|
Проектная работа Церемонии и ритуалы разных религий: христиантства,ислама,буддизма
Министерство образования и науки РФ
ФГОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет»
Институт психологии и образования
Приволжского межрегионального центра
Повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников
образования
Проектная работа
Церемонии и ритуалы разных религий: христиантства,ислама,буддизма.
Автор разработки: Мусина Р.Р
Учитель начальных классов
МБОУ « Чертушкинская
начальная школа-детский сад»
Новошешминского района,
Научный руководитель:
Доцент кафедры религиоведения
Философского факультета КФУ
Кандидат философских наук В.Р.
Королев
Содержание
Введение 3 стр
1.Вера в духовной жизни человечества 4-9 стр
2.Христианство 10- 11стр
2.1.Православные праздники 12стр
3.Ислам 13-16стр
3.1Ритуалы Ислама 17 стр
4. Буддизм 18-20стр
4.1.Ритуалы буддизма 21 стр
5.Заключение 22 стр
6.План –конспект урока в рамках курса «Основы религий и светской этики»на тему «Церемонии и ритуалы разных религий: христиантства,ислама,буддизма.
7.Список литературы 23стр
Введение
Современное общество столкнулось с проблемой противопоставления друг другу существующих религий. С этого года у нас стали преподавать новый предмет, ОРКСЭ, по разным модулям. Мы выбрали модуль: Основы мировых религиозных культур. Нас очень заинтересовало, чем похожи и чем отличаются церемонии и ритуалы разных религий.
Актуальность работы заключается в сравнении основных религиозных норм трех мировых религий с целью выявления единого стержня.
Тема значима для понимания школьниками общечеловеческих основ жизни.
Объектом исследования выступают религиозные нормы трех мировых религий: христианства, ислама и буддизма.
Предметом исследования является выявление характерных общих и разнящихся черт религиозных направлений.
Цель работы: в моей проектной работе был рассмотрен 3 религии, их обряды, церемонии и ритуалы, сравнили, нашли различия.
Исходя из поставленной цели, необходимо реализовать следующие задачи:
определить основную идею в каждой религии;
определить главные обряды;
сравнить главные идеи и их реализации.
В работе использовала метод сравнительного анализа.
Наша позиция:
Лично для нас, какую бы человек не исповедовал религию, он должен быть человеком! Цвет кожи, религия, язык-все это неважно...
ВЕРА В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
...Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенно, и убога,
Но всё в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Н. Гумилёв. Фра Беато Анджслико
К концу второго тысячелетия современной цивилизации все пять миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие — в то, что Его нет; люди верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым — точнее, внутри которых — он живёт: действует, мыслит и чувствует.
Вера — универсальное свойство человеческой природы. Современная наука полагает, что “человек разумный” появился 30—40 тыс. лет назад. Примерно к тому же времени относятся обнаруженные учёными наскальные рисунки и предметы быта, уже подразумевающие существование веры.
Конечно, этих находок явно недостаточно, чтобы ответить на вопрос, во что именно верили наши далёкие предки, но с их помощью можно попытаться представить, как и почему рождалась вера вообще.
Несомненно, человек — часть природы. Одни и те же химические элементы слагают его тело и тела животных, деревья, воды Мирового океана, горные породы. Человек связан с окружающим миром такими крепчайшими канатами, как воздух, вода, пища, солнечный свет, необходимые для поддержания жизни. Человек участвует в вечном круговороте вещества в природе, и древний человек чувствовал это острее и чётче, чем современный. Это ощущение сохранено им даже в языке: например, по-русски рождающая земля — природа; земля, на которой родились и умерли предки, — родина; люди, живущие на ней, — народ. Люди рождаются, дают жизнь новым поколениям, а потом умирают, и тела их разрушаются, переходят из живого в неживое — так же, как звери, птицы, деревья и травы.
Но человек обладает сознанием, поэтому он — не только “природное” существо. Стать человеком — значит обрести способность “осознавать” себя, т. е. видеть и чувствовать не только свою причастность этому миру, но и особенность, уникальность своего положения в нём. “Сознание” человека — это знание, разделённое с другими людьми, “совместное” понимание мира и места человека в нём. Очень важна здесь эта частичка “со-”. Опыта одного человека явно недостаточно, чтобы понять мир. Ребёнок учится, чтобы усвоить знания предыдущих поколений, и чем “старше” общество, тем дольше длится обучение. Необходимость трудиться сообща вынуждает перенимать опыт других и передавать свой, а тем самым — и обобщать его. Так в человеческом сообществе возникает “обобщённое” представление о мире. Другими словами, все люди, составляющие данное общество, знают о мире примерно одно и то же, потому что “доверяют” опыту соплеменников — прошлому и настоящему. Вот почему вера — это коллективное представление о мире.
Сознание — вот тот рубеж, то великое свойство, которое создало парадокс человека. Человек для природы — “свой”, во многом он живёт по её законам и подчиняется им. Во многом, но не во всём. Человек для природы — “чужой”, его сущность не сводима к одним только природным законам. Он способен обобщать, анализировать, находить закономерности, чувствовать красоту, искать смысл и цель существования — как собственного, так и всего мира. Он создаёт вокруг себя то, чему нет аналогов в природном мире, — мир человеческой культуры.
Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нём, человек понял, что его окружает не хаос, а упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Не требовалось особой проницательности, чтобы понять: изменить эти законы, установить другие человек не в силах. Лучшие умы во все времена бились над попыткой разгадать тайну и смысл жизни на земле, отыскать ту безликую, таинственную силу, которая обнаруживает своё присутствие в мире через связь вещей и явлений; именно она выделила человека из природного мира. Для обозначения этой силы человек придумал тысячи имён, но суть их одна — это Бог.
Для общения с незримым миром человек прибегает к помощи “посредника” — предмета, символа, наделённого особым свойством — служить вместилищем незримой силы. Каменные, костяные, деревянные идолы, грубые и примитивные, становятся условными знаками, обозначая то, что иначе не может быть выражено. Важна не форма идола, важно содержание, которое видит в нём человек.
Так, древние греки поклонялись грубому, суковатому полену, олицетворявшему одну из богинь. Древние египтяне чтили могущественную богиню Бастет в образе кошки. Современное африканское племя, открытое сравнительно недавно, поклонялось пропеллеру самолёта, упавшего однажды с неба на их земли. Для этих людей пропеллер олицетворял невообразимую мощь, позволяющую чему-то огромному летать как птица и, наверное, способную творить и другие чудеса.
Символом родства человека с природным миром выступает тотем. У многих народов существует сложная система связей с теми или иными животными, считающимися предками или покровителями человека или коллективными предками рода.
“Отделённость” человека от природного мира подчёркивает система табу — запретов, имеющих смысл только для человека. Для животного нет и не может быть табу — его поведение целиком диктуется целесообразным, рациональным. Только человек способен оперировать иррациональными категориями. Правда, из-за того что сейчас невозможно с достоверностью реконструировать мировоззрение древнего человека, нельзя утверждать и полную иррациональность многих табу.
Некоторые из них выглядят вполне рациональными. Например, табу на употребление в пищу тотема. Если тотем рода — кенгуру, то кенгуру есть нельзя. Но вот как могло возникнуть табу, запрещающее встречу женщины в период беременности с братом мужа, можно только догадываться.
Если незримая сила может сконцентрироваться в каком-либо предмете, то достаточно стать обладателем этого предмета, чтобы приобрести дополнительные возможности. Так появляется фетиш, или амулет, — предмет произвольной природы и формы (необычный камень, лапка убитого зверя, перо птицы), способный охранять обладателя от опасностей и бед и приносить ему удачу. Если беда всё же приключалась, значит, амулет утратил силу или перестал покровительствовать хозяину.
Истинного облика Бога не ведал никто, и это понятно: Бог невмещаем человеческим сознанием, иначе Он не был бы Богом. От Него люди получали этические законы, правила жизни, и никакой другой логикой, кроме божественной, эти правила не могли быть объяснены.
Наиболее показательна в этом отношении священная история еврейского народа. С точки зрения обычной истории заповеди, данные Богом Моисею на горе Синай, не имели смысла. Они могли исходить только от того, кому известен ход событий до самых отдалённых во времени пределов, кому известен смысл существования человека.
Из трёх обстоятельств — божественной воли, культурных традиций конкретного народа и особенностей мышления конкретного человека — складывается всё многообразие религиозного опыта человечества. Вера принимает самые различные формы, эти-то формы и называются религией. В индуизме — тысячи богов, в иудаизме — один, но в основе и той и другой религии лежит вера. И это позволяет предположить, что внешние разнообразие и пестрота культов, обрядов, философий многочисленных религиозных систем опираются на некоторые общие мировоззренческие представления.
Каким же предстаёт мир в религиозном сознании?
Прежде всего религиозному сознанию ведомы цель и смысл существования мира и человека в нём — в пределах конкретной мировоззренческой картины. Основу этой картины в свою очередь составляет представление о существовании двух (или более) миров: мира зримого, земного, человеческого и мира незримого, духовного, божественного. У каждого из этих миров есть своя история, свои законы, и в каждом из них действуют люди или другие сущности, и каждый имеет свое символическое выражение.
Практически все религии сходятся на том, что нынешнее состояние мира и самого человека ненормально, человек должен быть “спасён”. Спасён от чего? Спасать тело бессмысленно, поскольку весь опыт человечества говорит о том, что тело умрёт. Но зачем же тогда живёт человек и как находит он силы жить, зная о конце, которого не избежать? Многие религии учат, что земная жизнь человека есть жизнь временная. Одни религии воспринимают её как страдание и соответственно учат спасению от жизни другие учат спасению от смерти, но смерти куда более серьезной, чем смерть тела, — от смерти души. Представление о душе, дарованной Богом, о её бессмертии, о том, что духовное совершенствование важнее мирских забот, — основная составляющая часть многих религий.
Наличие многих религий неизбежно приводит к вопросу о том, какая же из них истинна. Ведь Истина должна быть одна, а религий — много. Не значит ли это, что верна лишь одна из них, а другие — вредны и ложны? Для исповедующих любую веру естественно считать свою религию единственно верной, а все прочие — неистинными, не ведущими к подлинному спасению.
Одним из инструментов отыскания истины человечество привыкло считать науку, однако вопрос об истинной вере оказывается вне её компетенции. Цели и задачи науки — другие. Её методы разрабатывались для познания зримого мира и применимы к объектам любой степени сложности, но всё же менее сложным, чем человек.
Можно предположить, например, что каждая из религий содержит какую-то часть единой Истины, и если объединить их, то удастся получить удовлетворяющую всех, одну-единственную, истинную религию. Попытки создать такую синкретическую (от греч. “соединение”) религию предпринимались, но приводили к парадоксу: созданное таким образом учение оказывалось меньше и мельче, чем религии, из фрагментов которых оно составлялось. Экуменическое движение, стремящееся объединить хотя бы разные направления христианства, также пока не достигло своей цели. Вопрос о соотношении истинного и ложного в различных религиях один из сложнейших. Попытаемся очертить некоторые подходы к его решению.
Первый из них заключается в том, что ни одно из великих вероучений не может быть совершенно ложным, иначе оно не смогло бы развиться в религиозные представления, существующие веками и тысячелетиями. Вместе с тем абсолютная истина никак не может стать достоянием человека просто потому, что ни один человек не является всеведущим. Не является всеведущей и какая-либо религия или церковь. Поэтому говорить можно лишь о степени истинности той или иной религии, т. е. о ступенях восхождения к абсолютной истине, а также о том, что каждая религия отражает ту или иную грань (или несколько граней) абсолютной истины, практически бесконечно многогранной.
Один из способов снятия противоречий, существующих между различными религиями, предлагает русский религиозный мистик Даниил Андреев. Он рассматривает в качестве примера одно из основных противоречий между исламом и христианством. Как известно, ислам — строго монотеистическая религия. Ислам отрицает христианский догмат о Троице, то есть о троичности Бога, поскольку духовный опыт основателя ислама пророка Мухаммада не подтверждает этого догмата. Д. Андреев пишет: “...ничей вообще опыт не может содержать подтверждение всех истинных идей, возникших ранее, в ходе коллективного человеческого богопознания и миропознания. Всякий личный опыт ограничен; только премудрость Всеведущего охватывает всю сумму истин „в себе". Поэтому то обстоятельство, что Мухаммад не пережил своим духовным опытом ничего, подтверждающего тезис Троичности, само по себе никак не должно служить аргументом для опровержения этой идеи, даже в глазах ортодоксальных мусульман. Вместо формулы: „Пророк, познав совершенное единство Божие, убедился в ложности учения о Троице", следует, по справедливости, формулировать так: „Пророк, познав совершенное единство Божие, не получил, однако, указаний на Троичность Единого"”.
Но понять причины возникновения противоречий — не значит уничтожить их, приведя все религии к некоему “общему знаменателю”. По-прежнему для мусульманина Бог один, и этот Бог — Аллах, а Иисус — только человек, один из многих пророков — как и для иудея. Христианин же верит, что Иисус Христос — Сам воплотившийся Бог. Христиане верят, что “человеку положено однажды умереть, а потом — Суд”, индуисты и буддисты говорят о длинной цепи перерождений каждой души.
Обратимся ещё раз к тем факторам, которые влияют на формирование конкретной религии. Бог говорит с каждым народом на его собственном языке — на языке культурных традиций народа, особенностей его национального характера, способа мышления и богопознания. Душа народа — тайна не меньшая, чем душа и личность того пророка или просветлённого, который передал своему народу божественное откровение. И третья, самая непостижимая тайна — воля Бога, открывающего Себя человеку.
Религий и систем верований на свете десятки тысяч. Раскрыть же внутреннюю суть конкретной религии может только душа, живущая именно этой верой.
1. Христианство Христиа́нство (от греч. Χριστός ― «помазанник», «мессия») ― монотеистическая религия, вместе с иудаизмом и исламом входит в группу авраамических религий. Наряду с исламом и буддизмом входит в число трёх мировых религий.
Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий Завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый Завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.
Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.
Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис "нет не еллина, ни иудея" провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.
Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность, что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.
Следующим шагом в развитии понятия "церковь" стала идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис о том, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.
Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры - краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.
Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом Божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и Боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".
Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: ”принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие таинства - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.
Основы :
Вера в единого всемогущего всеведущего Бога единого в Троице.
Вера в абсолютную благость Бога и любовь Его ко всем людям.
Православные праздники: Все православные праздники ранжируются по торжественности богослужения, когда важную роль играет красота ритуала, а также зависят от характера богослужения. Согласно этому, православные праздники подразделяются на великие, средние и малые православные праздники. Главным праздник христианства, является Пасха, или светлое Воскресение Христово. Православные праздники, относимые к великим, так же являются одними из самых главных в церковном календаре праздников. Таинства: Церковные таинства – это священные действия, призванные сообщить верующим Божью благодать. Вообще таинств всего семь - крещение, миропомазание, причащение, елеосвящение, исповедь, брак, священство. Считается, что крещение и причащение были установлены самим Иисусом Христом.
2. Ислам.
Ислам ― одна из мировых религий. Ислам ― монотеистическая религия, вместе с иудаизмом и христианством входит в группу авраами́ческих рели́гий. Ислам зародился среди арабских племен и городских жителей Хиджаза в начале VII в. Основателем Ислама считается пророк Мухамед (ок. 570―632) из племени Курайш, начавший проповедовать его в Мекке в VII в. Ислам в своей концепции представляет себя как единую религию одного Единого Бога. Основы : Вера в единого Бога. В сегодняшнем мире более 700 миллионов человек на вопрос: "Кто ты по вере?" - отвечают арабским словом муслим: " Человек, исповедующий ислам", мусульманин.
Связь веры с традиционным образом жизни была характерна для ислама во все времена, но особенно очевидна она становится сегодня, когда идеологи и политики, выступающие под лозунгом ислама, пытаются как можно больше людей объявить мусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаев своих отцов.
Знание основ мусульманской религии весьма различно у различных слоев населения и в разных странах традиционного распространения ислама. Всякий мусульманин знает арабское звучание и смысл символа веры религии ислама: "нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха". Здесь кратко выражены два главных догмата ислама: существует единый, единственный, и вечный всемогущий бог - Аллах; своим посланником Аллах избрал араба из Мекки, Мухаммада, через него бог передал людям текст священной книги - корана, его руками он основал общину верующих (умма). За 14 веков из небольшой группы Аравии она превратилась в многомиллионную массу людей разных национальностей, разных языков, разных социальных слоев и культурных ориентаций.
Величие бога - Аллаха - выражено во многих формулах, хорошо известных всем мусульманам и часто повторяемых ими в речи, молитвах, бытовых восклицаниях, а также постоянно встречающихся в изящной вязи арабского письма, на памятниках мусульманской архитектуры в Азии, Африке, Европе и Америке: "Аллаху акбар" - "Аллах самый великий!" и т. д.
Кратчайшее изложение главного догмата ислама содержится 112 суре (главе) Корана: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: "Он - Аллах единственный, Аллах могучий. Не рождал и не был рожден, и не было никого подобного ему, никогда". По мусульманской доктрине, люди, не исповедующие ислам, - "неверные", среди них иудеи и христиане выделяются особо как ахль аль - китаб, т. е. "люди Писания". Согласно Корану они верят якобы в того же бога, что и мусульмане. Этот бог и им посылал своих посланников - Моисей (Мусу), Иисуса (Ису), которые несли людям слово божье. Однако люди исказили и забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммада, своего последнего пророка, с божьим словом - Кораном. Это была как бы последняя попытка наставить людей на праведный путь, последнее предупреждение, после которого должен наступить конец мира и Суд, когда всем людям будет воздано по их делам - они попадут в райские сады или в адский огонь.
Эти основы религии знает всякий мусульманин, и образованный и неграмотный. Почти всякий знает и "пять столпов" ислама, пять главных обязанностей верующего. Первый из них - молитва (салят). Молитва мусульман состоит из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением различных религиозных формул. Мусульманину предписано пять молитв в сутки; свершать их можно и дома, и в мечети и в поле. Молитве предшествует ритуальное омовение. Пятница является днем всеобщей молитвы, когда все мусульмане должны собираться на коллективную молитву в главную мечеть города, села, округа.
Мечеть (масджид) - и место моления, и помещение для религиозных школ, и центр религиозных проповедей и диспутов.
Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является пост (саум). Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений. Все время должно быть в принципе посвящено человеком Аллаху, занято молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благочестивыми размышлениями. Главным и обязательным для всех, кроме больных, путешествующих и т. д., является пост в месяц рамадан; кроме того, существует еще дата, в которой поститься желательно. Конец месяца рамадан и соответственно месячного поста отмечается праздником разговенья, вторым по значению праздником в исламе.
Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое количество запретов, регулирующих различные стороны жизни мусульманина. Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры. Ислам запрещает ростовщичество - риба. Конечно, не все эти и другие правила строго соблюдаются, но время от времени, в частности в семидесятые годы нашего века, в различных мусульманских государствах усиливается контроль, за соблюдением культовых правил, например поста в рамадан.
Четвертой обязанностью каждого мусульманина (с оговоркой - если у него есть к тому физическая и материальная возможность), является хаджж - паломничество в Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне ислама. Кааба - небольшое здание, в юго - западной угол которого вмурован "черный камень" (издревле хранящийся тут метеорит) - по преданию, посланный Аллахом с неба людям как знак своего могущества и благоволения.
Паломничество совершается в месяце зу - ль - хиджжа, который, как рамадан, является месяцем лунного календаря и потому приходится на разное время года. Паломники, надев специальные белые одежды и пройдя церемонию ритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг Каабы, пьют воду из близлежащего священного источника Замзам. Далее следуют торжественные процессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с легендой о пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого проповедника единобожия.
Хаджж завершается праздником ид аль - адха, во время которого в память о жертве, принесенной Ибрахимом Аллаху, режут жертвенных животных. Окончание хаджжа является главным мусульманским праздником, который отмечается молитвами и жертвоприношениями по всему мусульманскому миру. Люди, совершившие хаджж, носят почетное прозвище хаджж или хаджжи и пользуются уважением родных в своих родных местах.
Пятой обязанностью мусульманина является закят - обязательный налог на имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому мусульманину предписывается еще и садака - добровольные пожертвования и милостыня.
На самом деле все эти социально - экономические регуляторы справедливости внутри исламской общины с самого начала были и остались благими пожеланиями. Закят быстро стал обычным государственным налогом, садака шла на нужды религиозного культа, запреты на ростовщичество легко обходились оформлением дачи денег в рост как совместного финансового предприятия кредитора и должника.
Иногда к "столпам ислама" причисляют джихад. Слово это означает полную отдачу мусульманином своих сил, возможностей, времени и, если надо, жизни для торжества своей религии. В большинстве случаев в средние века это сводилось к участию в вооруженной борьбе с "неверными", а значение термина - соответственно к понятию "священная война", и такое его понимание стало традиционным для европейцев. На самом деле поняти джихад значительно шире, и именно в таком широком значении оно употребляется сейчас в мусульманском мире, в частности резолюциях и постановлениях различных общемусульманских конференциях.
Почти каждый мусульманин знает хотя бы несколько фраз из священной книги ислама - Корана, хотя многие значения этих фраз не понимают. Коран произносился и записан по - арабски. В ритуальных целях он используется в арабском оригинале. Для мусульман Коран - прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммаду, а через него ко всем людям. В проповедях Корана и простые мусульмане, и богословы ищут ответы на вопросы частной жизни и жизни общества, текстами Корана оправдывают свои поступки.
Ислам является очень широкой по охвату системой социального регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно значимыми.
Мужчина становится мусульманином после того, как над ним в раннем возрасте совершается обряд обрезания. Заключение брака совершается в присутствии духовных лиц, ими фиксируется и закрепляется чтением священных текстов Корана. Развод для мужчины мусульманина относительно прост, для женщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, если он в состоянии их одинаково хорошо содержать. В настоящее время на практике многоженство встречается относительно редко, а в некоторых мусульманских странах оно несколько ограничено законодательством. Похоронный обряд также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят обычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба, головой к Мекке. Согласно мусульманским представлениям, все мертвые в День Суда воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом и ответить за свои дела и намерения.
Мужчины - мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого служат разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы - шарфа, особо повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для носки в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин, служащие для счета славословий Аллаху. В исламе многократное восхваление Аллаха и повторение его девяносто девяти "прекрасных имен" считается благочестивой обязанностью.
Несмотря на обилие в исламе различных течений, главными из которых являются суннизм и шиизм, среди всех мусульман существует довольно стойкое представление о принадлежности к единой общности людей, объединенных общей верой, общими традициями, общей начальной историей и общими интересами в современном мире.
Наиболее значительной и по сей день является система богословия, созданная аль - Аш'ари (10в) . В 7 -10 вв. сложились и основные толки фикха, обычно трактуемого как "мусульманское каноническое право". Эти системы теоретических и практических принципов шариата - праведного образа жизни мусульманина. Именно фикх стал основой социальной системы ислама. В настоящее время сохранилось, да и в средние века, относительно незначительное число людей знало тонкости догматики, а правила фикха всегда были обязательным предметом обучения в семье и в школе, предметом ученых и неученых споров и бесед, столь характерных для быта жителей мусульманских городских кварталах. В трудах по фикху, составляющих наиболее многочисленную группу средневековых арабских рукописей, регламентируются поведение в быту и в обществе, имущественные отношения, правила торговли, отношения в семье , брак.
С 6 - 7 вв. и по сей день концепция шариата - пути к богу через выполнение всех правил Закона - уживается с концепцией тарика, теоретической основой суфизма, согласно которой некоторые люди могут заслужить благоволение Аллаха и даже приблизиться к нему и познать его через состояние экстаза, венчающего жизнь, которая строится по особым , отличным от будничных правилам благочестия и аскетизма.
Для понимания исторической социальной роли ислама важна проблема соотношения государства и духовенства. В исламе нет и церкви, служащей посредником между человеком и Аллахом, ни духовного сословия, обладающего особой благодатью; духовная и светская власть в исламской теории, да отчасти и на практике - нераздельны.
Ритуалы Ислама: Молитва: является одной из первооснов религии, "Салят" буквально означает мольба к Аллаху. Групповая, или коллективная, молитва благоприятнее, а также ценнее для Аллаха, следовательно, влечет больше вознаграждений. Мусульмане обязаны совершать молитву пять раз в день: на рассвете, в полдень, днем, на заходе солнца, а также в ночное время. В Исламе молитва - это одна из форм непосредственного контакта между мусульманином и Богом. Пост: Пост состоит в воздержании от еды и питья (а также от брачных половых связей) в светлое время суток на протяжении всего месяца Рамадан. Человек, держащий пост, достигнет высшей степени покаяния лишь в том случае, если он обретает над собой контроль и стремится к прощению, состраданию и бескорыстию по отношению к другим, стремясь не ранить и не оскорблять их, прощая им настолько, насколько это возможно. Пост вменяется в обязанность всем мусульманам, как богатым, так и бедным.
4.Буддизм.
Человек, следующий Дхарме, похож на человека, вошедшего с огнём в тёмную комнату. Тьма перед ним расступится, и его окружит свет.
Из наставлений Будды
Буддизм — древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый”. Будда Шакьямуни (Мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V—IV вв. до н. э. Другие мировые религии — христианство и ислам — появились позже (христианство — пять, ислам — 12 веков спустя). За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования — иными словами, целую цивилизацию.
Если попытаться представить эту религию как бы “с высоты птичьего полёта”, перед нами раскинется пёстрое лоскутное одеяло из направлений, школ, сект, подсект, религиозных партий и организаций; и тем не менее это одеяло уже тысячи лет прекрасно греет души миллионов последователей буддизма во всём мире.
Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.
Буддизм был и остаётся религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где она распространяется. Китайский буддизм — это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм — синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и т. п. Такая способность гармонично вписываться в окружающий культурный ландшафт явно выделяет буддизм среди других мировых религий. Из-за этого последователей Будды часто упрекали в излишней гибкости, граничащей с беспринципностью, в склонности к компромиссам. Но именно способность приспосабливаться позволила буддизму вобрать в себя огромное количество местных верований, культов, народных обрядов, культур, идеологий, литературных и художественных традиций на всём географическом пространстве, находившемся под его влиянием на протяжении веков.
Многих верующих буддизм привлекал именно тем, что не требовал коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвящённых местным богам. Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям поклоняться им. Он просто предупреждал, что почитание богов, какими бы могущественными их ни считали, принесёт только временное облегчение, но не окончательное спасение. По мере формирования буддийского пантеона в него входили боги брахманизма и других религий. Буддист может одновременно исповедовать даосизм, синтоизм или любую другую “местную” религию, поэтому довольно сложно установить точное количество буддистов в мире. В настоящее время только буддийских монахов и монахинь насчитывается приблизительно один миллион. Число же мирян — последователей буддизма — определить просто невозможно.
КОГДА И ГДЕ ЗАРОДИЛСЯ БУДДИЗМ
Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее старой буддийской школы — тхеравады, Будда жил с б24 по 544 г. до н. э. В соответствии с этой датой в 1956 г. отмечалось 2500-летие буддизма. По научной версии, принимающей во внимание греческие свидетельства о дате коронации знаменитого индийского царя Ашоки, время жизни основоположника буддизма — с 566 по 486 г. до н. э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488—368 гг. до н. э. В настоящее время исследователи пересматривают даты правления Ашоки и в связи с этим даты жизни Будды.
Родина буддизма — Индия (точнее, долина Ганги — одна из наиболее экономически развитых частей страны). Самой влиятельной религией Древней Индии был брахманизм. Его культовая практика состояла в основном из жертвоприношений многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших практически любое событие. Общество делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм с момента своего возникновения отрицал действенность жертвоприношения и не принимал деления на варны, рассматривая общество как состоящее из двух категорий: высшей, куда входили брахманы, кшатрии и гахапати (домохозяева — люди, владевшие земельной и прочей собственностью), и низшей — она включала людей, обслуживавших господствующие слои.
На территории Индии в VI—III вв. до н. э. существовало множество небольших государств. В Северо-Восточной Индии, где проходила деятельность Будды, их было 1б. По своему общественно-политическому устройству это были либо племенные республики, либо монархии. Они враждовали между собой, захватывали территории друг друга, и уже к концу жизни Будды многие из них были поглощены набиравшими мощь государствами Магадха и Кошала.
В те времена появилось множество аскетов — людей, не имеющих собственности и живущих подаянием. Именно среди аскетов-отшельников и зарождались новые религии — буддизм, джайнизм и другие учения, не признававшие ритуалов брахманов, видевшие смысл не в привязанности к вещам, месту, людям, а в сосредоточении целиком на внутренней жизни человека. Не случайно представителей этих новых учений называли шраманами (“шра-мана” означает “совершающий духовное усилие”).
Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом “брахман” Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения. Вот что говорится по этому поводу в одном из классических сочинений раннего буддизма — “Дхаммападе”:
“Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать. Я называю брахманом того, кто свободен от привязанности и лишён благ.
Я называю брахманом того, кто отрешился от мира и сбросил ношу, кто даже в этом мире знает уничтожение своего страдания.
Я называю брахманом того, кто среди взволнованных остаётся невзволнованным, среди поднимающих палку — спокойным, среди привязанных к миру — свободным от привязанностей.
Я называю брахманом того, кто говорит правдивую речь, поучительную, без резкостей, никого не обижающую.
Я называю брахманом того, кто знает своё прежнее существование и видит небо и преисподнюю; кто, будучи мудрецом, исполненным совершенного знания, достиг уничтожения рождения; кто совершил всё, что возможно совершить”.
Основы: учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване. Буддизм наиболее распространён в Тибете, Мьянме, Таиланде, Шри-Ланке, Камбодже, Монголии, Вьетнаме, Корее, Китае и Японии. На территории России буддизм был распространён от Кавказа до Сахалина. Сегодня это основная религия в Бурятии, Туве и Калмыцкой степи
Реликвии: Согласно буддийскому канону, описывающему жизнь и последние дни Будды, после кремации Будды фрагменты его физических останков, которые теперь называются реликвиями, были разделены на восемь частей и распределены между соседними государствами, принявшими к тому времени Буддизм. Каждая реликвия была замурована в ступе, в девятой ступе замурована урна, в десятой пепел.
Заключение
Итак, мы рассмотрели три религии и нашли в них много общего.
во всех религиях подробно разработан ритуал очищения.
Все религии имеют в основе общечеловеческие ценности: любовь, верность, преданность, служение Богу.
Все религии осуждают насилие, жестокость, алчность.
Теперь можно сделать вывод: некоторые люди думают, что если у тебя другая религия, то ты изгой?.. нет, ты такой же - запомни это!.. Бог во всем один, а религия ― это только вкус любви к нему и к окружающим. Те люди, которые не понимают это ― слишком заняты самими собой, а потому очень слабые духом и агрессивные…
После работы над проектом, мы только укрепились в нашей позиции:
Лично для нас, какую бы человек не исповедовал религию, он должен быть человеком! Цвет кожи, религия, язык-все это неважно...
Список используемых источников:
Энциклопедия для детей. Том 6. Религии мира. Часть 1. Верования древности. Религии Ирана и Индии. Иудаизм. Буддизм. – 4-е изд., испр. – М., 2005.
Энциклопедия для детей. Том 6. Религии мира. Часть 2. Религии Китая и Японии. Христианство. Ислам. Духовные искания человечества в конце XIX – XX вв. Религия и мир. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.
http://ru.wikipedia.org
Тема урока:
Церемонии и ритуалы разных религий: христиантства,ислама,буддизма.
Цель: познакомить учащихся с религиозными обычаями и обрядами в христианстве, исламе, и буддизме, которые проходят в церкви, , мечети, пагоде. Формирование толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур.
Задачи урока:
1) Познакомить учащихся с понятиями «обряд», «ритуал», «таинства».
2) Воспитание чувства уважения к людям различной национальной и религиозной принадлежности.
3) Развитие у учащихся способностей общения, выстраивания отношений с окружающими их людьми.
предметные - формировать первоначальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального народа России;
метапредметные - формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общее цели и пути их достижений, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
личностные - формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов;
развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, презентация к уроку, рабочая тетрадь учащегося, карточки со словами и картинками: библия, церковь (христианство), , мечеть, коран (ислам), типитака, буддийский храм (буддизм), карточки с названиями религий: «Буддизм», «Христианство», , «Ислам».
Средства наглядности: презентация Microsoft Offiсe Power Point с изображением религиозных ритуалов, обрядов и таинств.
Основные термины и понятия: Обряды. Ритуалы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Дети сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие по религиям мира. Но прежде чем отправится, сыграем в игру «Найди нужное слово» и вспомним, какие религии мира, мы знаем, и что интересного о них можем рассказать.
II. Актуализация опорных знаний.
Прикрепляются на доску карточки со словами: «Буддизм», «Христианство», «Ислам». На столе учителя разложены карточки-слова. В игре участвует все учащиеся. Ученик берёт слово, громко его читает и прикрепляет его в соответствующее поле. Пример высказывания «Мне досталось слово «икона», оно относится к христианству». Каждому учащемуся представляется сделать один ход, затем ход передаётся следующему и так до тех пор, пока не закончатся все слова. Класс замечает ошибки.
Задания выполнены, смело отправляемся в путешествие по религиям мира.
III. Формулирование учебной проблемы, планирование.
Цель нашего путешествия узнать – какие важные религиозные ритуалы, обряды и таинства существуют в мировых религиях, а также какие ритуалы существуют сейчас.
Скажите, ребята, нужны ли эти знания нам в жизни? (выслушиваются варианты ответов). Нужны, чтобы знать, что происходит в обществе людей. Как нужно относиться к религиозным чувствам людей, исповедующих иную веру? (Чувства верующих людей нужно уважать!)
Тема урока: «Религиозные ритуалы, обряды
На уроках окружающего мира, мы, изучали историю человека и говорили о первобытных людях.
Вопрос: Где они жили? (в пещерах)
Вопрос: Расскажите, что вы знаете о рисунках в пещере?
Рассказ учащегося: Много веков назад испанский археолог спустился в пещеру, взяв с собой свою маленькую дочку, а она обратила внимание на рисунок животного в пещере Фигуры животных были в натуральную величину
Вопрос: Как древний человек добывал себе пищу? (занимался охотой).
Вопрос: Для чего они создавали эти рисунки?
Убивая нарисованного зверя копьями или стрелами, первобытные люди верили, что, они приманивают к себе удачу. Поражение копьями и стрелами нарисованных животных – один из первых ритуалов .
Для первобытных людей рисунки на скалах были частью тайных религиозных ритуалов. Их надо было проводить в укрытых от чужих глаз и труднодоступных местах. Поэтому для их совершения были избраны пещеры.
Вопрос: Во что они верили? (в магическую силу изображения).
Запись в тетради: Ритуалы (обряды) – это поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром (напечатано)
Ритуал (обряд) – церемония, которая способствует укреплению веры в потусторонние силы.
Вопрос: Как вы понимаете слова потусторонний мир?
Вопрос: Ребята, как называют людей, которые руководили обрядами? (ответ – колдуны, маги, жрецы, шаманы) Так же первобытные люди верили в загробную жизнь. В захоронения они складывали предметы.
Вопрос: Какие предметы они клали? (которыми пользовались в жизни, быту, оружие, цветы). Зачем они это делали? (верили, что в ином мире, это им может пригодиться).
В древности начали складываться языческие обряды. Их проводили шаманы. Люди верили, что они исцеляют и приносят хорошую погоду. Обряд народов Крайнего севера носит название камлание
VI. Работа по теме урока.
В каждой существующей сегодня религии есть свои обряды. Но есть обряды, которые выполняет человек во всех религиях один раз в жизни. Они связаны с основными событиями в жизни человека, такими, как рождение, вступление в брак и смерть.
Вопрос: Что делают верующие во всех религиях мира, когда хотят пообщаться с Богом?
Вопрос: Что такое молитва?
Молитва – это обращение верующего к Богу
Молитва – это главный ежедневный обряд во всех религиях.
Вопрос: Куда верующие люди приходят, чтобы пообщаться с Богом у христиан? (в церковь)
А сейчас мы с вами отправляемся в путешествие по религии - Христианство.
Главное богослужение Христианской церкви, которое может совершаться каждый день, - это таинство причащения.
Работа с тетрадью: Таинство, которое может совершаться каждый день …(причащение)
Вопрос: Что такое таинство?
Вопрос: Когда верующие люди приходят в церковь с новорождённым ребёнком и батюшка освящает его святой водой, тем самым очищая от грехов. Какое таинство он совершает? (таинство крещения)
Работа с тетрадью: Таинство приобщения к церкви и очищения от грехов ….(крещение)
Когда вы вырастите, станете взрослыми. Девочки выйдут замуж, мальчики женятся. Заключат брак - это обряд при котором происходит таинство благословения супружеской жизни. В православии называется венчанием
Вопрос: Как одета невеста? Жених? Что означает белый цвет её платья? (чистоту)
Работа с тетрадью: Обряд благословения супружеской жизни…(венчание).
2. А сейчас мы с вами отправляемся в путешествие по религии - Ислам.
В православии христиане, когда хотят пообщаться с богом - молятся, тоже самое делают мусульмане, но у них ежедневная молитва носит название намаз
Вопрос: В православии верующие приходят в церковь, для того чтоб помолиться. А куда приходят мусульмане, чтобы пообщаться с Богом? (в мечеть)
В Исламе, также как и в христианстве проходит обряд над новорождённым слайд 18.
Мусульманин молиться 5 раз в день. Каждую неделю по пятницам каждый мусульманин совершает ритуал – пятничную молитву
Работа с тетрадью: Каждую неделю по пятницам каждый мусульманин совершает ритуал - ….(пятничную) молитву.
Мусульмане, также как и в любой другой религии совершают обряд бракосочетания, но называется он - никях, является обязательным для каждого, кто достиг совершеннолетия
3. А сейчас мы с вами отправляемся в путешествие по религии - Буддизм.
В буддизме верующие произносят ежедневно молитвы совершая ритуал, который носит название - мантры
Вопрос: Как называется священное сооружение, где буддисты совершают этот ритуал (в буддистском храме)
Жизнь буддиста тесно связана с астрологом – ламой . Собрав все необходимые данные о ребёнке, лама составляет его гороскоп. Обычно все главные события в жизни сопровождаются обрядами. Самым важным является обряд – связанный со смертью слайд 29 . Буддисты верили, что душа после смерти рождается вновь.
V. Итог урока.
Вопрос: Что интересного вы узнали, на уроке? В вашей семье вы соблюдаете какие-нибудь ритуалы, обряды?
VI. Подведение итогов.
Вопрос: Что интересного мы сегодня узнали, путешествуя по мировым религиям, мы узнаем, разгадав кроссворд . (посередине получается слово обряд)
. Вопросы к кроссворду:
1. Обращение верующего к Богу? (молитва)
2.Кем был Иисус Христос? (Бог)
3. Таинство с младенцами? (крещение)
4. Священная книга у христиан (библия)
5. При каком князе произошло крещение на Руси (Владимир)
VII. Задание на дом: Расскажите членам семьи или друзьям о том, что вы узнали сегодня на уроке если возникнут вопросы, то вы всегда можете прочитать на страницах учебника.
Список литературы:
1.А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.
Интернет-ресурсы:
Изображения и картинки:
2. Наскальное
3. Первобытные люди
4. Рисунки животных на скале
5. Жрецы
6. Обряд камлание
7. Церковь
8. Таинство причащения
9. Обряд крещения
10. Обряд венчания
11. Молитва (намаз).Ислам
12. Пятничная молитва
13. Мечеть
14. Обряд бракосочетания – никях
15. Обряд новорождённого
16. Мантры. Буддизм
18. Буддийская пагода
19. Лама
20. Обряд смерти
|
|
|