Главная страница

Недостатки в речи детей, причины их возникновения и их влияние на обучение грамоте


Скачать 38.33 Kb.
Название Недостатки в речи детей, причины их возникновения и их влияние на обучение грамоте
Дата 12.02.2016
Размер 38.33 Kb.
Тип Документы


  1. Недостатки в речи детей, причины их возникновения и их влияние на обучение грамоте.

Развитие речи – её звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя – начинается задолго до прихода ребенка в школу: дома, в детском саду. Тем не менее, большая часть учащихся приходит в школу с явными (значительными или незначительными) дефектами речи, например:

  1. Из-за несформированности всей системы звуков дети опускают звук или заменяют его другим, например, «фыфка» (шишка), «фобака» (собака);

  2. Все звуки сформированы, но в речи смешиваются, например, «цаска» (чашка), «масыны» (машина);

  3. Неправильно сформированы отдельные звуки, поэтому они звучат искаженно, например, «байкон» (балкон), «ыба», «гыба» (рыба).

Эти недостатки чаще всего обусловлены тем, что ребенок не различает на слух некоторые звуки (чаще шипящие, свистящие и др.). У него не сформировались некоторые движения органов произношения (прежде в сего губ, языка). Родители, балуя детей, сами способствуют искажению речи.

Хорошо, если ребенок живет в городских условиях, посещает детский сад, подвергается осмотру логопеда, который займется ликвидацией дефектов речи. Но дети приходят в школу с невыразительной, монотонной, невнятной, тихой ручью, что тоже замедляет их обучение грамоте. А такие недостатки, как картавость, заикание, особенно отрицательно влияет на детей, они замыкаются, стараются не участвовать в работе класса, очень стеснительны и в результате отстают от одноклассников.

  1. Цели логопедической работы.

Учителю начальной школы заранее необходимо послушать детей, учесть, какова их речь, и с первых же дней обучения грамоте включать на уроке элементы логопедической работы, следуя системе, постепенно усложняя, индивидуализируя работу, ведя постоянный учет речи детей.

Заинтересованность учителя сказывается на учащихся, сразу видно как говорят дети: четко, уверенно, выразительно, громко или наоборот: неразборчиво, тихо, стеснительно. Следовательно, логопедическая работа будет способствовать более легкому обучению грамоте.

  1. Порядок проведения логопедической работы над звуком в подготовительный период.

Хотя в подготовительный период обучения грамоте дети изучают только гласные звуки, однако логопедическую работу надо начинать с первых же уроков. Её можно проводить при закреплении изучаемого звука, при проверке домашнего задания, как физкультпаузу и т. д. Проводить её следует последовательно, в определенном порядке, от простого к сложному. А когда дети поймут ход работы, можно её включать частично. Вот, например, весь комплекс упражнений при изучении звука [а]:

  1. Правильная артикуляция звука, т.е. постановка речевого аппарата (зубы, губы, язык). При произношении звука [а] , рот раскрыт широко, язык лежит распластавшись, кончик его касается нижних передних зубов. Поработаем над произношением звука [а] (коллективно, по одному).

  2. Произношение слогов с данными звуками. Вводим игры:

  • Если услышите звук [а], хлопайте в ладоши; хором произносятся слоги: ба, ра, со, на, ва…

  • «Ауканье» Мы пошли в сад собирать цветы, некоторые дети ушли далеко, надо их позвать поаукать. Разделимся на две команды: первая команда будет произносить АУ тихо, вторая громко. Оба звука произносим плавно.

  1. Выделение звуков в словах.

  • Логопед называет слова, дети хлопают, если слышат звук [а]: парта, стол, арбуз, аист…

  • Сказать, где находится звук [а]: в начале, конце, середине слова.

  1. Чистоговорки, скороговорки со словами с этим звуком. Каждый раз детям дается установка: произносить громко, тихо, шепотом, быстро, умеренно, медленно.

  2. Загадки. В отгадках изученный звук. Уточняем в каком слоге он находится. Для отгадок используем предметные картинки.

  3. Выделение слов со звуками в тексте. Читаем маленький рассказ, предложение, сказку, а дети запоминают слова со звуком [а].

  4. Подбор слов, загадок с изученным звуком. Назвать слова со звуком [а].

Вывод: не всегда эти виды работ можно выполнять на одном уроке. но включать элементы логопедической работы в урок. Детям такая работа нравится, она для них полезна.

  1. Цели логопедической работы в букварный период. Что нужно знать учителю.

Главная цель – полностью устранить дефекты произношения, выработать, выработать у всех детей правильную речь. Поэтому в букварный период учитель продолжает работу над произношением. Нужно помнить, что в процессе работы над ним важное значение имеют:

  • слух и фонематическое восприятие;

  • моторика речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи – языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок говорит благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха отрицательно влияет как на устную, так и на письменную речь.

Учителю самому нужно точно знать положение и движение речевых органов при произношении разных звуков, нужно наглядно показать детям артикуляционные движения губ, языка. Но сухое объяснение артикуляции мало доходчиво, скучно детям, поэтому необходимо включать логопедическую работу. Нужно активно использовать игровой материал.

Принципы и методы логопедического

воздействия при обучении грамоте

Учитель-логопед Горячева Татьяна Петровна

школы-интерната №7 V вмда

г.Казань