Главная страница

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе


Скачать 19.76 Kb.
Название Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Дата 13.03.2016
Размер 19.76 Kb.
Тип Документы

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Готовность к школе включает ряд взаимодействующих компонентов:

  1. Психомоторная (функциональная) готовность.

К ней следует отнести те преобразования, происходящие в детском организме, которые способствуют повышению его работоспособности и выносливости. Это сбалансированность процессов возбуждения и торможения, развитие мелких мышц руки и зрительно-моторных координаций, совершенствование механизма функциональной ассиметрии мозга.

  1. Интеллектуальная готовность.

Ребенок, поступающий в школу, долженуметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делатьвыводы.

  1. Эмоционально-волевая готовность.

Она включает в себя:

- произвольность поведения (умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, умение ориентироваться на заданную систему требований, умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, умение самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образу;

- формирование основных элементов волевого действия: постановка цели, принятие решения, построение плана действий, выполнение его, проявление определенного усилия в случае преодоления препятствия, оценк результатов своего действия;

- начало развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля и др.;

- новый характер эмоциональности детей по сравнению с более ранними возрастами;

- позитивный эмоциональный настрой, положительное отношение к школе, учению, самому себе.

  1. Личностная готовность.

-Формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав;

- мотивационная готовность – соподчинение мотивов , наличие в поведении общественных и моральных мотивов (чувства долга);

- начало формирования самосознания и самооценки.

  1. Социально-психологическая (коммуникативная) готовность.

- Внеситуативно-личностное общение со взрослым, которое формирует у ребенка умение внимательно слушать и понимать его, воспринимать в роли Учителя и занимать по отношению к нему позицию Ученика;

- общение с детьми, специфические отношения с ними. Качества, необходимые для общения с одноклассниками, формируются в совместной деятельности дошкольников.

Ребенок учится в школе одиннадцать лет. Важно, чтобы все эти годы он был счастлив. Во многом это зависит от его готовности к школе – желания учиться, умения общаться со сверстниками и взрослыми, способности решать сложные задачи, стремления к достижениям, самостоятельности и ответственности.