§44.
|
таблицы, муляжи
|
|
Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
|
2
|
|
Комбинированный урок.
|
Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза); гормоны щитовидной железы (болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин, заболевание сахарным диабетом). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез.
|
Давать определение понятию гормоны. Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез.
Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.
|
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос
§ 45.
|
таблицы, муляжи, диафильм
|
|
Нервная система
Значение и строение нервной системы.
|
5
1
|
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы.
|
Давать определения понятию рефлекс.
Называть:
•особенности строения нервной системы;
•принцип деятельности нервной системы;
•функции нервной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека.
*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы. Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса
|
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос. П/р № 19 Действие прямых и обратных связей.
§ 46.
|
таблицы, дид. материал
|
|
Вегетативная нервная система, строение и функции. Нейрогуморальная регуляция.
|
2
|
|
Комбинированный урок
|
Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела.
Симпатический и парасимпатический подотделы.
Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и
эндокринной систем.
|
Называть:
•отделы нервной системы, их функции;
•подотделы вегетативной нервной системы, их функции. Различать функции соматической и вегетативной нервной системы. Характеризовать: •сущность регуляции жизнедеятельности организма; •роль нервной системы и гормонов в организме. *Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем.
|
фронтальный
опрос, самостоятельная работа. П/р № 20 Штриховое раздражение кожи.
§ 47, 48.
|
таблицы, дид. материал
|
|
Строение и функции спинного мозга.
|
3
|
|
Комбинированный урок
|
Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
|
Называть:
•особенности строения спинного мозга; •функции спинного мозга.
Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга.
Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.
|
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос
§ 49.
|
таблицы, дид. материал
|
|
Отделы головного мозга, их значение.
|
4
|
|
Урок изучения нового материала
|
Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные). Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
|
Называть:
•особенности строения головного мозга; •отделы головного мозга; •функции отделов головного мозга.
Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга.
Характеризовать: роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма и поведения организма. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 194-195.
|
фронтальный
опрос. П/р № 21 Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка.
§ 50.
|
таблицы, дид. материал, разборная модель головного мозга
|
|
Контроль знаний по темам «Эндокринная и нервная системы».
|
5
|
|
Урок контроля и оценки знаний.
|
Контроль уровня усвоения материала изученной темы
|
Уметь ориентироваться в материале, использовать основные понятия темы, работать с различными вилами тестов
|
Тестирование
Задания на с. 194-195 « Проверь себя»
|
набор заданий
|
|
Органы чувств. Анализаторы.
Значение органов чувств и анализаторов.
|
5
1
|
|
Урок изучения нового материала
|
Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий.
|
Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор.
Называть:
•органы чувств человека; •анализаторы;
Распознавать и описывать на таблицах основные части органов обоняния, осязания, вкуса и их анализаторов. Характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека.
|
§ 51.
|
таблицы
|
|
Орган зрения и зрительный анализатор.
|
2
|
|
Комбинированный урок
|
Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор.
|
Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора.
Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора. Объяснять результаты наблюдений. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора.
|
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос. П/р № 22 Сужение и расширение зрачка. П/р № 23 Принцип работы хрусталика. П/р № 24 Обнаружение слепого пятна.
§ 52.
|
таблицы, дид. материал, диафильм, череп
|
|
Заболевания и повреждения глаз.
|
3
|
|
Комбинированный урок
|
Нарушения зрения, их профилактика. Заболевания и повреждения глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения.
|
Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения.
Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска на здоровье; •влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения; •профилактики вредных привычек.
|
фронтальный
опрос, фронтальный
опрос, индивидуальный устный опрос
§ 53.
|
таблицы, дид. материал, диафильм, разборная модель глаза
|
|
Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.
|
4
|
|
Комбинированный урок
|
Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспримающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат - орган равновесия.
|
Называть особенности
строения органа слуха и слухового анализатора.
Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора.
Анализировать и оценивать:
•воздействие факторов риска для здоровья;
•влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха; •профилактики вредных привычек.
Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с.211-212.
|
фронтальный
опрос, индивидуальный устный опрос
П/р № 25 Проверьте ваш вестибулярный аппарат.
§ 54.
|
таблицы, дид. материал, разборные модели
глаза и уха
|
|
Органы Осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Контроль знаний по теме «Органы чувств и анализаторы».
|
5
|
|
Комбинированный урок
|
Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико – синтетической деятельности коры больших полушарий. Контроль уровня усвоения материала изученной темы
|
Знать особенности обонятельного, осязательного, вкусового анализаторов. Уметь находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий. Уметь ориентироваться в материале, использовать основные понятия темы, работать с различными вилами тестов
|
Тестирование
П/р № 26 Раздражение тактильных рецепторов. Задания на с. 211-212 « Проверь себя»
§ 55.
|
набор заданий
|
|
Поведение и психика
Врождённые и приобретённые формы поведения.
|
7
1
|
|
Урок изучения нового материала
|
Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.
|
Давать определения понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы.
Характеризовать:
•особенности работы головного мозга;
•биологическое значение условных и безусловных рефлексов;
•сущность регуляции жизнедеятельности организма.
Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и
отдыха.
|
П/р № 27 Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма.
§ 56, 57.
|
таблицы, разборная модель головного мозга
|
|
Закономерности работы головного мозга.
|
|
|
Комбинированный урок
|
Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Открытие И. М. Сеченовым центрального торможения. Работы И. П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения- торможения. А. А. Ухтомский. Открытие явления доминанты.
|
Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы.
Называть принцип работы нервной системы.
Характеризовать:
•особенности работы головного мозга;
•сущность регуляции жизнедеятельности организма.
Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.
|
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос
§ 58.
|
схемы, учебный фильм
|
|
Биологические ритмы.
Сон и его значение.
|
|
|
Комбинированный урок
|
Биологические ритмы. Сон
(фазы сна) и бодрствование,
значение сна.
|
Характеризовать значение сна для организма человека.
Использовать приобретенные знания для:
•рациональной организации труда и отдыха; •проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
|
фронтальный
опрос, индивидуальный опрос
§ 59.
|
учебный фильм, дид. материал
|
|
Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.
|
|
|
Комбинированный урок
|
Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие. Память. Виды памяти, приемы запоминания.
|
Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.
Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, память, мышление), их значение.
Использовать приобретенные знания для: •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).
|
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос
§ 60.
|
учебный фильм, дид. материал
|
|
Воля и эмоции. Внимание.
|
|
|
Комбинированный урок
|
Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.
|
Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.
Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (эмоции), их значение. Использовать приобретенные знания для: •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).
|
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос. П/р № 28 Изучение внимания при различных условиях.
§ 61.
|
учебный фильм, дид. материал
|
61
62
|
Динамика работоспособности. Режим дня.
Контроль знаний по теме « Поведение и психика»
|
1
|
|
Комбинированный урок
Комбинированный урок
|
Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Рациональная организация труда и отдыха. Режим дня. Сон и бодрствование. Факторы риска: стрессы, переутомление.
Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.
|
Давать определение понятию утомление. Анализировать и оценивать влияние факторов риска (стресса, переутомления) для здоровья.
Использовать приобретенные знания для: •рациональной организации труда и отдыха; •проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с.236-237 «Проверьте себя».
Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье, уметь находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 236-237 «Проверь себя»
|
фронтальный
опрос, индивидуальный опрос
§ 62.
Задания на с. 236-237 « Проверь себя»
|
дид. материал
|
63
|
Индивидуальное развитие человека.
Половая система человека.
|
5+1
1
|
|
Урок изучения нового материала
|
Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности. Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу.
|
Называть особенности строения женской и мужской половой систем.
Распознавать и описывать на таблицах:
•женскую и мужскую половые системы;
•органы женской и мужской половой систем.
Объяснять причины наследственности.
Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
|
индивидуальный устный опрос
|