|
|
Движение лимфы
|
6
|
|
Комбинированный урок
|
Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов.
Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.
|
Называть особенности
строения организма человека - органы лимфатической системы.
Распознавать и описывать на таблицах: •систему лимфообращения; •органы лимфатической системы.
Характеризовать: •сущность биологического процесса - транспорта веществ;
•сущность биологического процесса - лимфообращения. Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой.
|
самостоятельная работа
П/р№8 Кислородное голодание.
§ 18.
|
таблицы
|
|
Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.
|
7
|
|
Комбинированный урок
|
Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Артериальное давление: верхнее, нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регуляция. Симпатический и блуждающий нервы. Вещества, регулирующие работу сердца: адреналин, ацетил-холин.
|
Характеризовать сущность биологических процессов: •движения крови по сосудам; •регуляции жизнедеятельности организма; •автоматизма сердечной мышцы. Объяснять роль гормонов в организме. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
|
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос
П/р№9 Пульс и движение крови. П/р№10 Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки. П/р№11 Рефлекторный приток крови к мышцам, включившимся в работу. П/р№12 Доказательство вреда курения.
§19,20.
|
таблицы, диафильм, манометр
|
|
Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
|
8
|
|
Комбинированный урок
|
Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт). Пульс. Частота сердечных сокращений. Функциональная проба. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Факторы риска - гиподинамия. Артериальное, венозное и капиллярное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая повязка Тренированное и нетренированное сердце. Тренировочный эффект.
|
Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье (нормальную работу сердечно-сосудистой системы). Использовать приобретенные знания для: •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании). Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов). Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 99-100.
|
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос
П/р№13 Функциональная сердечно - сосудистая проба.
§21,22.
|
таблицы, манометр, часы, перевязочные материалы
|
|
Зачет «Кровь и кровообращение».
|
9
|
|
Урок контроля и оценки знаний.
|
Контроль уровня усвоения материала изученной темы
|
Уметь ориентироваться в материале, использовать основные понятия темы, работать с различными вилами тестов
|
Тестирование
Задания на с. 99-100 « Проверьте себя»
|
набор заданий
|
|
Дыхательная система
Значение дыхания. Органы дыхания.
|
5
1
|
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань - орган голосообразования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой.
|
Называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса дыхания. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.
|
Вопросы после 23
§ 23.
|
таблицы, рельефная таблица, гортань человека
|
|
Строение лёгких. Газообмен в легких и тканях.
|
2
|
|
Комбинированный урок.
|
Система органов дыхания. Лёгкие. Пристеночная и лёгочная плевры, плевральная полость. Обмен газов в лёгких и тканях. Диффузия, гемоглобин, артериальная кровь, венозная кровь, альвеолярный воздух.
|
Характеризовать:
•сущность биологического процесса дыхания; •транспорт веществ. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. *Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
|
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос
Л/р№5 Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
§ 24.
|
таблицы, учебный фильм, гортань человека, дид. материал
|
|
Дыхательные движения. Регуляция дыхания.
|
3
|
|
Комбинированный урок.
|
Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. Грудная полость. Межрёберные мышцы. Диафрагма. Грудная полость Модель Дондерса. Эмфизема лёгких. Нейро - гуморальная регуляция дыхания. Дыхательный центр продолговатого мозга. Высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга.
|
Понимать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
|
фронтальный
опрос, самостоятельная работа
Л/р№6 Дыхательные движения. П/р№14 Измерение обхвата грудной клетки.
§ 25, 26.
|
таблицы, дидактический материал
|
|
Гигиена дыхания.
|
4
|
|
Комбинированный урок.
|
Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние .
|
Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек ( курение).
|
фронтальный
опрос
П/р№15 Определение запылённости воздуха в зимнее время.
§ 27.
|
таблицы, дид. материал
|
|
Первая помощь при поражении органов дыхания. Контроль знаний по теме «Дыхание».
|
5
|
|
Урок контроля и оценки знаний.
|
Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Клиническая смерть. Биологическая смерть. Реанимация: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Контроль уровня усвоения материала изученной темы
|
Использовать приобретённые знания для оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего. Уметь находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 120-121.Уметь ориентироваться в материале, использовать основные понятия темы, работать с различными вилами тестов
|
Тестирование
Задания на с. 120-121 « Проверьте себя»
§ 28.
|
набор заданий, таблицы
|
|
Пищеварительная система
Значение и состав пищи.
|
7
1
|
|
Комбинированный урок.
|
Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни.
|
Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять роль питательных веществ в организме.
Характеризовать сущность процесса питания.
|
Вопросы после 29
§ 29.
|
таблицы, торс человека
|
|
Органы пищеварения.
|
2
|
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень).
|
Называть особенности строения организма человека - органы пищеварительной системы.
Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.
Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.
|
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос
П/р№16 Местоположение слюнных желез.
§ 30.
|
таблицы, торс человека
|
|
Пищеварение в ротовой полости.
|
3
|
|
Комбинированный урок.
|
Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал, глюкоза. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.
|
Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.
Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.
Характеризовать: • сущность биологического процесса питания, пищеварения; • роль ферментов в пищеварении.
Описывать и объяснять результаты опытов.
Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.
Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
|
самостоятельная работа
Л/р№7 Действие ферментов слюны на крахмал.
§ 31, 32.
|
таблицы, череп человека, дид. материал
|
|
Пищеварение в желудке.
|
4
|
|
Комбинированный урок.
|
Строение и функции пищеварительной системы. Роль
ферментов в пищеварение. Пищеварение в желудке.
Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Безусловный
рефлекс, условный рефлекс, пищевой корковый центр, зрительный корковый центр, временная связь, условное и безусловное торможение. Исследования И. П. Пав-
лова в области
пищеварения.
|
Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.
Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.
Характеризовать:
• сущность биологического процесса питания, пищеварения;
• роль ферментов в пищеварении.
Описывать и объяснять результаты опытов.
Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.
*Устанавливать взаимосвязь между строением и
функциями органов пищеварения.
Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
|
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос
Л/р№8 Действие ферментов желудочного сока на белки.
§ 32.
|
таблицы, учебный фильм, дид. материал
|
|
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.
|
5
|
|
Комбинированный урок.
|
Строение и функции пищеварительной системы. Роль
ферментов в пищеварении.
Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке
(ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пище-
варении). Всасывание питательных веществ. Строение
и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс.
|
Давать определение понятию фермент.
Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.
Характеризовать:
• сущность биологического процесса питания, пищеварения;
• роль ферментов в пищеварении.
Описывать и объяснять результаты опытов.
'Устанавливать взаимосвязь между строением и
функциями органов пищеварения.
Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.
|
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос
§33.
|
таблицы, дид. материал
|
|
Регуляция пищеварения
|
6
|
|
Комбинированный урок.
|
Нейро - гуморальная регуляция пищеварения: нервная( безусловный рефлекс, условный рефлекс, пищевой и корковый центр, зрительный корковый центр, временная связь, условное и безусловное торможение) и гуморальная регуляция пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Режим питания.
|
Понимать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма, использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма
|
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос
§34.
|
таблицы, кодоскоп, кодопленки
|
|
Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Контроль знаний по теме «Пищеварение».
|
7
|
|
Комбинированный урок
|
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно - гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гиподинамия. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатит. Контроль уровня усвоения материала
|
Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек, для оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, для проведения наблюдений за состоянием своего здоровья. Уметь ориентироваться в материале, использовать основные понятия темы, работать с различными вилами тестов
|
Тестирование
Задания на с. 145-146 « Проверь себя»
§ 35.
|
набор тестов
|
|
Обмен веществ и энергии. Витамины.
Обменные процессы в организме.
|
3
1
|
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен.
|
Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать:
•сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека.
|
§36.
|
таблицы
|
|
Нормы питания. Обмен белков, жиров, углеводов.
|
2
|
|
Комбинированный урок.
|
Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Определение норм питания. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья.
|
Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен.
Характеризовать:
•сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека.
Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ; рациональной организации труда и отдыха.
|
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос. П/р №17 Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.
§ 37.
|
таблицы, дид. материал
|
|
Витамины.
|
3
|
|
Комбинированный урок.
|
Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение.
|
Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся.
Характеризовать роль вита- гипервитаминозы А, В1, С, D. Проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение.
|
фронтальный
опрос, самостоятельная работа
§ 38.
|
таблицы, дид. материал
|
|
Мочевыделительная система
Строение и работа почек.
|
2
1
|
|
Комбинированный урок.
|
Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Образование первичной и вторичной мочи.
|
Называть особенности строения организма человека - органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена.
Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека.
Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы.
|
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос
§ 39.
|
таблицы, дид. материал, муляж, барельеф
|
|
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.
|
2
|
|
Комбинированный урок.
|
Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Фактор риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.
|
Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; •профилактики вредных привычек.
Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.
|
фронтальный
опрос, индивидуальный устный опрос
§40.
|
таблицы, дид. материал, муляж, барельеф
|
|
Кожа
Кожа. Значение строение кожи.
|
3
1
|
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы.
|
Называть особенности строения кожи человека; функции кожи.
Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи.
*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.
|
фронтальный
опрос, индивидуальный устный опрос
П/р № 18 Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.
§ 41.
|
таблицы, дид. материал, барельеф
|
|
Роль кожи в теплорегуляции. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи.
|
2
|
|
Комбинированный урок.
|
Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение. Нарушение кожных покровов и их причины.
|
Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма.
Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.
Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний.
|
фронтальный
опрос
§ 42, 43.
|
таблицы, дид. материал, барельеф
|
|
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Контроль знаний по темам « Обмен веществ. Выделение. Кожа».
|
3
|
|
Комбинированный урок.
|
Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и профилактика ранений.
Контроль уровня усвоения материала изученной темы.
|
Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики вредных привычек; •оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.
Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела.
Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 171
|
фронтальный
опрос, самостоятельная работа. задания на с. 171-172 « Проверь себя»
§ 42, 43.
|
таблицы, дид. материал
|
|
Эндокринная система
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.
|
2
1
|
|
Комбинированный урок.
|
Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции.
|
Называть:
•особенности строения и работы желез эндокринной системы; •железы внутренней секреции; •железы внешней секреции.
Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции.
Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.
|
|