Главная страница

Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Я вас любил…» и М. Ю. Лермонтова «Нищий»


Скачать 218.56 Kb.
Название Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Я вас любил…» и М. Ю. Лермонтова «Нищий»
Дата 29.02.2016
Размер 218.56 Kb.
Тип Урок



Урок литературы в 5-ом (6-ом) классе.
Тема: Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Я вас любил…» и

М.Ю.Лермонтова «Нищий».

Цели:1) обучение основам сравнительного анализа стихотворений
2) освоение литературоведческой терминологии, умения работать в группе
3) воспитание на примере лирического героя А.С.Пушкина.
Наглядность, оборудование: распечатанные тексты 2-х стихотворений,

прослушивание музыкального отрывка К.Сен-Санса

«Лебедь»
Ход урока:
1.Установка на восприятие. Прослушивание музыкального отрывка К.Сен-Санса

«Лебедь».
2.Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина учителем или специально подготовленным учеником.
А.С.Пушкин.


* * *
Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.
3.Выразительное чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова учителем или специально подготовленным учеником.
М.Ю.Лермонтов.

Нищий.
У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

Но кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!
4.Беседа.
- О чем эти стихи? Какое чувство, переживание испытывает лирический герой? Что объединяет эти два стихотворения? (Оба стихотворения о неразделенной любви).

- А чем различаются эти стихи?

Пушкинское стихотворение светлое, жизнелюбивое, несмотря на неразделенное чувство. Лирический герой благодарен своей возлюбленной за то, что мог любить ее. Он желает ей счастья, хотя боль и страдание еще не угасли, не совсем отошли в прошлое. Больше всего он ценит счастье и спокойствие любимой («…я не хочу печалить вас ничем»). Страдание, перенесенное лирическим героем, очистило, возвысило его. Он любил тихо, «…безмолвно, безнадежно…»

Лермонтовское же стихотворение безысходно, трагично, пессимистично. Лирический герой, казалось, утратил веру не только в любовь, но и в светлые, добрые начала в человеке:
Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!
- Каков же образ возлюбленной лирического героя?

Возлюбленную лирического героя Пушкина ученики характеризуют как девушку, не разочаровавшую его, достойную «поклонения», уважения, как идеал возлюбленной, которому он, вероятно, долго еще будет «поклоняться».

Возлюбленная же лирического героя Лермонтова детям представляется холодной, эгоистичной, бездушной, которая не оценила пылких чувств юноши:
Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою…
- Какой, по вашему мнению, должна быть любимая девушка? Как нужно вести себя девушке, да и юноше тоже, если ей (ему) признались в любви?

Ученики, как правило, сходятся во мнении, что девушка в моральном отношении должна быть похожа на лирическую героиню А.С.Пушкина. Отвечая на второй вопрос, дети отмечают, что услышать (или прочитать, почувствовать признание в любви в свой адрес) – это величайшее счастье в жизни. Если ребята не могут сформулировать, выразить эту мысль, учитель должен помочь им в этом. О таком признании мечтает каждый. Однако нужно отметить, что часто можно услышать такое признание не от того, от кого хотелось бы. Как нужно вести себя в такой ситуации? Мнения могут разделиться. Но все-таки большинство учеников приходят к выводу, что необходимо бережно и трепетно относиться к проявлению такого хрупкого и ранимого чувства, как любовь, уметь быть благодарным за любовь.

- Каковы композиционные особенности этих стихов?

Композиция пушкинского шедевра основана на «плавной» градации (усилении чувства). Троекратный повтор признания («я вас любил…») также дополняет, усиливает этот прием и создает светлое, чуть печальное, возвышенное состояние души.

Композиция стихотворения юного Лермонтова (он создал его в 16 лет) основана на антитезе и сравнении. Противопоставляются мольба героя о любви « с слезами горькими, с тоскою.., чувства лучшие…» обману; просьба нищего о подаянье, живая мука его взора, протянутая им рука и камень, положенный в эту руку.

Потрясающе эффектно, выразительно и точно сравнение обманутой любви лирического героя с унижением обездоленного, страдающего нищего.

5. Работа в группах.

Класс делится на несколько групп: троповедов, стиховедов, фонологов, лексикологов и лингвистов. Каждая группа имеет свою задачу.
1) Троповеды выясняют, что в пушкинском творении эпитеты представлены в грамматической форме наречий: «безмолвно», «безнадежно», «искренно», «нежно», благодаря которым мы осознаем благородство и возвышенность чувств лирического героя. Удивляют легкость, прозрачность, «неслыханная простота» (Пастернак) стиля А.С.Пушкина, краткость, малый объем, цельность переживания, «бесхитростность» в художественном отношении (тропы и риторические фигуры, практически, отсутствуют).

Эпитеты лермонтовского творения («святой обители», «бедняк иссохший», «живую муку», «слезами горькими») подчеркивают экспрессию, силу в выражении чувств, остроту переживаний, страданий лирического героя.
2) Стиховеды определяют размер стихов, способы рифмовки и окончания. Стихотворение Пушкина написано сочетанием 5-тистопного и 6-стистопного ямба - это располагает к спокойствию, умиротворенности. В стихотворении Лермонтова – 4-хстопный ямб, оно более резко, отрывисто. В обоих стихах перекрестная рифма и чередование мужских и женских окончаний.
3) Фонологи обращают внимание на обилие в пушкинском творении звука [л],сонорных [н], [м]. Все это способствует передаче нежных, ласковых чувств. У Лермонтова же, напротив, делается акцент на звуках [р], [т], [с], [ч], [к], передающих состояние разочарованности, тоски.
4) Лексикологи и лингвисты отмечают, что поскольку в стихотворении Пушкина внутреннее напряжение уже пережито, произведение является лирическим монологом в форме воспоминания: большинство глаголов в форме прошедшего времени. Здесь нет пейзажа, мира вещей, примет внешности. Это чистое выражение душевного переживания. Ритмические паузы совпадают с логическими. Лексика нейтральная.

В лермонтовском стихотворении поступок лирической героини оценивается лирическим героем как предательство, поэтому этот обман сравнивается с попранием основ христианской нравственности (кощунство по отношению к нищему). Отсюда – торжественность, приподнятость лексики – использование старославянизмов («у врат обители святой», «подаянья», «глада»; высоких слов («просящий», «бедняк иссохший, чуть живой», «жажды и страданья», «взор») и т. д.; инверсии: «с слезами горькими» и др. Также используется экспрессивная лексика: « обмануты навек тобою» и др.
6. Подведение итогов. Заключительная беседа.
- Какое впечатление произвели на вас эти стихотворения?

- Что тронуло вашу душу?
7. Домашнее задание:
Записать свои впечатления от знакомства со стихами в виде мини-сочинения.
Послесловие.
Безусловно, подобный анализ возможен лишь с помощью учителя. Но дети должны учиться постигать язык высокой поэзии.

Нужно также отметить, что в данной разработке и почти во всех других используется так называемый «имманентный» анализ лирического произведения, т. е. анализ, не выходящий за пределы того, о чем прямо сказано в тексте (без биографических сведений об авторе, исторических сведений об обстановке написания и т.д.).

Урок литературы в 5-ом (6-ом) классе.
Тема: Анализ стихотворения Я.П.Полонского «По горам две хмурых тучи…».

Определение олицетворения как вида тропа.
Цели: 1) обучение навыкам анализа лирического произведения, определение

олицетворения как вида тропа
2) освоение литературоведческой терминологии, развитие умения

рассуждать, делать выводы
3) воспитание интереса к поэзии, любви к природе.
Наглядность, оборудование: распечатанные тексты стихотворения «По горам

две хмурых тучи…»; иллюстрации к

стихотворению; рисунки, выполненные учениками.
Ход урока:
1.Выразительное чтение стихотворения учителем или заранее подготовленным учеником.

А.П.Полонский.
* * *
По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали.

Но сошлись – не уступили

Той скалы друг другу даром,

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом.
Грянул гром – по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось,

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели

Повторить удара тучи

И у ног скалы горючей

Улеглись и обомлели…
2. Беседа.
- Что удивило, поразило вас в этом стихотворении?

Явления природы как живые.

- С помощью чего передает это Полонский?

Он использует олицетворение.

- Давайте вспомним определение олицетворения.

Олицетворение – это вид тропа, перенос свойств человека на неодушевленные

предметы.

- Приведите примеры использования поэтом олицетворения.

«…тучи…блуждали… сползали…сошлись – не уступили…».

- Как изменяется настроение в стихотворении?

Начало напряженное, с тяжелого предчувствия, тревоги.

- Когда наступает самый напряженный момент?
Грянул гром – по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось.
- В каких звуках речи передано противоборство?

Грянул гром

Яркой молнии ударом – (аллитерация).

- Что противопоставлено в стихотворении?

Тучи и скала. То есть композиция произведения основана на антитезе.

- А может быть эхо? Каким образом?

Эхо засмеялась, скала – стоном жалобно сказалась. Скала «помирила» тучи.

- А какие звуки здесь использует поэт?

«Протяжным стоном», «улеглись и обомлели»

- Какое настроение в финале стихотворения?

Умиротворенность, успокоенность.

- Какое слово здесь является ключевым?

«Обомлели».
3. Работа со словарем С.И Ожегова.
«Обомлеть» в значении «млеть» - замирать,

быть в томном состоянии от какого-нибудь переживания, волнения.
4. Заключение.
- Чем вам понравилось стихотворение Я.П.Полонского?

Оно доброе, задушевное, спокойное.
Аполлон Григорьев писал о Полонском, что его отличало умение подмечать почти неуловимое в природе, «полнейшее, почти непосредственное слияние с нею…»
5.Самостоятельный анализ стихотворения И.С.Никитина «Встреча зимы» (в сокращении).
Примерный порядок разбора:
- Какое чувство, переживание лежит в основе стихотворения?

- Хочется вам спеть стихотворение, нарисовать иллюстрацию или

промаршировать?

- Какова композиция (построение) стихотворения?

- Какие вы обнаружили тропы и другие художественно-изобразительные

средства?

- Определите размер стихотворения, особенности рифмы и окончания.

- Обратите внимание на звукопись.

- Сделайте вывод, подведите итоги.
6.Домашнее задание: завершить анализ.

Урок литературы в 5-ом (6-ом) классе.
Тема: Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Туча» и

М.Ю.Лермонтова «Тучи».
Цели: 1)Обучение основам сравнительного анализа лирических произведений,

формирование начальных представлений о творческой индивидуальности,

об особенностях стиля, творческой манеры А.С.Пушкина и

М.Ю.Лермонтова.

2)Освоение литературоведческой терминологии.

3)Воспитание интереса к жизни и творчеству поэтов.
Наглядность, оборудование: иллюстрации к стихам, рисунки детей; распечатанные

тексты стихов; подбор музыкальных отрывков

(музыка П.И.Чайковского, М.И.Глинки и др.).
Ход урока:
Предварительная работа.
Дома ученики должны прочесть самостоятельно стихи и по группам:

- передать свои впечатления в рисунках

- подыскать иллюстрации к стихам

- подобрать музыкальные отрывки.

1.Выразительное чтение стихов учителем или заранее подготовленным учеником.

А.С.Пушкин.

Туча.
Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

М.Ю.Лермонтов.

Тучи.
Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.
2. Класс разделяется на две группы. Первая группа учащихся анализирует стихотворение А.С.Пушкина. Вторая – М.Ю.Лермонтова.

Ученики, анализирующие пушкинскую «Тучу», отмечают, что лирический герой оптимистичен, любит жизнь. Его жизнелюбие не может поколебать туча, поэтому она одна. Поэт повторяет слово «одна» трижды. После грозы – ликующий день, ясная лазурь, успокоенные небеса, свежая земля. Это стихотворение – гимн жизни.

Композиция стихотворения основана на градации (постепенном усилении, нарастании чувства). Стихотворение жизнерадостно, динамично с самого начала. В первой строфе описывается «последняя туча рассеянной бури», ее одиночество, унылая тень. Во второй строфе вспоминается недавняя буря:
Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.
В третьей строфе – лирическая кульминация стихотворения - призыв к туче: «сокройся!» и картина освеженной и успокоенной природы.

Как всегда, у Пушкина тропов немного и их употребление метко, удачно и выразительно. Например, эпитетов: «унылую тень» - «ликующий день» (антитеза), «таинственный гром», «алчную землю», «успокоенных небес». Их использование усиливает настроение тревоги (2-ая строфа) и радости (1-ая и 3-я строфы).

Использование звукописи (аллитерации) в 3-ей строфе:

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес
передает спокойствие, умиротворенность природы.

Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием, трехсложным размером стиха, что придает лирическому произведению опять-таки успокоенность. Использована смежная (парная) рифма.

3. Вторая группа учащихся работает со стихотворением Лермонтова.
Заранее подготовленный ученик рассказывает историю написания стихотворения.

Произведение написано в апреле 1840 года, перед отъездом Лермонтова во вторую кавказскую ссылку. Как вспоминал впоследствии В.А.Соллогуб, «друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!..». Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что набросанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез…». Возможно, предчувствие скорой гибели делает это стихотворение пронзительно грустным и печальным.

Лирический герой Лермонтова одинок, гоним всеми. Хочет найти родственную душу. Но тучки холодны и свободны, они не понимают его.

Обратим внимание на лексику: она эмоциональна, резка, выразительна и экспрессивна, что характерно для Лермонтова:

«судьбы решение»

«зависть тайная»

«злоба открытая»

«тяготит преступление»

«клевета ядовитая»

«чужды вам страсти и чужды страдания»

«нет вам изгнания».

Композиция стихотворения основана на антитезе: противопоставляются холодные и свободные тучки мятущейся, страстной, страдающей душе лирического героя, изгнанника, гонимого с родины. В 1-ой и 2-ой строфах лирический герой пытается найти родственную душу, сравнивает странников-тучек с собой, но его ждет разочарование, и он обращается к тучам:
Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Необходимо обратить внимание учеников на поэтический синтаксис стихотворения, что тоже весьма характерно для стиля Лермонтова. Это ряды однородных членов, как средство выразительности, способствующие нагнетанию, усилению чувства:
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?
Это частое использование инверсии:

Тучки небесные,………………………….

Степью лазурною, степью жемчужною
Это повторы:
Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Стихотворение написано четырехстопным дактилем, трехсложным размером стиха, что придает ему некоторую заунывность, грусть. Использована перекрестная рифма.
4. Заключительная беседа. Подведение итогов.
- Какой вывод можно сделать?

Лирический герой Пушкина жизнелюбив, оптимистичен, открыт миру во всех его проявлениях. Неудачи, огорчения, неразделенная любовь не могут поколебать его воли, любви к жизни.

Лирический герой Лермонтова одинок, отвержен, несчастен, гоним, разочарован. У него нет гармонии с окружающим миром. Подтверждением этого тезиса может служить и анализ художественно-изобразительных средств стихотворений, приведенный выше.


Урок литературы в 5-ом (6-ом) классе.
Тема: Сравнительный анализ стихотворений Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою…»

и Б.Л.Пастернака «Снег идет».
Цели: 1).Обучение сравнительному анализу стихотворений, освоение

литературоведческой терминологии.
2).Развитие навыков аналитического, ассоциативного, образного мышления,

сопоставления.

3).Воспитание интереса к поэзии, к творчеству Ф.И Тютчева и

Б.Л.Пастернака, умения чувствовать красоту природы.
Наглядность: репродукции картин И.И.Шишкина «Зима», А.А.Пластова «Первый

снег», фотографии о зиме, рисунки ребят; распечатанные тексты

стихов, вопросы по анализу стихов; музыкальные иллюстрации Г.В.

Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель».
Ход урока:
Эпиграфы к уроку: На солнце иней в день морозный,

И сани, и зарею поздной

Сиянье розовых снегов,

И мгла крещенских вечеров.

А.С.Пушкин.

Остановись, мгновенье,

Ты прекрасно!

И.В.Гете.

1. Слово учителя.
За что вы любите зиму, ребята? Поделитесь своими впечатлениями.

Тема нашего урока – зима в стихотворениях Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою…» и Б.Л.Пастернака «Снег идет».
2.Сообщение по биографии Ф.И.Тютчева.

Федор Иванович Тютчев (1803-1873 гг.) родился в старинной дворянской семье, в имении Овстуг, Брянского уезда, Орловской губернии. Юные годы провел в Москве.

В 1821 году блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, в 1822 году уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене. Служил также в Турине. За границей Тютчев прожил 22 года, но не терял духовной связи с родиной и изредка навещал ее. В Мюнхене поэт приобщился к немецкой идеалистической философии, познакомился с Шеллингом, дружил с Генрихом Гейне.

Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют поэта состоялся в 1836 году: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале «Современник».

Однако призвание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х годах, когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Чернышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854 год).

И все же Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе.

Тютчев – гениальный лирик, поэт-романтик, певец природы, мастер стихотворного пейзажа. В его поэзии нет непроходимой грани между человеком и природой. Мир в глазах Тютчева полон таинственности, загадочности.
3. Слово учителя.

О чем же заставляют нас задуматься поэты, восхищаясь зимой? Разговор об этом пойдет на уроке. Мы будем вникать в потаенный смысл их творений, постараемся проникнуть в «лабораторию» поэтов: как, с помощью каких художественно-изобразительных средств создавались эти шедевры. Но помните: авторы, сочиняя стихи, не думают ни об ассонансах, ни о метафорах… Их рукой водит само вдохновение!

Перед вами сегодня очень непростая задача – помнить о лирическом волненье поэтов, создававших эти шедевры, и постараться понять, интерпретировать стихи, владея известными из литературоведения знаниями.

4. Выразительное чтение стихотворения Ф.И.Тютчева (под музыку Г.В.Свиридова).
Ф.И.Тютчев.
* * *
Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.
5. Беседа по анализу стихотворения (можно самостоятельный анализ под музыку Г.В.Свиридова по вопросам).
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

- Каким вы представляете зимний лес Тютчева?

- Какие рисунки, репродукции, фотографии передают красоту зимнего леса и могут служить иллюстрацией к стихотворению?

Поэт подчеркивает околдованность, неподвижность, статичность, сказочность леса. Вместе с тем Тютчев отмечает, что лес живой, использует такие выражения, как
Чудной жизнью он блестит…

Не мертвец и не живой…
Состояние леса сравнивается также со сном:

Сном волшебным очарован…
- В чем особенность композиции стихотворения?

Стихотворение состоит из трех пятистиший. Дети обращают внимание на описательность произведения. Можно говорить об использовании такого композиционного приема, как градация, т.е. нарастании чувства восторга, восхищения красотой леса. Кульминация этого восторга – в третьем пятистишии:
Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.
- Какие художественно- изобразительные средства использует поэт в стихотворении?

Стихотворение изобилует тропами. Например, эпитетами, метафорами:

Чародейкою Зимою…

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит…

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой

Ослепительной красой.

Как уже отмечалось, в поэзии Тютчева нет четкой грани между человеком и природой. Поэт возвышает природу, поэтому столь органично использование им такого тропа, как олицетворение:

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой

Сном волшебным очарован
- Какую лексику использует мастер стиха?

В большей степени отвлеченную, потому что здесь преобладает описание состояния природы, славянизмы «мещет» и «заблещет» придают этому описанию торжественность и возвышенность. Синонимы «околдован..., очарован…, окован» конкретизируют, уточняют мысль и чувства.

- Каковы особенности строф, рифмы и размера в этом стихотворении?

Тютчев использовал строфу 5-тистрочную, а не 4-ехстрочную, сочетание перекрестной и парной рифм, возможно, для того, чтобы замедлить описание, полюбоваться красотой зимнего леса. Использование хорея – размера, придающего энергию, динамику описанию, создает радостное, мажорное настроение.

- Какой вывод можно сделать, исходя из произведенного анализа? Каким представил зимний лес Ф.И.Тютчев?

Тютчевский лес как бы тронут волшебной палочкой Чародейки Зимы, он застыл, замер в своем очаровании.
6. Сообщение по биографии Б.Л.Пастернака (1890 -1960).
Борис Леонидович Пастернак родился в Москве, в семье академика живописи Л.О. Пастернака. Окончил гимназию, затем, в 1913 году – Московский университет по философскому отделению историко-филологического факультета. Летом 1912 года изучал философию в Германии, ездил в Италию. Находясь под сильным впечатлением от музыки А.Н.Скрябина, занимался шесть лет композицией.

В печати с первыми стихами выступил в 1913 году. В 1917 году пишет книгу лирики «Сестра моя жизнь», выдвинувшую его в число крупнейших мастеров стиха. В 1932 году выпустил книгу стихов «Второе рождение». В 1956-1959 годах написал стихотворный цикл «Когда разгуляется».

Пастернак занял в русской поэзии место замечательного и оригинального лирика, талантливого певца русской природы. За свой роман «Доктор Живаго» писатель был удостоен звания лауреата Нобелевской премии.
7. Предварительная беседа.
- Ребята, к этому уроку некоторые из вас получили задание: подумать, что вы представляете, о чем мечтаете, фантазируете, глядя на падающий, плавно опускающийся на землю снег. Прочтите свои мини-сочинения, расскажите о своих фантазиях.

- А какие рисунки, репродукции картин, фотографии помогут нам представить падающий снег?

Это чудное явление природы зачаровывало многих художников, в том числе и художников слова. Послушайте, как передал завораживающую красоту и очарование падения снега Борис Леонидович Пастернак.
7. Выразительное чтение стихотворения (под музыку Г.В.Свиридова).
Б.Л.Пастернак.

Снег идет.
Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.
Снег идет, и все в смятеньи,

Все пускается в полет, -

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,

Словно падают не хлопья

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака

С верхней лестничной площадки

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.

Не оглянешься и святки.

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет

Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,

Снег идет, и все в смятенье:

Убеленный пешеход,

Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.
8. Беседа по анализу стихотворения (можно самостоятельный анализ под музыку Г.В.Свиридова по предложенным вопросам).
- Понравилось ли вам описание падающего снега Пастернаком? Чем? Что вас удивило?

- Какое чувство, переживание, а, может быть, и мысль лежат в основе стихотворения?

Восхищение, очарование красотой падающего снега, сравнение падающего снега и идущего времени.

- В чем особенность композиции лирического произведения?

Поэт использует такие композиционные приемы, как градацию (нарастание чувства), повтор, служащий градации, и кольцо. Эти приемы как бы передают снежный круговорот, создание почти фантастической картины, философское осмысление происходящего, сравнение движения снега в пространстве с течением времени.

- Какими средствами выразительности пользуется Пастернак для передачи впечатления от идущего снега?

Помимо повторов поэт применяет также и анафору (единоначатие) в начале каждой строфы, ряды однородных членов:
Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.
Метафоры в стихотворении призваны нарисовать полуфантастическую картину схождения небес на землю, смешения земли и неба:
К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани…

…в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод…

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.
Эпитеты передают смятение, растерянность:
Убеленный пешеход,

Удивленные растенья…
- В чем необычность, оригинальность рифм, строф, используемых в стихотворении?

Происходит чередование кольцевой и перекрестной рифм (1, 3, 4, 5, 7-ая строфы – кольцевая рифма; 2, 6, 8-ая строфы – перекрестная). Это чередование передает

круговорот снега, движение времени.

Лирическая кульминация стихотворения – в шестой строфе:
Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или стой же быстротой,

Может быть, проходит время?
Это четверостишие удлиняется и превращается в пятистишие, кажется, для того, чтобы замедлить этот стремительный бег времени.

Заключительное пятистишие передает смятение, растерянность и некоторую грусть от снега, падающего так же быстро, как летят мгновения.
9. Сравнение двух стихотворений. Обобщение.
- Что же общего в этих творениях?

Оба эти стихотворения о зиме, о красоте этого времени года.

- К какому стихотворению можно взять эпиграфом слова И.В.Гете: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»?

Каждое из стихотворений заставляет нас задуматься о красоте и неповторимости уходящих мгновений и о бесценности жизни.

- Мы нашли много общего в творениях Тютчева и Пастернака. Чем же они отличаются?

Основное, существенное различие между ними в том, что у Тютчева представлена статичная картина «заколдованного» зимнего леса, а у Пастернака падение снега в пространстве ассоциируется с ходом времени. И все средства художественной изобразительности подчинены передаче этих впечатлений.
10.Домашнее задание: передать свои впечатления от знакомства со стихами на

выбор:

1. Сочинение-анализ по стихотворению Тютчева.

2. Сочинение-анализ по стихотворению Пастернака.

3. Сравнительный анализ двух стихотворений