|
Использование современных образовательных технологий как необходимое условие повышения качества обучения
МБОУ «Пристеньская основная общеобразовательная школа
Ровеньского района Белгородской области»
ДОКЛАД
на тему:
«Использование современных образовательных технологий как необходимое условие повышения качества обучения»
Подготовил учитель информатики:
Жиренко М.И.
2015
Широкое использование современных образовательных технологий является одним из важнейших направлений развития современной организации учебного процесса в любом учебном заведении.
Основные методы современных образовательных технологий:
модульный;
интегрированный с другими предметами.
личностно ориентированный;
диферренцированный
Информатика как нельзя лучше отвечает этим требованиям: она обеспечивает межпредметные связи, соотношение целей и содержания, прикладную направленность, позволяет использовать современные образовательные технологии, поэтому необходимо развивать у школьников устойчивый интерес к предмету.
Каждый учитель на своих уроках должен развить у школьников широкий комплекс общих учебных и предметных умений, овладеть способами деятельности, формировать познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.
Каким образом я добиваюсь этого.
I. Применение компьютерных технологий на уроках информатики:
а) использование мультимедийных презентаций. Мультимедийная презентация дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. При подготовке к урокам незаменимым помощником преподавателю может оказаться Windows-приложение Power Point, входящее в комплект интегрированного пакета Microsoft Office. Это приложение позволяет самостоятельно по собственному сценарию подготовить интерактивное мультимедийное пособие к уроку по любому предмету с минимальными временными затратами. Оно отличается от других интерактивных средств для аналогичных целей простотой, так как построено по идеологии «программирование без программирования», и его основные возможности могут быть освоены учителем всего за несколько часов самостоятельной работы за компьютером. Основной причиной неприятия некоторой частью учителей информационных технологий как важнейшего технического средства обучения является отсутствие элементарных навыков работы на компьютере, а отсюда— боязнь компьютера. Я могу с уверенностью сказать, что в нашей школе многие учителя умело используют мультимедийную презентацию. Данная форма урока позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала, сокращает время обучения. Такие уроки помогают решить мне следующие задачи:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать навыки самоконтроля;
-
сформировать мотивацию к учению в целом и к информатики в частности;
оказать учебно-методическую помощь студентам в самостоятельной работе над учебным материалом;
развивать интерес к предмету.
Создавать презентации ученики могут индивидуально или группой. Презентации ученики создают как в рамках проекта, так и по конкретным заданиям, или по желанию.
б) создание Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекстовых документов HTML является интересным и увлекательным занятием для учеников 9-го класса. Для создания сайтов можно использовать цифровые фотоаппараты, видеокамеры. Учащиеся с огромным интересом вовлекаются в данный процесс. Им интересно и радостно видеть себя и своих друзей на экране. На данных уроках вырабатываются устойчивые практические навыки самостоятельной работы. Мы, учителя настолько привыкли делать и рассказывать все сами, что ученикам неинтересно, а вот работа с готовыми мультимедийными продуктами вызывает огромный интерес и развивает творческий потенциал. Ученики учатся искать самостоятельно информацию, ее анализировать, осмысливать и применять их на практике.
Обязательно на таких занятиях нужно говорить о защите своих и чужих авторских прав. На сегодняшний день это одно из самых увлекательных занятий современного ученика. Они умеют пользоваться Интернетом, что радует, но все-таки необходимо направлять их работу, давать конкретные задания.
II. Урок-игра Mi20041974
Игра – особая форма взаимодействия ребенка с миром. Такие уроки формируют положительное отношение обучающихся к овладению компьютерной грамотностью. Чаще всего я их использую на уроках по методике использования ТСО и ЭВТ в работе с детьми: например проводим компьютерные обучающие игры, где ученики подразделяются на воспитателей и детей. Им приходится решать поставленные перед ними задачи – воспитательные, обучающие. Игра развивает воображение, стимулирует мотивы учебной деятельности, учит принимать решения в различных ситуациях.
Нужно помнить, что общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр с учётом возраста и учебной направленности. Поэтому считаю, что родителям, да и учителям нужно смотреть за используемыми их детьми обучающими и развивающими компьютерными играми.
Использование игровых программ на уроках информатики это одна из форм урока игры. Данные уроки позволяют развивать интерес у детей к предмету, позволяют разобраться в сложных понятиях информатики.
Игровые программы можно поделить на:
а) контролирующие («Курсор», «Метка», «Проверка таблицы умножения», в свое время у нас таких программ было достаточно много, я думаю, что, наверное, их надо восстановить) – выполняют функции контрольно-оценочной деятельности (где при выставлении оценок обучающиеся с компьютером больше соглашаются, чем с преподавателем);
б) дидактические – сформировать познавательные и практические умения;
в) тренажерные – развивают навыки и умения;
г) квест – игры.
III. Работа в группах
Во время урока класс делится на группы, каждая группа получает задание, в процессе обсуждения и выполнения определенной работы, обучающиеся достигают поставленной перед ними цели, у них развивается общий интерес – победить. Удобно использовать данную форму работы для изучения таких тем, как «История развития ВТ», «Основные устройства компьютера», «Информация и информационные процессы» и т. д. Работа в группах развивает коммуникативные компетенции у студентов, толерантное отношение друг к другу.
IV. Проектная деятельность
Одна из самых интересных форм урока, требует огромной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны обучающегося.
Ученикам дается задание, начинается огромный процесс в создании проекта: ставятся цели и задачи, ищется материал, создаются поделки, фотографии и т. д. Часто в данный процесс вовлекаются родители. Результат – защита проектов на уроке. Идет совместное обсуждение, выставляются оценки. Данная форма работы развивает огромный интерес к предмету и к творчеству студента
V. Индивидуальные формы работы позволяют проконтролировать знания ученика на разных этапах понимания и восприятия информации, ликвидировать пробелы, развивать способности сильных учеников.
Использование различных форм урока позволяют мне развивать коммуникативные компетенции: умение работать в группах; находить нужную информацию, обрабатывать ее, хранить, передавать; формировать современный стиль мышления – операционный; сформировать понимание о том, что компьютер является мощным и быстродействующим инструментом в руках человека; формировать системно-информационную картину мира, алгоритмическое мышление; умение использовать информационные технологии в жизни, развивать интерес не только к предмету информатики, но и к получению знаний вообще.
Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.
Преподавание предмета информатики должно сводиться к тому, чтобы «… учащиеся меньше учили, а больше бы учились». Следовательно, типы учебных занятий будут оставаться общими, а виды их разнообразными.
Литература:
В. Морозов, Ю. Шафрин. Курс компьютерной технологии в двух томах. М., АБФ, 1998.
А.Ю. Кравцова, Д. Ю. Усенков. Изучаем Power Point. М., «Образование и информатика», 2001.
В.Г. Мануйлов. Power Point 97 в уроках. М., Информатика и образование. 1999.
В.Г. Мануйлов. Использование Visual Basic for Applications для создания интерактивных педагогических мультимедийных мастер-шаблонов.
|
|
|