|
Подготовка к итоговому сочинению по тематическому направлению «Путь»
Подготовка к итоговому сочинению
по тематическому направлению «Путь»
Для того чтобы подготовить школьников к сочинению по направлению «Путь», необходимо выделить блоки и соответствующие им произведения, а также очертить круг вопросов и проблем.
С мотивом дороги тесно связана тема путешествий, странствий. По словам А.Блока, «первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги».
Задание:
Вспомните, кто из писателей много времени проводил в дороге, путешествовал по России и за её пределами. В каких произведениях нашли отражение их дорожные впечатления? Для примера можно взять следующие произведения:
А. Никитин «Хождение за три моря»
Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
А.П. Чехов «Остров Сахалин»
И.А. Гончаров «Фрегат Паллада»
Н. Гумилёв Цикл стихов, результат путешествия в Африку
Школьники под руководством учителя могут подобрать материал и подготовить сообщения об этих писателях и поэтах. В ходе беседы выясним, какое значение для формирования личности писателя имели путешествия. Как отразились дорожные впечатления на его творчестве. Как характеризуют писателя его произведения о поездках по стране и за её пределы.
Следующий блок: «От дорожных впечатлений к судьбе русского народа, России». Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги, пути. Начиная с 5 класса, школьники знакомятся с древнерусской литературой. А значит, смогут оперировать своими знаниями при написании сочинения. Писатели XVIII – XX веков продолжают традиции древнерусской литературы. Дорожные впечатления героев перерастают в широкие обобщения о судьбах русского народа с России. Можно предложить ребятам назвать такие произведения. Вспомним некоторые из них:
А.Н. Радищев «Путешествия из Петербурга в Москву»
Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
А. Блок «На поле Куликовом», «Русь», «Россия».
Чтобы написать сочинение, надо подумать над следующими вопросами:
Каковы дорожные впечатления героя?
Отношение к тому, что он видит во время путешествия, странствия
Какие вопросы решает автор в произведении?
Как рисует путь русского народа?
Каким видит путь развития страны?
Какие образы, символы использует для создания образа России?
Ещё один блок: «Бездорожье, перепутье» и рассмотреть следующие произведения:
А.С. Пушкин «Бесы», «Метель», «Капитанская дочка», «Дорожные жалобы»
А. Блок «Двенадцать»
М.Булгаков «Белая гвардия»
М. Шолохов «Донские рассказы»
Выделим вопросы и проблемы, решаемые писателями:
Что такое перепутье?
Что символизирует образ метели (вьюги, бурана)?
Каково прямое и переносное значение слова «бездорожье»?
Как решается проблема выбора своего пути героем?
Как характеризует его этот выбор?
Что помогает «блуждающим» героям найти верный путь?
Что значит перепутье в отношении страны?
Какие периоды в истории можно назвать перепутьем?
Самым понятным для старшеклассников является блок тем, связанных с выбором жизненного пути героями. Можно взять практически любое произведение, прочитанное ребятами. Главное, не уйти в пересказ и правильно расставить акценты, сделать выводы в зависимости от формулировки темы.
Н.А. Некрасов «В дороге», «Тройка», «Пьяница», «Размышления у парадного подъезда»
Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (жизненный путь Плюшкина, Чичикова)
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (судьбы Татьяна, Евгения Онегина)
И.С. Тургенев «Отцы и дети» (судьба П.П. Кирсанова)
И.А. Гончаров «Обломов» (жизненный путь Обломова)
А.И Солженицын «Матрёнин двор» (судьба Матрёны)
А. Блок «На железной дороге»
Рассказывая о непростом жизненном пути героев, можно выделить ещё одну тему: «Путь деградации и духовного возрождения, грехопадения и раскаяния». Для анализа возьмём произведения:
История блудного сына
Н.В. Гоголь «Портрет»
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (разбойник Кудеяр)
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова и Родион Раскольников)
А.С. Пушкин «Борис Годунов»
А.Н. Островский «Гроза»
Л. Андреев «Иуда Искариот»
М.Ю. Лермонтов «Маскарад»
В.Г. Распутин «Живи и помни»
Поразмышляем над такими вопросами:
Как складывается жизненный путь героев?
От чего или кого это зависит?
Как ведёт себя герой, сталкиваясь с трудностями, соблазнами на своём жизненном пути?
Какие нравственные качества теряет или приобретает?
Как изменяется в течение жизни?
Какие уроки для себя извлекает?
Как и почему происходит духовное возрождение?
В каждом произведении данная тема решатся по-разному в зависимости от задач, которые ставит перед собой писатель. Но суть нравственных категорий школьникам должна быть понятна.
«У каждого из нас есть только одно истинное призвание — это найти путь к себе»,- писал Герман Гессе. Ещё одно значение слова «путь» - путь духовных исканий, путь к себе. Выбор произведений велик:
Л.Н.Толстой «Война и мир»
М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», «И скучно, и грустно», «Дума»
Н. С. Лесков «Очарованный странник»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
Рассмотрим вопросы:
Как вы понимаете словосочетание «путь к себе»?
Что значит духовные, нравственные искания?
Через какие испытания проходят герои, чтобы найти цель и смысл жизни?
Какие вопросы решают?
Что помогает преодолеть духовный кризис?
Какими нравственными качествами обладают?
К чему приходят в результате?
Тема, которая довольно редко рассматривается на уроках - это «Путь праведников». Если старшеклассники владеют соответствующей лексикой и им близка эта тема, её можно раскрыть, взяв за основу
Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Жизненный путь (житие) Ксении Петербургской, Матроны МосковскоЙ, княгини Елизаветы Фёдоровны
И.С. Тургенев «Живые мощи»
А.И. Солженицын «Матрёнин двор»
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
Рассмотрим следующие вопросы:
Кто такие праведники?
Какими качествами они обладают?
Чем отличаются от других людей?
Почему жизнь их нелегка, их часто не понимают и не принимают люди?
Как зачастую заканчивается жизненный путь и почему?
Чему учат нас праведники?
Почему в XXI веке возродился интерес к жанру житие?
«Дороги войны» - ещё один блок тем, над которым стоит поработать. В этом году отмечали 70 лет победы в Великой Отечественной войне и, наверняка, на уроках литературы и внеклассного чтения обсуждались произведения:
В. Быков «Сотников»
В. Кондратьев «Сашка»
М. Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за родину»
К. Воробьёв «Убиты под Москвой»
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
А. Твардовский «Василий Тёркин»
Рассмотрим вопросы:
Взросление вчерашних мальчишек на войне.
Как проявляют себя герои на дорогах войны?
Боевой путь одного человека и всей страны
Путь предателя и героя
Дорогами плена
Какие качества помогают выжить и победить на войне?
Почему необходимо знать и помнить о героях войны?
«Путь к мечте» - ещё одно направление. «Не оборачивается тот, кто идёт к звёздам»,- сказал Леонардо да Винчи. Рассмотрим произведения:
А. Грин «Алые паруса»
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
В. Каверин «Два капитана»
И.С. Тургенев «Накануне», «Рудин»
Людям свойственно мечтать. Маниловы мечтают, но бездействуют. Их мечты бесплодны. А мы поговорим о героях, которые идут к осуществлению своей мечты. «Бороться и искать, найти и не сдаваться», - под таким девизом живут капитан Татаринов и Григорьев (роман Каверина «Два капитана»). Мечта становится явью для Ассоль ( А. Грин «Алые паруса»), герои И.С. Тургенева идут к своей мечте, какой бы призрачной она не казалась.
Примерные вопросы, над которыми стоит поработать:
О чём мечтают герои?
Чем для них является мечта?
Что делают, чтобы мечта стала явью?
Чем готовы пожертвовать ради её осуществления?
Как проявляют себя на пути к мечте?
Чем обернулось для них осуществление мечты?
Дорога творчества – ещё один блок, который можно выделить в направлении «Путь». На уроках литературы мы уделяем немало времени изучению биографии писателей, рассматриваем эволюцию их творчества (например, путь от романтизма к реализму). Анализируя стихи, обращаем внимание на то, как авторы сами рассматривают роль поэта в обществе. Раскрыть данную тему можно на примере произведений:
А С Пушкин «Пророк», «Поэт», «Поэту»
М. Ю. Лермонтов «Поэт», «Пророк»
В. Маяковский «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Во весь голос»
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Рассмотрим такие вопросы, как
Почему творческий путь писателя (поэта) труден?
Писатель среди людей
В чём он видит своё предназначение?
Какое значение имеет творчество талантливых художников для общества, особенно когда страна на перепутье?
Какое наследие оставил писатель?
Дорога - образ, используемый всеми поколениями писателей. Зарождался мотив ещё в русском фольклоре, далее он продолжал своё развитие в произведениях литературы ХVΙΙΙ века, был подхвачен поэтами и писателями ХIХ, XX столетия, не забыт он и сейчас.
Мотив пути может выполнять как композиционную (сюжетообразующую) функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным путём героя, народа или целого государства. Таким образом, философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений. Немыслима дорога без странников, для которых она становится смыслом жизни, стимулом к развитию личности.
Дорога - это художественный образ, это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту. Мотив дороги символизирует и такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление.
Дорога - это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам.
|
|
|