Главная страница

Особенности мотивов общения детей третьего года жизни. Шашерина Людмила Ивановна


Скачать 76.92 Kb.
Название Особенности мотивов общения детей третьего года жизни. Шашерина Людмила Ивановна
Дата 23.03.2016
Размер 76.92 Kb.
Тип Документы

Особенности мотивов общения детей третьего года жизни.

Шашерина Людмила Ивановна

Воспитатель МБДОУ №110
Среди многообразия проблем современной психологии, общения является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.

Долгие годы психологи и педагоги уделяли особое внимание общению со взрослыми. Ведь именно общение со взрослым стало главным условием усвоения детьми общественно-исторического опыта предшествующих поколений. Как показали исследования М.И.Лисиной «общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, в приобретении ребенком новых знаний и умений; оно также детерминирует структуру сознания, определяет опосредствованное строение высших, специфически человеческих психических процессов»

Вопрос этот очень важен, так как, с одной стороны, является источником приобретения ребенком знаний, навыков, норм поведения, а с другой этот процесс сам по себе является предметом усвоения. Во взаимоотношениях людей существуют определенные формы общения друг с другом. И от того, в какой мере освоит их малыш, во многом зависит не только его умение быть среди других людей, но и его общее психическое развитие.

В первый месяц жизни возникает и первая форма общения ребенка со взрослым выраженная в улыбке малыша, адресованной взрослому. Собственно, появляется улыбка не сама по себе, а как результат долгих и активных воздействий взрослого, выражающих любовь и нежность к ребенку. Несколько позже малыш не только отвечает на воздействие старшего, но и проявляет инициативу, т.е. самостоятельно призывает к общению. Ребенку важен доброжелательный и внимательный взрослый, независимо от того содержания, с каким последний обращается к нему. Удовлетворение этой, казалось бы, примитивной потребности имеет огромное значение для дальнейшего полноценного развития ребенка.

В ходе совместной со взрослым деятельности ребенок удовлетворяет различные потребности. В частности, он получает новые впечатления, к которым постоянно стремится, и удовлетворяет свою ненасытную потребность в активности.

Ребенок стремится также и к особым личностным контактам со взрослым, добивается его внимания и одобрения. Дети ищут оценки взрослым их успехов в выполнении игровых и предметных действий и отказывается от ласки взрослого, которая никак не связана с их деятельностью. Если же взрослый выражает свое положительное отношение к ребенку по ходу дела, то его оценка вызывает у ребенка интенсивные радостные переживания.

Своё отношение к взрослому дети раннего возраста выражают главным образом с помощью новых коммуникативных актов; в качестве последних они применяют преобразование и приспособленные для нужд общения локомоции, позы и предметные действия. Следовательно, будучи вплетенными в практическое взаимодействие со взрослым, личностное общение у ребенка раннего возраста не сливается с этим взаимодействием, а представляет собой новую форму личностного контакта с другим человеком

Усвоение детьми новых предметных действий протекает успешнее, если происходит в условиях личностного контакта со взрослым, в частности если взрослый персонально обращается к ребенку и если он одобряет действия ребенка. Из этого следует, что общение детей, удовлетворяющее их потребности в личном признании взрослого, представляет собой условия, благоприятствующее совершенствованию предметных действий - ведущей деятельности детей этого возраста, а тем самым и их общему психическому развитию.

Целый ряд авторов указывает на большое значение, которое имеют для детей дошкольного возраста их взаимоотношения с окружающими людьми. Значение этих отношений для детей определяется своеобразием положения в мире ребенка: его самостоятельность относительна, благополучие и сама жизнь зависят от заботы и помощи воспитывающих его взрослых людей. А.Н.Леонтьев пишет об этом так: «Ребенок испытывает свою зависимость от непосредственно окружающих его людей. Он должен считаться с требованиями, которые окружающие люди предъявляют к его поведению, ибо они реально определяют его интимно-личные отношения с ними. От этих отношений не только зависят его успехи и неудачи; в них самих заключены его радости и огорчения, они имеют силу мотива». Воздействия такого рода, как одобрение и неодобрение, в особенности со стороны родителей, приобретают в данный период детства такую побудительную силу, что могут служить регулятором поведения и стимулом психического развития. Не всегда отношения дошкольника со взрослыми сказываются благоприятно. Встречаются случаи негативизма и упрямства у детей 3-7 лет, они могут конфликтовать со взрослыми, чаще из-за того, что старшие не умеют (или не желают) учитывать запросы и стремления ребенка.

В соответствии с концепцией А.Н.Леонтьева под мотивом понимается объект, ради достижения которого осуществляется соответствующая деятельность, а деятельность общения характеризуется как взаимодействие людей и согласование ими своих усилий для скорейшего достижения общей цели. Отсюда следует, что мотивы общения должны развиваться (изменяться, возникать и исчезать) в ходе развития различных видов деятельности ребенка: ведь любую деятельность малыш практически осуществляет под руководством взрослого или при участие последнего, т.е. общаясь с этим взрослым.

Деловые контакты у трёхлеток представлены тремя разновидностями.

Первая разновидность - обращение за помощью к взрослому в случаях затруднений. Обращения носят характер жалоб, но не на собственное неумение, а на предметы, которые «не слушаются». Обращения за помощью в форме просьбы и благодарность за оказанную помощь у трёхлетних детей ещё отсутствует.

Вторая разновидность - предметно-действенные контакты, которая часто возникает у малышей в процессе работы и игры. Испытывая необходимость в помощи взрослого, малыши втягивают его в свои игровые действия, обращаясь при этом с ним как с равным партнером. Возникающее у малышей «сотрудничество» со взрослым совмещается с тенденцией к относительной самостоятельности.

Третья разновидность деловые контакты в форме согласования усилий партнеров, решающих одну и ту же задачу, не просто вместе, а с элементарным разделением функций. В таких контактах проявляются первые признаки общности - общности усилий, интересов и отношение к результатам совместных действий.

Познавательные контакты со взрослым. Основными побудителями в данных контактах, как и при деловом общении, являются предметы, которыми действовал или собирается действовать ребенок. Этот вид контактов выражается преимущественно в высказываниях, отражающих удивление и интерес, вызванный предметом, или в вопросах о недостающих сведениях, необходимых ребенку для ориентировки в том, как отнестись к различным вещам, как ими действовать и стоит ли вообще останавливать на них свой выбор.

Личностные контакты со взрослым. Встречается пять различных вариантов личностных контактов:

Первый вариант сообщения ребенка о своем эмоциональном состоянии, рассчитанные на сопереживание взрослого и его поддержку. Эти сообщения передаются преимущественно различными экспрессивно-мимическими средствами, появляясь в случаях отрицательных или положительных переживаний.

Второй вариант - обращение за одобрением, часто возникающих в процессе выполнения заданий взрослого, уборки игрушек, орудий и др. Чаще возникает в тех случаях, когда ребенок затевает новую игру с ещё не использованным материалом и проявляет неуверенность в том, как отнесется взрослый к тем или иным его замыслам и действиям.

Третий вариант - сообщения о чувствах симпатии и расположения, например, в форме таких заявлений: «Ты всегда приходи за мной, ладно?», «А я выглядывал, выглядывал, а тебя нету!» и др.

Четвертый вариант интимные сообщения ребенка. Это сообщения о себе и своей жизни, о родных, близких, о сверстниках. Особенно располагает детей к активным сообщениям игровая ситуация, где многие предметы напоминают о семье и жизни дома.

Пятый вариант - попытка ребенка расспросить взрослого о нём самом: «Ты к кому пришла?», «Ты чья бабушка?» и т.п. Подобные вопросы говорят о появлении начального интереса к взрослому и попытках включить свои впечатления о нём в систему привычных представлений о других взрослых людях.

В общении со взрослыми сначала через прямое подражание, а потом через словесные инструкции ребенок приобретает свой жизненный опыт. «Именно в общении со взрослыми, а в последующем и со сверстниками ребенок овладевает речью, познает окружающий мир, развивает свою психику, свое сознание, научается управлять собой. Без общения всё это было бы невозможно. Вот почему следует постоянно общаться с ребенком».

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Бедельбаева Х., Смирнова Е. Общение с взрослыми - основной источник психического развития ребенка //Д/в №3, 1987

  2. Буре Р.С, Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. М., 2003

  3. Лисина М.И., Авдеева Н.Н., Мещерякова СЮ. Организация общения
    взрослых с детьми // Дошкольное воспитание. -1985. -№2.

  4. Лисина М.И. Влияние общения со взрослыми на психическое здоровье ребенка / Дошкольное воспитание, -1982.-№8, раздел 1,2.

  5. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. -М ., 1997.

  6. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы и эмоции: конспекты лекций,М., 1999.

  7. Массен П.И. др. Развитие личности ребенка. -М ., 1987.

  8. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. -М ., 1996.

  9. Мухина B.C. Детская психология. -М ., 1991.

  10. Психология. / Под ред. В.Н.Дружининой, Спб, 2004.

  11. Психология дошкольника. Хрестоматия. / Сост. Г.А.Урунтаева. -М., 1997.

  12. Развитие общения у дошкольников. / Под ред. А.В.Запорожца, М.И.Лисиной. -М ., 1974.

  13. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Дошкольное воспитание. -1988. -№№2,3.

  14. Социальная психология / Под ред. А.В.Петровского. -М., -1987

  15. Субботский Е.В. Золотой век детства. -М., 1985.

  16. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. -М., 2000.

  17. Фридман Л.М. Психология воспитания. -М., 2002.

  18. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. -М ., 1995.