|
Рабочая учебная программа по психологической подготовке детей к школе «скоро в школу мы пойдем»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №5 «Сказка» города Ртищево Саратовской области
Принята Утверждаю
Педагогическим советом И.о. заведующего МДОУ
МДОУ «Детский сад №5 «Сказка» «Детский сад №5 «Сказка»
Г. Ртищево Саратовской области __________Е.Н. Хамленко
Протокол № от Приказ № от
РАБОЧАЯ учебная программа
по психологической подготовке детей к школе
«СКОРО В ШКОЛУ МЫ ПОЙДЕМ» (для детей 6-7 лет)
с учетом Федерального государственного стандарта дошкольного образования
Педагог – психолог Фомина Наталия Владимировна
Ртищево, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………
Пояснительная записка …………………………………………………
Учебно-тематический план ………………………………………….…
Содержание программы ……………………………………………….
Методические рекомендации ……………………………………….....
Список литературы ………………………………………………….….
ВВЕДЕНИЕ
Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень развития ребенка до школы во многом определяется степенью его обученности этим умениям и навыкам. Такое представление о психическом развитии ребенка вытекает из американской теории бихевиоризма, в которой психическое развитие сводится к совокупности усвоенных человеком навыков и форм поведения.
В отечественной психологии на протяжении всего ХХ столетия развивался принципиально иной подход к пониманию психического развития человека. В работах Л.С. Выготского было разработано понятие психологического возраста, характеризующегося определенными параметрами. Каждый возрастной период, если он полноценно прожит, заканчивается определенными характеристиками психического развития ребенка, на которых строится развитие в следующем возрастном периоде. В силу такого понимания развития каждый возрастной этап уникален, и им нельзя пренебрегать. Если ребенок вместо ведущей деятельности будет в основном заниматься другим видом деятельности, то полноценного психического развития не происходит. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, которая исчерпывает свое развивающее влияние к семи годам. Поэтому семь лет – это рубеж между дошкольным и младшим школьным возрастом. В психологии доказано, что в семь лет исчезает непосредственное поведение ребенка, поэтому с семи лет возможно эффективное обучение по школьному типу. В это время ребенок уже может подчиниться правилам поведения на уроке без излишней перегрузки нервной системы, кроме того, в силу возникающих психологических новообразований, семилетний первоклассник сам хочет стать учеником и выполнять роль ученика со всеми необходимыми правилами. Однако все это происходит в том случае, если развитие ребенка до семи лет проходило преимущественно в игровой деятельности. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, вследствие того, что начиная с 5,5 – 6 лет сегодняшние дошкольники почти не играют, а в основном учатся в подготовительных к школе группах. При этом следует отметить, что дети все равно оказываются неготовыми к школе, более того они готовы к ней в меньшей степени, чем их сверстники пятьдесят лет тому назад, которых специально к школе не готовили.
Психологические исследования показывают, что подготовка к школе в форме выработки простейших школьных знаний, умений и навыков не имеют ничего общего с психологической готовностью к школьному обучению, которая не формируется на занятиях по школьному типу. Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которая формируется внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту, то есть в игре.
В качестве предпосылок к овладению учебной деятельностью в отечественной психологии выделяются следующие:
Наличие познавательных и социальных мотивов учения;
Умение ребенка работать по образцу;
Умение ребенка работать по правилу;
Умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкцию;
Умение ребенка обобщать.
Это основные параметры психического развития ребенка, на которые опирается начальное обучение в школе. Если ребенок хочет учиться, умеет работать по образцу и следовать заданному правилу, может применить правило на аналогичном задании, то такой ребенок эффективно будет осваивать азы учения и достаточно быстро продвигаться вперед.
В этот период переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович (1968), характеризуется не только изменением места ребенка в системе отношений, но и всего образа его жизни. При этом положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Учение осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, участие в повседневной жизни окружающих людей. Именно поэтому успех или неуспех в учебных делах имеет для ребенка острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности. В связи с этим и возникла необходимость разработать и внедрить в образовательный процесс программу дополнительной подготовки ребенка к обучению в школе «Скоро в школу мы пойдем».
В программе выделены три основных параметра, по которым определяется готовность ребенка к обучению в школе:
Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого, поэтому задача психолога осуществлять подготовку ребенка к школе через зону ближайшего развития внутри ведущей игровой деятельности.
Пояснительная записка
Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Под социальной компетентностью дошкольника мы понимаем качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.
Особое место в процессе формирования социальной компетентности подрастающего поколения занимает игровая деятельность.
Влияние игры на формирование навыков социальной компетентности личности дошкольника заключается в том, что, благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению он знакомится с нормами и моделями поведения и взаимоотношений детей и взрослых людей, которые становятся образцами для его собственного поведения. В игре ребенок приобретает основные навыки социальной компетентности, необходимые для установления контакта и развития взаимодействия с окружающим миром.
Для того, чтобы прогнозировать успешность обучения ребенка в школе, необходимо учитывать способность к анализу и синтезу материалов. Представленных в виде рисунков, графиков, таблиц и схем. Важны также: умение проводить аналогии, классификации и обобщения, общая осведомленность ребенка. Следует учитывать уровень развития внимания. Зрительной памяти (основной упор в начальном обучении идет на зрительное восприятие информации), мелкой моторики руки.
В своей деятельности психологу следует опираться и на личностные особенности детей. К моменту поступления в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, умение общаться с людьми, ролевое поведение, самостоятельность. Без хорошей работоспособности вряд ли можно рассчитывать на прочное усвоение достаточно большого объема знаний, на формирование сложных умений и навыков.
Бесспорно, что чем лучше готов ребенок ко всем изменениям, связанным с началом обучения, к трудностям, которые неизбежны, тем спокойнее будет проходить процесс адаптации в школе.
А предлагаемая программа психологической подготовки детей к школе «Скоро в школу мы пойдем» (для детей 5-7 лет) позволяет подготовить ребенка к школе в ходе игровых занятий, где учитываются особенности его психического развития, полученные в результате диагностики (на диагностическом этапе).
Программа разработана в соответствии с
- «Законом об образовании РФ» (принят 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (постановление от 15.05.2013 г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13»);
Типовым положением о МДОУ №5 «Сказка»;
- ФГОС дошкольного образования от 17.10.1999;
- Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999 г.
- Письмом Минобразования России от 22.01.98 №20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
Программа составлена на основе программ:
Крюкова С.В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», 2002
Мацук М.А. «Программа азбучных историй как средство формирования картины мира старших дошкольников»
Шипицына Л.М. «Азбука общения», 2004
Семенака С.И. «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе», 2005
Арцишевская И.Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми», 2004
Катаева Л.И. «Работа психолога с застенчивыми детьми», 2004
Рабочая программа отвечает требованиям ФГОС и возрастным особенностям детей дошкольного возраста с учетом дидактических принципов.
ЦЕЛЬ:
Развитие социальной компетентности и подготовка ребенка к обучению в школе.
Снижение значимости травмирующих факторов, раскрытие механизмов психологической защиты, формирование социально корректного поведения в кризисных ситуациях.
ЗАДАЧИ: 1. Развивать у ребенка предпосылки к учебной деятельности: коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь, общую и мелкую моторику).
2. Формировать волевые качества, эмоционально – положительное отношение к школе.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
Ведущая потребность – общение.
Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция – воображение.
Особенности возраста:
- проявления произвольности всех психических процессов, но не сформирована учебная деятельность школьного типа;
- переход к младшему школьному возрасту;
- проявления 7 лет (капризы, паясничание, демонстративное поведение);
- повышенная чувствительность;
- полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого;
- ведущее наглядно-образное мышление.
Новообразования:
1 – внутренний план действий;
2 – произвольность всех психологических процессов;
3 – формирование соподчинения мотивов;
4 – самосознание: обобщенное и внеситуативное отношение к себе;
5 – возникновение первой целостной картины мира;
6 – появление учебно-познавательного мотива.
. Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает соответствующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание», «Память», «Мышление», «Речь». На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Программа рассчитана на 1 год обучение детей с 6 до 7 лет
Сроки реализации с ноября по апрель, 1 раз в неделю.
Практическая часть программы занимает 50-60%.
Продолжительность занятий 30-35 минут. За счет того, что деятельность постоянно меняется, дети данной возрастной группы легко проводят данное время и не устают.
Планируемые результаты психологической работы в группе
Адекватная оптимальная социализация детей в новых условиях.
Оптимальная адаптация к условиям обучения в школе.
Развитие познавательной, личностной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер.
Тематический план занятий см. далее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
500 загадок для детей. – М.; 2003.
Абрамова Г.С. Психолог в начальной школе. Волгоград, 1998.
Агапова И. А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. – М.; 2003.
Айзман М.И. и др. Подготовка ребенка к школе. Томск, 1994.
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.; 1994.
Гатина О.И. Социально-личностная готовность старших дошкольников к школе./ Воспитатель ДОУ. 2009. - №12. С.48-53.
Гуткина Н.И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе. /Психолог в детском саду. 2007. - №4 С. 47-65.
Косина Е. Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику – М.; 2004.
Клецова Т.Л. Программа по развитию внимания для детей старшего дошкольного возраста – Тюмень, 2005.
Мухина В.С. Возрастная психология. – М.; 2000.
Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М.; 2005.
Фокина Э. Д. И др. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательном учреждении. – СПб.; 1995.
Крюкова С.В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» М., «Генезис», 2002
Мацук М.А. «Программа азбучных историй как средство формирования картины мира старших дошкольников»
Шипицына Л.М. «Азбука общения», Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2004
Семенака С.И. «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе», 2005
Арцишевская И.Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми», 2004
Катаева Л.И. «Работа психолога с застенчивыми детьми», 2004
ФГОС дошкольного образования.
|
|
|