№ п/п
|
Раздел, тема
|
Количество часов
|
Дата
План/факт
|
Тип урока
|
Элементы
содержания
|
Планируемые результаты
|
Виды
Контроля
Л/р , П/р
Д/З.
|
Оборудование
|
|
Введение
Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.
|
1
|
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др.; их значение и использование в собственной жизни.
Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
|
Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни.
Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.
Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
|
Вопросы после введения, суть основных понятий на с. 5, вопросы после. § 1.
|
торс человека, таблица
|
|
Организм человека. Общий обзор.
Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе
|
5
1
|
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
|
Сравнивать человека с представителями класса Млекопитающие и отряда Приматы и делать вывод на основе сравнения. Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу Млекопитающие, отряду Приматы.
Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью
|
фронтальный
опрос, индивидуальный опрос письменный и устный опрос
§ 2.
|
торс человека, таблицы
|
|
Клетка, её строение, химический состав, жизнедеятельность
|
2
|
|
Комбинированный урок.
|
Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.
|
Называть:
• органоиды клетки; • процессы жизнедеятельности клетки; •роль ферментов в процессе обмена веществ.
Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных, человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.
|
фронтальный
опрос, индивидуальный опрос
§ 3.
|
таблицы, оборудование для опыта
|
|
Ткани животных и человека
|
3
|
|
Комбинированный урок.
|
Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечнополосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество.
|
Давать определение понятию ткань. Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей человека. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.
Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
|
самостоятельная работа
Л/р №1Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей.
§ 4.
|
таблицы, микроскопы, микропрепараты
|
|
Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция
|
4
|
|
Комбинированный урок.
|
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Рефлекторный характер деятельности
нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга; чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. Гормоны. Гуморальная регуляция. Органы. Системы органов.
|
Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга. Называть органы и системы органов человека. Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.
|
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос
П/р№1 Получение мигательного рефлекса и его торможения.
§ 5.
|
таблицы, микроскопы, микропрепараты
|
|
Контроль знаний по теме «Общий обзор организма человека».
|
5
|
|
Урок контроля и оценки знаний (входной контроль).
|
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.
|
Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 32-33.
|
тестирование
задания на с. 32-33 « Проверьте себя»
|
набор заданий
|
|
Опорно-двигательная
система
Скелет. Строение, состав и соединение костей.
|
8
1
|
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы.
Строение опорной системы:
скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи,
связки. Строение кости:
компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (не подвижные, полуподвижные подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость.
|
Называть:
•особенности строения скелета человека;
•функции опорно - двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека.
*Устанавливать взаимосвязь:
между строением и функциями костей;
между строением и
функциями скелета.
|
Л/р№ 2 Строение костной ткани.
Л/р№3 Состав костей.
§ 6
|
скелет человека, череп, таблицы, распилы костей, микроскопы, микропрепараты
|
|
Скелет головы и скелет туловища
|
2
|
|
Комбинированный урок.
|
Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс и свободных конечностей. Скелет верхней конечности (плечо: плечевая кость; предплечье: локтевая и лучевая; кисть: запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижней (бедро: бедренная; голень: малоберцовая и большеберцовая; стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности.
|
Называть особенности строения
строения скелета поясов и свободных конечностей человека.
Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека.
Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; 'Устанавливать взаимосвязь:
между строением и функциями скелета.
|
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос
§ 7.
|
скелет человека, череп, таблицы, набор позвонков
|
|
Скелет конечностей
|
3
|
|
Комбинированный урок.
|
Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс и свободных конечностей. Скелет верхней конечности (плечо: плечевая кость; предплечье: локтевая и лучевая; кисть: запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижней (бедро: бедренная; голень: малоберцовая и большеберцовая; стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности.
|
Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека.
Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека.
Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; 'Устанавливать взаимосвязь:
между строением и функциями скелета.
|
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос
П/р№2 Роль плечевого пояса в движении руки.
П/р№4 Функции костей при повороте кисти.
§8.
|
скелет человека, череп, таблицы, набор позвонков
|
|
Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей
|
4
|
|
Комбинированный урок.
|
Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы
Травмы: перелом, вывих, растяжение связок
|
Использовать приобретенные знания и умения для:
соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки;
оказания первой помощи при травмах
|
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос,
§ 9.
|
торс скелет человека, шины и перевязочный материал
|
|
Мышцы человека. Работа мышц
|
5
|
|
Комбинированный урок.
|
Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные и диафрагма). Сухожилия. Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения, регуляция мышечных движений.
|
Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.
Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц.
Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.
|
самостоятельная работа
П/р№4 Утомление при статической и динамической работе.
§ 10, 11.
|
таблицы, микроскопы, микропрепараты
|
|
Нарушение осанки и плоскостопие
|
6
|
|
Комбинированный урок.
|
Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.
|
Использовать приобретённые знания и умения для:
Проведения наблюдений за состоянием собственного организма; соблюдений мер профилактики нарушения осанки.
|
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос
П/р№5 Проверяем правильность осанки. П/р№6 Есть ли у вас плоскостопие. П/р№7 Гибок ли ваш позвоночник
§12.
|
скелет человека, таблицы
|
|
Развитие опорно-двигательной системы
|
7
|
|
Комбинированный урок.
|
Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. Развитие опорно-двигательной системы: рол зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска - гиподинамия.
|
Использовать приобретённые знания и умения для:
Профилактики заболеваний ОПС.
Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий.
|
§ 13.
|
скелет человека, таблицы, диафильм
|
|
Зачет «Опорно-двигательная система»
|
8
|
|
Урок контроля и оценки знаний
|
Контроль уровня усвоения материала изученной темы
|
Уметь ориентироваться в материале, использовать основные понятия темы, работать с различными вилами тестов
|
Тестирование
Задания на с. 66-67 « Проверьте себя»
|
набор заданий
|
|
Кровь и кровообращение
Внутренняя среда. Значение крови и её состав.
|
9
1
|
|
Комбинированный урок.
|
Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови. Гомеостаз. Значение постоянства внутренней среды организма.
|
Называть признаки биологических объектов:
•составляющие внутренней
среды организма;
•составляющие крови (форменные элементы);
•составляющие плазмы.
Характеризовать сущность
биологического процесса свертывания крови. Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови
|
Л/р№4 Сравнение крови человека с кровью лягушки.
§ 14.
|
таблицы, микроскопы, микропрепараты, диафильм
|
|
Иммунитет.
|
2
|
|
Комбинированный урок
|
Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоид- ная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный) Факторы, влияющие на иммунитет. Работы Л.Пастера, И.И.Мечникова в области иммунитета.
|
Давать определение понятию иммунитет. Называть виды иммунитета.
Объяснять проявление иммунитета у человека.
Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний.
|
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос
§ 15.
|
скелет человека, череп, таблицы, портреты
|
|
Тканевая совместимость и переливание крови.
|
3
|
|
Комбинированный урок.
|
Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор. Белки эритроцитов А, В, антитела а, р.
|
Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.
Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.
|
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос
§ 16.
|
таблица, дид. материал
|
|
Строение и работа сердца.
|
4
|
|
Комбинированный урок
|
Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности).
|
Называть:
•особенности строения организма человека - органы дыхательной системы; «признаки (особенности строения) биологического объекта - сердца.
Распознавать и описывать на таблицах: •систему органов кровообращения; •органы кровеносной системы.
Описывать сущность биологического процесса: работу сердца. 'Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца.
|
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос
§ 17.
|
таблицы, учебный фильм, дид. материал, разборная модель сердца человека
|
|
Круги кровообращения.
|
5
|
|
Комбинированный урок
|
Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения.
|
Давать определения понятиям: аорта, артерии, капилляры, вены.
Называть признаки (особенности строения) биологических объектов - кровеносных сосудов.
Распознавать и описывать на таблицах:
•систему органов кровообращения;
•органы кровеносной системы.
Характеризовать: •сущность биологического процесса - транспорта веществ;
•сущность большого и малого
кругов кровообращения.
*Устанавливать взаимосвязь между строением и
функциями кровеносных
сосудов
|
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос
§ 17.
|
таблицы, учебный фильм
|