МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОНАДЕЖДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ГОРОДИЩЕНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ» 403011, Волгоградская область, Городищенский район, п. Новая Надежда,
ул. Центральная,1, тел. (884468) 4-54-45, e-mail: nov_nadezhda@list.ru
Программа формирования воспитанности младших школьников
Внеклассная работа
Демишева Надежда Александровна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
п. Новая Надежда, 2013г.
Воспитанность – одно из важнейших качеств личности. Нелегко дать определение этой категории. Ещё труднее её измерить. При этом наличие или отсутствие этого качества, то есть уровень воспитанности человека, мы определяем сразу и почти безошибочно. На что же мы ориентируемся? Что такое воспитанный человек? Какие качества ему присущи?
В современных условиях главной целью работы школы стало не столько обучение, сколько воспитание ученика, развитие не столько интеллекта, сколько личности ребёнка. Ныне в большей степени от школы, а то вовсе только от неё зависит, каким человеком станет в будущем ребёнок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, тружеником или тунеядцем, честным или преступником.
Начав работать в МБОУ «Новонадеждинская СОШ» с детьми младшего школьного возраста и их родителями, передо мной встал вопрос планирования работы классного руководителя. За годы работы в моей практике накопился материал для создания программы формирования воспитанности младших школьников, которую я представляю. Надеюсь, что мой опыт поможет учителям начальных классов разработать свою методику воспитания учащихся.
Идеология и основные принципы организации воспитательного процесса
Любая воспитательная система должна отвечать целям воспитания, которые ставит перед педагогом современное общество. Прежде всего - это формирование у учащихся качеств, которые помогут ему состояться во взрослой жизни. К таким качествам относятся:
интерес к самому себе. «Кто я? Какой я? Чего хочу? Что могу? Что я для этого умею?» - эти вопросы ученик должен научиться самостоятельно ставить перед собой и отвечать на них без боязни.
признание себя как личности. Ребёнку необходимо почувствовать свою значимость и необходимость; ему нужно помочь сформировать адекватную самооценку, уверенность в своих силах, чувство собственной успешности.
умение управлять самим собой. Каждая воспитательная система должна предоставлять школьнику право выбора того или иного решения и формировать ответственность за принятое решение перед самим собой, собственной совестью, перед своим внутренним «Я».
уважение чужого мнения. Ученик должен научиться формулировать и высказывать своё мнение, не боясь оказаться при этом в меньшинстве и даже в одиночестве; уметь отстаивать его и признавать свою неправоту. Каждый имеет право на ошибку. Поэтому задача взрослого – научить ребёнка принимать свои неизбежные ошибки как должное, не обвиняя в них других людей, не формируя в себе комплекса вины; воспитать терпимое отношение к разным людям. Вещам и взглядам.
любознательность и вовлечение в деятельность. В начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Им хочется участвовать во всех делах, которые предлагает взрослый, проявить себя, продемонстрировать свои умения. Такая жажда деятельности формирует важное качество личности – трудоспособность.
эмоциональная устойчивость. В развитии эмоциональной сферы взрослый должен научить учащихся умениям вызывать у себя одни эмоции (прощать, не таить обиду, управлять своим страхом) и избавляться от других.
наличие позитивной мотивации действий и поступков. Стимулом проявления положительной мотивации в деятельности являются индивидуальные мотивы: заинтересованность, вера в собственные силы, положительные эмоции, перспективы.
Принципы построения воспитательной работы

Принцип открытости. Ученики планируют жизнь в классе совместно с учителем, вносят свои предложения. К мнению детей необходимо прислушиваться.
Принцип добровольности. Процесс воспитания строится на добровольном участии ребёнка в том или ином деле, мероприятии. Необходимо опираться на интерес, творчество детей.
 Принцип привлекательности будущего дела. Учеников увлечь, заинтересовать результатом выполняемого дела.

Принцип деятельности. Ребёнком движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя, родителей, других детей. Младшим школьникам интересны конкурсы, праздники, соревнования. Детям хочется активно участвовать во всех классных делах.

Принцип свободы участия. Ребёнку нужно предоставить возможность выбрать посильное и интересное для него занятие.
 Принцип обратной связи. Каждое дело, каждое мероприятие, проведённое в классе, должно заканчиваться рефлексией. Взрослому нужно обязательно обсудить с детьми, что получилось и что не получилось.

Принцип сотрудничества. Учащиеся должны иметь право выбора партнёров при выборе дела
 Принцип успешности. Участие каждого ребёнка во внеклассной работе, его реальный успех и достижения необходимо по достоинству оценивать.
Цели и задачи воспитания
Цели воспитательной системы класса: формирование интеллектуальной, нравственной, созидающей личности, самостоятельно мыслящей и имеющей собственную жизненную позицию.
Задачи, решаемые в классном коллективе:
помощь детям в адаптации к обучению в школе, к принятию роли ученика;
привитие желания выполнять учебную деятельность, осваивать простейшие общетрудовые и специальные умения, активно участвовать в самообслуживании и общественно полезном труде;
создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных особенностей в учебное время и внеурочной деятельности;
определение реальных учебных возможностей ученика, создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; формирование у них интеллектуальной культуры, широкого кругозора и любознательности;
формирование у школьников понимания необходимости знаний и трудовых умений, развитие ответственного отношения к своей деятельности;
проведение работы по формированию детского коллектива, раскрытие содержания коллективных и индивидуальных поручений в целях развития товарищеских взаимоотношений; развитие инициативы и самостоятельности детей при организации разносторонней жизни детского коллектива, формирование адекватной самооценки и объективности в оценивании поступков окружающих;
привитие навыков культурного поведения, знакомство с традициями и обычаями общения поколений и народов (в классе имеются дети разных национальностей); формирование у учащихся культуры общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребёнок», обучение приёмам преодоления коммуникативных проблем;
формирование целостного представления об окружающем мире, раскрытие роли человека в преобразовании и охране природы;
развитие у школьников чувства прекрасного;
воспитание у школьников сознательного отношения к своему здоровью и физическому развитию, развитие самостоятельности в выполнении санитарно-гигиенических норм и правил дорожного движения;
воспитание чувства патриотизма. Формирование осознанного отношения к значимости нравственного опыта прошлого и будущего;
создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Организация работы с родителями;
проведение работы по подготовке учащихся к переходу на вторую ступень обучения в школе (совместно с учителями-предметниками второй ступени).
Содержание воспитательной работы с классным коллективом
В качестве системообразующих в программе определены следующие виды деятельности младших школьников:
познавательная деятельность;
художественно-эстетическая деятельность;
спортивная деятельность;
трудовая деятельность;
ценностно-ориентированная деятельность;
общественная деятельность;
свободное общение.
Основными направлениями воспитательной работы являются:
развитие классного коллектива как воспитательной среды,
правовое воспитание,
3. формирование адекватных представлений об окружающем мире,
4. формирование сознательного отношения к учебному труду,
5. воспитание нравственности и культуры общения,
6. патриотическое воспитание,
7. формирование знаний по охране здоровья и правилам дорожного движения,
гигиеническое воспитание,
8. эстетическое воспитание,
организация сотрудничества с родителями.
1) Развитие классного коллектива как воспитательной среды Задачи:
- познакомить детей с традициями и нормами общения,
- формировать культуру общения в системах «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребёнок»,
- создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса,
- развивать и совершенствовать умения детей разбираться в различных ситуациях жизни коллектива,
- учить приёмам преодоления проблем в общении, выражать собственное мнение
Мероприятия:
линейка «День знаний», классные часы «Мой друг», «Мои новые друзья», «Что значит быть хорошим другом?», «Без друзей меня чуть-чуть..», «Моя школьная жизнь (распределение поручений)», День именинника, коллективное посещение театров, музеев, выставок, участие в спортивных соревнованиях, участие в школьных праздниках, проведение классных праздников, выпуск газет, диагностика развития детского коллектива. 2) Правовое воспитание Задачи:
- познакомить с основными законами и правовыми нормами государства, формировать ответственное отношение к их соблюдению, формировать ответственное отношение к их соблюдению,
- формировать умение руководствоваться мотивами долга, совести и справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора,
- формировать гуманистическое мировоззрение, способность к осознанию своих прав и прав других людей, способность к саморазвитию.
Мероприятия:
классные часы «Мы теперь - не просто дети, мы теперь – ученики», «Правила поведения в школе», «О честности и справедливости», «Мои права и обязанности», «Как мы дежурим в классе и школе?», «Кем быть?», «Наш дружный класс», беседы «Мой край родной», «Кто прав, кто виноват?», участие в Дне поселка. 3) Формирование адекватных представлений об окружающем мире Задачи:
- формировать ответственность за окружающий мир, учить бережному отношению к окружающей среде,
- воспитывать любовь к природе.
Мероприятия:
озеленение кабинета, уход за комнатными растениями, изготовление поделок, участие в выставках поделок, участие в акциях «Собери макулатуру – покажи свою культуру», «Волгоградская область – чистая область», «Первоцветы», «Покормите птиц зимой», «Чистый берег», «Родник», «Неделя в защиту животных», участие в субботниках по благоустройству территории школьного двора, посёлка, своей улицы, экскурсии в природу, походы по родному краю, беседы на тему «Труд наших родителей», «Кем я хочу быть», экскурсии в этнографический музей «Казачий курень», Пещеры в Меловых горах, областной краеведческий музей. 4) Формирование сознательного отношения к учебному труду Задачи:
- развивать у учащихся способность рационально мыслить, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения, целесообразно действовать,
- определить круг реальных возможностей ученика и зону ближайшего развития,
- развивать кругозор, любознательность,
- формировать потребность в труде,
- учить рационально использовать время, организовывать рабочее пространство.
Мероприятия:
классные часы «Мой портфель», «Школьный дневник. Как с ним работать?» «Мир моих увлечений», «Клуб любознательных», проведение предметных недель, недели детской книги, формирование и пополнение классной библиотеки, видеотеки, проведение классных предметных олимпиад, участие в конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», Зимних интеллектуальных играх, КИТ, муниципальных и региональных конкурсах. 5) Воспитание нравственности и культуры общения Задачи:
- формировать нравственную культуру миропонимания,
- формировать умение отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора,
- повседневно укреплять дружеские взаимоотношения, внимательно и доброжелательно относиться к своим товарищам, личным примером демонстрировать проявление этого поведения,
- обучать проявлениям эмпатии, толерантности.
Мероприятия:
классные часы «Наш класс на перемене», «Что такое хорошо? И что такое плохо?», «О жадности и жадинах», «Опасная дружба», «Что такое характер?», тренинги общения, беседы о речевом этикете, турнир вежливости, рыцарский турнир, беседы об истории жизни людей «Нравственное наследие». 6) Патриотическое воспитание Задачи:
- воспитание любви к Родине, ее культуре и традициям,
- формирование у детей гражданско-патриотического сознания,
- развитие чувства сопричастности судьбе Отечества.
Мероприятия:
тематические классные часы «Этих дней не смолкнет слава», «Спасибо деду за Победу», участие в Вахте памяти, посвященной дню Сталинградской битвы, участие в общешкольной линейке «День памяти», посвящённой танкистам, погибшим под х. Новая Надежда, участие в митинге «День Победы», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, с участниками боевых действий в Афганистане, Чечне, экскурсии по местам боевой славы «Мамаев Курган», «Солдатское поле», «Остров Лютикова», посещение школьного музея, панорамы «Сталинградская битва», районного историко-краеведческого музея. 7) Формирование знаний по охране здоровья и правилам дорожного движения,
гигиеническое воспитание Задачи:
- содействовать формированию у школьников культуры сохранения и укрепления собственного здоровья, ответственности за здоровье окружающих людей,
- прививать учащимся потребность в поддержании порядка на своих рабочих местах, в обеспечении чистоты в классе,
- формировать правильное отношение к занятиям физической культурой и спортом, создавать условия для физического развития учащихся,
- воспитывать у детей младшего школьного возраста негативное отношение к вредным привычкам.
Мероприятия:
ежедневное проведение утренней зарядки до уроков, физкультминуток на уроках, классные часы «Режиму дня мы друзья», «Витамины – наши друзья», беседы «Профилактика простудных заболеваний», «О закаливании организма», «О правильном питании», проведение Дней здоровья, встречи с медицинскими работниками, тренинги «Береги зрение», «Правильная осанка», встречи с инспекторами ГИБДД, мероприятия по правилам дорожного движения «На улицах города», «Сигналы светофора», «Правила дорожного движения», участие в конкурсе «Светофор», экскурсия «Мы по городу идем», беседа «Безопасный путь в школу», участие в классных и спортивных соревнованиях, беседы на тему «Спорт в моей жизни», участие в празднике «Папа, мама, я – спортивная семья», «Спорт в жизни моей семьи», оформление стенда «Наши юные спортсмены», мероприятия по профилактике вредных привычек «Курить – здоровью вредить», «Скажем вредным привычкам «Нет!»», участие в месячнике по профилактике вредных привычек. 8) Эстетическое воспитание Задачи:
- развивать у младших школьников потребность в прекрасном,
- прививать любовь к искусству, литературе, музыке,
- создавать условия для реализации индивидуальных творческих задатков и способностей.
Мероприятия:
конкурсы рисунков, плакатов, поделок, фотографий, работа над выразительностью, правильности речи, конкурсы чтецов, поощрение индивидуальных и кружковых занятий детей, развитие интереса к музыке и изобразительному искусству, участие во всех школьных мероприятиях эстетической направленности, в ежегодном смотре-конкурсе «Детские и педагогические фантазии», посещение театра кукол, ТЮЗа, Тили-Бом, выставок. 9) Организация сотрудничества с родителями. Задачи:
- максимально сблизить интересы родителей, детей и учителей, направленные на личностное развитие школьников,
- организация и проведение родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед,
- создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Мероприятия:
Тематика родительских собраний «Организация учебного процесса», «Трудности в поведении младших школьников», «Поощрение и наказание», «Режим дня детей», «Нравственные отношения в семье», «Общение родителей и детей как условие успеха воспитания», «Здоровье младшего школьника», «Информационная безопасность школьника», «Интернет, телевизор...», Готовимся перейти в среднюю школу», привлечение родителей к ремонту и пополнению оборудования кабинета, к проведению классных и школьных мероприятий, дни открытых дверей. IV. Ожидаемые результаты реализации программы Программа рассчитана на четыре года обучения детей в начальной школе. Намеченные мероприятия должны обеспечить:
сплочение классного коллектива;
формирование у учащихся активной жизненной позиции;
достижение высокого уровня воспитанности, познавательной активности, адекватной самооценки;
получение школьниками социального опыта жизни в коллективе, развитие умения подчиняться общим правилам, сохраняя при этом свою индивидуальность;
формирование у школьников качеств личности, дающих возможность в дальнейшем успешно обучаться на второй и третьей ступенях школы.
Показатели воспитанности ученика
1 . Поведение в семье
Активное участие в делах и проблемах семьи, старательное выполнение своих постоянных обязанностей по дому, самообслуживание, забота о младших и старших членах семьи, проявление инициативы в подготовке и проведении семейных праздников.
2 . Поведение в школе
Дисциплинированность и активность на уроках, повседневное выполнение правил для учащихся, аккуратность и старательность в выполнении заданий, бережное отношение к школьному и классному имуществу, активное участие в общественных делах класса и школы.
3. Отношение к старшим
Вежливость, соблюдение этикета в общении со старшими, оказание
помощи, разумное выполнение их поручений.
4. Отношение со сверстниками
Отношение к друзьям, инициатива оказания помощи товарищам,
искреннее сопереживание их радостей и горестей, умение держать слово и выполнять
обещанное, отсутствие стремления непременно чем-то выделиться, сдержанность в
спорах.
5. Поведение на улицах и в общественных местах
Соблюдение правил уличного движения, бережное отношение к природе, животным, соблюдение чистоты и порядка в общественных местах, привычка уступать старшим место в транспорте.
6. Отношение к себе
Постоянная занятость полезным делом, умение заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, привычка доводить начатое дело до конца, стремление быть честным и искренним. Привычка не брать чужих вещей без разрешения, доброта, способность не завидовать чужим успехам, честность в признании своих проступков и ошибок, стремление их исправить, умение воспринять критику, нетерпимость к обману, воровству, отсутствие вредных привычек (курение, сквернословие), готовность прийти на помощь, умение отстаивать своё мнение с помощью логической аргументации, а не силой. Настойчивость в преодолении трудностей, систематическое и упорное самовоспитание, физическое самовоспитание, опрятный внешний вид. Литература, использованная при подготовке программы
Классные часы. 1-4 классы / Сост. Я.Ю. Мартынова. – Волгоград: Учитель, 2005.
Классные часы. 1-4 классы / Сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2006.
Тематические классные часы в начальной школе: как вести себя в школе и дома / Сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Журналы «Начальная школа», «Педсовет», 2005-2011.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Участие учащихся в конкурсах,
проводимых официальными государственными учреждениями и организациями:
№
| Уровень
| Дата
| Название конкурса
| Ф.И.О. уч-ся, класс
| Место
| 1.
| муниципальный
| 15.02.
2012 г.
| Конкурс творческих работ «Зеркало природы», номинация «Вторая жизнь дерева».
| Янин Миша, 3 класс
| II место
| 2.
| муниципальный
| 15.02.
2012 г
| Конкурс творческих работ «Зеркало природы», номинация «Фантазии из солёного теста».
| Мурадалиева Сабина,
3 класс
| III место
| 3.
| муниципальный
| январь, 2012 г
| Конкурс социально-учебных проектов
«Я – исследователь».
| Гончарова Алёна,
3 класс
| III место
| 4.
| муниципальный
| 11.11.2011 г
| Конкурс «Дары осени», номинация «Прикладное творчество».
| Катринина Соня, 3 класс
| III место
| 5.
| муниципальный
| 06.04.
2012 г
| Конкурс детских работ, выполненных в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании», номинация «Лучшая фотография»
| Катринина Соня, 3 класс
| I место
| 6.
| международный
| апрель, 2012 г
| Зимние интеллектуальные игры
| Гончарова Алёна,
3 класс
| I место
в районе
| 7.
| муниципальный
| май, 2012 г
| Конкурс детских рисунков и изделий декоративно-прикладного творчества «Во славу Отечества», посвященном 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 г., номинация «Лучшая поделка до 14 лет».
| Янин Миша, 3 класс
| I место
| 8.
| муниципальный
| Май, 2012 г
| Конкурс детских рисунков и изделий декоративно-прикладного творчества «Во славу Отечества», посвященном 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 г., номинация «Лучшая поделка до 14 лет».
| Мурадалиева Сабина,
3 класс
| II место
| 9.
| муниципальный
| 15.02.
2012 г.
| Конкурс творческих работ «Зеркало природы», номинация «Калейдоскоп природы».
| Катринина Соня,
3 класс
| Благодарственное письмо за участие
| 10
| муниципальный
| 15.02.
2012 г.
| Конкурс творческих работ «Зеркало природы», номинация «Вторая жизнь дерева».
| Янин Миша, 3 класс
| Благодарственное письмо за участие
| 11
| муниципальный
| 15.02.
2012 г.
| Конкурс творческих работ «Зеркало природы», номинация «Волшебная флористика».
| Шаманин Саша,
3 класс
| Благодарственное письмо за участие
| 12
| муниципальный
| 28.12.
2012 г.
| Фотоконкурс «Природа – дар бесценный», номинация «Снова осень, закружила хоровод мелодий…»
| Катринина Соня, 3 класс
| Диплом за участие
| 13
| международный
| апрель,
2012 г
| Зимние интеллектуальные игры
| Катринина Соня, Швенк Андрей, Галицына Варя, Сапегин Вова, Вергунова Ангелина, Янин Миша -3 класс
| Сертификат участника
| 14
| муниципальный
| 10.04.
2012 г
| Научно-практическая конференция «Вестники весны 2012 г», номинация «Лучшая фотография»
| Галицына варя, Вергунова Ангелина, Катринина Соня – 3 класс
| Благодарственное письмо за участие
| 15
| всероссийский
| февраль,
2012 г
| Конкурс «КИТ – компьютеры, информатика, технологии»
| Галицына Варя, Катринина Соня, Мурадалиева Сабина – 3 класс
| Сертификат участника
| 16
| международный
| май,
2012 г
| Математический конкурс-игра «КЕНГУРУ»
| Катринина Соня, Сапегин Вова, Галицына Варя, Швенк Андрей – 3 класс
| Сертификат участник
| 17
| всероссийский
| апрель
2012 г
| Игра-конкурс по информатике
«Инфознайка -2012 г »
| Катринина Соня, Гончарова Алёна, Швенк Андрей, Галицына Варя, Янин Миша, Сапегин Вова – 3 класс
| Сертификат участника
| 18
| областной
| апрель,
2012 г
| Конкурс творческих работ «Зеркало природы», номинация «Вторая жизнь дерева».
| Янин Миша, 3 класс
| Диплом за участие
| 19
| областной
| апрель,
2012 г
| Конкурс творческих работ «Зеркало природы», номинация «Фантазии из солёного теста».
| Мурадалиева Сабина,
3 класс
| Диплом за участие
| 20
| областной
| март,
2012 г
| «Нарко-Стоп», номинация «Лучший плакат».
| Пищулин Максим,
3 класс
| Диплом за участие
|
Анкета-заявка
ФИО участника конкурса Демишева Надежда Александровна___________________
Должность учитель начальных классов______________________________________
Место работы муниципальное бюджетное образовательное учреждение__________ «Новонадеждинская средняя общеобразовательная школа Городищенского района»
Номинация, в которой заявлена работа «Внеклассная работа»__________________
Работа «Программа формирования воспитанности младших школьников»________
Краткая аннотация работы В современных условиях главной целью работы школы стало не столько обучение, сколько воспитание ученика, развитие не столько интеллекта, сколько личности ребёнка. Ныне в большей степени от школы, а то вовсе только от неё зависит, каким человеком станет в будущем ребёнок. За годы работы в начальных классах, в моей практике накопился опыт для создания программы формирования воспитанности младших школьников. Программа рассчитана на четыре года обучения детей в начальной школе. Предназначена для практической работы учителям начальных классов.___________________________
Контактный телефон участника 8(84468)45449 (дом.), 89044260469(сот.)_________
Адрес электронной почты nad_dem@list.ru
Дополнительная информация, которую Вы хотели бы сообщить оргкомитету_Общий педагогический стаж 12 лет, стаж работы в начальных______ классах 6 лет___________________________________________________________
Согласны ли вы на размещение вашей работы на сайтах учредителей конкурса, публикацию в печатных изданиях? Да_____________________________________
14 марта 2013г Учитель начальных классов Н.А. Демишева |