Главная страница

Рабочая программа учебного курса по биологии для 8 класса к учебнику: Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев «Биология. Человек. 8 класс»


Скачать 0.66 Mb.
Название Рабочая программа учебного курса по биологии для 8 класса к учебнику: Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев «Биология. Человек. 8 класс»
страница 3/5
Дата 26.02.2016
Размер 0.66 Mb.
Тип Рабочая программа
1   2   3   4   5



Движение лимфы

6




Комбинированный урок

Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические ка­пилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоуз­лов.

Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лим­фатической систем.


Называть особенности

строения организма человека - органы лимфатической сис­темы.

Распознавать и описывать на таблицах: •систему лимфообращения; •органы лимфатической сис­темы.

Характеризовать: •сущность биологического процесса - транспорта ве­ществ;

•сущность биологического процесса - лимфообращения. Устанавливать взаимо­связь между кровеносной и лимфатической системой.


самостоятельная работа

П/р№8 Кислородное голодание.

§ 18.

таблицы




Движение крови по со­судам. Регуляция рабо­ты сердца и кровенос­ных сосудов.

7




Комбинированный урок

Кровеносная система. При­чины движения крови по со­судам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Артериальное давление: верхнее, нижнее. Пульс. Частота сердечных сокра­щений. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная регуля­ция работы сердца и сосу­дов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регу­ляция. Симпатический и блуждающий нервы. Вещества, регу­лирующие рабо­ту сердца: адре­налин, ацетил-холин.

Характеризовать сущность биологических процессов: •движения крови по сосудам; •регуляции жизнедеятельно­сти организма; •автоматизма сердечной мышцы. Объяснять роль гормонов в организме. Использовать приобре­тенные знания для проведе­ния наблюдений за состояни­ем собственного организма.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

П/р№9 Пульс и движение крови. П/р№10 Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки. П/р№11 Рефлекторный приток крови к мышцам, включившимся в работу. П/р№12 Доказательство вреда курения.

§19,20.

таблицы, диафильм, манометр




Предупреждение забо­леваний сердца и сосу­дов. Первая помощь при кровотечениях.

8




Комбинированный урок

Сердечно-сосудистые забо­левания, причины и преду­преждение (гипертония, ги­потония, инсульт, инфаркт). Пульс. Частота сердечных сокращений. Функциональ­ная проба. Культура отно­шения к собственному здо­ровью и здоровью окру­жающих. Соблюдение сани­тарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Факторы риска - гиподинамия. Артериальное, венозное и капиллярное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая повязка Тренированное и нетренированное сердце. Трени­ровочный эф­фект.

Анализировать и оцени­вать влияние факторов риска на здоровье (нормальную ра­боту сердечно-сосудистой системы). Использовать приобре­тенные знания для: •проведения наблюдений за состоянием собственного ор­ганизма; •профилактики вредных при­вычек (курения, алкоголизма, наркомании). Использовать приобре­тенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов). Находить в тексте учеб­ника биологическую ин­формацию, необходимую для выполнения заданий на с. 99-100.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

П/р№13 Функциональная сердечно - сосудистая проба.

§21,22.

таблицы, манометр, часы, перевязочные материалы




Зачет «Кровь и крово­обращение».

9




Урок контроля и оценки знаний.

Контроль уровня усвоения материала изученной темы

Уметь ориентироваться в материале, использовать основные понятия темы, работать с различными вилами тестов

Тестирование

Задания на с. 99-100 « Проверьте себя»

набор заданий




Дыхательная система

Значение дыхания. Ор­ганы дыхания.

5

1




Урок изучения и первич­ного закрепления новых знаний.

Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыха­тельные пути, гортань - ор­ган голосообразования, тра­хея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и ле­гочная плевры, плевральная полость). Связь с кровенос­ной системой.

Называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы. Распознавать и описы­вать на таблицах основные органы дыхательной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса ды­хания. *Устанавливать взаимо­связь между строением и функциями органов дыхания.

Вопросы после 23

§ 23.

таблицы, рельефная таблица, гортань человека





Строение лёгких. Газообмен в легких и тканях.

2




Комбинированный урок.

Система органов дыхания. Лёгкие. Пристеночная и лёгочная плевры, плевральная полость. Обмен газов в лёгких и тканях. Диффузия, гемоглобин, артериальная кровь, венозная кровь, альвеолярный воздух.

Характеризовать:

•сущность биологического процесса дыхания; •транспорт веществ. Характеризовать сущность процесса регуляции жизне­деятельности организма. *Устанавливать взаимо­связь между строением и функциями органов дыхания. *Устанавливать взаимо­связь между процессами ды­хания и кровообращения. Использовать приобре­тенные знания для проведе­ния наблюдений за состояни­ем собственного организма.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

Л/р№5 Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

§ 24.

таблицы, учебный фильм, гортань человека, дид. материал




Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

3




Комбинированный урок.

Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. Грудная полость. Межрёберные мышцы. Диафрагма. Грудная полость Модель Дондерса. Эмфизема лёгких. Нейро - гуморальная регуляция дыхания. Дыхательный центр продолговатого мозга. Высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга.

Понимать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

фронтальный

опрос, самостоятельная работа

Л/р№6 Дыхательные движения. П/р№14 Измерение обхвата грудной клетки.

§ 25, 26.

таблицы, дидактический материал




Гигиена дыхания.

4




Комбинированный урок.

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние .

Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек ( курение).

фронтальный

опрос

П/р№15 Определение запылённости воздуха в зимнее время.

§ 27.

таблицы, дид. материал




Первая помощь при поражении органов дыхания. Контроль знаний по теме «Дыхание».

5




Урок контроля и оценки знаний.

Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Клиническая смерть. Биологическая смерть. Реанимация: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Контроль уровня усвоения материала изученной темы

Использовать приобретённые знания для оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего. Уметь находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 120-121.Уметь ориентироваться в материале, использовать основные понятия темы, работать с различными вилами тестов

Тестирование

Задания на с. 120-121 « Проверьте себя»

§ 28.

набор заданий, таблицы



Пищеварительная система

Значение и состав пи­щи.

7

1




Комбинированный урок.

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, ми­неральные вещества, вита­мины, вода. Пища как био­логическая основа жизни.

Называть питательные ве­щества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять роль питатель­ных веществ в организме.

Характеризовать сущность процесса питания.

Вопросы после 29

§ 29.

таблицы, торс человека



Органы пищеварения.

2




Урок изучения и первич­ного закрепления новых знаний.

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеваре­ния: пищеварительный ка­нал (ротовая полость, глот­ка, пищевод, желудок, ки­шечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, под­желудочная железа, пе­чень).

Называть особенности строения организма человека - органы пищеварительной системы.

Распознавать и описы­вать на таблицах основные органы пищеварительной сис­темы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса пи­тания, пищеварения. *Устанавливать взаимо­связь между строением и функциями органов пищева­рения.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

П/р№16 Местоположение слюнных желез.

§ 30.

таблицы, торс человека




Пищеварение в ротовой полости.

3




Комбинированный урок.

Строение и функции пище­варительной системы. Пи­щеварительные железы. Пищеварение в ротовой по­лости. Роль ферментов в пищеварении. Пищевари­тельные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал, глюкоза. Нейрогуморальная регуля­ция пищеварения.

Давать определение поня­тиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, услов­ный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные орга­ны пищеварительной системы человека.

Характеризовать: сущность биологического процесса питания, пищеваре­ния; • роль ферментов в пищева­рении.

Описывать и объяснять результаты опытов.

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

самостоятельная работа

Л/р№7 Действие ферментов слюны на крахмал.

§ 31, 32.

таблицы, череп человека, дид. материал




Пищеварение в желудке.


4




Комбинированный урок.

Строение и функции пищеварительной системы. Роль

ферментов в пищеварение. Пищеварение в желудке.

Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Безусловный

рефлекс, условный рефлекс, пищевой корковый центр, зрительный корковый центр, временная связь, условное и безусловное торможение. Исследования И. П. Пав-

лова в области

пищеварения.

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать:

• сущность биологического процесса питания, пищеварения;

• роль ферментов в пищеварении.

Описывать и объяснять результаты опытов.

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и

функциями органов пищеварения.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

Л/р№8 Действие ферментов желудочного сока на белки.

§ 32.

таблицы, учебный фильм, дид. материал




Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

5




Комбинированный урок.

Строение и функции пищеварительной системы. Роль

ферментов в пищеварении.

Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке

(ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пище-

варении). Всасывание питательных веществ. Строение

и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс.

Давать определение понятию фермент.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать:

• сущность биологического процесса питания, пищеварения;

• роль ферментов в пищеварении.

Описывать и объяснять результаты опытов.

'Устанавливать взаимосвязь между строением и

функциями органов пищеварения.

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§33.

таблицы, дид. материал




Регуляция пищеварения

6




Комбинированный урок.

Нейро - гуморальная регуляция пищеварения: нервная( безусловный рефлекс, условный рефлекс, пищевой и корковый центр, зрительный корковый центр, временная связь, условное и безусловное торможение) и гуморальная регуляция пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Режим питания.


Понимать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма, использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§34.

таблицы, кодоскоп, кодопленки




Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Контроль знаний по теме «Пищеварение».

7




Комбинированный урок

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно - гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гиподинамия. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатит. Контроль уровня усвоения материала

Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек, для оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, для проведения наблюдений за состоянием своего здоровья. Уметь ориентироваться в материале, использовать основные понятия темы, работать с различными вилами тестов

Тестирование

Задания на с. 145-146 « Проверь себя»

§ 35.

набор тестов



Обмен веществ и энергии. Витамины.

Обменные процессы в организме.

3

1





Урок изучения и первич­ного закрепления новых знаний.


Обмен веществ и превра­щения энергии как необхо­димое условие жизнедея­тельности организма. Пла­стический и энергетический обмен.


Давать определение поня­тиям: пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать:

•сущность обмена веществ и пре­вращения энергии в организме; •обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека.


§36.


таблицы




Нормы питания. Обмен белков, жиров, углево­дов.

2




Комбинированный урок.

Обмен и роль белков, угле­водов, жиров. Водно-солевой обмен. Определе­ние норм питания. Соблю­дение санитарно-гигиенических норм и пра­вил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влия­ние на состояние здоровья.

Давать определение поня­тиям: пластический обмен, энергетический обмен.

Характеризовать:

•сущность обмена веществ и пре­вращения энергии в организме; •обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека.

Использовать приобре­тенные знания для соблю­дения мер профилактики за­болеваний, связанных с нару­шением обмена веществ; рацио­нальной организации труда и отдыха.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос. П/р №17 Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.

§ 37.

таблицы, дид. материал




Витамины.

3




Комбинированный урок.

Витамины, их роль в орга­низме, содержание в пище. Суточная потребность орга­низма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их пре­дупреждение.

Называть основные группы витаминов и продукты, в кото­рых они содержатся.

Характеризовать роль вита- гипервитаминозы А, В1, С, D. Проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их пре­дупреждение.



фронтальный

опрос, самостоятельная работа

§ 38.

таблицы, дид. материал







Мочевыделительная система

Строение и работа по­чек.

2

1




Комбинированный урок.

Выделение. Мочевыделительная система. Роль орга­нов мочевыделения, их зна­чение. Строение и функции почек. Нефрон - функцио­нальная единица почки. Удаление мочи из организ­ма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пу­зыря и мочеиспускательного канала. Роль различных систем в удале­нии ненужных вредных ве­ществ, образую­щихся в орга­низме. Образо­вание первичной и вторичной мо­чи.

Называть особенности строения организма человека - органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении про­дуктов обмена.

Распознавать и описы­вать на таблицах основные органы выделительной систе­мы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса вы­деления и его роль в обмене веществ.

Устанавливать взаимо­связь между строением и функциями органов мочевы­делительной системы.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 39.

таблицы, дид. материал, муляж, барельеф




Предупреждение забо­леваний почек. Питье­вой режим.

2




Комбинированный урок.

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболева­ний почек. Соблюдение са­нитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Фактор риска: пере­охлаждение. Вредные и по­лезные привычки, их влия­ние на состояние здоровья. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для орга­низма. Гигиени­ческая оценка питьевой воды.

Использовать приобре­тенные знания для: •соблюдения мер профилак­тики заболеваний выдели­тельной системы; •профилактики вредных при­вычек.

Анализировать и оцени­вать воздействие факторов риска на здоровье.

фронтальный

опрос, индивидуальный устный опрос

§40.

таблицы, дид. материал, муляж, барельеф



Кожа

Кожа. Значение строение кожи.


3

1




Урок изучения и первич­ного закрепления новых знаний.



Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функ­ции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы.


Называть особенности строения кожи человека; функции кожи.

Распознавать и описы­вать на таблицах структур­ные компоненты кожи.

*Устанавливать взаимо­связь между строением и функциями кожи.



фронтальный

опрос, индивидуальный устный опрос

П/р № 18 Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.

§ 41.


таблицы, дид. материал, барельеф




Роль кожи в теплорегуляции. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи.

2




Комбинированный урок.

Теплообразование, тепло­отдача и терморегуляция организма. Роль кожи в тер­морегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, ра­циональное питание. Факто­ры риска: стрессы, переох­лаждение. Нарушение кожных покровов и их причины.


Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизне­деятельности организма.

Анализировать и оцени­вать воздействие факторов риска на здоровье.

Использовать приобре­тенные знания для соблю­дения мер профилактики заболеваний.

фронтальный

опрос

§ 42, 43.

таблицы, дид. материал, барельеф




Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Контроль знаний по темам « Обмен веществ. Выделение. Кожа».

3




Комбинированный урок.

Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обмо­рожениях и профилактика ранений.

Контроль уровня усвоения материала изученной темы.

Использовать приобре­тенные знания для: •соблюдения мер профилак­тики вредных привычек; •оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожени­ях.

Использовать приобре­тенные знания для соблю­дения мер профилактики за­болеваний кожи и других по­кровов тела.

Находить в тексте учебни­ка биологическую инфор­мацию, необходимую для вы­полнения заданий на с. 171

фронтальный

опрос, самостоятельная работа. задания на с. 171-172 « Проверь себя»

§ 42, 43.

таблицы, дид. материал




Эндокринная система

Железы внешней, внут­ренней и смешанной секреции.

2
1






Комбинированный урок.



Эндокринная система. Же­лезы внешней и внутренней секреции, их строение и функции.



Называть:

•особенности строения и ра­боты желез эндокринной сис­темы; •железы внутренней секреции; •железы внешней секреции.

Различать железы внутрен­ней секреции и железы внеш­ней секреции.

Распознавать и описывать на таблицах органы эндокрин­ной системы.


1   2   3   4   5