Главная страница

Технология продуктивного чтения как средство формирования ууд у младших школьников


Скачать 77.54 Kb.
Название Технология продуктивного чтения как средство формирования ууд у младших школьников
Дата 01.03.2016
Размер 77.54 Kb.
Тип Документы

Технология продуктивного чтения

как средство формирования УУД у младших школьников.

Обновление образования предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И в первую очередь, в деятельности учителя. Возникает закономерный вопрос: с как спланировать свой «маршрут», чтобы получить нужный результат? Основной этап в изменении деятельности учителя-овладение умением планировать уроки, направленные на получение предметных, метапредметных и личностных результатов, овладение умением конструировать уроки с использованием современных образовательных технологий.

Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. ( Подробно описана авторами-составителями комплекта книг для чтения серии “Свободный ум” Р.Н. Бунеевым и Е.В. Бунеевой в методических рекомендациях для учителя)

Реализуется посредством учебно-методического комплекта по литературному чтению этих же авторов, который заслуживает положительной характеристики.

  • Цель книги для чтения В одном счастливом детстве - формирование интереса к самому процессу чтения; речевое и эстетическое развитие детей; подготовка к систематическому изучению литературы. Построена в форме эвристической беседы постоянно действующих героев.

В основе – целостная система текстов разных жанров. Тексты сгруппированы в разделы, последовательность которых отражает естественное течение жизни, события, происходящие в семье героев книги.

Система вопросов и заданий направлена на развитие умения вести «диалог с автором», каждый из разделов завершает письменная творческая работа.

  • Рабочая тетрадь является приложением к книге для чтения «В одном счастливом детстве», предназначена для развития речи, умения понимать прочитанное, а также для выполнения творческих заданий.

  • В методическое пособие включены описание технологии работы с текстом на уроках чтения в начальной школе, формирующей у детей тип правильной читательской деятельности; тематическое планирование уроков, подробные поурочные методические разработки, рекомендации для уроков внеклассного чтения.

В основе технологии лежит теория формирования у детей типа правильной читательской деятельности, Данная технология отличается от традиционной передачи ученику готового знания. Она предполагает организацию исследовательской работы детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.

Учитель становится партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Технология направлена на формирование познавательных универсальных учебных действий:

-умение учащегося формулировать проблему;

-выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;

-осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников;

-определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;

-применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий:

-владение всеми видами речевой деятельности;

-умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

-умение адекватно воспринимать устную и письменную речь;

-точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

- в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.

Чтобы сформировать эти УУД, следует учитывать шесть основных правил.
Правило 1. Выбрать текст, который необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (текст можно взять целиком, абзац, формулировку правила, таблицу, схему)
Правило 2. Прочитать текст, выделив в нем три уровня информации:
• фактуальную (то, о чём говорится в явном виде);
• подтекстовую (то, о чём сказано «между строк»);
• концептуальную (основная идея, главная мысль текста).
Правило 3. Определить роль данного текста на уроке:

-на каком этапе урока используется данный текст (на этапе введения нового знания или на этапе развития умений);

-какова основная цель чтения этого текста учениками на уроке, например, выполнение продуктивного задания на уроке (составить список особенностей, причин, доказать что – либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему)
Правило 4. Сформулировать задания для работы с текстом с целью прогнозирования будущего содержания текста, создания мотивации для знакомства с текстом. Например: судя по заглавию (иллюстрациям/ автору) – о чем будет этот текст, из каких частей состоит, есть ли выделенные слова, иллюстрации и т. п. Для каждого конкретного текста подобрать свои вопросы, однотипные вопросы стараюсь не использовать. Этот этап работы стараться сделать коротким, плавно переходящим в самостоятельное чтение.
Правило 5. Выделить в тексте места остановок во время чтения текста вслух. Остановки нужны:
• для коротких комментариев с целью облегчения понимания каких – то слов, оборотов;
• для кратких реплик, которые позволят включить механизм антиципации (предвосхищение, предугадывание будущего текста);
• для вопросов, облегчающих ученикам ведение диалога с автором. Диалог с автором можно выстроить по схеме: «вопрос к автору → прогнозирование своего ответа → проверка своих предположений».
Все вопросы, комментарии к тексту - предельно кратки, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а наоборот – обеспечить его глубокое понимание.
Правило 6. Сформулировать главный смысловой вопрос после чтения – вопрос на осмысление концептуальной (основная идея, главная мысль) информации или организовать проверку выполнения продуктивного задания к тексту.
С позиции структуры читательской деятельности технология продуктивного чтения предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).

I этап. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

1. Учащиеся читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.

2. Затем предлагается прочитать текст, проверить возникшие предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.

По ходу чтения проводится словарная работа (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа
о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. 

Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?

Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.

Таким образом. Первый этап работы с текстом до чтения завершается постановкой цели. Он развивает умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Второй этап – работа с текстом во время чтения помогает обучающимся не только понять текст, но и интерпретировать его. Третий этап – работа с текстом после чтения – корректирует читательскую интерпретацию авторским смыслом.

Результат - ученики интересуются чтением;

-любят выполнять творческие задания;

-воспринимают литературные произведения во всей их глубине и красоте;

-знают, как вести себя в различных ситуациях общения;

-решают текстовые математические задачи, потому что могут проследить взаимосвязи и отношения между ее данными;

-хорошо понимают стиль учебно – научных текстов, составляющих учебники русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства и других школьных дисциплин.

Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе.

Литература.

  1. Бунеев Р.Н. Образовательные технологии / Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, А.А. Вахрушев и др. – М.: Баласс, 2012. – 144 с.

  2. Журнал «Начальная школа плюс До и после»

  3. Образовательная система «Школа 2100» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school2100.ru

  4. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева. Методическое пособие. Уроки литературного чтения по учебнику « В одном счастливом детстве».

  5. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева .Литературное чтение. Учебник 3 класс. В одном счастливом детстве.

  6. Бородин « Учим читать»

  7. Сметанникова Н.Н. « Подходы и модели обучения чтению и письму»