Использование православного компонента на уроках мировой художественной культуры как средства духовно-нравственного воспитания обучающихся.
На уроках эстетического цикла в нашей школе мы всё чаще используем православный компонент, позволяющий погрузить ученика в мир Православной культуры, помогающей понять человеку смысл жизни, как высочайшего откровения о бытии, знакомящей с неповторимым искусством, пронизанным философской мыслью, аскетическим трудом духовных подвижников. Чаще всего это разговор о человеке, его нравственном состоянии. Бог есть любовь, именно в любви человек достигает своей осуществлённости, цельности и совершенства. Православная культура помогает ученику увидеть мироздание не через призму компьютерных игр, элементов массовой культуры, а глазами тех, кто всей своей жизнью утверждал мир и любовь, кто не жалея себя, душу свою полагал во славу не только Отечества, но и всей человеческой культуры.
На уроках мировой художественной культуры я использую песни современных авторов о добродетелях, мелодии и тексты которых не только доступны для детского восприятия, но и для воспитания сердца:»Капризочка», «Послушание» в начальной школе, «Три креста», «Царские страстотерпцы» в старших классах. На уроках благодатным материалом являются притчи, они помогают вовлечь учеников в дискуссию о выборе между добром и злом и задают вектор духовной направленности. В старших классах я использую письма и дневники духовных подвижников: святого Феофана Затворника, Глинских старцев, и др. Эти материалы обращены ы вечность, а значит, актуальны и для наших современников. Глубокий психологический аспект их рассуждений помогают понять себя, а значит и весь мир. Хорошо если тема урока связана с высоким уровнем нравственности, как в 10 классе «Живопись северного возрождения, где рассматривается вопрос о несении креста человеком в картинах И. Босха, Тициана, Грюневальда, тогда рассматривая общее и разное просто необходимо обратить внимание учащихся на письма святого Феофана Затворника, который говорит, что бывают кресты внешние: потеря близких, друзей, здоровья, работы, внутренние: борьба человека со своими страстями, искореняющая пороки и кресты- сораспятия Христу, т . е. принятие человеком воли Божьей и в смирении обретающим мир, любовь покой в сердце. Какой крест несёшь ты по жизни, для чего он даётся тебе? Чтобы ты стал добрее, милосерднее, чище, чтобы прожив свои страдания научился понимать чужие, чтобы смог подняться над своими пороками, остаться человеком в любых житейских обстоятельствах.
А если темы связаны с видами искусств и их выразительными средствами как в 9 классе, то православный компонент может занимать 5-7 минут от объёма материала: упоминание о символике архитектурных элементов в храме, символах цвета в иконописи православной лирике русских поэтов: темы православных праздников, подвигов святых, традиции православной культуры в декоративно-прикладном творчестве, одухотворённости человеческой красоты в картинах М. Нестерова, П. Корина, и т. д.
Видами работы могут быть тихие чтения, беседы, исследовательские работы, презентации, ( пример-работа на тему «Милосердие» в картинах русских художников- «Больной муж», художника Максимова) В таком случае прослеживается и поисковая деятельность и исследовательская, так как ученик не только находит дополнительный материал и описывает содержание картины, но и размышляет о крестоношении русской женщины, обращается к Евангельскому учению, использует понятийный словарь «Симфонии» схиархимандрита И. Маслова.
Возьмём план первой четверти по мировой художественной культуре в 9 классе. Как вставляется православный компонент?
Урок 1, тема: »Виды искусств и их взаимосвязь». Говоря о делении видов искусств на пространственные, временные и пространственно-временные, закрепляем материал на викторине зрительного ряда, после чего следует вопрос: Какие виды искусств встречаются в Богоявленском храме нашего города? В чём проявляются?
Ответ: пространственные - иконы, архитектура, декоративно-прикладное творчество во внутреннем оформлении, скульптура; временные - хоровое пение, пространственно-временные: чтение Евангелия, Псалтиря.
Домашнее задание: Опишите внешнее и внутренне убранство одного из посещённых вами храмов, и докажите его синтетический характер.
Урок 2 Тема: »Тайны художественного образа» Говорим о реальности художественных образа и субъективном отражении мастера при анализе стихов У. Блейка, картин Ван-Гога и музыки К. Дебюсси. Для сравнения даю послушать хоровую музыку из концерта Д. Бортнянского. Ассоциативная цепочка ответов обучающихся при восприятии церковной музыки.
Ответы: душа, Вечность, икона, отсутствие суеты, любовь, мир
Вывод: Музыка К. Дебюсси заставляет мечтать и ностальгировать, музыка Бортнянского - устремлять взор к небу, а то, что устремляет нас к Вечности способно жить вне моды и быть актуальным во все времена.
Урок 3 «Тайны художественного образа» Помимо скульптуры А. Пушкина, картины «Красные виноградники в Арле» Ван-Гога ученики рассматривают икону Иверской Божьей Матери», на которой у Богородицы по щеке стекает струйка крови. Тайна выводит нас на время иконоборчества, чудесном появлении иконы в Афонском монастыре и появление иконы Афонской школы в нашем храме.
4 урок «Язык архитектуры». Среди заданий для учеников: Рисунок ландшафтной архитектуры: Часовня святых Петра и Февронии Муромских, Богоявленский храм, храм Рождества Пресвятой Богородицы, часовня в честь павших героев в центре города.
Заполнение таблицы с указанием элементов стрельчато-арочных конструкций, арочно-купольных конструкций. Приведите названия храмов, используя репродукции в изучаемом параграфе.
Урок 5 «Путешествие по городу» Подготовка презентаций для гидов.
«История города Фролово»
«Храмы нашего города» по выбору учащихся
Урок 6 Язык изобразительного искусства»
Задание – Найдите один сюжет или один образ, выраженный средствами монументального и станкового искусства, охарактеризуйте произведения, особенности их содержания и форм воплощения. Проведите сопоставление исходя из смысла текста. На чём ставит акцент каждый художник? Один их примеров: картина А. Иванова »Явление Христа народу», икона «Крещение», Евангельский текст.
Урок 7 «»Жанры и художественные средства живописи»
Одно из заданий: Почему в картине И. Левитана «Над вечным покоем», где динамика на каждом шагу: клубящиеся тучи, извилины реки, раскачивающиеся деревья такое неподходящее название. В чём вы видите вечный покой? Идёт обращение к деталям картины: погост, маленькая церквушка. Ответы учеников. Вывод: Даже в самом маленьком храме человек испытывает покой, умиротворение, гармонию. Это корабль спасения в бурном житейском море, место, где набираешься сил для дальнейшего путешествия по жизни.
Урок 8 «Искусство графики и его возможности»
Среди разнообразных примеров графической живописи включаю графику Г. Доре, иллюстрации к Библии. Работы анализируются в соответствии с выбранным фрагментом. Как прочёл текст художник, на чём акцентировал наше внимание, почему?
Урок 9»Искусство художественной фотографии»
Опережающее задание к фотовыставке «Русь православная» для оформления Пасхального хорового собора.
Такие формы работы не занимают много времени, но они подобны закваске, которая может заквасить много теста. Учитель должен воздействовать на три силы души ученика: Познавательную. Чувствительную. Желательную. Познав и прочувствовав красоту православной культуры, ученик может изменить в себе мотивацию при совершении того или иного поступка в сторону добра, а это и есть осуществление нашей воспитательной задачи, когда по утверждению протоиерея О. Стеняева «в разуме приобретается благопристойность, в гневе ненависть к порокам, в желании стремление к добродетели».
|