|
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в Приморском крае и Сборника рабочих программ учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2014.
Цель курса: формирование у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребёнка, приобретаемое в результате освоения обучающимися поликультурных знаний, развития познавательных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп.
Основные задачи комплексного учебного курса:
познакомить обучающихся с основами религиозных культур и светской этики;
развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развивать способности младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству. Всё это подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, понимание культурологических основ социальных явлений и традиций.
Для многоконфессиональной и поликультурной России особенно актуально получение знаний об основах духовно-нравственной культуры, исторических, культурных и религиозных традициях народов, населяющих нашу страну.
В основе содержания предмета лежит принцип диалога религиозных и светской культур в пространстве культурно-исторической и современной жизни России. В процессе изучения предмета ОРКСЭ у школьников появится возможность осознать себя гражданами России, живущими в мире культурного и религиозного разнообразия.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умений выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики», в соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 г., является обязательным для изучения учебным предметом и изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени, отводимого на предмет, составляет 34 часа в год.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный предмет ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с другой стороны, этот предмет предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения модуля «Основы светской этики» на ступени начального общего образования учащиеся научатся осознавать религиозную культуру как явление культуры народов России, у школьников будет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к традициям, обычаям, достижениям науки и произведениям искусства. Знакомство с религиозной культурой станет для учеников основой для размышления над морально-этическими нормами различных религий и будет способствовать:
-их нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
пониманию ими значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
-становлению их внутренней установки поступать согласно своей совести;
осознанию ими ценности человеческой жизни;
-развитию их коммуникативных качеств.
В результате изучения данного модуля у школьников будет формироваться потребность в систематическом чтении книг культурологического содержания как средстве познания и понимания культуры разных народов России.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать притчи как произведения морально-этического содержания, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать архитектурные сооружения как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства.
Содержание модуля, методические приёмы и формы его преподавания ориентированы на формирование у младшего школьника нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трём уровням:
первый уровень - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
второй уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
третий уровень - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов способствует формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
-
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;
формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
-
знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Этика общения (4 ч)
Добрым жить на свете веселей. Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Понятие «доброта» и его смысловое значение. Взаимосвязь понятий «добро», «доброта». Значение понятия «зло» и его связь с названными понятиями
Правила общения для всех. Общение как одна из основных потребностей человека. Главное в общении — стремление к пониманию. Тактичность — важное условие общения. Сопутствующие качества общения (чуткость, деликатность и др.)
От добрых правил - добрые слова и поступки. Вековой опыт о доброй основе человека. Проявление добра в нашей повседневной жизни. Суть взаимосвязи доброго и злого в человеке. Копилка добрых слов и поступков
Каждый интересен.
Раздел 2. Этикет (4 ч)
Премудрости этикета. Этикет как понятие. Его этическая сущность и содержание.
Основные нормы этикета и их смысловые значения.
История возникновения этикета. Аккуратность, опрятность, точность как первооснова этикета. Привлекательность правил этикета
Красота этикета. Целесообразность и красота этикета. Основные принципы правил этикета, их разумность. Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами
Простые школьные и домашние правила этикета. Общее и особенное в правилах школьного и домашнего этикета. Суть требований этикета в различных жизненных ситуациях. Отражение правил этикета в пословицах и поговорках
Чистый ручеёк нашей речи. Характеристика и определение понятия «речь», её смысловые значения. Общее и особенное в словах «речь» и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Вековой опыт о главном в речи
Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 ч)
В развитии добрый чувств - творение души. Этическая основа понятия «душа», её образные характеристики и определения. Смысловые и эмоциональные основания содержания данного понятия. Сочетание и взаимодействие разума и чувств в состояниях души. Характеристика производного понятия «душевность». Общее и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души
Природа - волшебные двери к добру и доверию. Природа как добрая основа жизни. Эмоциональный личностный смысл этой основы. Значимость природы для человека. Внимание к живой природе, бережное отношение к ней. Природа — книга, которую надо прочитать и правильно понять. Соотношение человека и природы. Вековой опыт о природе
Чувство Родины. Многогранность и смысловое значение понятия «Родина». Эмоциональная взаимосвязь человека с Родиной, различие и разнообразие чувств. Индивидуальность и взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Ценностно-смысловое со-держание пословиц о Родине. Суть выражения «судьба и Родина едины». Смысловая характеристика понятия «патриотизм»
Жизнь протекает среди людей. Многообразие видов взаимодействий человека с людьми и его содержательная основа. Осознание себя через общение с людьми и познание людей во взаимодействии с ними. Потребность доставлять радость людям и в то же время уважать себя - одни из ведущих качественных характеристик человека в его отношениях с другими людьми.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (4 ч)
Чтобы быть коллективом. Смысловое содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые принципыколлективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной жизнедеятельности. Ценности личности и коллектива в ситуациях практического взаимодействия. Значение нраственной установки поведения в коллективе
Коллектив начинается с меня. Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Пути развития коллективных отношений. Важные правила для каждого члена коллектива. Самооценка, самоопределение, самовоспитание.
Реализация задачи стать единомышленниками
Мой класс - мои друзья. Умение видеть состояние другого человека и соответственно реагировать на него. Нюансы дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений к дружеским отношениям. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке
Скажи себе сам. Творческая работа, подводящая итоги изучения предмета в 1-м полугодии. Это может быть сочинение-эссе, проект, совместное мероприятие и т. д
Часть II.
Раздел 1. Простые нравственные истины (4 ч)
Ежели душевны вы и к этике не глухи Золотое правило этики и, его сущность и содержание. Вежа — знаток правил поведения. Суть простых нравственных правил. Вековой человеческий опыт о простых и важных нравственных истинах. Основы восприятия человеком простых нравственных истин. Взаимодействие разных культур в нашей многонациональной стране. Общее и особенное в традициях, единое в нравственных нормах отношений к человеку. Сущность и содержание общечеловеческих ценностей
Жизнь священна. Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна - главная нравственная истина. Отличие материальных и духовных потребностей, их смысловая значимость. Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Высокие смыслы жизни. Жизнь и человек - основные нравственные ценности. Жить с нравственным законом в душе. Человеческий опыт о качестве жизни
Человек рождён для добра. Благо жизни — в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве, его смысловая направленность. Сказки как учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла. Необходимость отойти от зла и сотворить благо
Милосердие - закон жизни. Значимость этических понятий «сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «милосердие», «участие». Их взаимосвязь и обоюдная действенность. Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как основа жизни. Нравственные истины милосердия. Суть противоположности благодарности и неблагодарности
Жить во благо себе и другим. Конфликтные ситуации и возможности их благоприятного решения. Необходимость нравственно ориентированного выхода из любой ситуации взаимодействия с людьми другой национальности и вероисповедания. Недопустимость осуждения любого человека и недоброжелательности к нему. Тактичность и простые правила справедливости
Раздел 2. Душа обязана трудиться (4 ч)
Следовать нравственной установке. Намерения и поступки, их соответствие и несоответствие. Позиция добра как нравственная установка в действиях человека. Её суть и содержание. Труд и необходимые нравственные усилия души. Дерево мудрости векового опыта как ориентир в нравственных действиях и поступках
Достойно жить среди людей. Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Погружение в свой внутренний мир собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость веры в себя в собственных действиях. Развитие нравственных норм жизни на основе их разумности. Достоинство как обязательное следование нравственным канонам в собственных действиях
Уметь понять и простить. Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны. Забота о равновесии между чувствами и их проявлениями. Стремление увидеть и услышать другого человека. Гуманизм как этический принцип отношений. Типичные моменты семейной жизни и достижение гармонии отношений. Как контролировать свои необдуманные порывы. Советы векового человеческого опыта
Простая этика поступков. Сущность простой этики поступков. Их основной ориентир - любые наши действия всегда не во вред другим людям. Нравственный выбор и его моральное значение. Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальностей. В его основе лежит такое понятие как дружелюбие. Закономерность простой этики поступков.
Раздел 3. Посеешь поступок - пожнёшь характер (4 ч)
Общение и источники преодоления обид. Основные формы общения и возможные источники возникновения обид. Характеристики нравственных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы общаемся. Их общее и особенное. Характеристики общения, при котором возникают обиды, неприятности, плохое настроение, грустное состояние души. Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Простые правила векового опыта человечества, отражённые в мире мудрых мыслей, в народной мудрости, помогающие гармоническому общению
Ростки нравственного поведения. Направленность и содержательные основы душевных усилий каждого на развитие нравственного опыта поведения. Причины негативных состояний человека и возможности их изменения. Необходимость стремления каждого понять чувства другого и соответственно вести себя. Параметры данного соответствия. Практические действия сокращения расстояния между «знаю» и «поступаю». Сочетание руководства разума и чувств в формировании привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами
Доброте сопутствует терпение. Закономерность сочетания и взаимодействия добра и терпения. Значимость осознанного нравственного выбора. Причины и результаты терпеливости. Качества, сопутствующие проявлению терпимости.
Действия с приставкой «со» - вместе. Действия с приставкой «со» — вместе. Их содержательная и ценностно-смысловая значимость для человека. Сочувствие, содействие как помощь в совместном проживании. Осознание необходимости своего участия и полезность его для другого человека. Равнодушие, зависть как антиподы нравственности. Образ жизни неравнодушного человека. Главная ценность этической культуры личности
Раздел 4. Судьба и Родина едины
С чего начинается Родина... Смысловой оттенок чувства Родины. Соотношение понятий «Родина» и «Отечество». Связь семьи и Родины начинается с семейного порога и колыбельной песни, она крепнет и расширяется в годы взросления. Ценностно-смысловые оттенки этой связи. Значимость лада в семье. Простые правила его сохранения. Напутствия векового опыта.
В тебе взрослеет патриот и гражданин. Основы чувства любви к матери и Родине.
Общее и особенное. Патриот - сын Отечества, гражданин - его защитник. Когда взрослеет гражданин. Родине спокойно
Человек как чело века. Человек как образ века. Суть современного человека. Главные ценности и смыслы важных качеств человека.
Слово, обращенное к себе. Итоговая творческая работа: сочинение, проект, совместное мероприятие, презентация и т. д.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ урока
|
Тема
|
Характеристика основных видов деятельности учащихся
|
Дата
|
Часть I.
|
Раздел 1. Этика общения (4 ч)
|
1
|
Добрым жить на белом свете веселей
|
Вести учебный, социокультурный диалог. Определять понятия добра и зла.
Сопоставлять проявления добра и зла. Аргументировать свою точку зрения.
Применять полученные знания в жизни. Составлять небольшой текст-рассуждение на темы добра и зла
|
|
2
|
Правила общения для всех
|
Объяснять значение изучаемых понятий. Определять основные характеристики общения. Анализировать особенности общения на основе золотого правила нравственности. Аргументировать свою позиции.
|
|
3
|
От добрых правил добрые слова и поступки
|
Различать проявления добра и зла.
Осмысливать с этих позиций своё поведение и поведение окружающих.
Осознавать с позиции нравственности свои поступки.
Характеризовать примеры добрых правил.
Уметь вести диалог о значении добрых слов и поступков
|
|
Раздел 2. Этикет (4 ч)
|
4
|
Премудрости этикета
|
Уметь охарактеризовать правила этикета.
Осознанно соблюдать правила этикета.
Вырабатывать в поведении соответствие правилам этикета.
С пониманием комментировать иллюстрации правил, соотносить с ними своё поведение.
Обосновывать свою точку зрения
|
|
5
|
Красота этикета
|
Обозначать сущность понятия «этикет».
Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета.
Накапливать знания по правилам этикета, уметь аргументировать их значение и смысл.
|
|
6
|
Простые школьные и домашние правила этикета
|
Знать основные правила этикета.
Уметь обосновать необходимость соблюдения правил этикета в школе и дома, обозначать их перечень.
Осознанно комментировать текст учебника
|
|
7
|
Чистый ручеёк нашей речи
|
Осознавать значение понятия «речь».
Видеть и выражать многогранность взаимосвязи понятий «речь» и «речка».
Характеризовать образную выразительность слова.
Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи.
Составлять небольшой рассказ, используя образные речевые средства
|
|
Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 ч)
|
8
|
В развитии добрых чувств - творение души
|
Объяснять, в чём этическая и эмоциональная основа понятия «душа».
Использовать индивидуальные знания по предметам «Окружающий мир» и «Литературное чтение» для объяснения данного понятия.
Осознанно характеризовать понятия «духовность», «душевность».
Соотносить понятия «душа», «духовность»
|
|
9
|
Природа - волшебные двери к добру и доверию
|
Определять смысловое значение понятия «справедливость».
Иллюстрировать примеры значимости природы в жизни человека из личного опыта и опыта других людей.
Осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументировать свои высказывания
|
|
10
|
Чувство Родины
|
Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина».
Осознанно определять, что значит быть патриотом.
Анализировать текст учебника в соответствии с изучаемыми понятиями.
Составлять небольшой текст-рассуждение на тему родины, патриотизма. Находить в литературе иллюстрации обсуждаемых понятий
|
|
11
|
Жизнь протекает с людьми
|
Понимать значение понятия «человечности».
Осознанно аргументировать влияние взаимодействий с людьми на нравственный рост человека.
Расширять знания, дополненные другими учебными предметами, обогащённые личным опытом и опытом людей, в определении изучаемых понятий.
Осознанно комментировать текст учебника
|
|
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (4 ч)
|
12
|
Чтобы быть коллективом
|
Аргументированно отвечать на вопрос «Что такое коллектив?»
Анализировать особенности коллектива.
Объяснять соотношение понятий «коллектив» и «личность».
Приводить примеры взаимодействия коллектива и личности из собственного опыта и материала других предметов
|
|
13
|
Коллектив начинается с меня
|
Осознавать понятия «индивидуальность», «дружба», «уважение».
Анализировать возможности улучшения отношений в коллективе.
Уметь вырабатывать правила для себя и для других.
Аргументированно объяснять, что значит быть единомышленником в коллективе
|
|
14
|
Мой класс - мои друзья
|
Умение понять состояние другого человека.
Разумно, с пониманием реагировать на состояние другого человека.
Осознавать значение семьи для человека, общества и государства.
Стремиться корректировать своё поведение в процессе преодоления обид
|
|
15-16
|
Скажи себе сам
|
Применять на практике полученные знания.
Уметь планировать свою деятельность.
Раскрывать содержание изучаемых понятий.
Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам.
Аргументировать свою точку зрения
|
|
Часть II
|
Раздел 1. Простые нравственные истины (4 ч)
|
17
|
Ежели душевны вы и к этике не глухи...
|
Осознавать значение золотого правила этики.
Размышлять о причинах появления золотого правила этики и его применении.
Объяснять сущность и содержание общечеловеческих ценностей.
Аргументировать свою точку зрения
|
|
18
|
Жизнь священна
|
Понимать значение понятий «смысл», «нравственный закон», «жизнь».
Уметь размышлять о том, какую роль играют духовные ценности в жизни человека. Аргументировать свою точку зрения. Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи
|
|
19
|
Человек рождён для добра
|
Характеризовать понятия «бескорыстность», «доброта», «совесть».
Объяснять смысл сказок и народных пословиц, связь между ними.
Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам.
Аргументировать свою точку зрения.
Составлять небольшой текст-рассуждение на тему добра и бескорыстия
|
|
20
|
Милосердие - закон жизни
|
Объяснять значение понятий «сочувствие» и «сопереживание», «сострадание» и «милосердие».
Осознанно аргументировать роль совести как внутреннего регулятора человеческого поведения.
Использовать знания по литературному чтению, примеры из личного опыта и опыта других людей для характеристики действия совести
|
|
21
|
Жить во благо себе и другим
|
Анализировать конфликтную ситуацию, обозначая возможные способы выхода из неё.
Доброжелательно взаимодействовать с людьми любой национальности.
Осознанно следовать правилам тактичного поведения.
Применять усвоенные знания в общении
|
|
Раздел 2. Душа обязана трудиться (4 ч)
|
22
|
Следовать нравственной установке
|
Устанавливать связь между намерением и поступком.
Осознанно раскрывать суть понятия «нравственная установка».
Сопоставлять понятия «нравственная установка», «нравственные усилия».
Аргументировать свою точку зрения.
Составлять небольшой текст-рассуждение на тему «Образцы нравственного поведения в современной жизни»
|
|
23
|
Достойно жить среди людей
|
Обосновывать значение понятий «достоинство», «бескорыстие», «гуманность».
Анализировать свои поступки, чувства, помыслы.
Осознавать необходимость соблюдения норм этикета.
Совершенствовать умения в области коммуникации.
Аргументировать свои рассуждения
|
|
24
|
Уметь понять и простить
|
Чётко представлять, что такое понимание, гармония, прощение.
Составлять небольшой текст-рассуждение на заданную тему.
Контролировать свои поступки и высказывания. Соотносить своё поведение с опытом поколений
|
|
25
|
Простая этика поступков
|
Аргументированно объяснять, что означает нравственный выбор.
Совершенствовать умения в области общения.
Корректировать свои высказывания и поведение с учётом этики поступков.
Проявлять терпимость и дружелюбие при взаимодействии с окружающими
|
|
Раздел 3. Посеешь поступок - пожнёшь характер (4 ч)
|
26
|
Общение и источники преодоления обид
|
Комментировать основное содержание урока и его важнейшие понятия.
Отвечать на учебные вопросы.
Систематизировать и обобщать полученные знания.
Делать выводы.
Адекватно использовать полученные знания в практике общения
|
|
27
|
Ростки нравственного опыта поведения
|
Объяснять понятие «нравственность». Систематизировать и обобщать полученные знания. Анализировать и сопоставлять факты. Находить аналогии.
Соотносить морально-нравственные проблемы с анализом личного опыта поведения. Аргументировать свои рассуждения
|
|
28
|
Доброте сопутствует терпение
|
Осознанно раскрывать суть понятий «терпение», «терпимость», «деликатность».
Соотносить свои представления с опытом поведения других людей.
Анализировать своё поведение и высказывания. Обобщать полученные знания
|
|
29
|
Действия с приставкой «со» - вместе
|
Систематизировать и обобщать этические знания.
Анализировать и сопоставлять факты поведения человека.
Находить аналогии.
Рассуждать на морально-этические темы.
Соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом
|
|
Раздел 4. Судьба и Родина едины (3 часа)
|
30
|
С чего начинается Родина...
|
Соотносить понятия «Родина», «Отечество».
Осознанно анализировать изучаемые понятия. Находить аналогии.
Вырабатывать умение, рассуждать на морально- этические темы и делать выводы.
Осмысливать морально-нравственные проблемы в соотнесении с личным опытом поведения
|
|
31
|
В тебе рождается патриот и гражданин
|
Осознанно раскрывать понятия «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность».
Выделять главное в тексте учебника.
Соотносить полученные знания с собственным опытом поведения, уметь анализировать его
|
|
32
|
Человек - чело века
|
Сравнивать чувство любви к Родине и матери. Выделять общее и различия.
Аргументировать свои высказывания.
Объяснять, что значит быть защитником Отечества
|
|
33-34
|
Слово, обращённое к себе. Защита проектов
|
Обобщать знания, полученные при изучении курса.
Применять на практике полученные знания.
Уметь планировать свою работу. Подводить её итоги, представлять результаты.
Аргументировать свою позицию
|
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Планируемые результаты освоения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» включают общие результаты по предметной области (и результаты по каждому учебному модулю с учетом содержания примерных рабочих программ по Основам православной культуры, Основам исламской культуры, Основам буддийской культуры, Основам иудейской культуры, Основам мировых религиозных культур, Основам светской этики.
Общие планируемые результаты.
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.
Планируемые результаты модуля «Основы светской этики»
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
– на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплекс
Учебная
программа
|
Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2014.
|
Учебники,
учебные пособия
|
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебн. для общеобразоват. организаций/ А.И. Шемшурина. - М.: Просвещение, 2014.
|
Методические
материалы
|
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011.
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ А.И. Шемшурина. - М.: Просвещение, 2015.
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Рабочая тетрадь для учащихся. 4 класс. / А.И. Шемшурина. - М.: Просвещение, 2015.
|
Дидактические
материалы
|
Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2015.
Разработки учителя
|
Материалы
для контроля
|
Контрольно-измерительные материалы – критерии оценивания проектных и творческих работ, составленные учителем
|
|
|
|