|
Психологическая готовность ребёнка к школе. Начало обучения ребёнка в школе – это трудный и новый этап в жизни. Ребёнок
Психологическая готовность ребёнка к школе.
Начало обучения ребёнка в школе – это трудный и новый этап в жизни. Ребёнок привыкает к новой обстановке, знакомится с новыми правилами и обязанностями ученика. Для безболезненного и лёгкого перехода к школьной жизни ребенок должен быть психологически готов к переменам. От него требуется больше самостоятельности, организованности, усидчивости и внимания. У ребенка меняется стиль общения, и круг общения возрастает. В школе он знакомится с одноклассниками и учителями, старается установить соответствующие взаимоотношения.
Психологическая готовность ребенка к школе не обязательно может совпадать с уровнем его интеллектуального развития.
Компоненты психологической готовности ребенка.
Детские психологи выделяют три вида психологической готовности: личностную, интеллектуальную и волевую.
Личностная или психологическая готовность. Готовность ребенка к школе включает формирование желания к принятию новой социальной позиции – положения школьника, у которого есть круг важных обязанностей и прав, определённая ответственность. Личностная готовность выражается отношением ребенка к школе, учебе, учителям, себе, через желание идти в школу.
Часто дети с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития бывают не готовы к новым социальным отношениям в школе. Им трудно и некомфортно, не хочется учиться или они учатся нестабильно. Поэтому, родители должны рассказывать детям о школе, учителях, о необходимости учения. Это создаст положительное отношение к школе, вызовет желание учиться. В дошкольном возрасте основным видом деятельности являлась игра, то в школе уже важную роль играет учебная деятельность. С приходом в школу у ребёнка меняется образ жизни, устанавливаются новые отношения с взрослыми и детьми, выдвигаются новые задачи и формы деятельности. Для того, чтобы ребёнок привык к новым условиям и выполнял отлично школьные обязанности надо так организовать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста он достиг определённого уровня физического и психического развития. Для подготовки детей к школе важную роль играет укрепление здоровья, работоспособность, развитие мышления, любознательности, воспитание нравственно-волевых качеств, умение слушать и следовать указаниям взрослых. В основном психологическая готовность формируется к семи годам.
Интеллектуальная готовность – это показатель уровня познавательной сферы ребенка. Здесь выделяют функции внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. В школе ребенку потребуются умения сравнения, анализа, обобщения, знания об окружающем мире, нормах поведения. Но главным компонентом выступит не столько объем знаний, сколько желание думать, самостоятельно решать и находить выход из проблемной ситуации. Многие родители считают, что интеллектуальная готовность является основной психологической готовностью к школе. По их мнению, основа подготовки детей это навыки обучения к чтению, письма и счёта. Интеллектуальная готовность не предполагает какие-то определённые сформированные умения и знания, хотя определённые навыки должны быть у ребёнка.
Для формирования интеллектуальной готовности, необходимо побуждать ребенка задавать вопросы, обогащать его словарный запас, обсуждать с ним явления окружающего мира.
Волевая готовность – нужна для адаптации детей к школьным условиям. Он должен научиться ставить цели и выполнять задания, следуя плану действий, развивать усидчивость при выполнении задании. Для выработки усидчивости, для сосредоточения на инструкции, получаемого от взрослых можно развивать такие умения и дома, просто нужно давать детям задания. Для убедительности попросить ребёнка повторить ваши слова, как он услышал и как он правильно понял. Помогают для тренировки волевой готовности и графические диктанты, где дети выполняют в определённой последовательности ваши указания под диктовку. Детям очень нравятся такие упражнения, как зачёркивания на определённые буквы, цифры и фигуры в предложенном тексте. Такие упражнения развивают у детей внимание, работоспособность. Если вы заметили, что ребёнок быстро устаёт, начинает забывать последовательности фигур, цифр или букв, которых нужно зачёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке с заданием, надо ему сказать, что осталось зачеркнуть ещё 5или 8 букв всего. Если ребёнок продолжит дальше заниматься, то можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не хорошо развитой. Если же ребёнок дальше не захочет продолжить работу, не сосредоточиться, волевая готовность у ребёнка отсутствует и он не готов к школьным занятиям. Отсюда следует, что надо продолжать с ним заниматься и научить слушать ваши слова.
Каждый ребёнок уникальный, единственный и не похож ни на кого. Нельзя от ребёнка требовать реализации жизненной программы и достижения поставленной вами цели. Надо дать право ребёнку быть самим с собой, со своими достатками и недостатками. Никогда не забывайте подчёркивать его сильные стороны. Дайте ребёнку понять, что при любых обстоятельствах вы будете его любить. И тогда ваш ребёнок будет успешно учиться в школе.
|
|
|