Главная страница

Психолого педагогические аспекты применения технологии развивающего обучения на уроках музыки


Скачать 81.84 Kb.
Название Психолого педагогические аспекты применения технологии развивающего обучения на уроках музыки
Дата 06.03.2016
Размер 81.84 Kb.
Тип Документы

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Проблема соотношения обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогики. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности, и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии.

Связь обучения и развития человека — одна из центральных проблем образования. При ее рассмотрении важно отметить, что:

а) саморазвитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке;

б) развитие особенно личностное, продолжается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству.

Говоря об основной цели любой системы образования — развитии личности обучающегося, следует, прежде всего, подчеркнуть одно из основных положений современной психологии, согласно которому обучение является не только условием, но и основой, и средством психического и в целом личностного развития человека.

Признание главной роли обучения в развитии природных задатков содержалось уже в работах основоположника педагогики Я.А. Коменского. Эта идея в том или ином виде утверждалась многими педагогами и психологами на протяжении последующих столетий, вплоть до настоящего времени. В отечественной педагогике она нашла отражение в работах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Н.X. Весселя, К.Н. Вентцеля, П.П. Блонского, Л.С. Выготского и других.

Вместе с тем вопрос о характере соотношения и роли обучения и развития в социокультурном становлении личности остается весьма дискуссионным в теории и практике образования. С особой остротой он обсуждался в начале XX столетия, получив в науке ироничную трактовку как проблема «лошади и телеги». В общем виде речь шла о том, что должно идти в авангарде и вести за собой — обучение или развитие. И выдвигались разные точки зрения по поводу решения этого вопроса

В современных условиях, при необходимости обновления содержания музыкального образования, становится особенно важным умение учителя по-новому организовать педагогический процесс на уроках музыки. Урок музыки в школе должен стать уроком искусства, уроком творчества, который призван решить следующие задачи музыкального образования:

- воспитание музыкальной и эмоциональной культуры ребенка;

- формирование исполнительской культуры, расширение кругозора в области искусств;

- развитие музыкальных и творческих способностей, как средство развития личности;

Решение этих задач происходит в процессе музыкальной деятельности ученика на уроке, который является одновременно композитором, исполнителем, слушателем. И чтобы музыкальное образование было развивающим, необходимо добиться, чтобы деятельность школьников на уроке строилась на основе закономерностей самой музыки. Это возможно, если школьники участвуют в процессе рождения музыки. Познают природу музыкального творчества, осознают музыку как отражение, художественное воспроизведение жизни. Уровень приобщение детей у музыке должен соответствовать природе искусства – философско-художественное осмысление жизни, и природе ребенка – готовность к опережению уровня своего развития.

Педагогическая технология развивающего обучения является одной из современных технологий, направленных на осуществление развития ребенка через обучение. Что же такое педагогическая технология?

Современное понятие «педагогической технологии»( принято ЮНЕСКО) – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, задача которого – оптимизация форм образования.

Понятие педагогической технологии включает в себя научный, процессуально описательный и процессуально-действенный аспекты,то есть существует и в виде научных разработок, и в виде системы методов, способов и принципов обучения, и в виде реального процесса обучения.Это понятие беолее широкое нежели понятие « методика обучения», технология отвечает на вопрос как достичь поставленной цели в обучении оптимальным способом,при помощи последовательного воплощения системы методов, оптимального управления процессом.

В квалификационных характеристиках должностей работников образования в требованиях к учителю общеобразовательной школы выделены четыре основных педагогических технологий, умение использовать которые является необходимым условием квалификации учителя. Это:

- технология развивающего обучения:

- технология дифференцированного обучения:

- реализация компетентностного подхода к обучению:

- технология продуктивного обучения:

Одна из самых актуальных проблем современной педагогики - превращение урока музыки в урок искусства. В свете этой проблемы возрастает потребность в использовании на уроках музыки новых педагогических технологий, способы и методы обучения которых опираются на закономерности присущие музыкальному искусству. Эти новые педагогические технологии должны решать триединую задачу: активизация интереса к уроку и к занятиям музыкой, музыкальное развитие и формирование эстетического вкуса, активизация музыкального самообразования. Одной из таких современных педагогических технологий является технология развивающего обучения.

Ведущие психологи и педагоги ХХ столетия рассматривали проблему соотношения обучения и развития как одну из стержневых проблем педагогики. К этому вопросу в своих работах обращались Я.А. Коменский,К.Д.Ушинский, Ж. Пиазе и другие. В исследованиях ведущих психологов и педагогов существуют разные точки зрения о развитии – биогенетическая, социогенетическая, персоногенетическая. Споры о взаимосвязи обучения и развития , различные концепции «обучаемого развития» (по Фрейду), «развивающего обучения» ( Выготский, Гальперин) направлены на выяснение истины, которая как обычно, лежит где-то посредине. В процессе обогащения педагогической теории были выделены понятия «развитие» и «обучение». Общепринятыми считаются следующие определения этих понятий:

- развитие – это процесс количественных и качественных изменений организма, нервной системы, психики, личности;

- обучение – процесс целенаправленной передачи общественно- исторического опыта, организация усвоения знаний, умений, навыков;

Основные постулаты теории развивающего обучения выдвинул психолог Л.С. Выготский. Его теория « О зоне ближайшего развития» показывает неразрывную связь обучения и развития ребенка. Зона ближайшего развития это расхождение между уровнем актуального развития (те виды деятельности, с которыми ребенок может справиться сам), и уровнем потенциального развития (те виды деятельности, с которыми ребенок успешно справится под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками Основные выводы теории Л.С. Выготского в том, что:

- обучение создает зону ближайшего развития, которая сменяется зоной актуального развития;

- обучение двигает вперед развитие, опираясь как на уже созревшие функции, так и на те, которые только созревают;

«Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития», - писал Л.С.Выготский. Определение актуального и потенциального уровня развития, а также зоны ближайшего развития должно лежать в основе нормативной возрастной диагностики, как показатель индивидуальных различий детей, столь необходимого для оптимальной организации дифференцированного и развивающего обучения, и является основой для личностно-ориентированного подхода к обучению. Развивающее обучение – активно-деятельностный способ обучения,идущий на смену иллюстративно-объяснительному типу. Это учебный процесс, в котором наряду с передачей конкретных знаний ведется интеллектуальное развитие человека. Применение технологии развивающего обучения происходит в зоне ближайшего развития, определение границ которого зависит от опыта и мастерства педагога. «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития» (Л.С.Выготский).

Современные реалии образования обусловили многочисленные исследования, эксперименты, направленные на создание технологий и методик развивающего обучения. Среди самых известных и использующихся на практике – концепции развивающего обучения Л.В. Занкова, Давыдова-Эльконина, И.С.Якиманской и других исследователей-практиков. Наряду с различными подходами и приоритетами этих концепций, есть ряд общих принципов, а именно:

- проблемное обучение;

- индивидуализация и дифференциация;

- формирование алгоритмических и эвристических приемов интеллектуальной деятельности;

Применение на уроках искусства технологии развивающего обучения , решает задачи личностно- ориентированного подхода, развитие творческих способностей , повышение музыкально- творческой активности учащихся.

Каковы же особенности применения развивающего обучения в преподавании музыки? Ответы на этот вопрос даны в методических трудах Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, Ю.Б. Алиева и других отечественных педагогов-музыкантов. Это общеизвестные методы, используемые в преподавании музыки, которые применимы в технологии развивающего обучения.

-МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА (определение сходства и различия, равно принципу тождества и контраста, используемому в музыкальной драматургии) Является одним из наиболее важных и действенных методов. Может использоваться в любой предметной области, но в преподавании музыки наиболее актуален. Имея небольшой теоретический опыт, учащиеся при помощи учителя сравнивают различные музыкальные произведения,приходят к выводу о принципе строения музыки на основе сходства и различия. Для сравнения предлагаются различные музыкальные явления – высота звуков, темпы, регистры, лады, жанры, тембры, различные интерпретации произведений.. Сравнение помогает лучше услышать и понять особенности произведения, что облегчает его восприятия.

- МЕТОД ЗАБЕГАНИЯ ВПЕРЕД И ВОЗВРАЩЕНИЯ К ПРОЙДЕННОМУ (или метод перспективы и ретроспективы); Метод основан на преемственности между темами программы обучения, помогает формировать целостное представление о музыке, как о виде искусства. Усвоение новых знаний на уже знакомом материале проходит более быстро, уже известное музыкальное произведение поднимается на уровень более сложный и более содержательный, устанавливаются новые связи.

- МЕТОД МУЗЫКАЛЬНОГО ОБОБЩЕНИЯ

Направлен на усвоение ключевых знаний о музыке, формирование художественного мышления. Включает в себя следующую систему действий:

- активизация имеющегося музыкального, жизненного опыта, необходимого для осознания темы;

- знакомство с новым знанием, при помощи организации проблемно-поисковой ситуации;

- применение нового знания в различных видах учебной деятельности;

- МЕТОД ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ

Направлен на активизацию эмоционального отношения к музыке, основывается на построении урока в соответствии с закономерностями музкально-эмоциональной драматургии. Урок может быть построен на основе принципов эмоционального контраста или развития одного эмоционального тона, исходя из выбранного варианта подбирается музыкальный материал урока, и определяется его последовательность использования на уроке.

- МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Смысл проблемного обучения в том, что в процессе обучения учитель ставит перед учащимися задачу, в поиске решений которой ученики получают и усваивают новые знания.В основе лежит самостоятельность музыкального мышления учащихся, которые в процессе решения проблемы включаются в процесс активного познания музыкального тскусства, и эвристическая составляющая – открытие нового, неизвестного ранее. Создание проблемной ситуации возможно в любом виде деятельности учащихся, в процессе восприятия музыки, музицирования, пения, выполнения творческих и занимательных заданий.


ЛИТЕРАТУРА
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2000.
2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.,1983.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

5.Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.

6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998.