|
Требования к уроку
Требования к уроку.
Правила организации современного урока:
Первое – определение целей урока;
Второе – уточнение типа урока;
Третье – уточнение вида урока;
Четвертое – выбор методов и приемов обучения в соответствии с оставленными целями
Пятое – определение структуры урока, соответствующей целям и задачам, содержанию и методам обучения.
О задачах урока.
Коммуникативная задача предполагает формирование, развитие, систематизацию навыков видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения, письма) у учащихся.
Образовательная задача предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п. Ее необходимо конкретизировать, например:
Обеспечить усвоение учащимися (ЛЕ, грамматического материала)
Обобщить и систематизировать знания о… (или по конкретной теме);
Отработать навыки (какие);
Устранить пробелы в знаниях (каких);
Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).
Воспитательная задача предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и характера. В общем виде можно представить следующий перечень целей воспитания на уроке:
Воспитание патриотизма;
Воспитание гуманности;
Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду
Воспитание мотивов учения, положительного отношения к получению знаний;
Воспитание дисциплинированности,
Воспитание эстетических представлений.
Развивающая задача предполагает развитие на уроке познавательных психических процессов учащихся, общетрудовых и политехнических умений и навыков, личностных качеств (воли, самостоятельности, ответственности и пр.)
Развитие мышления – (аналитического) формирование умения выделять существенные признаки и свойства, (синтезирующего) развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, (аналитико-синтезирующего) развитие умения классифицировать, делать обобщающие выводы, (абстрактного) развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.
Развитие познавательных умений (формирование умений выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты; развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности – частичная постановка проблемы, выдвижение гипотезы, ее решение).
Развитие общетрудовых и политехнических умений (развитие умения нестандартно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, развитие операционно-контрольных умений – умения пользоваться приборами и инструментами, планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.
Развитие умений учебного труда (умения работать в нужном темпе – читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать; развитие приемов наблюдения – цель, последовательность, состав объектов)
Развитие воли и самостоятельности (развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности, добиваться намеченной цели, умения владеть собой, выдержки, самообладания, умения действовать самостоятельно).
Основные типы уроков:
1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Уточнение вида (формы) урока.
Урок-лекция;
Урок-беседа;
Киноурок;
Урок теоретических или практических работ исследовательского типа;
Урок самостоятельных работ репродуктивного типа – устных или письменных упражнений;
Урок лабораторных работ;
Урок практических работ;
Урок-экскурсия;
Урок-семинар;
Дидактическая игра;
Анализ ситуаций;
Устный опрос;
Письменный опрос;
Контрольная работа;
Зачет.
Классификация уроков нетрадиционной формы
Т и п ы у р о к о в
|
|
Уроки формирования новых знаний
|
Уроки обучения умениям и навыкам
|
Уроки повторения и обобщения знаний
|
Уроки проверки и учета ЗУН учащихся
|
Комбини-
рованные
уроки
|
Уроки лекционной формы, уроки-экспедиции
(путешествия),
уроки-исследования,
уроки-инсце-
нировки,
учебные конференции
(пресс-конференции),
интегрированные
|
Практикумы,
сочинения,
уроки-диалоги,
уроки с роле-
вой, деловой игрой
|
Семинары внеклассного чтения,
повторительно-
обобщающие,
диспуты,
игровые: КВН,
«Что? Где?
Когда?», «Поле
чудес» и др.
Интегрированные
театрализованные
(урок-суд),
уроки-консуль_
тации, уроки-
конкурсы,
уроки-соревно-
вания.
|
Зачетные,
викторины,
конкурсы,
смотр знаний,
защита
творческих работ,
проектов, творческие отчеты.
|
|
Выбор методов и приемов обучения.
Выбор методов строится на основе принципа целеполагания (отражающего систему целей обучающего и обучаемого) , принципа бинарности (отражающего характер взаимодействия учителя и учащегося) и принципа проблемности (отражающего наличие противоречивости в учебном процессе и предмете).
К таким методам относятся:
Метод монологического изложения. При использовании этого метода учитель рассказывает (монолог), сообщая готовые выводы науки, законы, факты, правила, показывает образец действия и дает задание на заучивание учебного материала и его воспроизведение. При этом доминирует исполнительная деятельность учащихся: наблюдение, слушание, запоминание, выполнение по образцу.
Диалогический метод. Изложение материала учитель ведет в форме сообщающей беседы. При этом проблемная ситуация создается постановкой проблемных вопросов или показом противоречивости фактов, явлений. Учащиеся как бы помогают учителю в обосновании гипотезы и ее доказательстве. Но сущность новых понятий объясняется учителем.
Эвристический метод. Характеризуется тем, что изложение нового материала учитель ведет в форме эвристической беседы. А она отличается от сообщающей беседы главным образом постановкой основной проблемы, делением ее на подпроблемы и организации поисковой деятельности учащихся по ее решению. Эвристическая беседа возможна в виде взаимосвязанных вопросов, влияющих друг на друга, и большая часть которых является небольшими проблемами. Здесь характерно то, что последующие вопросы исходят из предыдущих. Эвристический метод характеризуется возникновением дискуссии, высоким уровнем познавательной активности учащихся.
Исследовательский метод. Учитель организует самостоятельную работу учащихся, давая им проблемные познавательные задачи и задания, имеющие практический характер и решаемые учащимися самостоятельно, обычно без помощи преподавателя. Этот метод характеризуется самым высоким уровнем познавательной самостоятельности учащихся
Алгоритмический метод. Основной признаки алгоритмического метода – инструктирование учащихся. При этом учитель указывает что нужно сделать и как, часто используются инструкционные карты. Применяется этот метод в основном на лабораторных и практических занятиях, в кружковой работе (моделирование, конструирование и т.п.).
Метод программированных заданий. Он заключается в подготовке учебного материала путем пошаговой «разбивки» его в форме вопросов, задач и заданий (часто с выбором ответов). Этот метод обеспечивает в основном самостоятельную работу репродуктивного типа для учащихся.
Определение структуры урока.
Структура – это устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока.
Поскольку в основе структуры урока лежит цель деятельности только самого учителя (опросить, объяснить, закрепить и т.п.), то не возникает достаточно условий для реализации развития учащихся. Главное – традиционная структура урока не дает учителю применять разнообразны формы, методы и средства обучения.
Известно, что всякое формирование новых знаний идет на основе актуализации прежних знаний и систематического применения усвоенных знаний в учебной деятельности. Исходя из этого, можно использовать такую структуру урока:
1.
Актуализация прежних знаний. То есть нужно освежить прежние знания и способы действия в памяти, кроме того, актуализация означает и психологическую подготовку обучаемого, возбуждение его интереса к теме, проблеме, создание эмоционального настроя, оценку степени готовности отдельных учащихся к восприятию нового материала и т.д. Актуализация – понятие более широкое, чем опрос. В нее входит и контроль за состоянием знаний ученика, его умений и навыков, который осуществляется в форме опроса и в форме проверки выполнения учебных заданий. Видами деятельности учащихся на этапе актуализации могут быть решение задач, чтение текста, самостоятельная работа, взаимопроверка, выполнение упражнение и пр. 2.
Формирование новых понятий и способов действия. Здесь понятие «формирование» включает деятельность учителя по объяснению нового материала или организации деятельности учащихся по самостоятельному раскрытию сущности новых понятий. Способ объяснения учителя может быть разным (лекция, беседа, рассказ, демонстрация опыта и пр.), так же, как и способ «самообъяснения» учащегося (работа с книгой, анализ ситуаций, анализ текста произведения, решение задач и пр.).Эти приемы и способы действия учителя и учащихся являются элементами методической подструктуры урока. 3.
Формирование умений и навыков. На этом этапе происходит отработка применения знаний путем многократного повторения тех или иных умственных или практических действий, операций. Выполняются различные упражнения, решаются задачи, анализируется ход решения и т.п. 4.
Домашнее задание учитель может дать на любом этапе урока в зависимости от учебной ситуации. Это важный момент и поэтому домашнее задание является самостоятельным элементом подструктуры урока. Оно должно быть прокомментировано и объяснено учащимся.
Варианты структуры уроков для их разных типов и видов образуются за счет изменения числа элементов методической подструктуры, их взаимосвязи и последовательности.
|
|
|