Главная страница

Рабочая программа учебного курса по биологии для 8 класса к учебнику: Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев «Биология. Человек. 8 класс»


Скачать 0.66 Mb.
Название Рабочая программа учебного курса по биологии для 8 класса к учебнику: Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев «Биология. Человек. 8 класс»
страница 2/5
Дата 26.02.2016
Размер 0.66 Mb.
Тип Рабочая программа
1   2   3   4   5


Содержание курса
Введение (1ч)
Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.
Общий обзор организма человека (5 ч)
Структура тела, место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.
Опорно-двигательная система (8ч)
Скелет. Строение, состав и соединение костей. Скелет головы и скелет туловища. Скелет конечностей. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Мышцы человека. Работа мышц. Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.
Кровь и кровообращение (9 ч)
Внутренняя среда. Значение крови её состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. ПМП при кровотечениях.
Дыхание (5 ч)
Значение дыхания и органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания.
Пищеварение (7 ч)
Значение и состав пищи. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения.
Обмен веществ и энергии (3 ч)

Обменные процессы в организме. Нормы питания. Обмен белков, жиров и углеводов. Витамины.

Выделение (2 ч)

Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.


Кожа (3 ч)
Кожа. Значение и строение. Роль кожи в теплорегуляции. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечных ударах.
Эндокринная система (2 ч)
Железы внешней и внутренней секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
Нервная система ( 5 ч)
Значение и строение нервной системы. Вегетативная нервная система, строение и функции, нейрогуморальная регуляция. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их значение.
Органы чувств и анализаторы (5 ч)
Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.
Поведение и психика (7 ч)
Закономерности работы головного мозга. Врожденные и приобретенные формы поведения. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Воля и эмоции. Внимание.

Динамики работоспособности. Режим дня.
Индивидуальное развитие организма (5ч + 1 ч итоговый контроль)
Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания человека. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ. Личность и её особенности.

Календарно-тематическое планирование



п/п

Раздел, тема

Количество часов


Дата

План/факт

Тип урока

Элементы

содержания

Планируемые результаты

Виды

Контроля

Л/р , П/р

Д/З.

Оборудование




Введение

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.


1




Урок изучения и первич­ного закрепления новых знаний.



Биологическая природа и социальная сущность чело­века. Природная среда, со­циальная среда, биосоци­альная природа человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медици­на, психология. Методы изу­чения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, модели­рование и др.; их значение и использование в собственной жизни.

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.



Называть методы изучения организма человека, их значе­ние для использования в соб­ственной жизни.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать знания о ме­тодах изучения организма в собственной жизни для прове­дения наблюдений за состоя­нием собственного организма.


Вопросы после введения, суть основных понятий на с. 5, вопросы после. § 1.


торс человека, таблица




Организм человека. Общий обзор.

Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе


5

1




Урок изучения и первич­ного закрепления новых знаний.

Место и роль человека в системе органического ми­ра, его сходство с животны­ми и отличие от них.

Сравнивать человека с представителями класса Мле­копитающие и отряда Прима­ты и делать вывод на ос­нове сравнения. Определять принадлеж­ность биологического объекта «Человек разумный» к классу Млекопитающие, отряду При­маты.

Характеризовать особенно­сти строения человека, обу­словленные прямохождением и трудовой деятельностью

фронтальный

опрос, индивидуальный опрос письменный и устный опрос

§ 2.

торс человека, таблицы




Клетка, её строение, химический состав, жизнедеятельность


2




Комбинированный урок.

Клеточное строение орга­низма человека. Строение и процессы жизнедеятельно­сти организма (обмен ве­ществ, биосинтез, биологи­ческое окисление), их зна­чение. Рост и развитие, воз­будимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.

Называть:

• органоиды клетки; • процессы жизнедеятельно­сти клетки; •роль ферментов в процессе обмена веществ.

Распознавать на таблицах и описывать основные орга­ноиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных, человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

фронтальный

опрос, индивидуальный опрос

§ 3.

таблицы, оборудование для опыта




Ткани животных и человека

3




Комбинированный урок.

Ткани животных и человека: эпителиальные, соедини­тельные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно­полосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество.

Давать определение поня­тию ткань. Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматривать готовые микропрепараты и описы­вать ткани человека. Называть основные группы тканей человека. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответ­ствие между строением тка­ней и выполняемыми функ­циями.

Использовать знания о ме­тодах изучения организма в собственной жизни для прове­дения наблюдений за состоя­нием собственного организма.

самостоятельная работа

Л/р №1Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей.

§ 4.

таблицы, микроскопы, микропрепараты




Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция

4





Комбинированный урок.


Строение и процессы жиз­недеятельности организма человека. Рефлекторный характер деятельности

нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга; чувстви­тельные, вставочные, ис­полнительные нейроны. Ре­цепторы. Нервная регуля­ция. Гормоны. Гуморальная регуляция. Органы. Системы органов.


Давать определения поня­тиям: ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга. Называть органы и системы органов человека. Распознавать на таблицах и описывать органы и сис­темы органов человека. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.


фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

П/р№1 Получение мигательного рефлекса и его торможения.

§ 5.

таблицы, микроскопы, микропрепараты



Контроль знаний по теме «Общий обзор организма человека».



5




Урок контроля и оценки знаний (входной кон­троль).

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.


Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 32-33.

тестирование

задания на с. 32-33 « Проверьте себя»

набор заданий



Опорно-двигательная

система

Скелет. Строение, состав и соединение костей.


8


1




Урок изучения и первич­ного закрепления новых знаний.



Опора и движение. Строе­ние и функции опорно-двигательной системы.
Строение опорной системы:
скелет, кости (длинные, ко­роткие, плоские), хрящи,
связки. Строение кости:
компактное вещество, губчатое вещество, надкостни­ца, костные клетки, костные пластинки, костные каналь­цы. Соединения костей (не­ подвижные, полуподвижные подвижные). Строение сус­тава: суставная головка, сус­тавная впадина, связки, сус­тавной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость.


Называть:

•особенности строения скеле­та человека;

•функции опорно - двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета чело­века.

*Устанавливать взаимо­связь:

  • между строением и функ­циями костей;

  • между строением и

функ­циями скелета.



Л/р№ 2 Строение костной ткани.

Л/р№3 Состав костей.

§ 6


скелет человека, череп, таблицы, распилы костей, микроскопы, микропрепараты




Скелет головы и скелет туловища


2




Комбинированный урок.


Строение и функции опор­ной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопат­ки), тазовый пояс и свобод­ных конечностей. Скелет верхней конечности (плечо: плечевая кость; предплечье: локтевая и лучевая; кисть: запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижней (бедро: бедренная; голень: мало­берцовая и большеберцовая; стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности.


Называть особенности строения

строения скелета поясов и свободных конечностей чело­века.

Распознавать на таблицах основные части скелета поя­сов и свободных конечностей человека.

Характеризовать особенно­сти строения человека, обу­словленные прямохождением и трудовой деятельностью; 'Устанавливать взаимо­связь:

между строением и функция­ми скелета.


фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 7.

скелет человека, череп, таблицы, набор позвонков




Скелет конечностей


3




Комбинированный урок.


Строение и функции опор­ной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопат­ки), тазовый пояс и свобод­ных конечностей. Скелет верхней конечности (плечо: плечевая кость; предплечье: локтевая и лучевая; кисть: запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижней (бедро: бедренная; голень: мало­берцовая и большеберцовая; стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности.


Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей чело­века.

Распознавать на таблицах основные части скелета поя­сов и свободных конечностей человека.

Характеризовать особенно­сти строения человека, обу­словленные прямохождением и трудовой деятельностью; 'Устанавливать взаимо­связь:

между строением и функция­ми скелета.


фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

П/р№2 Роль плечевого пояса в движении руки.

П/р№4 Функции костей при повороте кисти.

§8.

скелет человека, череп, таблицы, набор позвонков




Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей


4




Комбинированный урок.


Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы

Травмы: перелом, вывих, растяжение связок

Использовать приобретенные знания и умения для:

    • соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки;

    • оказания первой помощи при травмах

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос,

§ 9.

торс скелет человека, шины и перевязочный материал




Мышцы человека. Работа мышц


5




Комбинированный урок.


Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные и диафрагма). Сухожилия. Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения, регуляция мышечных движений.

Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.

Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц.

Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.



самостоятельная работа

П/р№4 Утомление при статической и динамической работе.

§ 10, 11.



таблицы, микроскопы, микропрепараты




Нарушение осанки и плоскостопие


6




Комбинированный урок.


Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Использовать приобретённые знания и умения для:

Проведения наблюдений за состоянием собственного организма; соблюдений мер профилактики нарушения осанки.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

П/р№5 Проверяем правильность осанки. П/р№6 Есть ли у вас плоскостопие. П/р№7 Гибок ли ваш позвоночник

§12.

скелет человека, таблицы




Развитие опорно-двигательной системы


7




Комбинированный урок.


Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. Развитие опорно-двигательной системы: рол зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска - гиподинамия.


Использовать приобретённые знания и умения для:

Профилактики заболеваний ОПС.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий.

§ 13.

скелет человека, таблицы, диафильм




Зачет «Опорно-двигательная система»

8




Урок контроля и оценки знаний

Контроль уровня усвоения материала изученной темы

Уметь ориентироваться в материале, использовать основные понятия темы, работать с различными вилами тестов

Тестирование

Задания на с. 66-67 « Проверьте себя»

набор заданий



Кровь и кровообращение

Внутренняя среда. Зна­чение крови и её со­став.


9
1





Комбинированный урок.




Внутренняя среда организ­ма: кровь, тканевая жид­кость и лимфа. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови. Гомеостаз. Зна­чение постоянст­ва внутренней среды организ­ма.




Называть признаки биоло­гических объектов:
•составляющие внутренней
среды организма;
•составляющие крови (фор­менные элементы);
•составляющие плазмы.
Характеризовать сущность
биологического процесса свертывания крови. Рассматривать готовые микропрепараты крови че­ловека и лягушки. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения. *Устанавливать взаимо­связь между строением и функциями крови



Л/р№4 Сравнение крови человека с кровью лягушки.

§ 14.





таблицы, микроскопы, микропрепараты, диафильм





Иммунитет.


2




Комбинированный урок

Иммунитет. Иммунная сис­тема человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоид- ная ткань). Антигены и ан­титела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Ле­чебные сыворотки. Класси­фикация иммунитета (актив­ный и пассивный, естест­венный и искусственный) Факторы, влияю­щие на иммуни­тет. Работы Л.Пастера, И.И.Мечникова в области иммуни­тета.



Давать определение поня­тию иммунитет. Называть виды иммунитета.

Объяснять проявление иммунитета у человека.

Использовать приобре­тенные знания для соблю­дения мер профилактики СПИДа, инфекционных и про­студных заболеваний.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 15.

скелет человека, череп, таблицы, портреты




Тканевая совмести­мость и переливание крови.

3




Комбинированный урок.


Группы крови. Переливание крови. Групповая совмести­мость крови, групповая со­вместимость тканей. Резус-фактор. Белки эритроци­тов А, В, антите­ла а, р.

Называть особенности орга­низма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор. Анализировать и оцени­вать факторы риска для здо­ровья.

Находить в различных ис­точниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 16.

таблица, дид. материал




Строение и работа сердца.

4




Комбинированный урок

Кровеносная система. Серд­це и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, же­лудочки, створчатые и полу­лунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности).

Называть:

•особенности строения орга­низма человека - органы ды­хательной системы; «признаки (особенности строения) био­логического объекта - сердца.

Распознавать и описывать на таблицах: •систему органов кровообра­щения; •органы кровеносной систе­мы.

Описывать сущность биоло­гического процесса: работу сердца. 'Устанавливать взаимо­связь между строением и функциями сердца.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 17.

таблицы, учебный фильм, дид. материал, разборная модель сердца человека




Круги кровообращения.

5




Комбинированный урок

Транспорт веществ. Крове­носные сосуды: аорта, арте­рии, капилляры, вены. Большой и малый круги кро­вообращения. Значение кровообращения.

Давать определения поня­тиям: аорта, артерии, ка­пилляры, вены.

Называть признаки (особен­ности строения) биологиче­ских объектов - кровеносных сосудов.

Распознавать и описывать на таблицах:

•систему органов кровообра­щения;

•органы кровеносной систе­мы.

Характеризовать: •сущность биологического процесса - транспорта ве­ществ;

•сущность большого и малого
кругов кровообращения.
*Устанавливать взаимо­связь между строением и
функциями кровеносных
сосудов


фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 17.

таблицы, учебный фильм

1   2   3   4   5