|
Особенности мотивов общения детей третьего года жизни. Шашерина Людмила Ивановна
Особенности мотивов общения детей третьего года жизни.
Шашерина Людмила Ивановна
Воспитатель МБДОУ №110
Среди многообразия проблем современной психологии, общения является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.
Долгие годы психологи и педагоги уделяли особое внимание общению со взрослыми. Ведь именно общение со взрослым стало главным условием усвоения детьми общественно-исторического опыта предшествующих поколений. Как показали исследования М.И.Лисиной «общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, в приобретении ребенком новых знаний и умений; оно также детерминирует структуру сознания, определяет опосредствованное строение высших, специфически человеческих психических процессов»
Вопрос этот очень важен, так как, с одной стороны, является источником приобретения ребенком знаний, навыков, норм поведения, а с другой этот процесс сам по себе является предметом усвоения. Во взаимоотношениях людей существуют определенные формы общения друг с другом. И от того, в какой мере освоит их малыш, во многом зависит не только его умение быть среди других людей, но и его общее психическое развитие.
В первый месяц жизни возникает и первая форма общения ребенка со взрослым выраженная в улыбке малыша, адресованной взрослому. Собственно, появляется улыбка не сама по себе, а как результат долгих и активных воздействий взрослого, выражающих любовь и нежность к ребенку. Несколько позже малыш не только отвечает на воздействие старшего, но и проявляет инициативу, т.е. самостоятельно призывает к общению. Ребенку важен доброжелательный и внимательный взрослый, независимо от того содержания, с каким последний обращается к нему. Удовлетворение этой, казалось бы, примитивной потребности имеет огромное значение для дальнейшего полноценного развития ребенка.
В ходе совместной со взрослым деятельности ребенок удовлетворяет различные потребности. В частности, он получает новые впечатления, к которым постоянно стремится, и удовлетворяет свою ненасытную потребность в активности.
Ребенок стремится также и к особым личностным контактам со взрослым, добивается его внимания и одобрения. Дети ищут оценки взрослым их успехов в выполнении игровых и предметных действий и отказывается от ласки взрослого, которая никак не связана с их деятельностью. Если же взрослый выражает свое положительное отношение к ребенку по ходу дела, то его оценка вызывает у ребенка интенсивные радостные переживания.
Своё отношение к взрослому дети раннего возраста выражают главным образом с помощью новых коммуникативных актов; в качестве последних они применяют преобразование и приспособленные для нужд общения локомоции, позы и предметные действия. Следовательно, будучи вплетенными в практическое взаимодействие со взрослым, личностное общение у ребенка раннего возраста не сливается с этим взаимодействием, а представляет собой новую форму личностного контакта с другим человеком
Усвоение детьми новых предметных действий протекает успешнее, если происходит в условиях личностного контакта со взрослым, в частности если взрослый персонально обращается к ребенку и если он одобряет действия ребенка. Из этого следует, что общение детей, удовлетворяющее их потребности в личном признании взрослого, представляет собой условия, благоприятствующее совершенствованию предметных действий - ведущей деятельности детей этого возраста, а тем самым и их общему психическому развитию.
Целый ряд авторов указывает на большое значение, которое имеют для детей дошкольного возраста их взаимоотношения с окружающими людьми. Значение этих отношений для детей определяется своеобразием положения в мире ребенка: его самостоятельность относительна, благополучие и сама жизнь зависят от заботы и помощи воспитывающих его взрослых людей. А.Н.Леонтьев пишет об этом так: «Ребенок испытывает свою зависимость от непосредственно окружающих его людей. Он должен считаться с требованиями, которые окружающие люди предъявляют к его поведению, ибо они реально определяют его интимно-личные отношения с ними. От этих отношений не только зависят его успехи и неудачи; в них самих заключены его радости и огорчения, они имеют силу мотива». Воздействия такого рода, как одобрение и неодобрение, в особенности со стороны родителей, приобретают в данный период детства такую побудительную силу, что могут служить регулятором поведения и стимулом психического развития. Не всегда отношения дошкольника со взрослыми сказываются благоприятно. Встречаются случаи негативизма и упрямства у детей 3-7 лет, они могут конфликтовать со взрослыми, чаще из-за того, что старшие не умеют (или не желают) учитывать запросы и стремления ребенка.
В соответствии с концепцией А.Н.Леонтьева под мотивом понимается объект, ради достижения которого осуществляется соответствующая деятельность, а деятельность общения характеризуется как взаимодействие людей и согласование ими своих усилий для скорейшего достижения общей цели. Отсюда следует, что мотивы общения должны развиваться (изменяться, возникать и исчезать) в ходе развития различных видов деятельности ребенка: ведь любую деятельность малыш практически осуществляет под руководством взрослого или при участие последнего, т.е. общаясь с этим взрослым.
Деловые контакты у трёхлеток представлены тремя разновидностями.
Первая разновидность - обращение за помощью к взрослому в случаях затруднений. Обращения носят характер жалоб, но не на собственное неумение, а на предметы, которые «не слушаются». Обращения за помощью в форме просьбы и благодарность за оказанную помощь у трёхлетних детей ещё отсутствует.
Вторая разновидность - предметно-действенные контакты, которая часто возникает у малышей в процессе работы и игры. Испытывая необходимость в помощи взрослого, малыши втягивают его в свои игровые действия, обращаясь при этом с ним как с равным партнером. Возникающее у малышей «сотрудничество» со взрослым совмещается с тенденцией к относительной самостоятельности.
Третья разновидность деловые контакты в форме согласования усилий партнеров, решающих одну и ту же задачу, не просто вместе, а с элементарным разделением функций. В таких контактах проявляются первые признаки общности - общности усилий, интересов и отношение к результатам совместных действий.
Познавательные контакты со взрослым. Основными побудителями в данных контактах, как и при деловом общении, являются предметы, которыми действовал или собирается действовать ребенок. Этот вид контактов выражается преимущественно в высказываниях, отражающих удивление и интерес, вызванный предметом, или в вопросах о недостающих сведениях, необходимых ребенку для ориентировки в том, как отнестись к различным вещам, как ими действовать и стоит ли вообще останавливать на них свой выбор.
Личностные контакты со взрослым. Встречается пять различных вариантов личностных контактов:
Первый вариант сообщения ребенка о своем эмоциональном состоянии, рассчитанные на сопереживание взрослого и его поддержку. Эти сообщения передаются преимущественно различными экспрессивно-мимическими средствами, появляясь в случаях отрицательных или положительных переживаний.
Второй вариант - обращение за одобрением, часто возникающих в процессе выполнения заданий взрослого, уборки игрушек, орудий и др. Чаще возникает в тех случаях, когда ребенок затевает новую игру с ещё не использованным материалом и проявляет неуверенность в том, как отнесется взрослый к тем или иным его замыслам и действиям.
Третий вариант - сообщения о чувствах симпатии и расположения, например, в форме таких заявлений: «Ты всегда приходи за мной, ладно?», «А я выглядывал, выглядывал, а тебя нету!» и др.
Четвертый вариант интимные сообщения ребенка. Это сообщения о себе и своей жизни, о родных, близких, о сверстниках. Особенно располагает детей к активным сообщениям игровая ситуация, где многие предметы напоминают о семье и жизни дома.
Пятый вариант - попытка ребенка расспросить взрослого о нём самом: «Ты к кому пришла?», «Ты чья бабушка?» и т.п. Подобные вопросы говорят о появлении начального интереса к взрослому и попытках включить свои впечатления о нём в систему привычных представлений о других взрослых людях.
В общении со взрослыми сначала через прямое подражание, а потом через словесные инструкции ребенок приобретает свой жизненный опыт. «Именно в общении со взрослыми, а в последующем и со сверстниками ребенок овладевает речью, познает окружающий мир, развивает свою психику, свое сознание, научается управлять собой. Без общения всё это было бы невозможно. Вот почему следует постоянно общаться с ребенком».
Л И Т Е Р А Т У Р А
Бедельбаева Х., Смирнова Е. Общение с взрослыми - основной источник психического развития ребенка //Д/в №3, 1987
Буре Р.С, Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. М., 2003
Лисина М.И., Авдеева Н.Н., Мещерякова СЮ. Организация общения
взрослых с детьми // Дошкольное воспитание. -1985. -№2.
Лисина М.И. Влияние общения со взрослыми на психическое здоровье ребенка / Дошкольное воспитание, -1982.-№8, раздел 1,2.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. -М ., 1997.
Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы и эмоции: конспекты лекций,М., 1999.
Массен П.И. др. Развитие личности ребенка. -М ., 1987.
Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. -М ., 1996.
Мухина B.C. Детская психология. -М ., 1991.
Психология. / Под ред. В.Н.Дружининой, Спб, 2004.
Психология дошкольника. Хрестоматия. / Сост. Г.А.Урунтаева. -М., 1997.
Развитие общения у дошкольников. / Под ред. А.В.Запорожца, М.И.Лисиной. -М ., 1974.
Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Дошкольное воспитание. -1988. -№№2,3.
Социальная психология / Под ред. А.В.Петровского. -М., -1987
Субботский Е.В. Золотой век детства. -М., 1985.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. -М., 2000.
Фридман Л.М. Психология воспитания. -М., 2002.
Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. -М ., 1995.
|
|
|