы, ответы на вопросы. Если есть необходимость направляет группу на решение задачи. Но вмешательство возможно только в крайнем случае!
Учитель оценивает последствия исследования и процесс занятия в группах, ученики – сами себя и друг друга
ОБОБЩЕНИЕ – учитель формулирует выводы.
Самое главное при организации подобной групповой работы важно давать ребятам четкую конкретную задачу, каждый из них должен четко понимать и выполнять свои действия для совместного решения этой задачи.
А я очень надеюсь, что эта презентация поможет Вам, уважаемые коллеги, более четко спланировать подобную работу
|