|
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Готовность к школе включает ряд взаимодействующих компонентов:
Психомоторная (функциональная) готовность.
К ней следует отнести те преобразования, происходящие в детском организме, которые способствуют повышению его работоспособности и выносливости. Это сбалансированность процессов возбуждения и торможения, развитие мелких мышц руки и зрительно-моторных координаций, совершенствование механизма функциональной ассиметрии мозга.
Интеллектуальная готовность.
Ребенок, поступающий в школу, долженуметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делатьвыводы.
Эмоционально-волевая готовность.
Она включает в себя:
- произвольность поведения (умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, умение ориентироваться на заданную систему требований, умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, умение самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образу;
- формирование основных элементов волевого действия: постановка цели, принятие решения, построение плана действий, выполнение его, проявление определенного усилия в случае преодоления препятствия, оценк результатов своего действия;
- начало развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля и др.;
- новый характер эмоциональности детей по сравнению с более ранними возрастами;
- позитивный эмоциональный настрой, положительное отношение к школе, учению, самому себе.
Личностная готовность.
-Формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав;
- мотивационная готовность – соподчинение мотивов , наличие в поведении общественных и моральных мотивов (чувства долга);
- начало формирования самосознания и самооценки.
Социально-психологическая (коммуникативная) готовность.
- Внеситуативно-личностное общение со взрослым, которое формирует у ребенка умение внимательно слушать и понимать его, воспринимать в роли Учителя и занимать по отношению к нему позицию Ученика;
- общение с детьми, специфические отношения с ними. Качества, необходимые для общения с одноклассниками, формируются в совместной деятельности дошкольников.
Ребенок учится в школе одиннадцать лет. Важно, чтобы все эти годы он был счастлив. Во многом это зависит от его готовности к школе – желания учиться, умения общаться со сверстниками и взрослыми, способности решать сложные задачи, стремления к достижениям, самостоятельности и ответственности.
|
|
|