|
Общение, как средство развития речи у дошкольников онр общение как показатель развития речи у дошкольников
Общение, как средство развития речи у дошкольников ОНР
Общение как показатель развития речи у дошкольников
Общение играет очень большую роль в современной деятельности любого человека, а особенно важно для дошкольников, так как их речь только формируется и наша задача расширять кругозор детей и их словарный запас. Общение одна из форм активности личности, сущность которой состоит в обмене информацией между участниками диалога. В процессе общения информация кодируется, передаётся, перерабатывается и расшифровывается. Именно здесь происходит обмен опытом, установками, духовными ценностями, оно может поднять настроение или его испортить, возбудить или успокоить. Общение влияет на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы личности.
Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребёнка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека произвести очень сложно иногда, даже невозможно. В дошкольном возрасте у ребёнка уже имеется опыт общения с взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения
Хочется обратить внимание на детей с общим недоразвитием речи, так как у них страдает вся интеллектуальная сфера, и здесь важно отметить, что эти дети очень критичны к своему дефекту, они мало разговорчивы, неинициативны. Тема актуальна на сегодняшний момент так как, растёт большой процент таких детей, а из-за несформированности практически всех компонентов речи и психических процессов процесс коммуникации тормозится. Встречается много детей с замкнутой натурой, у них развивается комплекс неполноценности, они стараются играть отдельно от коллектива. Наша цель - помочь таким детям «вылезти из панциря», куда ненароком, а может, намеренно упрятало их общество. Чаще всего это наблюдается в детских садах, может также сказываться и домашняя обстановка, семейные конфликты, которые накладывают отпечаток на хрупкую нервную систему ещё не полностью сформировавшейся личности, которой и является ребёнок с общим недоразвитием речи. Это послужило поводом для многих учёных изучать общение именно дефективных детей. Этой проблемой занимались такие учёные-практики, как Р.Е.Левина, М.И.Лисина (её определение понятия «общение» придерживаются исследователи и педагоги), Т.Б.Филичева, О.А.Белобрыкина и многие другие.
ОНР некоторые авторы рассматривают в двух классификациях: клинико-педагогической и психолого-педагогической, последняя ориентирована на выявление речевой симптоматики. Эта классификация была разработана Р.Е,Левиной и сотрудниками сектора логопедии Института дефектологии. Они выделили две группы речевых расстройств:
1-я группа - нарушение средств общения;
2-я группа - расстройства в применении средств речевого общения [9, С. 44].
В работах следующих авторов В.К.Воробьёвой, Б. М. Гриншпуна, Т. Б. Филичевой и других подчёркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас, как уже отмечалось раннее, употребление слов в экспрессивной речи и актуализация словаря вызывают большие затруднения, они проявляются также в искажениях звуковой структуры речи [9, С. 53].
В современной литературе существует большое количество определений понятия «общение». В основном придерживаются определения «общению», которое даёт М.И. Лисина: «общение - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [8, С. 9]. За короткий период раннего и дошкольного детства ребёнок овладевает тремя типами общения:
эмоциональное общение - 1 полугодие жизни;
общение на основе понимания – со 2 полугодия жизни;
общение на основе речи – с 1,5 - 2 лет [2, С. 16].
Данное перечисление типов общения отражает последовательность их появления в онтогенезе. Необходимо отметить, что возникновение каждого нового типа общения не приводит к вытеснению предыдущего; некоторое время они сосуществуют, затем, развиваясь, каждый из типов общения приобретает новые, более сложные формы. Так, овладевая общением на основе понимания, ребёнок первоначально фиксирует взглядом тот предмет, который назван, затем может указать на него и, наконец, представить его. Каждый тип общения имеет свои наиболее характерные особенности, которые нужно учитывать в системе работы с детьми раннего возраста.
Своеобразие эмоционального общения заключается в том, что сами дети не стремятся к общению: оно возникает только по инициативе взрослого. Овладение первым типом общения происходит путём подражания. Подражая взрослому, ребёнок как бы копирует его мимику, чутко реагируя на каждое новое выражение лица: боль, радость. По мере развития эмоционального общения у ребёнка постепенно возникает желание общаться, которое он выражает различными движениями и звуками.
Особенность общения на основе понимания речи состоит в том, что ребёнок ещё не говорит, но уже выступает в роли собеседника, выражая ответную реакцию движением, мимикой, взглядом. Наличие ответной реакции позволяет нам судить о понимании речи ребёнком. Поэтому общение ребёнка со взрослым на основе понимания является активным процессом.
При правильном развитии речи ребёнок раннего возраста быстро переходит к речевому типу общения. Нужно умело перевести ребёнка на более высокие ступени речевого общения. Сначала у детей появляется индикативная речь (непреднамеренная), затем обращённая (речь по инициативе ребёнка), когда ребёнок вслед за взрослым употребляет те или иные слова и словосочетания.
Из краткой характеристики развития общения видим, что общение является главным и основным источником связи с окружающим миром уже с младенчества, когда ребёнок общается на эмоциональном уровне. Таким образом, можно сделать вывод, что речь во всём её видовом многообразии является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка.
Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Оно также как и общение с взрослыми возникает, в основном, в совместной деятельности и может осуществляться по-разному. Если сама деятельность носит примитивный характер, плохо развита, то и общение будет таким же: оно может выражаться в агрессивно направленных формах поведения и почти не сопровождаться речью. Развитие особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми. Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребёнка, совершенно отличная от общения с взрослыми.
О.А. Белобрыкина выделила 4 отличительные особенности общения. Первая- это яркая эмоциональная насыщенность общения со сверстниками. Вторая особенность состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жёстких норм и правил. Третья особенность – преобладание инициативных высказываний над ответными. Четвёртая особенность заключается в том, что общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и функциям [2, С. 8]. Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывают значительные трудности и в общении с взрослыми, несмотря на активное желание поговорить с ними. Таким образом, для полноценного развития речи необходимо как общение с взрослыми, так и со сверстниками.
Особенности развития речи у дошкольников
с общим недоразвитием речи.
Почти вся речевая патология в детском возрасте обусловлена теми или иными факторами (причинами), которые действовали до того, как у ребёнка началось развитие речи. И поэтому каждому ребёнку, с любой формой поражения речевой функции, независимо от того, захватывает ли поражение центральные механизмы речи (например, при алалии) или только периферические(например, при ринолалии) или то и другое сочетаются между собой, предстоит овладеть родным языком сначала как средством общения, а затем как средством мышления.
Медленно и своеобразно продвигаются дети с нарушениями развития речи в овладении родным языком. На каждом этапе развития они испытывают свои определённые трудности в усвоении тех или иных единиц речи. Дети с первично сохранным интеллектом и нормальным слухом в качестве словесных средств общения используют десяток «лепетных слов» и в 3, и в 5, и в 6 лет. Такие исследования проводила Р.Е.Левина [5, С. 34].
Учёные считают, что время появления первых слов у детей с нарушениями развития речи не имеет резкого отличия от нормы. Независимо от того, начал ли ребёнок произносить первые слова целиком или только отдельные части их, необходимо различать «безречевых» детей по уровням понимания ими чужой речи.
Вместе с тем общее речевое недоразвитие сказывается на формировании не только общения, но и интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Дети с общим недоразвитием речи мало активны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях Ю. Ф. Гаркуши и В.В. Коржавиной (2001г.) отмечается, что:
- у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно - потребностной сферы;
-имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений;
-преобладающая форма общения с взрослыми у детей 4-5 лет ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме [6, С. 67];
Наличие общего недоразвития речи у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьёзные проблемы на пути их развития и обучения.
Нужно сделать вывод, что нарушение общения тесно связанно с нарушением (несформированностью) таких сторон речи как лексики, грамматики, фонетико-фонематической функции. Здесь важно отметить, что без связной речи, сильно страдает коммуникативная функция ребёнка, как уже отмечалось раннее дети неинициативны, замкнуты в себе из-за неумения сформулировать свои мысли - это и сковывает их общение не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Изучение речевого развития у дошкольников с ОНР можно проводить не только методом индивидуального обследования с использованием наглядного материала, но и в процессе наблюдения (пассивного и активного) за свободным общением детей в играх, на прогулках, на занятиях с воспитателем.
В результате можно выявить уровень речевой коммуникации детей, отличая следующие особенности:
- навыки речевого общения (легко ли ребенок вступает в контакт, может ли первым начать диалог, участвует ли в беседе на равных, говорит много или молчалив);
- умение пользования правилами речевого этикета (культура общения);
- здоровается ли или прощается без напоминания;
- благодарит ли за помощь;
- умеет ли пойти на компромисс;
- доброжелателен ли в общении?
Все знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра, и здесь общение становится частью и условием её. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который даёт основания впервые назвать ребёнка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Этому способствует игровая и различные виды продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.д.), а также начальные формы трудовой и учебной деятельности.
В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребёнок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным ситуациям. В игровой деятельности непрерывно возникают ситуации требующие согласования действии, проявления доброжелательного отношения к партнёрам по игре, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В группе сверстников постепенно складываются общественное мнение, взаимная оценка детей, которые существенно влияют на развитие личности ребёнка.
Так как у детей с общим недоразвитием речи страдают не только функция речи, но и средства коммуникации, здесь целесообразно проводить игровую психотерапию, которая выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую, обучающую. Терапевтические игры ставят своей целью устранение чувства неполноценности, аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие – достижение более адекватной адаптации и социализации детей. В данной работе используется игротерапия в форме терапии отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребёнка с окружающим миром и людьми. Также для развития детей с общим недоразвитием речи в коллективе применяется групповая игротерапия. Работа состоит из диагностического, коррекционного и контрольного этапов.
На констатирующем этапе проводится обследование, что позволяет выявить личностные нарушения у детей, определить негативизм к сверстникам при общении. Здесь одной из первых методик будет являться «методика определения самооценки дошкольника», суть её заключается в том, что ребёнку предлагается 6 вертикальных отрезков одинаковой длины, их просят отметить крестиком на каждом отрезке своё место «среди всех людей» по уровням: «здоровья», «ума», «характера», «счастья», «красоты», «доброты». Для дошкольников благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням, низкие оценки характеризуют наличие внутриличностного дискомфорта. Затем ребёнок отмечает своё место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателя, сверстников. Если эти люди оценивают его также, как он оценил себя или дают более высокую оценку – ребёнок защищён психологически, эмоционально благополучен.
После этого идёт обследование связной речи, так как без неё невозможно общение детей, потому что мы знаем что общение – это диалог, полилог, то есть взаимодействие двух и более людей. При обследовании связной речи можно использовать статические и динамические картинки, предварительно даётся время на рассмотрение картины, проводится беседа по её содержанию, уточняется значение отдельных слов. Далее предлагается план рассказа. если у ребёнка возникают затруднения, даём образец рассказа, ребёнок повторяет его, затем предлагается аналогичное задание на другом материале, образцы детской речи и его поведение отмечается в протоколе как правильно, так и неправильно построенные.
На следующем этапе – этапе коррекции, уже конкретно идёт работа по усовершенствованию связной речи, наряду с этим снимается эмоциональное напряжение, как уже упоминалось, это делается с помощью создания игровых ситуаций. Так для составления предложений используются раннее отработанные вопросно-ответные формы речи, для активного взаимодействия между сверстниками, ребёнок не только отвечает на заданные вопросы, но и самостоятельно их задаёт, это хорошо прослеживается в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, инсценировках сказок. Наряду с общим влиянием игры на весь ход психического развития ребёнка, она (игра) оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и к комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря. Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек, нужно учитывать, что дети с общим недоразвитием речи с трудом овладевают навыками применения предметов-заменителей.
Пример: ребёнку нужно объяснить, что вместо градусника может служить карандаш, палочка.
Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовывать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим, таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий. Игры могут быть следующими: «день рождение куклы», «поезд», «больница». Развитые сюжетно-ролевые игры следует использовать для актуализации имеющихся у ребёнка речевых средств.
На третьем, контрольном этапе подводится итог, и делаются выводы: имеются ли улучшения, как в связной речи, так и параллельно с этим снято ли эмоциональное напряжение, появился ли интерес к окружающим людям, воспитано ли чувство коллективизма. Данный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов. Результаты фиксируются, сравниваются с первоначальными данными обследования.
Глубокий анализ результатов поможет определить дальнейшую работу с детьми, дать рекомендации родителям.
Коррекционные приёмы по развитию коммуникации
Целью коррекционного этапа является развитие коммуникативных возможностей, снятие эмоционального дискомфорта в коллективе. Для того чтобы достичь цели нужно разрешить ряд задач, такие как:
развивать интерес к совместной творческой деятельности со сверстниками, воспитателем.
усовершенствовать словарный запас и активизировать его;
содействовать положительным эмоциям в процессе общения.
Для решения выше указанных задач нам потребовались следующие методы:
♦ словесные: рассказ, беседа, объяснение;
♦ наглядные: показ демонстрационного и наглядного материала;
♦ практические: игры, упражнения, занятия.
Чтобы коррекция проходила более успешно, следует применять игровые упражнения.
Задания на развитие связной речи:
***Игра «ЧТО НЕПРАВИЛЬНО?»
Цель: развитие связной речи, внимания, наглядно-образного мышления.
Руководство. Прочитайте ребенку стихотворения-небылицы и предложите найти ошибки. Попросите подробно в развернутой речи. объяснить, что и почему неправильно. В стихотворении труднее найти ошибку, чем на картинке, поэтому читайте его медленно, четко, чтобы ребенок понял содержание (если необходимо, прочитайте стихотворение дважды или по частям).
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРИБАУТКИ
НЕБЫВАЛЬЩИНА
По поднебесью, братцы, медведь летит,
Медведь летит, хвостом вертит.
Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела,
Милых деточек, поросяточек.
Поросяточки по сучкам висят,
По сучкам висят, полететь хотят.
Ваня, Ваня — простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Уж и где же это видано,
Уж и где же это слыхано,
Чтобы курочка бычка принесла,
Поросеночек яичко снес,
Чтоб по поднебесью медведь летал,
Черным хвостиком помахивал.
Стучит, бренчит на улице,
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке —
Туда же по дорожке...
***Упражнение: «ПРИДУМАЙ И РАССКАЖИ»
Цель: развитие связной речи, творческого воображения, зрительного и слухового внимания.
Руководство: угадать, из какой сказки отрывок. Описать полянку и домик, раскрасить картинку.
...От усталости Буратино едва перебирал ногами, как муха осенью на подоконнике.
Вдруг сквозь ветки орешника он увидел красивую лужайку и посреди ее — маленький, освещенный луной домик в четыре окошка. На ставнях нарисованы солнце, луна и звезды.
Вокруг росли большие лазоревые цветы.
Дорожки посыпаны чистым песочком. Из фонтана била тоненькая струя воды, в ней подплясывал полосатый мячик...
А. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино
***Игра «ЧТО СТОИТ У НАС В КВАРТИРЕ?»
Цель. Развитие умения ориентироваться в пространстве; логического мышления; творческого воображения; связной речи; самоконтроль.
Руководство. Рассмотрите с ребенком последовательно все картинки, попросите рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему. Затем задайте вопросы о пространственном расположении предметов, например: «Что лежит на столе? Что стоит в шкафу? на полке? около стола? Что находится справа и слева от плиты? Что лежит под столом? Что висит над столом? Что лежит у кровати?» И т. п. Ребенок 6—7 лет должен понимать и использовать в речи предлоги: в, на, над, за, около, под, перед, у, между; наречия: справа, слева, вверху, внизу, сверху, снизу, сзади, спереди, рядом.
Побуждайте ребенка использовать в речи обобщающие слова: мебель, посуда и т. п.
***Задания, направленные на расширение словарного запаса:
Упражнение 1. Цель: развитие лексико-семантических ассоциаций. Руководство: логопед называет слово, а ребенок говорит первое пришедшее ему на ум слово, которое ассоциируется у него с этим понятием. Например: «стол» - «деревянный».
Упражнение 2. Цель: развитие синтагматических связей, усовершенствование словарного запаса. Руководство: ребенку предлагаются карточки, ему объясняют: квадрат - существительное, круг - прилагательное, треугольник – глагол. Затем логопед называет любое слово, ребенок поднимает карточку с соответствующей фигурой.
Упражнение 3. Цель: развитие синонимии. Руководство: ребенку предлагают подобрать к названному слову близкое по значению, напр. «хмурый» - «грустный».
Упражнение 4. Цель: развитие антонимии. Руководство: ребенку предлагают поиграть в слова и подобрать к названному слову противоположное по значению, напр. «грустный» - «веселый».
***Контактно-объединяющие игры
Игра 1. «Пожелание». Цель: объединение детей в коллектив, снятие эмоционального напряжения. Руководство: дети сидят в кругу и, бросая друг другу мяч, говорят добрые пожелания.
Игра 2. (игра-драматизация). Сказка «Репка». Цель: развитие функций общения. Руководство: детям раздаются роли и игрушки, которыми они будут играть. Дети начинают рассказывать сказку, подражая голосам персонажей, которых они озвучивают.
Общение является одним из важных функций коммуникации, поэтому ему уделяют внимание очень многие ученые, как в сфере психологии, педагогики, лингвистики, так и в логопедии. С логопедической точки зрения рассматривают общение, потому что при общем недоразвитии речи затрудняется весь процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.
Наблюдая за детьми во время игровой и трудовой деятельности, социального общения, в повседневной жизни, очень часто наблюдаются ошибки со стороны родителей и воспитателей, что мешает эффективному развитию коммуникации. Поэтому данные рекомендации относятся ко всем окружающим ребенка с нарушением речи (и с ограниченными функциями общения), а в частности для родителей:
Создавать благоприятные условия для общения с окружающими людьми.
Для полноценного развития речи необходимо общение как со взрослыми, так и со сверстниками.
Необходимо создавать эмоционально-благоприятные ситуации, способствующие возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Развитие общения у ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, следовательно, нужно ставить на первое место сюжетно-ролевые игры.
Необходимо стимулировать ребенка к общению, быть инициатором в диалоге, оказывать помощь в виде вопросов, подсказок, суждений.
Помогать развивать инициативы детей в общении со сверстниками.
Итак, соблюдая данные рекомендации, а также методы и приемы в данной работе можно достичь хорошего результата в развитии коммуникативных способностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Белобрыкина О.А. Речь и Общение: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия К.», 1998. – 239 с.
Галигузова А. М. Смирнова. Ступени общения: от 1 г. до 7 л. – М.: просвещение, 1992. – 142 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М. «Масс Медиа». 2010. – 240 с.
Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание, 1999. - №9. - С.21
Клименкова О. Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4. - С.7
Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль: «Академия развития», 2009. – 210 с.
Леонтьев А. Н. Психология общения: Учеб. пособ. для студ. вузов, обучающихся по спец. «психология». – М.: Смысл, 2007. – 365 с.
Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М., ПРОФИ - ПРЕСС, 2008. – 187 с.
Логопедия. Методическое наследие: Пособ. для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. ВУЗов. / под ред. Л. С. Волковой: в 5 кн – М.: Гуманист. изд. центр. Владос, 2003 – 480 с.
М. А. Панфилова. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: изд-во «ГНОМ и Д», 2002. – 680 с.
Рогов. Психология общения – М.: ВЛАДОС, 2001. – 334 с.
Соковник В. Н. О природе человеческого общения. – М.: Фрунзе, 1973. – 210 с.
|
|
|