Главная страница

Методическое пособие «мониторинг психологического здоровья обучающихся образовательных учреждений»


Скачать 387.05 Kb.
Название Методическое пособие «мониторинг психологического здоровья обучающихся образовательных учреждений»
Дата 10.02.2016
Размер 387.05 Kb.
Тип Методическое пособие



Управление общего и дошкольного образования Администрации города Норильска

МБУ «Методический центр»




МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»



г. Норильск

2012 год

Составители пособия:

Куклина Л.И., педагог-психолог МБОУ «СОШ №29, руководитель творческой группы,

Волосенко А.В., методист МБУ «Методический центр», куратор творческой группы,

Походня Т.Г., педагог-психолог МАОУ «Гимназия №4»,

Проскурин А.В., педагог-психолог МБОУ «Гимназия№7»,

Мазуренко Т.Б., педагог-психолог МБОУ «СОШ №6»,

Горохова О.А., педагог-психолог МБОУ «СОШ №21»,

Божко О.В., педагог-психолог МБОУ «СОШ №41»,

Тавдиряков Е.А., педагог-психолог МБОУ «СОШ №17».

В методическом пособии представлены единые подходы к диагностике и мониторингу эффективности здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений по параметру «психологическое здоровье».

Предлагаются практические материалы для осуществления профессиональной деятельности специалиста.

Пособие адресовано педагогам-психологам МБОУ, носит рекомендательный характер.



Муниципальное бюджетное учреждение «Методический центр»

г. Норильск, ул. Московская, д.29, т.34-15-94.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 5

Часть 1 «Теоретические аспекты психического и психологического здоровья» 6

Понятие психического и психологического здоровья 6

Психическое и психологическое здоровье детей 11

Личностные особенности и здоровье 12

Тревожность 12

Стресс и стрессоустойчивость человека 13

Эмоциональное здоровье 15

Адаптивность на переходных ступенях обучения 16

Часть 2 «Мониторинг психологического здоровья обучающихся» 20

Диагностика психологического здоровья обучающихся образовательных учреждений 20

Структура и содержание проведения мониторинговых исследований 22

Часть 3 «Методические материалы для формирования психологического здоровья обучающихся» 23

ЛИТЕРАТУРА 24


Введение



Данное методическое пособие разработано в рамках реализации Концепции развития здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях на территории муниципального образования город Норильск (далее – г. Норильск) на 2011-2014 гг..

В пособии представлены единые подходы к диагностике и мониторингу эффективности здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений по параметру «психологическое здоровье», разработанные творческой группой педагогов-психологов ОУ г. Норильска и утвержденные на заседании городского методического объединения педагогов-психологов. Основой для принятия положений, изложенных в материалах пособия стали теоретические представления известных российских и зарубежных психологов.

С целью оптимизации подготовки и проведения мониторинговых исследований психологического здоровья обучающихся творческой группой педагогов-психологов города разработана критериальная база для осуществления психолого-педагогического наблюдения, позволяющая эффективно и быстро получать данные о состоянии психологического здоровья обучающихся школ с первого по одиннадцатый классы. А также отобраны дополнительные экспресс методики для более глубокого исследования части обучающихся, требующих более пристального внимания педагога-психолога, и методики, применение которых возможно при исследовании особенностей адаптации учащихся в переходные периоды обучения (для 1, 5, 10 классов).

Часть 1 «Теоретические аспекты психического и психологического здоровья»



«В здоровом теле здоровый дух»

- бессмысленное утверждение.

Здоровое тело есть продукт

здорового духа!»

Бернард Шоу

Понятие психического и психологического здоровья



Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников. Используемое понятие «здоровьесберегающие технологии» предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья обучающихся. Задача педагогов школы – полноценно подготовить ребенка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это недостижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений.

При рассмотрении теории здоровья крайне важно провести дифференциацию понятий психическое и психологическое здоровье. Этот процесс является актуальным, так как по данным специалистов ГУ НЦЗД РАМН психосоматический компонент выявляется почти в 70% соматических заболеваний детей и подростков.

Термин психическое здоровье был введен ВОЗ в 1979 году. В настоящий период в общем смысле под психическим здоровьем понимают адекватность психического отражения, отсутствие различных отклонений в психических проявлениях. В докладе Комитета экспертов ВОЗ было отмечено, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, обусловленными социальными условиями и воздействующими на психику. Нарушения психического здоровья являются патологией, которая изучается психиатрией.

В настоящий период нет точного, строго научного определения понятия психологическое здоровье.

Многие западные ученые, психологи 20 века, изучавшие теорию личности в различных направлениях психологии (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология и т.д.), в понятие здоровой личности вкладывали, по сути, представления о психологическом здоровье человека.

Так, по мнению К. Роджерса (представитель гуманистического направления), характерными чертами здоровой, «самоактуализирующейся», «полноценно функционирующей» личности являются:

  • Открытость переживаниям с сохранением самоконтроля

  • Доверие к самому себе

  • Свобода в мыслях и поступках

  • Креативность

Другой представитель гуманистического направления А. Маслоу полагает, что здоровый человек – это прежде всего человек счастливый, живущий в гармонии с самим собой, не ощущающий внутреннего разлада, защищающийся, но первым ни на кого не нападающий и т.д. Полноценное, желаемое развитие, по А. Маслоу, состоит в реализации возможностей, заложенных в природе человека. Основой для достижения здоровья является самопознание.

Р. Корсини и А. Уэрбах в ходе осмысления понятия здоровой личности в различных психологических школах пришли к выводу, что здоровую личность следует рассматривать, скорее, как процесс непрерывных изменений, чем как статичную систему.

Как общий принцип, личностные структуры стремятся к обретению все большей гармонии. Среди критериев психологического здоровья особое значение придается степени интегрированности, гармоничности, уравновешенности личности, а также такой направленности, как духовность, ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности.

Одним из первых современных отечественных психологов, предпринявших попытку разграничить понятия психического и психологического здоровья, стала И.В. Дубровина. Осмысливая содержательную суть психологической службы, она пришла к выводу о необходимости введения в научный психологический лексикон нового термина – «психологическое здоровье». Определяя психическое здоровье в рамках традиционно сложившегося медицинского подхода и психотерапевтического направления, И.В. Дубровина объединила остальные характеристики здоровой личности новым понятием «психологическое здоровье»: «Если термин «психическое здоровье» имеет отношение, с нашей точки зрения, прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом. Находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других. Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Мы вооружаем (вернее, должны вооружить) ребенка в соответствии с его возрастом средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира».

В настоящее время проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей (И.В.Дубровина, 2000; Г.С.Никифоров, 2003; В.Э.Пахальян, 2002; В.И.Слободчиков и А.В.Шувалов, 2001 и др.).

В работе В.И.Слободчикова и А.В.Шувалова «Антропологиеский подход к решению проблемы психологического здоровья детей» отмечается, что до недавнего времени эта проблема была на периферии терапии выраженных психических расстройств. В теоретическом аспекте психологическое здоровье не имело определенного научного содержания, а в практическом плане те, чье состояние можно квалифицировать как «психически не болен, но психологически уже не здоров», оставались вне поля видения и позитивного вмешательства врачей и психологов.

Результаты, проведенного под патронажем Института педагогических инноваций РАО исследования проблемы психологического здоровья детей в рамках антропологического подхода, позволили сделать авторам вывод о том, что термин «психическое здоровье» чаще и по праву используется врачами в связи с отдельными психическими процессами и механизмами. Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата. Оно является предпосылкой здоровья психологического. Состояние психологического здоровья характеризует индивида как субъекта жизнедеятельности, распорядителя душевных (и не только) сил и способностей. О состоянии психологического здоровья свидетельствует личностная устремленность человека.

Такого же мнения придерживается и В.Э.Пахальян, который отмечает, что психическое здоровье - это, прежде всего баланс различных психических свойств и процессов, тогда как психологическое здоровье – «состояние субъективного, внутреннего благополучия личности, обеспечивающее оптимальный выбор действий, поступков и поведения в ситуациях ее взаимодействия с окружающими объективными условиями, другими людьми и позволяющее ей свободно актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности» Проблемы собственно психологического здоровья, следует рассматривать в контексте психологической помощи, недирективной, немедицинской психотерапии и индивидуального психологического консультирования. В частности, Пахальян отмечает, что здоровые в психологическом смысле – это люди с высокой степенью самоактуализации.

Т.Н.Метелкина, ст. н. сотрудник КК ИПК РО, осуществляя в своей работе «Формирование психологического здоровья школьников» теоретический обзор подходов к названной проблеме, констатирует, что психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности человека. Психологическое здоровье, в свою очередь, это определенный уровень развития и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой; определенный уровень личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие; это процесс и результат развития субъекта в его субъективной реальности в пределах одной индивидуальной жизни. Под «развитием» понимается не только отсутствие застоя и наличие движения, но и стремление к цели, определяющее последовательное накопление человеком позитивных новообразований

По мнению Л.Я. Коломенского, Психологическое здоровье можно понимать как внутриличностный комфорт, наличие у человека гармонизированного внутреннего мира, равновесие с самим собой и окружающим миром.

О.Хухлаева в своей книге «Психологическое здоровье учащихся как цель работы школьной психологической службы» в качестве главных критериев психологического здоровья выделяет следующие:

  • Позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира.

  • Высокий уровень развития рефлексии.

  • Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности.

  • Успешное прохождение возрастных кризисов.

  • Адаптированность к социуму (если это ребенок — то к семье и школе), умение выполнять основные социальные и семейные роли.

Автор уточняет, что представленный образ психологически здорового человека следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, что является нормальным. Более пристальное внимание следует уделять существенным нарушениям психологического здоровья.

Таким образом, несмотря на то, что термин «психологическое здоровье» сегодня встречается менее часто, чем термин «психическое здоровье», его использование целесообразно по многим причинам. В своей книге «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе» Н.К. Смирнов пишет следующее:

«Понятие психическое здоровье – составная часть медицинского подхода к феномену здоровья. Психическим здоровьем обладает человек, у которого отсутствуют клинически выраженные проявления психопатологии, которому не поставлен диагноз психического заболевания. При свойственной медицинской диагностике дихотомии «здоров – болен» поставленный человеку психиатрический диагноз может обернуться для него ограничением социальных возможностей и гражданских прав. Поэтому и отношение к словесному штампу «психически больной» у населения опасливое, а люди, имеющие такие проблемы, предпочитают о них не говорить. В результате многие программы и мероприятия, направленные на укрепление этой стороны здоровья, необходимые и на государственном, и на индивидуальном уровнях, встречают непонимание и даже противодействие. Термин психологическое здоровье в этом смысле более нейтральный для восприятия, не вызывает напряженного отношения.

В области душевного здоровья, как и вообще в современных представлениях о здоровье, между полюсами полного психического здоровья и проявлениями психопатологии, требующей медицинского вмешательства, существует зона пограничных состояний (третье состояние), когда человека нельзя однозначно назвать ни больным, ни здоровым – все зависит от критериев диагностики. Оценивать состояние здоровья человека в этих случаях целесообразно, используя термин «психологическое здоровье», который отражает значительно большее многообразие количественных и качественных характеристик, так как используется не столько медицинская, сколько психологическая терминология».

Более четкое представление о различиях между двумя этими понятиями, по мнению Н.К. Смирнова, дает следующая таблица:


Критерии отличия

Психическое здоровье

Психологическое здоровье

К чему относится

Одна из сторон здоровья человека («душевное»)

Социально-психологическая характеристика человека, его личности. Уровня социальной и психологической адаптации.

Причина оценивания

Определяется врачом по отсутствию/наличию психопатологических симптомов

Оценивается по уровню (качеству) социально-психологической адаптации, совокупности объективных и субъективных показателей

Критерии оценки

  1. Здоров

  2. Болен (легко, тяжело, какой диагноз)

Количественные градации (в баллах) и качественные характеристики по сферам жизнедеятельности

Ответственный

Врач-психиатр (психотерапевт), система здравоохранения

Сам человек, его окружение, государство, общество.

В школе – весь педагогический коллектив: каждый учитель, администрация школы, школьные психологи и социальные педагоги.

Пути помощи

Через систему здравоохранения

Совершенствование государства, общества, повышение образовательного и культурного уровня населения.

Технологии, средства и методы помощи

Медицинские: диагностика, лечение (медикаментозное, психотерапевтическое), реабилитация

Социальные, образовательные, психолого-педагогические и медико-психологические (развитие личности, повышение уровня культуры, психодиагностика, психокоррекция, психотерапия)

Принципы предупреждения, профилактики

Медицинская профилактика (реально – для групп риска психопатологии и профпатологии)

  1. Создание здоровьесберегающей среды

  2. Психодиагностика с выделением «профиля риска»

  3. Реализация индивидуально-личностного подхода

  4. Постоянное укрепление психологического здоровья, выполнение ресурсов адаптации

Центры профилактической работы

ПНД, реабилитационные центры, дневные стационары

  1. Семья

  2. Неформальные сообщества

  3. Образовательные учреждения

  4. Специальные психологические центры

Значение для повседневной жизни

При предрасположенности к острым психическим заболеваниям и наличии хронических заболеваний

Необходимо каждому человеку для обеспечения качества жизни успешной и деятельности во всех сферах

Значение для школы

- направление к врачу

- перевод в спец.школу

- создание щадящих условий (реабилитация)

Обязательное условие для:

- индивидуального подхода

- реализации ЗОТ

- создание ЗОП школы


Психологическое здоровье, как отмечает Н.К. Смирнов, в целом можно определить двумя признаками. Первый – соблюдение в основных формах проявления жизнедеятельности принципа оптимума, или стремление придерживаться «золотой середины». Важное уточнение: зона оптимума у каждого человека своя. Второй признак – эффективная адаптация (социальная, социально-психологическая и интрапсихическая). В этом случае достигается то, что в других подходах называется гармония с природой, с людьми и с самим собой.

Психическое и психологическое здоровье детей



При оценке психологического здоровья ребенка, прежде всего, необходимо учитывать, что личность ребенка еще только формируется и поэтому главным критерием является его полноценное психическое и личностное развитие. Полноценное психическое развитие определяется согласно следующим критериям:

  1. Наличие или отсутствие у ребенка каких-либо хронических нервно-психических расстройств или заболеваний.

  2. Наличие или отсутствие функциональных отклонений в деятельности нервно-психической сферы.

  3. Уровень достигнутого нервно-психического развития.

  4. Степень резистентности по частоте ухудшения функционального психического состояния ребенка (С. Громбах, Г.Н. Сердюковская).

Главным же критерием психологического здоровья, по мнению В.А. Ананьева является адаптация ребенка к социуму. Он выделяет ряд уровней психологического здоровья ребенка, уточняя, что они достаточно условны, но необходимы для организации практической работы с детьми в школе.

  1. Креативный уровень.

Высший уровень психологического здоровья. Такие дети не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Это идеальный образ ребенка-творца, достаточно редкий в реальной жизни.

  1. Адаптивный уровень.

Большинство относительно «благополучных» детей в целом адаптированы к социуму, но по результатам диагностических методик проявляют отдельные признаки дезадаптации, обладают повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности «психологического здоровья». Это группа относительного риска, она довольно многочисленна и представляет средний уровень психологического здоровья.

  1. Ассимилятивно-аккомодативный уровень.

Низший уровень психологического здоровья. На этом уровне можно выделить две группы детей.

Первая группа не способна к гармоничному взаимодействию с окружающими. Такие дети стремятся во что бы то ни стало изменить окружающий мир; при этом они не готовы к самоизменению в соответствии с внешними требованиями и интересами окружающих. Дезадаптация их поведения активно проявляется в эпатажном поведении, конфликтах со сверстниками, домашних аффектированных капризах и т.д.

Вторая группа проявляет глубинную зависимость от факторов внешнего воздействия, не владея механизмами защиты, отделяя себя от травмирующих влияний среды. Для таких детей характерно приспособленчество к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам. Их дезадаптация почти никак не проявляется внешне, ее трудно зафиксировать. Это «удобные», тихие дети, прилежные и старательные ученики, которыми гордятся родители. Их ставят в пример педагоги, не замечая, что они пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта, который со временем углубляется и часто приводит к соматическим нарушениям. Эта группа требует особого внимания именно вследствие своего внешнего благополучия, не вызывающего тревоги у взрослых.

Выделенные уровни психологического здоровья позволяют дифференцировать психологическую помощь учащимся. С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу. Детям с психологическим здоровьем второй группы необходима систематическая помощь психопрофилактического характера. Поскольку эта группа очень велика, предпочтительно проводить групповую работу. С учащимися, попадающими в третью группу, необходима серьезная индивидуальная коррекционная работа.

Личностные особенности и здоровье




Тревожность



Большинство авторов, исследующих связь здоровья человека с личностными особенностями, в качестве одного из главных факторов риска выделяют тревожность. Для тревожного человека характерен когнитивный стиль, сопряженный с недооценкой собственных сил и преувеличением опасности (тревожная диада по А. Беку). А.Б. Холмогорова дополняет эту диаду третьим компонентом – «ничто не поможет», т.е. представление о равнодушии или враждебности окружающих. Все сказанное выше приводит к поведению избегания, ощущению беспомощности и страху критического неодобрительного отношения со стороны других. Доказано, что высокий уровень тревожности способствует развитию предневротических состояний. Повышенная склонность испытывать негативные ожидания приводит к повышению соматической заболеваемости, более длительному течению болезней.

Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства. С одной стороны, дети с выраженной тревожностью считаются наиболее “удобными”: они готовят уроки, выполняют все требования педагогов, не нарушают правила поведения, с другой стороны, зачастую это и наиболее “трудные” дети, которые оцениваются как невнимательные, невоспитанные, неуправляемые. Все это служит поводом для обращений к психологу.

Кроме того высокая тревожность обуславливает снижение уровня притязаний личности, самооценки, решительности, уверенности в себе, выступая фактором риска и для психологического здоровья. Так, было показано, что тревожные дети ориентируются не столько на реальные обстоятельства, сколько на собственные предчувствия, настроения и опасения. В результате они действительно чаще переживают неуспех по сравнению со своими менее тревожными сверстниками.

Снижение тревожности у здоровой личности может происходить за счет переориентации с будущего на настоящее. Сознательный выбор жить в настоящем, «здесь и теперь», позволяет принимать жизнь такой, какая она есть, и наслаждаться имеющимися радостями.

Методами саморегуляции тревожности являются также:

а) осознание беспокоящей проблемы и поиск внутреннего конфликта (человек тревожится тогда, когда действительно сомневается по поводу своей компетентности, привлекательности и т.д., другое дело, что это беспокойство крайне преувеличено);

б) оценка реальных обстоятельств;

в) поиск стратегии и тактики выхода из ситуации (перенос акцента с эмоций на мышление) и другое.

Можно выделить три уровня школьной тревожности:

  • высокий уровень - ребенок испытывает сильное волнение и тревогу в различных школьных ситуациях (ответ у доски, сдача зачетов, страх перед родительскими собраниями и т.д.);

  • норма - ребенок комфортно чувствует себя на уроке, не испытывает чувства страха при общении с учителями;

  • низкий уровень - ребенок проявляет безразличие к учебе, не переживает за свои неудачи.

Данные позиции были положены в основу критериев, которые были выработаны творческой группой педагогов-психологов для мониторинговых исследований психологического здоровья обучающихся образовательных учреждений по параметру «Тревожность».

Стресс и стрессоустойчивость человека



Еще одним из факторов риска для психологического здоровья обучающихся многие авторы выделяют стрессовый фактор (любое воздействие на психику человека, которое вызывает стрессовый ответ).

Что такое стресс? Это состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных воздействий. Концепцию стресса сформулировал канадский патолог Ганс Селье (1907–1982 гг.), который определил стресс как совокупность защитных реакций организма, вызываемых каким-либо из стрессовых факторов.

Существует много потенциальных стрессоров: перемены в жизни, эмоциональные конфликт, страх, усталость, физическая травма, резкие изменения температуры наружного воздуха, шум, заболевание и др.

Действия этих стрессовых факторов суммируются и накапливаются. Чем больше их в жизни в данный период, тем выше будет уровень стресса. Стресс влияет на организм человека: повышается кровяное давление, учащается пульс, замедляется или останавливается пищеварение, углубляется или ускоряется дыхание, увеличивается уровень сахара в крови.

Различают три стадии при стрессе: мобилизация, сопротивление и истощение.

1-я стадия – стадия мобилизации.

В ответ на действие стрессора возникает тревога. Эта реакция мобилизует организм, готовит его к срочной защите. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. Человек готов к действиям по защите своей жизни и здоровья, так как в результате происшедших физиологических изменений кратковременно улучшаются возможности и деятельность организма. Но если все эти приготовления не переходят мгновенно в действие, долговременное пребывание в таком состоянии может привести к различным нарушениям функций организма.

2-я стадия – стадия сопротивления.

Когда непосредственная опасность для человека минует, его организм переходит в стадию сопротивления. На этой стадии стресс снижается до более низкого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров.

3-я стадия – стадия истощения.

Если уровень стресса слишком долго остается на высоком уровне, наступает стадия истощения. Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии организма и создает такие физиологические условия, при которых способность организма противостоять стрессорам уменьшается. Симптомы сильного стресса: нервозность, смутная тревога, быстрая утомляемость, раздражительность, головные боли, чувство беспомощности, бессонница, потеря аппетита и др. В стадии истощения человек страдает от полного упадка физических и духовных сил.

Но стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффектно и делают организм готовым к оптимальному режиму работы. При умеренном стрессе обеспечивается достижение поставленных целей без истощения жизненных сил организма. Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время.

В некоторых пределах стресс психически благоприятен, но когда стресс переходит границы этого уровня, он начинает истощать психическую энергию организма и приводит к нарушению нормальной деятельности человека.

У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний: сердечных, инфекционных. Сильный стресс может привести к язве желудка и двенадцатиперстной кишки.

Понятие школьные стрессы в настоящее время прочно вошло в педагогический обиход. Этот термин обозначает как состояния дистресса у учащихся, возникающие в связи с образовательным процессом, так и сами стрессогенные факторы. Известно выражение зарубежных психологов: «Быть ребенком – значит испытывать стресс». Стрессов у детей ничуть не меньше, чем у взрослых, просто их причины и внешние проявления иные. Но в основе – несоответствие нервной системы человека и современного образа жизни.

Психологическое воздействие школьных стрессов проявляется в трех основных формах:

  • мобилизация усилий и активности – «бойцы»

  • растерянность, паника, слезы – «паникеры»

  • состояние ступора и отстраненность – «тормозы»

Различаются и последствия воздействия стрессовой ситуации: от быстрого переключения до длительного психологического «застревания».

Итак, разные люди отвечают на стресс по-разному. Некоторые люди преуспевают в ситуациях, которые приводят других людей в состояние истощения. Одни начинают много есть, другие теряют аппетит; одни с трудом засыпают ночью, другие испытывают сонливость даже днем. И все же есть общие принципы выхода из состояния сильного стресса.

Кроме того психологи выделяют одно из качеств личности, которое позволяет сделать вывод о способности человека противостоять стрессовым факторам. Это качество – стрессоустойчивость личности, что означает умение человека преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Именно это качество – стрессоустойчивость, в норме своего проявления способствующее сохранению психологического здоровья, педагоги-психологи города считают возможным выделить как еще один параметр для мониторинга психологического здоровья обучающихся образовательных учреждений.

Эмоциональное здоровье


Эмоциональное здоровье как предмет исследования укладывается в описание психического и психологического здоровья. Именно эмоции связывают психику и тело, поэтому и психическое, и физиологическое здоровье человека неразрывно связано с доминирующими эмоциональными состояниями. Эмоциональное напряжение может приводить к целому ряду заболеваний, выделяемых в класс психосоматических. Это гипертония, бронхиальная астма, язва двенадцатиперстной кишки и т.д. Кроме того, негативные эмоциональные состояния, могут приводить к падению сопротивляемости организма, а значит, способствовать развитию инфекций.

Очень полезно испытывать положительные эмоции. Именно они способствуют поддержанию психологического здоровья человека. Как показывают исследования психологов, даже при отсутствии комфортных условий существования позитивное настроение обеспечивает человеку лучшее самочувствие.

Однако полезными могут быть и отрицательные эмоции. В том случае, если они стимулируют поиск решения проблемы их вызвавшей (поисковую активность). Отсутствие же поисковой активности делает человека беспомощным перед жизненными обстоятельствами. Наблюдение за судьбами людей, в поведении которых преобладало чувство апатии, безразличия к жизни, низкая активность, показало, что средняя продолжительность их жизни была короче, чем у людей активных.

Многие психологи придерживаются точки зрения, что жизненные переживания и невзгоды делают человека мудрее, терпимее к людям и требовательнее к себе, помогают формированию у него уверенности в том, что он способен управлять обстоятельствами своей жизни и развивать себя как личность.

Так как же относиться к отрицательным эмоциям? На конференции «Влияние положительных эмоций на здоровье» (1984г.) известный американский психотерапевт Р.Н. Ремен красноречиво высказал свое мнение по этому поводу: «Вероятно, существует позитивный способ переживать любые чувства. Я думаю, что эмоции служат определенной цели и потенциально являются жизнеутверждающими. Возможно даже не они сами, а то, как мы с ними справляемся, является жизнеутверждающим или разрушительным началом…Единственной не нужной эмоцией является «застревание на чем-то»». Таким образом, приведенная цитата актуализирует вопрос о том, что именно человек, умеющий естественно проживать свои чувства так, чтобы не наносить вреда себе и другим, является эмоционально и психологически здоровым.

В связи с чем, считаем, что будет оправдано выделить еще один параметр для мониторинга психологического здоровья, а именно – стабильность эмоционального состояния или эмоциональная стабильность. Данное понятие означает характеристику эмоциональной зрелости личности, ее интегрированности, то есть адекватности эмоциональных реакций, их последовательности, предсказуемости и способности индивида их контролировать. Обычно определяется выражением «ровное настроение».

Эмоциональная стабильность присуща человеку выдержанному, эмоционально зрелому, спокойному, устойчивому в интересах, работоспособному, человеку, ориентированному на реальность, которого не задевают досадные мелочи.

Противоположностью эмоциональной стабильности является эмоциональная неустойчивость – импульсивность, когда человек находится под влияние чувств, переменчив в настроениях, легко расстраивается, неустойчив в интересах, нетерпим, раздражителен, быстро утомляется.


Адаптивность на переходных ступенях обучения



Рассматривая адаптацию как один из параметров психологического здоровья человека важно остановиться на более существенном исследовании данного параметра в переходные периоды обучения детей (1, 5, 10 классы). Каждый из периодов адаптации имеет как свои особенности, так и общие черты. В связи с чем, важно создать условия для успешной адаптации детей на каждом переходном этапе, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом их возрастных особенностей. Представляем один из вариантов.
Адаптация первоклассников
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длится примерно неделю, учитель, прежде всего, ставит задачи познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества.

Работая на втором этапе над режимом дня школьника, ребята получают первый опыт учебного сотрудничества в группах. Группа в данном случае работает прежде всего как механизм поддержки ребенка в новой ситуации. Каждая группа строит свой план школьного дня и обосновывает его. Затем ребята обсуждают, что же, на их взгляд, самое важное для настоящего школьника и что отличает школьника от дошкольника. В результате работы на этом этапе дети осмысливают опыт учебного сотрудничества, то есть разбираются, что им мешает, а что - помогает стать настоящими школьниками.

На третьем этапе учитель обсуждает с ребятами возможные критерии оценки учебной работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и др.) и способы, как всего это можно достичь.

Четвертый этап адаптационного периода первоклассников посвящен контролю освоения введенных ранее правил и приемов работы. Важно, чтобы учитель создал ситуацию, когда не он, а сами ребята осуществляют этот контроль. Задачей педагога на этом этапе является наблюдение и фиксирование основных трудностей учеников (слишком медлительные или слишком импульсивные, слишком тревожные и т.д.). Ребята работают в парах, в группах, стараясь договориться в ситуации столкновения мнений. Самым непростым делом для первоклассников оказывается спорить, не ссорясь и не обижаясь друг на друга, искать аргументы и доказательства своей позиции в решении той или иной задачи. В конце работы ребята оценивают, насколько аргументированно они спорили и отстаивали свое мнение, анализируют встретившиеся трудности. Учитель обращает внимание, насколько по-школьному работают дети, и какие правила школьной жизни помогают им справиться с заданиями.

На заключительном этапе ребята обмениваются впечатлениями о первых школьных днях, рисуют, что им больше всего запомнилось и понравилось в школе, распределяют общественные поручения. Заканчивается адаптационный период первоклассников праздником «Посвящение в ученики».

Значимым моментом этого периода являются родительские собрания. Учитель проясняет ожидания родителей от обучения их ребенка в школе, знакомит с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации, рассказывает о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода.
Логика развития адаптационного периода в 5-х классах
Для младшего подросткового возраста характерной особенностью является представление или ощущение себя в известной мере взрослым. Именно поэтому адаптационный период пятиклассников предполагает значительную долю их самостоятельной деятельности. А поскольку референтной группой для данного возраста является группа сверстников, то целесообразно предоставить ребятам возможность все нормы и правила поведения на новом этапе школьной жизни выработать самим.

Первый этап адаптационного периода пятиклассников (который длится не более недели) посвящен знакомству ребят друг с другом или изучению друг друга (если состав класса не менялся). Они делятся информацией о том, что больше всего ценят в других людях и самих себе, чем нравится заниматься, как чувствуют себя в школе.

На втором этапе адаптационного периода ребятам предоставляется возможность взаимодействия в больших и малых группах, состав которых меняется, и выработки правил, облегчающих действие сообща. Некоторым классам удается разработать дифференцированные правила для различных видов взаимодействия - интеллектуального, творческого, трудового и пр. Среди общих правил может появиться, например, такое: «Надо работать сообща, выслушивая друг друга и сверяя версии» или «Быть благодарным». Важно, чтобы все правила конструировались в позитивной форме (без «не») и были обсуждены их необходимость и значимость. Таким образом, одновременно с рождением способов оптимального взаимодействия происходит принятие созданных правил. Еще одной важной содержательной частью данного этапа является создание портрета настоящего школьника: качества и свойства его личности, формы их проявления в поведении, действиях ученика по отношению к себе и другим людям, делу.

Третий этап адаптационного периода пятиклассников связан с осознанием появления нового сообщества - класс. На совместном для всей параллели пятых классов мероприятии ребята создают автопортрет своего класса (кто - в коллективном рисунке, кто - в «живых картинах», кто - в устной презентации своего коллектива). Работа организуется таким образом, чтобы каждый пятиклассник внес в общее представление свое индивидуальное видение. После этого действия в классах очень быстро и легко распределяются все общественные поручения. После презентации классов ребята отправляются участвовать в «Веселых стартах». Эмоциональное сопереживание за успех своей команды укрепляет чувство причастности к своему коллективу.
Специфика адаптационного периода десятиклассников
В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, становятся как никогда актуальными потребности в общении и одновременно в обособлении. Общаясь с другими, юноши и девушки ощущают необходимость найти свое «Я», понять свои жизненные перспективы. Поэтому через все содержание адаптационного периода проходит идея самопознания и самоопределения в жизненных ценностях и смыслах, в представлении образа «Я» как собственными глазами, так и глазами других.

Первый этап адаптационного периода старшеклассников (он проходит примерно четыре дня) так же, как и в других классах, начинается со знакомства ребят друг с другом. Представления проходят в малых группах. Чтобы интенсифицировать процесс знакомства, вся последующая работа происходит уже в группах иного состава. Такая «плавающая структура» групп предоставляет возможность личного контакта с наибольшим количеством одноклассников. Процесс знакомства друг с другом углублялся и в ходе специально организованного взаимодействия всего класса (например, диалога с помощью мяча, «живой анкеты» и пр.). Причем важным условием принятия школьниками друг друга оказывается непосредственное участие во всех процедурах классного руководителя.

Второй этап адаптационного периода связан с актуализацией мотивации обучения в старшем звене школы и выявлением ожиданий ребят на предстоящий период учебы. Определяющей в данной ситуации является способность старшеклассника взять ответственность за успешность своего обучения на самого себя. И даже если ребята окажутся пока не готовыми к подобной постановке вопроса, стоит пробудить у них желание поразмышлять по этому поводу. Эта часть работы проводится преимущественно в форме самоисследования (Что я могу сделать для того, чтобы...? Как я могу повлиять на ...? Что я больше всего ценю в себе, других людях? Что значит занять определенную позицию в жизни? От чего, прежде всего, зависит мой собственный успех в...? И др.). Важно, чтобы у ребят была возможность поразмышлять самостоятельно над значимыми вопросами, а также соотнести полученные результаты с представлениями сверстников. Учитель обобщает анонимные ответы ребят, дифференцирует их по значимым основаниям и предлагает результаты своего исследования.

Третий этап адаптационного периода старшеклассников посвящен решению задач на групповое взаимодействие, на поиск вариантов сотрудничества класса с целью достижения определенного результата. Ребятам могут быть предложены или остроумные математические задачи, или проблемные ситуации типа «Кораблекрушение», «Необитаемый остров», которые затем они анализируют (что помогло продуктивному взаимодействию, что помешало, как целесообразно действовать в подобных ситуациях). Затем можно предложить нарисовать коллективный автопортрет класса, где старшеклассники используют уже приобретенный опыт взаимодействия.

Таким образом, то, насколько успешно проходят учащиеся адаптацию в переходные периоды обучения, будет во многом определять их комфортное/некомфортное пребывание в образовательном учреждении и, следовательно, влиять на состояние психологического здоровья детей.

Адаптация обучающихся на переходных ступенях обучения может соответствовать одному из трех уровней:

  1. Адаптация, когда ребенок не испытывает трудностей в общении и обучении, привык к требованиям учителей, имеет сформированную учебную мотивацию;

  2. Дезадаптация, когда ребенок - испытывает трудности в общении и обучении, не привык к требованиям учителей, школы.

  3. Частичная адаптация, когда ребенок испытывает некоторые трудностей в общении и обучении, недостаточно привык к требованиям учителей, школы, учебная мотивация развита слабо.

Именно такой уровневый подход был взят творческой группой педагогов-психологов города за основу при рассмотрении показателей мониторинга психологического здоровья по параметру «адаптация обучающихся».

Часть 2 «Мониторинг психологического здоровья обучающихся»

Диагностика психологического здоровья обучающихся образовательных учреждений



Одной из задач Концепции развития здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях на территории г. Норильска является систематизация диагностического материала в рамках организации мониторинговых исследований результатов здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений МО г. Норильск (пункт 4.4.).

Учитывая выше изложенные позиции по определению термина психологическое здоровье, творческая группа педагогов-психологов г. Норильска считает возможным выделить следующие параметры и критерии для мониторинга уровня психологического здоровья обучающихся образовательных учреждений:

  1. Уровень тревожности (низкий, норма, высокий). Исследование проводится с 1 по 11 классы.

  2. Уровень стрессоустойчивости (низкий, норма, высокий). Исследование проводится с 1 по 11 классы.

  3. Уровень стабильности эмоционального состояния (низкий, средний, высокий). Исследование проводится с 1 по 11 классы.

  4. Уровень адаптации обучающихся (адаптация, частичная адаптация, дезадаптация). Данное исследование предлагается для классов переходного периода обучения: 1, 5, 10 классы.

В качестве основного средства комплексного мониторинга состояния психологического здоровья обучающихся по параметрам «уровень тревожности», «уровень стрессоустойчивости» и «уровень стабильности эмоционального состояния» предлагается применять широко известный и хорошо зарекомендовавший себя научный метод исследования – наблюдение, которое является наиболее распространенным и востребованным методом социологических и психологических исследований.

Наблюдение - научный метод исследования, заключающийся в целенаправленном сборе фактов о поведении и деятельности людей для последующего их анализа. Наблюдение как метод исследования характеризуется рядом предъявляемых к его проведению требований, таких как: требование сохранения условий естественности прохождения исследуемых явлений и требование целенаправленного изучения и поэтапной фиксации результатов.

Достоинства метода наблюдения:

  • доступность

  • не искажает естественного протекания психических процессов.

  • богатство собираемых сведений.

В процессе наблюдения необходимо следовать разработанной для этого процедуре, в соответствии с определённой целью и задачами исследования. При проведении наблюдения определяется объект, ситуация и предмет, выбирается способ изучения явлений, устанавливаются временные границы наблюдения и составляется его график, выбирается способ регистрации наблюдений, определяются методы обработки полученных данных.

Определяя наблюдение в качестве основного инструмента мониторинга, творческая группа предлагает использовать такой его тип, как непосредственное наблюдение. Его проводит сам исследователь, наблюдая за изучаемым явлением и процессом. В образовательном процессе лучшим из таких исследователей психологического здоровья обучающихся можно назвать классных руководителей. Являясь включенным (причастным) наблюдателем – классный руководитель включается в определенную социальную ситуацию, в той или иной мере участвует в жизни исследуемой группы, становясь ее членом, наблюдает происходящие в ней процессы и анализирует событие «изнутри» на основе разработанной и утверждённой критериальной базы.

Кроме того, предлагаемый вариант наблюдения по характеру является систематическим (проводится один или несколько раз в год и охватывает как малые, так и большие группы обучающихся ОУ).

Одновременно предлагаемая форма наблюдения, является долговременной - наблюдение классным руководителем осуществляется за детьми в течение нескольких лет. Регулярное наблюдение в течение длительного периода, позволяют классному руководителю фиксировать все основные проявления психической деятельности ребенка в различных ситуациях.

Кроме того наблюдение являться казуальным (причинным), когда осуществляется фиксация отдельных случаев, которые имеют какой-либо конкретный интерес (например наблюдение за возбудимым ребенком). Что позволяет более тесно сотрудничать далее с педагогом-психологом в рамках коррекционной работы с конкретным учеником.

Разработанная творческой группой в данном методическом пособии критериальная база для эффективного проведения наблюдения за состоянием психологического здоровья обучающихся (см. Приложение 1, 3), содержит полное описание основных видов возможного поведения детей в образовательном учреждении. Она также служит важным средством уточнения и облегчения наблюдения и выполняет роль:

а) вспомогательного средства для точного аналитического наблюдения;

б) позволяет научно обрабатывать наблюдаемые факты;

в) быстро и качественно сделать соответствующие выводы.

Таким образом, предлагаемая форма научного исследования на основе наблюдения характеризуется:

1.Целенаправленностью (наличие конкретной цели позволяет собирать существенный материал исследования).

2.Планомерностью (позволяет определить пути наиболее эффективного исследования, т.е. когда, где и при каких условиях будет проведено наблюдение).

3.Систематичностью (позволяет выделить закономерные процессы).

4.Аналитичностью (позволяет объяснить наблюдаемые факты).

5.Регистрацией результатов (исключает ошибки, уменьшает субъективизм выводов).

6. Возможностью оперировать однозначными понятиями специальных терминов (позволяет четко обозначить наблюдаемый материал).

Наблюдение как метод позволяет представить данные по всем обучающимся образовательного учреждения в короткий срок. Кроме того, эти данные позволяют педагогу-психологу ОУ выделить группу детей, с которыми необходимо провести дополнительное исследование, для чего в нашем методическом пособии представлены методики, простые в исполнении, но расширяющие представление о детях, включенных в исследуемую группу. Результаты исследований позволят специалистам составить коррекционную (развивающую) программу для разных категорий обучающихся.

Адаптация обучающихся проводится по методикам, используемым педагогом-психологом при подготовке к психолого-педагогическому консилиуму для каждого из классов (1, 5, 10) (см. Приложения 5-8, 9, 10, 11, 14, 17).


Структура и содержание проведения мониторинговых исследований



Наблюдение, позволяющее отследить психологического здоровья по представленным параметрам «уровень тревожности», «уровень стрессоустойчивости» и «уровень стабильности эмоционального состояния» проводится в образовательном учреждении классными руководителями по специальным картам, в которых обозначены уровни и критерии каждого из параметров (Приложения 3, 4). Оцениваются все дети класса по представленному списку. После представления классными руководителями результатов наблюдения по специальной форме (Приложение 4)педагог-психолог образовательного учреждения сводит общие данные по каждому из классов в единые показатели по возрастным категориям (1-4, 5-9, 10-11 классы). Далее оформляет их в единую таблицу и выводит общий показатель по образовательному учреждению (1-11 классы). (Приложение 1).

Данный мониторинг психологического здоровья обучающихся проводится в ОУ в конце второй четверти (декабрь), так как в этот период большинство детей проходят первичную адаптацию к обучению и активно занимаются на уроках и участвуют во внеурочной деятельности. Кроме того, декабрь – это приблизительно середина учебного года, и психологическое состояние детей в этот период является наиболее показательным.

Четвертый параметр психологического здоровья обучающихся – «уровень адаптации» отслеживается педагогом-психологом образовательного учреждения (Приложение 2). Для представления данных используются результаты исследования при подготовке к психолого-педагогическим консилиумам по классам, проживающим переходные периоды обучения (1, 5, 10 классы). Несмотря на то, что данные консилиумы проходят в октябре – ноябре, разрешается использовать их результаты, так как именно периоды первых месяцев адаптации наиболее показательны для оценки состояния психологического здоровья детей в напряженных условиях переходного привыкания к новым социальным ролям. Кроме того педагог-психолог уточняет у классных руководителей данные по детям, которые по результатам психолого-педагогических консилиумов вошли в категорию частичной адаптации и дезадаптации. Если уровень адаптации данных обучающихся к периоду проведения мониторинга психологического здоровья (декабрь) стал выше, то количество таких детей указывается в соответствии с новым статусом.

По результатам, полученным в ходе исследований в рамках мониторинга психологического здоровья обучающихся, педагог-психолог выделяет группу детей, с которыми необходимо провести дополнительное исследование. При необходимости составляет и реализует коррекционную (развивающую) программу для разных категорий обучающихся, требующих более пристального внимания педагога-психолога в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Часть 3 «Методические материалы для формирования психологического здоровья обучающихся»



Каждый человек уникален. Его работа над собой по сохранению и укреплению психологического здоровья во многом зависит от организации его психики, темперамента, характера, системы личностных ценностей и смыслов.

И все же при работе с детьми можно выделить некоторые общие рекомендации, которые носят психосберегающий характер и способствуют формированию психологического здоровья обучающихся.

  1. Позитивное отношение к жизни.

  2. Позитивное отношение к людям.

  3. Позитивное отношение к себе.

  4. Осознание и осмысление жизни.

  5. Жизнь, наполненная творчеством.

  6. Жизнь, наполненная верой.

  7. Уметь «накапливать», усиливать свои положительные эмоции.

  8. Владеть техниками выхода из стрессовых ситуаций.

И многие другие рекомендации, часть из которых представлено в «Приложении» данного методического пособия.

Мы надеемся, что наши материалы помогут в работе, как педагогам-психологам города, так и другим специалистам, администрации и педагогам образовательных учреждений. Желаем всем, уважаемые коллеги, хорошего психологического здоровья!

ЛИТЕРАТУРА





  1. Гуров В.А. Образовательная среда и здоровье. Учебно-методическое пособие. – Красноярск: Поликом, 2007. – 75 с.

  2. Диагностика школьной дезадаптации. Научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993 г.

  3. Дубровин в.А., Панфилов О.П. Адаптационно-оздоровительная направленность средств и методов физического воспитания школьников Заполярья.: Науч.-метод. пособие для учителей физического воспитания и специалистов образовательных и других учреждений, деятельность которых связана с проблемой адаптации к среде обитания. – Тула: Изд.-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2005. – 71 с.

  4. Дубровина И.В. Практическая психология образования. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009.

  5. Дыхан Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 412 с.

  6. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб.: Речь, 2005. – 198 с.

  7. Леви Л. Эмоциональный стресс. – Л.: Медицина, 1970. – 326 с.

  8. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2007. – 248 с.

  9. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений. – М.: Глобус. 2009. – 125 с.

  10. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006. – 288 с.

  11. Смирнов Н.К. здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.

  12. Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 288 с.

  13. Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. – Волгоград: Учитель, 2009. – 172 с.