Главная страница

Рабочая программа учебного курса по биологии для 8 класса к учебнику: Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев «Биология. Человек. 8 класс»


Скачать 0.66 Mb.
Название Рабочая программа учебного курса по биологии для 8 класса к учебнику: Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев «Биология. Человек. 8 класс»
страница 4/5
Дата 26.02.2016
Размер 0.66 Mb.
Тип Рабочая программа
1   2   3   4   5
§44.



таблицы, муляжи




Роль гормонов в обме­не веществ, росте и развитии организма.

2




Комбинированный урок.

Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипо­функцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза); гормоны щито­видной железы (болезни щитовидной железы: базе­дова болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудоч­ной железы (инсулин, забо­левание сахарным диабе­том). Гормоны надпочечни­ков (их роль в приспособле­нии организма к стрессовым ситуациям). Болезни, свя­занные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регу­ляция деятельности желез.

Давать определение поня­тию гормоны. Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез.

Характеризовать роль гор­монов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, разви­тии и поведении организма. Анализировать и оцени­вать воздействие факторов риска на здоровье.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 45.

таблицы, муляжи, диафильм



Нервная система

Значение и строение нервной системы.


5
1





Урок изучения и первич­ного закрепления новых знаний.




Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: централь­ный и периферический. Рефлекторный принцип дея­тельности нервной системы.



Давать определения поня­тию рефлекс.

Называть:

•особенности строения нерв­ной системы;

•принцип деятельности нерв­ной системы;

•функции нервной системы. Распознавать и описы­вать на таблицах основные отделы и органы нервной сис­темы человека.

*Устанавливать взаимо­связь между строением и функциями нервной системы. Составлять схему рефлек­торной дуги простого рефлекса



фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос. П/р № 19 Действие прямых и обратных связей.

§ 46.



таблицы, дид. материал




Вегетативная нервная система, строение и функции. Нейрогуморальная регуляция.


2




Комбинированный урок

Соматическая и вегетатив­ная нервная система. Функ­ция автономного отдела.
Симпатический и парасим­патический подотделы.
Нейрогуморальная регуля­ция: взаимосвязь нервной и
эндокринной систем.


Называть:

•отделы нервной системы, их функции;

•подотделы вегетативной нервной системы, их функции. Различать функции сомати­ческой и вегетативной нерв­ной системы. Характеризовать: •сущность регуляции жизне­деятельности организма; •роль нервной системы и гор­монов в организме. *Устанавливать взаимо­связь между функциями нерв­ной и эндокринной систем.


фронтальный

опрос, самостоятельная работа. П/р № 20 Штриховое раздражение кожи.

§ 47, 48.

таблицы, дид. материал




Строение и функции спинного мозга.


3




Комбинированный урок

Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинно­го мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их пре­дупреждение.

Называть:

•особенности строения спин­ного мозга; •функции спинного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга.

Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 49.

таблицы, дид. материал




Отделы головного моз­га, их значение.

4




Урок изучения нового материала

Головной мозг, строение и функции. Серое и белое ве­щество головного мозга. Продолговатый мозг. Сред­ний мозг. Мозжечок. Проме­жуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие по­лушария головного мозга, доли (лобная, теменная, за­тылочная, височные). Аналитико-синтетическая функ­ция коры больших полуша­рий. Нарушения деятельности нервной системы и их пре­дупреждение.

Называть:

•особенности строения голов­ного мозга; •отделы головного мозга; •функции отделов головного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга.

Характеризовать: роль го­ловного мозга в регуляции жизнедеятельности организма и поведения организма. Находить в тексте учебни­ка биологическую информа­цию, необходимую для выпол­нения заданий на с. 194-195.


фронтальный

опрос. П/р № 21 Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка.

§ 50.

таблицы, дид. материал, разборная модель головного мозга




Контроль знаний по те­мам «Эндокринная и нервная системы».

5




Урок контроля и оценки знаний.

Контроль уровня усвоения материала изученной темы

Уметь ориентироваться в материале, использовать основные понятия темы, работать с различными вилами тестов

Тестирование

Задания на с. 194-195 « Проверь себя»

набор заданий



Органы чувств. Анализаторы.

Значение органов чувств и анализаторов.

5

1





Урок изучения нового материала


Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализа­торы. Рецепторы, проводя­щие пути, чувствительные зоны коры больших полуша­рий.



Давать определения поня­тиям: орган чувств, рецеп­тор, анализатор.

Называть:

•органы чувств человека; •анализаторы;

Распознавать и описывать на таблицах основные части органов обоняния, осязания, вкуса и их анализаторов. Характеризовать роль ор­ганов чувств и анализаторов в жизни человека.


§ 51.


таблицы





Орган зрения и зри­тельный анализатор.

2




Комбинированный урок

Орган зрения. Вспомога­тельный аппарат глаза (бро­ви, веки, ресницы). Строе­ние и функции оболочек глаза. Склера, роговица, со­судистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хруста­лик, стекловидное тело. Зрительный нерв. Зритель­ный анализатор.

Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора.

Распознавать и описы­вать на таблицах основные части органа зрения и зри­тельного анализатора. Объяснять результаты на­блюдений. *Устанавливать взаимо­связь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос. П/р № 22 Сужение и расширение зрачка. П/р № 23 Принцип работы хрусталика. П/р № 24 Обнаружение слепого пятна.

§ 52.

таблицы, дид. материал, диафильм, череп




Заболевания и повреж­дения глаз.

3




Комбинированный урок

Нарушения зрения, их про­филактика. Заболевания и повреждения глаз, профи­лактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зре­ния.

Называть заболевания, свя­занные с нарушением работы органов зрения.

Анализировать и оцени­вать: •воздействие факторов риска на здоровье; •влияние собственных поступ­ков на здоровье. Использовать приобре­тенные знания для: •соблюдения мер профилак­тики заболеваний и поврежде­ний органов зрения; •профилактики вредных при­вычек.

фронтальный

опрос, фронтальный

опрос, индивидуальный устный опрос

§ 53.

таблицы, дид. материал, диафильм, разборная модель глаза




Органы слуха и равно­весия. Их анализаторы.

4




Комбинированный урок

Орган слуха. Строение и функции наружного, средне­го и внутреннего уха. Пред­дверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспримающий аппарат уха. Слу­ховой анализатор. Наруше­ния слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распростра­нение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как ос­ложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вес­тибулярный аппарат - орган равновесия.


Называть особенности

строения органа слуха и слу­хового анализатора.

Распознавать и описы­вать на таблицах основные части органа слуха и слухово­го анализатора.

Анализировать и оцени­вать:

•воздействие факторов риска для здоровья;

•влияние собственных поступ­ков на здоровье. Использовать приобре­тенные знания для: •соблюдения мер профилак­тики заболеваний и поврежде­ний органов слуха; •профилактики вредных при­вычек.

Находить в тексте учеб­ника биологическую инфор­мацию, необходимую для вы­полнения заданий на с.211-212.


фронтальный

опрос, индивидуальный устный опрос

П/р № 25 Проверьте ваш вестибулярный аппарат.

§ 54.

таблицы, дид. материал, разборные модели

глаза и уха




Органы Осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Контроль знаний по те­ме «Органы чувств и анализаторы».


5




Комбинированный урок

Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико – синтетической деятельности коры больших полушарий. Контроль уровня усвоения материала изученной темы

Знать особенности обонятельного, осязательного, вкусового анализаторов. Уметь находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий. Уметь ориентироваться в материале, использовать основные понятия темы, работать с различными вилами тестов

Тестирование

П/р № 26 Раздражение тактильных рецепторов. Задания на с. 211-212 « Проверь себя»

§ 55.

набор заданий



Поведение и психика

Врождённые и приобретённые формы поведения.

7
1






Урок изучения нового материала



Рефлекторный характер деятельности нервной сис­темы. Безусловные и услов­ные рефлексы, их биологическое значение. Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.



Давать определения по­нятиям: безусловные реф­лексы, условные рефлексы.

Характеризовать:

•особенности работы головного мозга;

•биологическое значение условных и безусловных рефлексов;

•сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и

отдыха.





П/р № 27 Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма.

§ 56, 57.


таблицы, разборная модель головного мозга




Закономерности работы головного мозга.







Комбинированный урок

Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Открытие И. М. Сеченовым центрального торможения. Работы И. П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения- торможения. А. А. Ухтомский. Открытие явления доминанты.

Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы.

Называть принцип работы нервной системы.

Характеризовать:

•особенности работы головного мозга;

•сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 58.

схемы, учебный фильм




Биологические ритмы.

Сон и его значение.







Комбинированный урок

Биологические ритмы. Сон

(фазы сна) и бодрствование,

значение сна.

Характеризовать значение сна для организма человека.

Использовать приобретенные знания для:

•рациональной организации труда и отдыха; •проведения наблюдений за состоянием собственного ор­ганизма.

фронтальный

опрос, индивидуальный опрос

§ 59.

учебный фильм, дид. материал




Особенности высшей нервной деятельности человека. Познаватель­ные процессы.







Комбинированный урок

Биологическая природа и социальная сущность чело­века. Познавательная дея­тельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудо­вой деятельности в появле­нии речи и осознанных дей­ствий. Мышление. Особен­ности мышления, его разви­тие. Память. Виды памяти, приемы запоминания.

Называть особенности выс­шей нервной деятельности и поведения человека.

Характеризовать особенно­сти высшей нервной деятель­ности и поведения человека (речь, память, мышление), их значение.

Использовать приобре­тенные знания для: •проведения наблюдений за состоянием собственного ор­ганизма; •организации учебной дея­тельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 60.

учебный фильм, дид. материал




Воля и эмоции. Внима­ние.







Комбинированный урок

Особенности психики чело­века: осмысленность вос­приятия, словесно-логическое мышление, спо­собность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Вни­мание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания вни­мания.

Называть особенности выс­шей нервной деятельности и поведения человека.

Характеризовать особенно­сти высшей нервной деятель­ности и поведения человека (эмоции), их значение. Использовать приобре­тенные знания для: •проведения наблюдений за состоянием собственного ор­ганизма; •организации учебной дея­тельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос. П/р № 28 Изучение внимания при различных условиях.

§ 61.

учебный фильм, дид. материал


61

62


Динамика работоспо­собности. Режим дня.


Контроль знаний по теме « Поведение и психика»


1





Комбинированный урок

Комбинированный урок



Изменение работоспособно­сти, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомле­ние. Организация отдыха на разных стадиях работоспо­собности. Рациональная организация труда и отдыха. Режим дня. Сон и бодрствование. Факторы риска: стрессы, переутомление.
Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

Давать определение поня­тию утомление. Анализировать и оцени­вать влияние факторов риска (стресса, переутомления) для здоровья.

Использовать приобре­тенные знания для: •рациональной организации труда и отдыха; •проведения наблюдений за состоянием собственного ор­ганизма.

Находить в тексте учебни­ка биологическую инфор­мацию, необходимую для вы­полнения заданий на с.236-237 «Проверьте себя».

Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье, уметь находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 236-237 «Проверь себя»



фронтальный

опрос, индивидуальный опрос

§ 62.


Задания на с. 236-237 « Проверь себя»


дид. материал


63

Индивидуальное развитие человека.

Половая система чело­века.


5+1


1





Урок изучения нового материала

Мочеполовая система. Жен­ская половая система. Раз­витие яйцеклетки в фолли­куле, овуляция, менструа­ция. Мужская половая сис­тема. Образование сперма­тозоидов. Поллюции. Гигие­на промежности. Роль половых хромосом в оп­ределении раз­вития организма либо по мужско­му, либо по жен­скому типу.



Называть особенности строения женской и мужской половой систем.

Распознавать и описывать на таблицах:

•женскую и мужскую половые системы;

•органы женской и мужской половой систем.

Объяснять причины наслед­ственности.

Использовать приобре­тенные знания для проведе­ния наблюдений за состоянием собственного организма.


индивидуальный устный опрос

1   2   3   4   5