Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя образовательная школа села Амзя городского округа Нефтекамск
Урок литературы в 11 классе
по теме
«Развитие жанра антиутопии в романе
Е. И.Замятина «Мы». Судьба личности
в тоталитарном государстве»
.
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Файзуллина Гульназ Мухаметзяновна
2011- 2012 учебный год
Цели
Определение жанра утопии и антиутопии
Показать мастерство Е. И. Замятина , гуманистическую направленность произведения, утверждение человеческих ценностей.
Развитие аналитических способностей учащихся.
Оборудование: слайды, распечатанные тексты-отрывки из романа.
Эпиграфы к уроку:
( Слайд 1)
Ход урока
Знакомство с целью урока.
Вы дома прочитали роман Е. И. Замятина «Мы». На прошлом уроке мы ознакомились с историей создания, публикации произведения. Сегодня мы проанализируем его.. Постараемся ответить на вопросы, которые, наверно, возникли.
Проверка домашнего задания. 2 группы учеников подготовили сообщения по темам «утопия» и «антиутопия» (Слайд 2)
С древнейших времен люди мечтали, что когда-нибудь придет время, когда между человеком и миром наступит полная гармония и все будут счастливы. Эта мечта в литературе отразилась в жанре утопии (основоположник жанра – Т.Мор). Авторы утопических произведений рисовали жизнь с идеальным государственным устройством, социальной справедливостью (всеобщим равенством). Построить общество всеобщего счастья представлялось делом несложным. Философы утверждали, что достаточно разумно структурировать несовершенный порядок, все расставить по своим местам - и вот вам земной рай, который совершеннее небесного.
Антиутопия - жанр, который еще называют негативной утопией. Это изображение такого возможного будущего, которое страшит писателя, заставляет его тревожиться за судьбу человечества, за душу отдельного человека. Назначение утопии состоит прежде всего в том, чтобы указать миру путь к совершенству, задача антиутопии – предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом пути. Антиутопия обнажает несовместимость утопических проектов с интересами отдельной личности, доводит до абсурда противоречия, заложенные в утопии, отчетливо демонстрируя, как равенство оборачивается уравниловкой, разумное государственное устройство – насильственной регламентацией человеческого поведения, технический прогресс – превращением человека в механизм.
Как вы думаете, к какому жанру относится роман Е. Замятина: к утопии или антиутопии?
Выслушиваются все ответы.
Анализ романа . Судьба личности в тоталитарном государстве.
1 . Анализ заглавия романа.
Роман называется «Мы». Как вы думаете, почему он так назван? Какой смысл вкладывал автор в это заглавие?
Ученики дают ответы. Примерные ответы: «мы» - это государство, это масса; индивидуальное теряет смысл, все одинаковые, в одинаковых одеждах, одинаково мыслят, всё подчинено строгому графику, который нельзя нарушать.
В названии романа отражена главная проблема, волнующая Замятина: что будет с человеком и человечеством, если его насильно загонять в «счастливое будущее». «Мы» можно понимать как «я» и «другие». А можно как безликое, сплошное, однородное нечто: масса, толпа, стадо. Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери имени как потери собственного «я».
2. Анализ композиции, сюжета. Как построен роман? Какова его композиция?
Это дневниковые записи. Рассказ в рассказе.
Почему именно такой способ повествования выбрал автор? Для чего он служит?
Для передачи внутреннего мира героя.
Давайте рассмотрим структуру Единого Государства. Какие институты оно включает. Как контролирует жизнь граждан. Контролю подлежит всё. Вплоть до таких интимных сфер жизни, как близость мужчины и женщины и рождение детей.
Сейчас я попрошу вас составить таблицы. Первая группа напишет понятия, из которых состоит «мы», вторая – «я»
Примерные таблицы
мы
|
я
|
Власть Единого Государства
Бюро Хранителей
Часовая Скрижаль
Зелёная Стена
Государственная газета
Институт Государственных Поэтов и Писателей
Единая Государственная Наука
Стабильность
Разум
Математически безошибочное счастье
Музыкальный завод
Идеальная несвобода
Детоводство
Нефтяная пища
Равенство
|
Состояние свободы
Любовь
Эмоции
Фантазии
Творчество
Искусство
Красота
Религия
Душа, духовность
Семья, родители , дети
Привязанности
Неорганизованная музыка
«Хлеб»
Оригинальность
|
(Слайд 3)
Надо отметить, что в Едином Государстве живут нумера, у героев нет имён. Главный герой – Д-503
Противоборство между «мы» и «я» составляет сюжет романа. Очень трудно превратить личность в винтик государственной машины, отнять его уникальность, отнять у человека желание быть свободным, любить, даже если любовь приносит страдания. И такая борьба идёт внутри героя на протяжении всего романа. Форма дневниковых записей помогает заглянуть во внутренний мир. «Я» и «мы» уживаются в нём одновременно. В начале романа герой ощущает себя лишь частью «мы» «…именно так: мы, и пусть это «Мы» будет заглавием моих записей». Но Замятину удалось передать трудный психологический процесс, происходящий внутри Д-503.
Психологизм в романе.
Группа ребят должна была написать психологическую характеристику героя, используя цитаты. Посмотрим, что у них получилось.
«Я, Д-503, строитель Интеграла ,– я только один из математиков Единого Государства.
Я победил старого Бога и старую жизнь.
На меня эта женщина действовала так же неприятно, как случайно затесавшийся в уравнение неразложимый иррациональный член.
Мне пришла идея: ведь человек устроен так же дико… - человеческие головы непрозрачны, и только крошечные окна внутри: глаза.
Я почувствовал страх, почувствовал себя пойманным .
Я отстегнулся от земли и самостоятельной планетой , неистово вращаясь, понёсся вниз…
Я стал стеклянным. Я увидел – в себе, внутри.
Было два меня. Один я – прежний, Д-503, а другой… Раньше он только
высовывал свои лохматые лапы из скорлупы. А теперь вылезал весь… И этот
другой - вдруг выпрыгнул…
Так приятно чувствовать чей-то зоркий глаз, любовно охраняющий от малейшей ошибки.
Мы шли двое –одно. Весь мир – единая необъятная женщина, и мы – в самом её чреве, мы ещё не родились, мы радостно зреем…всё – для меня.
Созрело. И неизбежно, как железо и магнит, со сладкой покорностью точному непреложному закону – я влился в неё… я – вселенная. …Как я полон!
Ведь я теперь живу не в нашем разумном мире, а в древнем, бредовом.
Да, и туман…всё люблю, и всё – упругое, новое, удивительное.
Я знаю, что это у меня есть – что я болен. И знаю ещё – не хочется выздороветь.
Душа? Это странное, древнее, давно забытое слово… Почему ни у кого нет, а у меня…
Я хочу, чтобы она каждую минуту , всякую минуту, всегда была со мной – только со мной.
…праздник – только с нею, только тогда, если она будет рядом, плечом к плечу.
А я поднял на руки I. Крепко прижал её к себе и понёс. Сердце во мне билось – огромное, и с каждым ударом выхлёстывало такую буйную, горячую, такую радостную волну. И пусть там что-то разлетелось вдребезги – всё равно! Только бы так вот нести её, нести, нести…
…кто «они»? И кто я сам: «они» или «мы» - разве я – знаю.
Я – растворился, я бесконечно малое, я – точка…
Был страшный сон, и он кончился. А я, малодушный, я, неверующий, - я думал уже о своевольной смерти.
Мне было ясно: все спасены, но мне спасения нет, я не хочу спасения…
«В тебе , наверно, есть капля лесной крови… Может быть, я тебя оттого и…»
Никто не слышит, как я кричу: спасите же меня от этого – спасите! Если бы у
меня была мать – как у древних: моя – вот именно мать. И чтобы для неё – я не
Строитель «Интеграла», и не нумер Д-503, и не молекула Единого Государства, а простой человеческий кусок – кусок её же самой – истоптанный, раздавленный, выброшенный… И пусть я прибиваю или меня прибивают – может быть, это одинаково, - чтобы её старушечьи, заросшие морщинами губы - -
Мне кажется – я всегда её ненавидел, с самого начала. Я боролся… А впрочем – нет, нет, не верьте мне: я мог и не хотел спастись, я хотел погибнуть, это было мне дороже всего…то есть не погибнуть, а чтобы она…
…а там, где кончается ваша конечная Вселенная? Что там – дальше?
Неужели я когда-нибудь чувствовал – или воображал, что чувствую это? Никакого бреда, никаких нелепых метафор, никаких чувств: только факты. Потому что я здоров, я совершенно, абсолютно здоров. Я улыбаюсь – я не могу не улыбаться: из головы вытащили какую-то занозу, в голове легко, пусто.
На другой день я, Д-503, явился к Благодетелю и рассказал ему всё, что мне было известно о врагах счастья. Почему раньше это могло мне казаться трудным? Непонятно. Единственное объяснение: прежняя моя болезнь (душа).
… за одним столом с Ним, с Благодетелем, - я сидел в знаменитой Газовой комнате. Привели ту женщину. В моём присутствии она должна была дать показания. Эта женщина упорно молчала и улыбалась. Я заметил, что у ней острые и очень белые зубы и что это красиво.
Она смотрела на меня,… смотрела, пока глаза совсем не закрылись.
И я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен – мы победим. Потому что разум должен победить.»
Какое чувство оказывается сильнее «мы»? Любовь. Именно любовь помогает герою найти себя. К каким ещё духовным ценностям приближается герой? К религии, он хочет, чтобы у него была мать.
«Мы» побеждает. Но мы не испытываем чувство облегчения, радости. А какие чувства возникли у вас при прочтении романа. Представьте себя жителями Единого Государства.
Что вас прежде всего не устраивало бы в таком мире?
Ответы могут быть разными.
Итак, Единому Государству, его абсурдной логике в романе противостоит пробуждающаяся душа, то есть способность чувствовать, любить, страдать. Душа, которая делает человека человеком, личностью. Единое Государство не смогло убить в человеке его духовное, эмоциональное начало. Почему же этого не произошло?
В отличие от героев романа Хаксли «О дивный новый мир», запрограммированных на генетическом уровне, замятинские нумера все-таки живые люди, рожденные отцом и матерью и только воспитанные государством. Имея дело с живыми людьми Единое Государство не может опираться только на рабскую покорность. Залог стабильности граждан «воспламеняться» верой и любовью к государству. Счастье нумеров уродливо, но ощущение счастья должно быть истинным.
Не убитая до конца личность пытается вырваться из установленных рамок и , может быть, найдет себе место в просторах Вселенной. Но сосед главного героя стремится доказать, что Вселенная конечна. Единая Государственная Наука хочет и Вселенную огородить Зеленой Стеной. Вот тут-то и задает герой свой главный вопрос: «Слушайте, -дергал я соседа. – Да слушайте же, говорю вам! Вы должны, вы должны мне ответить, а там, где кончается ваша конечная Вселенная? Что там дальше?»
На протяжении всего романа герой мечется между человеческим чувством и долгом перед Единым Государством, между внутренней свободой и счастьем несвободы. Любовь пробудила его душу, его фантазию. Фанатик Единого Государства, он освободился от его оков, заглянул за грань дозволенного: «А что дальше?»
Рассмотрю, чем заканчивается в романе попытка противостоять насилию.
Бунт не удался, I-330 попадает в газовый Колокол, главный герой подвергается Великой Операции и хладнокровно наблюдает за гибелью бывшей возлюбленной. Финал романа трагичен, но означает ли это, что писатель не оставляет нам надежду? Замечу: I-330 не сдается до самого конца, Д-503 прооперирован насильно, О-90 уходит за Зеленую Стену, чтобы родить собственного ребенка, а не государственный нумер.
Подведение итогов.
Роман «Мы» – новаторское и высокохудожественное произведение. Создав гротескную модель Единого Государства, где идея общей жизни воплотилась в «идеальную несвободу», а идея равенства – всеобщей уравниловкой, где право быть сытым потребовало отказа от свободы личности, Замятин обличил тех, кто, игнорируя реальную сложность мира, пытался искусственным образом «Осчастливить людей».
Роман «Мы» – это пророческий, философский роман. Он полон тревоги за будущее. В нем остро звучит проблема счастья и свободы.
Как сказал Дж. Оруэлл: «…этот роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства – все равно какого».
Это произведение будет актуальным всегда – как предупреждение о том, как разрушает тоталитаризм естественную гармонию мира и личности. Такие произведения, как «Мы», выдавливают из человека рабство, делают его личностью, предупреждают о том, что нельзя преклоняться перед «мы», какими бы высокими словами это «мы» не окружали. Никто не имеет право решать за нас, в чем наше счастье, не имеет права лишать нас политической, духовной и творческой свободы. И поэтому нам, сегодняшним, решать, что в нашей жизни будет главное- «я» или «мы».
Домашнее задание.
Ответить на вопросы:
- О чём предупреждает Замятин своим произведением?
- Насколько актуально это предупреждение сегодня?
|