|
Программа воспитательной работы «Я и мой мир»
ПРОГРАММА
воспитательной работы
«Я и мой мир»
Составитель:
Дуйсенгазина Алмагуль Ширажаденовна
классный руководитель 1г класса
Пояснительная записка
Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования личности творческой, обладающей высокой культурой, с широкими и глубокими познаниями, имеющий чувство патриотизма. Как построить воспитательный процесс, чтобы учащиеся были социально востребованными?
Программа «Я и мой мир» предназначена для воспитательной работы в 1-4 классах.
Программа поможет классным руководителям профессионально и грамотно организовать внеклассную работу с детьми на протяжении четырёх лет.
Занятия, разработанные в соответствие с данной программой, предполагают привлечение родителей, работников учреждения культуры, доп.образования и др. программа помогает ученику адаптироваться в новом школьном мире, проявить свою индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям.
Программа «Я и мой мир» разработана в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы.
Цель программы:
создать комфортную обстановку, благоприятные условия для успешного развития индивидуальности каждого ребёнка;
-
формирование и развитие у учащихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения;
развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей;
воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью «Гражданина-патриота России».
Задачи программы:
формировать нравственную культуру учащихся;
способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье;
создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей; вести пропаганду здорового образа жизни;
воспитывать гармоничную, всесторонне развитую личность;
-
развивать у детей интерес к совместному время провождению, самоуважение и взаимоуважение.
Основные направления работы:
«Я, семья и друзья»
«Я и природа»
«Я и моя малая Родина»
«Я и мой мир знаний»
«Я и моё здоровье»
I. Направление «Я, семья и друзья»
Цель деятельности классного руководителя:
воспитывать у детей ценить родных и близких, дорожить дружбой;
организация и совместное проведение досуга детей;
создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель-ученик-родитель
1класс
|
2класс
|
3класс
|
4класс
|
Беседы
|
«Моя семья» Ч.К.Р.;
«Правила общения» Ч.К.Р.;
«Я – помощник своей семье»;
«Уважай старость»;
Международный день семьи.
«Настоящий друг» Ч.К.Р.
|
Месячник семьи:
«Мама, папа, я – дружная семья»;
«История происхождения моего имени (моего рода)»;
«Семейная реликвия» - член семьи-долгожитель, игрушка-долгожитель, самая старая фотография, её история.
|
Ролевая игра «Ежели вы вежливы»;
«Воспетое народом материнство»;
«Зачем человеку семья» час размышлений;
« Человек среди людей» Ч.К.Р.;
Акция «Дети – детям» по сбору игрушек и книг для передачи в детский дом.
|
«Что такое честь фамилии»;
«Я – будущая надежда семьи»;
«Будь справедливым в словах и поступках» Ч.К.Р.;
«Мой дом наведу порядок в нём» Ч.К.Р.
|
Конкурсы
|
«Данила – мастер» (работа с природным материалом);
Конкурс рисунков «Моя любимая мамочка».
|
«Конкурс карт» с указанием, где живут твои родственники;
«Твоё родословие».
|
Конкурс рисунков и творческих работ «Профессии наших родителей»;
«Самый – самый»;
«Маленькая хозяюшка».
|
Конкурс чтецов на заданную тему;
Конкурс рисунков и творческих работ «Семья и школа».
|
Праздники
|
Праздник мам;
Праздник ко Дню защитника Отечества.
|
Семейный праздник ;
Праздник имени.
|
«Масленица»;
«Что за день 8 Марта».
|
«Дом, в котором мы живём»;
«До свидания, школа!»
|
II. Направление «Я и моя малая Родина»:
Цель деятельности классного руководителя:
научить детей интересоваться историей своего края, места, где они живут, приобщаться к духовным и национальным традициям;
воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом;
воспитание достойного гражданина своей страны.
1 класс
|
2 класс
|
3класс
|
4класс
|
Беседы
|
«Красота природы моей местности»;
«День города»;
«Судьба России моя судьба» Ч.К.Р.;
Поход в школьный музей «Чем славится мой Соль-Илецк»;
День космонавтики.
|
«Мир вокруг нас» Ч.К.Р.;
«Чем и кем славен мой город?»;
«Красная книга Оренбуржья»;
«Не нарушайте тишину» Ч.К.Р.;
«Слава солдатская сила богатырская».
|
«Соль-Илецк город курорт» экскурсия;
Интересные факты из газет и журналов о моей малой Родине;
«В лесу родилась ёлочка»;
Гимн, герб, флаг нашей Родины и города.
|
«Соль-Илецк в годы В.О.в» Ч.К.Р.;
Информационный час «Чем живёт моя планета Земля?»;
«День Конституции Р.Ф. – что за праздник?».
|
Конкурсы
|
Конкурс поделок из природного материала;
Конкурс загадок «Вопросы мудрой совы».
|
Конкурс рисунков «Моя Родина – Россия»;
Поход в краеведческий музей.
|
Конкурс рисунков «Улицы моего города»;
Конкурс рисунков «На что имеем право».
|
Конкурс сочинений «Судьба России – моя судьба»;
Конкурс чтецов Соль-Илецких поэтов.
|
Праздники
|
9 Мая – День Победы.
|
«Россия – родина моя».
|
Литературно-музыкальный праздник «Родина любимая моя».
|
«День города».
|
III. Направление «Я и моё здоровье»
Цель деятельности классного руководителя:
развитие духовных и физических возможностей личности;
формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни.
1 класс
|
2 класс
|
3 класс
|
4 класс
|
Беседы
|
«Правила личной гигиены»;
«Как правильно одеваться, чтобы не заболеть»;
«Телевизор в жизни ребёнка»;
Экскурсия в парк;
Операция «Внимание дети!»;
Ч.К.Р. по П.Д.Д.
|
«Режим дня школьника»;
«Кожа человека и её здоровье»;
Беседа школьного медработника «Как оставаться здоровым»;
Игра «Красный, жёлтый, зелёный»;
Игры на свежем воздухе;
Операция «Внимание дети!»;
Ч.К.Р. по П.Д.Д.
|
«Чистота залог здоровья»;
Выпуск газеты «Будь здоров»;
Прогулка в зимний парк на лыжах (совместно с родителями);
Беседа школьного медработника «Уроки Мойдодыра»;
Операция «Внимание дети!»;
Ч.К.Р. по П.Д.Д.
|
«Путь к доброму здоровью» Ч.К.Р.;
«Анри Дюнан – основатель Красного Креста»;
Туристический поход;
«Спички это не игрушки»;
Операция «Внимание дети!»;
Ч.К.Р. по П.Д.Д.
|
Конкурсы
|
Загадки от Мойдодыра;
Конкурс рисунков «Осторожно огонь!».
|
Конкурс рисунков «Моё здоровье»;
Конкурс рисунков по П.Д.Д.
|
Мини-проекты о лекарственных растениях;
Конкурс рисунков «Вредные привычки».
|
Конкурс рисунков «Чистота – залог здоровья»;
Конкурс рисунков по П.Д.Д.
|
Праздники
|
«Восемь докторов».
|
«На приём к врачу» игра, посвящённая Всемирному дню здоровья.
|
«Правила дорожные знать каждому положено» внеклассное мероприятие по П.Д.Д.
|
«Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
|
IV. Направление «Я и мой мир знаний»
Цель деятельности классного руководителя:
выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;
учить детей эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде;
выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.
1 класс
|
2 класс
|
3 класс
|
4 класс
|
Беседы
|
«Мы стали школьниками!» (о правилах поведения в школе) Ч.К.Р.;
«Я – гражданин России» Ч.К.Р.;
«Чему учат в школе?»;
Участие в предметных олимпиадах и конкурсах.
|
«Книги – наши друзья»;
Викторина «Путешествие в сказку»;
«Школа – мой второй дом» Ч.К.Р.;
Участие в предметных олимпиадах, конкурсах.
|
«Как празднуют Новый год в странах мира»;
«Домашнее задание и как мы его выполняем» Ч.К.Р.;
«Мама, папа, я – читающая семья»;
Участие в предметных олимпиадах и конкурсах.
|
Информационный час «Это интересно»;
«Я человек и гражданин» Ч.К.Р.;
Неделя детской книги;
«Невидимые враги человека, которые мешают жить…» довер. беседа;
Участие в интеллектуальном марафоне.
|
Конкурсы
|
Конкурс загадок
|
КВН «Пословицы и поговорки»;
Слабое звено (интеллектуальная игра).
|
Что? Где? Когда?;
Литературный турнир (по сказкам А.С.Пушкина).
|
Игра «Умники и умницы»;
Игра «Слабое звено» (тема «Все обо всём»).
|
Праздники
|
Праздник букваря, или путешествие по городу Буквограду.
|
«Ура, каникулы!».
|
Игра-путешествие «Все обо всём».
|
«Прощай, начальная школа»
|
V. Направление «Я и природа»
Цель деятельности классного руководителя:
научить детей бережно относиться к окружающей природе и всему живому;
воспитание личности с богатым духовным потенциалом.
1 класс
|
2 класс
|
3класс
|
4 класс
|
Беседы
|
«Наши друзья – животные» Ч.К.Р.;
«Природа и человек»;
Поход в школьный музей;
Экскурсия в парк «Горняк».
|
«Мы в ответе за тех, кого приручили»;
Устный журнал «Зелёный наряд нашей планеты»;
«Птичья столовая» (практическая работа);
Туристический поход с родителями.
|
«Растения – синоптики»;
Экологическая неделя.
«Мир вокруг нас» Ч.К.Р.;
Операция «Чистюлька »;
Написание общего сочинения «Осень золотая»;
Экскурсия в зимний лес.
|
«Лекарственные растения нашего края»;
Экологическая беседа «Экология – это наука о том, как сберечь наш дом»;
«Моё место в природе»;
«Красная книга»;
Экскурсия «Весна! Весна! И всё ей радо!».
|
Конкурсы
|
«Про братьев наших меньших» (викторина);
«Птицы земли»;
«Весёлая рыбалка» (конкурс загадок о природе).
|
«Перелётные птицы» (викторина);
Утренник «Цветы приносят радость»;
Конкурс рисунков и творческих работ «Природа глазами детей».
|
Конкурс рисунков и плакатов «Земля наш общий дом»;
Конкурс рисунков «Животный и растительный мир нашего края»;
«Вода – эликсир жизни» (викторина).
|
Викторина «Растительный мир земного шара»;
«Животный мир земного шара» (викторина);
Конкурс рисунков о природе.
|
Праздники
|
«Золотая осень»;
|
«Осенняя сказка»;
«Здравствуй, лето красное!»
|
«Осенний калейдоскоп»;
Творческий проект.
|
«День птиц, или птичий КВН»;
Мини-проекты.
|
Планируемые результаты
Реализация данной Программы позволит:
развивать познавательную активность;
развить творческие способности личности учащегося;
научить ребят делать самостоятельный выбор и нести за него ответственность;
помочь каждому учащемуся осознать и проявить себя, найти свое место в системе внутришкольных отношений;
осуществлять неразрывную связь с социальной средой: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями и другими общественными организациями;
развить общую и педагогическую культуру учащихся и родителей.
-
сформировать у детей представления о здоровом образе жизни, создать мотивацию на выбор здоровых альтернатив жизни;
повысить уровень профессионального мастерства у педагога.
Возраст учащихся:
7-10 лет
Сроки реализации программы:
2010-2011г.
2011-2012 г.
2012-2013 г.
2013-2014 г.
Актуальность Программы:
Разработка и принятие программы воспитательной работы обусловлено реализацией программы развития школы, в которой определены приоритеты всех направлений преобразования школьной жизни.
Идеология программы воспитательной работы опирается на следующие концептуальные положения:
успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия учащихся, основа их здоровья;
успешность учащихся – необходимое условие включения учащихся в деятельность;
успешность ребенка – необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации;
-
успешность воспитанника как социально-психологический механизм воспитания связана с опорой на вчерашний успех, с переживанием успешности сегодня, ожиданием, прогнозированием, проектированием завтрашней радости;
успешность – гуманистический стиль взаимоотношений педагога и учащегося, общения детей друг с другом, учителя и родителей ;
успешность учащихся – результат реальных достижений учащегося в различных видах деятельности (спорте, творчестве, труде и др.), а успех – способ самоутверждения, самовыражения;
успешность – это атрибут ученика, и учителя, как отдельной личности, так и класса, всего школьного сообщества;
успех это подведение итогов деятельности, основа самооценки, самопознания, мечта о будущем достижении
Мониторинг здоровья учащихся
4 класс
По сравнению с прошлым учебным годом уровень здоровья учащихся заметно улучшился. Если в 2008 г. с первой группой было 3 человека, то в 2009г. стало 5учащихся. На такой результат повлияло участие детей в оздоровительных мероприятиях, н-р: «Танцуй пока молодой», День здоровья, спортивных состязаниях, президентских соревнованиях, посещение спортивного кружка «Подвижные игры», туристических походах, экскурсий и т.д.
Уровень воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте
-
-
1
|
Внешний вид учащихся
|
2,7
|
2
|
Речь учащихся
|
2,8
|
3
|
Общение со взрослыми
|
2,6
|
4
|
Общение друг с другом
|
2,4
|
5
|
Отношение к поручениям
|
2,7
|
6
|
Отношение к школьному имуществу
|
2,6
|
7
|
Общий бал УВ учащегося
|
2,6
|
Вывод: из таблицы видно, общение друг с другом на низком уровне. Это говорит о том, надо больше внимания уделить общению друг с другом. Исходя из показаний уровня воспитанности, я решила включить в мероприятия, которые помогут исправить данное положение н-р: кл.час «Настоящий друг», «Правила общения», праздник мам, ко Дню защитника Отечества.
Диагностика уровня воспитанности учащихся
-
-
1
|
Любознательность
|
|
2
|
Трудолюбие
|
|
3
|
Бережное отношение к природе
|
|
4
|
Отношение к школе
|
|
5
|
Прекрасное в моей жизни
|
|
6
|
Отношение к себе
|
|
7
|
Средний бал
|
|
Вывод:
Работа с родителями
Сроки проведения
|
Темы собрания, вопросы для обсуждения
|
Проводят
|
Первый класс
|
сентябрь
|
Итоги адаптационного периода.
О задачах на учебный год.
Выборы родительского комитета.
|
кл.рук-ль
|
октябрь
|
Младший школьник: особенности развития.
Оценка результатов обучения и развития личности ребёнка в первом классе. Ознакомление с листком достижений учащегося.
|
кл.рук-ль,
психолог
|
ноябрь
|
Развитие личности младшего школьника.
|
кл.рук-ль
|
январь
|
Итоги 1 полугодия.
|
род.комитет,
кл.рук-ль
|
март
|
Садимся за уроки (организационно-деятельностная игра).
|
род.ком.,
кл.рук-ль
|
Май
|
Об итогах учебного года.
Организация летнего отдыха детей.
|
род.ком.,
кл.рук-ль
|
Второй класс
|
сентябрь
|
О задачах на новый учебный год.
Основные требования к ЗУН учащихся 2 класса. Нормы оценок результатов обучения и развития учащихся.
|
кл.рук-ль
|
ноябрь
|
Как воспитывать у ребёнка любовь к чтению.
|
род.ком.
|
декабрь
|
Школьные трудности благополучных детей (практикум).
|
кл.рук-ль,
психолог
|
январь
|
Итоги 1 полугодия.
О детской дружбе (совместно с учащимися).
|
род.ком.,
учитель,
психолог
|
март
|
Я люблю своего ребёнка (собрание-мастерская).
|
учитель
|
апрель
|
Воспитание сознательной дисциплины.
|
род.ком.,
кл.рук-ль
|
май
|
Итоги второго года обучения (торжественное собрание совместно с детьми).
|
род.ком.,
кл.рук-ль
|
Третий класс
|
сентябрь
|
Задачи на новый учебный год.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся в третьем классе.
|
учитель
|
октябрь
|
Речь младших школьников и пути её развития.
|
учитель, логопед
|
ноябрь
|
Если ваш ребёнок не хочет учиться.
|
учитель,
логопед, род.комитет
|
январь
|
Семейные традиции (организационно-деятельностная игра).
|
род.ком.,
учитель,
психолог
|
март
|
О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников.
|
род.комитет,
кл.рук-ль
|
апрель
|
Дети и телевидение (мастерская общения).
|
кл.рук-ль,
психолог
|
май
|
Итоги третьего года обучения (торжественное собрание совместно с учащимися).
|
род.комитет,
кл.рук-ль
|
Четвёртый класс
|
сентябрь
|
Задачи на новый учебный год.
Основные требования к ЗУН четвероклассников.
|
кл. рук-ль
|
октябрь
|
Эмоциональное благополучие детей в семье.
|
род.комитет,
соц.педагог,
психолог
|
январь
|
Итоги первого полугодия.
Спор и ссора (мастерская совместно с учащихся).
|
род.комитет,
кл.рук-ль
|
март
|
Учёт половозрастных особенностей детей в их воспитании.
|
мед.работник,
кл.рук-ль,
психолог
|
апрель
|
Проблемы преемственности обучения в начальной школе: пути и способы решения.
|
род.комитет,
кл.рук-ль,
будущий кл.рук-ль 5 класс
|
май
|
Прощай, начальная школа! (торжественное собрание-праздник совместно с детьми).
|
род.комитет,
кл.рук-ль
|
|
|
|