Главная страница

Программа воспитательной работы «Я и мой мир»


Скачать 165.64 Kb.
Название Программа воспитательной работы «Я и мой мир»
Дуйсенгазина Алмагуль Ширажаденовна
Дата 24.02.2016
Размер 165.64 Kb.
Тип Программа



ПРОГРАММА

воспитательной работы

«Я и мой мир»

Составитель:

Дуйсенгазина Алмагуль Ширажаденовна

классный руководитель 1г класса

Пояснительная записка

Воспитание – великое дело:

им решается судьба человека.

В. Белинский

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.

Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования личности творческой, обладающей высокой культурой, с широкими и глубокими познаниями, имеющий чувство патриотизма. Как построить воспитательный процесс, чтобы учащиеся были социально востребованными?

Программа «Я и мой мир» предназначена для воспитательной работы в 1-4 классах.

Программа поможет классным руководителям профессионально и грамотно организовать внеклассную работу с детьми на протяжении четырёх лет.

Занятия, разработанные в соответствие с данной программой, предполагают привлечение родителей, работников учреждения культуры, доп.образования и др. программа помогает ученику адаптироваться в новом школьном мире, проявить свою индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям.

Программа «Я и мой мир» разработана в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы.

Цель программы:

  • создать комфортную обстановку, благоприятные условия для успешного развития индивидуальности каждого ребёнка;

  • формирование и развитие у учащихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения;

  • развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей;

  • воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью «Гражданина-патриота России».

Задачи программы:

  • формировать нравственную культуру учащихся;

  • способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье;

  • создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей; вести пропаганду здорового образа жизни;

  • воспитывать гармоничную, всесторонне развитую личность;

  • развивать у детей интерес к совместному время провождению, самоуважение и взаимоуважение.


Основные направления работы:


«Я, семья и друзья»



«Я и природа»

«Я и моя малая Родина»



«Я и мой мир знаний»

«Я и моё здоровье»


I. Направление «Я, семья и друзья»

Цель деятельности классного руководителя:

  • воспитывать у детей ценить родных и близких, дорожить дружбой;

  • организация и совместное проведение досуга детей;

  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель-ученик-родитель



1класс

2класс

3класс

4класс

Беседы

«Моя семья» Ч.К.Р.;

«Правила общения» Ч.К.Р.;

«Я – помощник своей семье»;

«Уважай старость»;

Международный день семьи.

«Настоящий друг» Ч.К.Р.


Месячник семьи:

«Мама, папа, я – дружная семья»;

«История происхождения моего имени (моего рода)»;

«Семейная реликвия» - член семьи-долгожитель, игрушка-долгожитель, самая старая фотография, её история.

Ролевая игра «Ежели вы вежливы»;

«Воспетое народом материнство»;

«Зачем человеку семья» час размышлений;

« Человек среди людей» Ч.К.Р.;

Акция «Дети – детям» по сбору игрушек и книг для передачи в детский дом.


«Что такое честь фамилии»;

«Я – будущая надежда семьи»;

«Будь справедливым в словах и поступках» Ч.К.Р.;

«Мой дом наведу порядок в нём» Ч.К.Р.

Конкурсы

«Данила – мастер» (работа с природным материалом);

Конкурс рисунков «Моя любимая мамочка».

«Конкурс карт» с указанием, где живут твои родственники;

«Твоё родословие».

Конкурс рисунков и творческих работ «Профессии наших родителей»;

«Самый – самый»;

«Маленькая хозяюшка».

Конкурс чтецов на заданную тему;

Конкурс рисунков и творческих работ «Семья и школа».

Праздники

Праздник мам;

Праздник ко Дню защитника Отечества.

Семейный праздник ;

Праздник имени.

«Масленица»;

«Что за день 8 Марта».

«Дом, в котором мы живём»;

«До свидания, школа!»

II. Направление «Я и моя малая Родина»:

Цель деятельности классного руководителя:

  • научить детей интересоваться историей своего края, места, где они живут, приобщаться к духовным и национальным традициям;

  • воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом;

  • воспитание достойного гражданина своей страны.



1 класс

2 класс

3класс

4класс

Беседы

«Красота природы моей местности»;

«День города»;

«Судьба России моя судьба» Ч.К.Р.;

Поход в школьный музей «Чем славится мой Соль-Илецк»;

День космонавтики.

«Мир вокруг нас» Ч.К.Р.;

«Чем и кем славен мой город?»;

«Красная книга Оренбуржья»;

«Не нарушайте тишину» Ч.К.Р.;

«Слава солдатская сила богатырская».

«Соль-Илецк город курорт» экскурсия;

Интересные факты из газет и журналов о моей малой Родине;

«В лесу родилась ёлочка»;

Гимн, герб, флаг нашей Родины и города.


«Соль-Илецк в годы В.О.в» Ч.К.Р.;

Информационный час «Чем живёт моя планета Земля?»;

«День Конституции Р.Ф. – что за праздник?».

Конкурсы

Конкурс поделок из природного материала;

Конкурс загадок «Вопросы мудрой совы».


Конкурс рисунков «Моя Родина – Россия»;

Поход в краеведческий музей.

Конкурс рисунков «Улицы моего города»;

Конкурс рисунков «На что имеем право».


Конкурс сочинений «Судьба России – моя судьба»;

Конкурс чтецов Соль-Илецких поэтов.

Праздники

9 Мая – День Победы.

«Россия – родина моя».

Литературно-музыкальный праздник «Родина любимая моя».

«День города».


III. Направление «Я и моё здоровье»

Цель деятельности классного руководителя:

  • развитие духовных и физических возможностей личности;

  • формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни.



1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Беседы

«Правила личной гигиены»;

«Как правильно одеваться, чтобы не заболеть»;

«Телевизор в жизни ребёнка»;

Экскурсия в парк;

Операция «Внимание дети!»;

Ч.К.Р. по П.Д.Д.


«Режим дня школьника»;

«Кожа человека и её здоровье»;

Беседа школьного медработника «Как оставаться здоровым»;

Игра «Красный, жёлтый, зелёный»;

Игры на свежем воздухе;

Операция «Внимание дети!»;

Ч.К.Р. по П.Д.Д.

«Чистота залог здоровья»;

Выпуск газеты «Будь здоров»;

Прогулка в зимний парк на лыжах (совместно с родителями);

Беседа школьного медработника «Уроки Мойдодыра»;

Операция «Внимание дети!»;

Ч.К.Р. по П.Д.Д.

«Путь к доброму здоровью» Ч.К.Р.;

«Анри Дюнан – основатель Красного Креста»;

Туристический поход;

«Спички это не игрушки»;

Операция «Внимание дети!»;

Ч.К.Р. по П.Д.Д.

Конкурсы

Загадки от Мойдодыра;

Конкурс рисунков «Осторожно огонь!».

Конкурс рисунков «Моё здоровье»;

Конкурс рисунков по П.Д.Д.

Мини-проекты о лекарственных растениях;

Конкурс рисунков «Вредные привычки».

Конкурс рисунков «Чистота – залог здоровья»;

Конкурс рисунков по П.Д.Д.

Праздники

«Восемь докторов».

«На приём к врачу» игра, посвящённая Всемирному дню здоровья.

«Правила дорожные знать каждому положено» внеклассное мероприятие по П.Д.Д.

«Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

IV. Направление «Я и мой мир знаний»

Цель деятельности классного руководителя:

  • выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;

  • учить детей эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде;

  • выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.



1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Беседы

«Мы стали школьниками!» (о правилах поведения в школе) Ч.К.Р.;

«Я – гражданин России» Ч.К.Р.;

«Чему учат в школе?»;

Участие в предметных олимпиадах и конкурсах.

«Книги – наши друзья»;

Викторина «Путешествие в сказку»;

«Школа – мой второй дом» Ч.К.Р.;

Участие в предметных олимпиадах, конкурсах.

«Как празднуют Новый год в странах мира»;

«Домашнее задание и как мы его выполняем» Ч.К.Р.;

«Мама, папа, я – читающая семья»;

Участие в предметных олимпиадах и конкурсах.

Информационный час «Это интересно»;

«Я человек и гражданин» Ч.К.Р.;

Неделя детской книги;

«Невидимые враги человека, которые мешают жить…» довер. беседа;

Участие в интеллектуальном марафоне.


Конкурсы

Конкурс загадок

КВН «Пословицы и поговорки»;

Слабое звено (интеллектуальная игра).

Что? Где? Когда?;

Литературный турнир (по сказкам А.С.Пушкина).

Игра «Умники и умницы»;

Игра «Слабое звено» (тема «Все обо всём»).

Праздники

Праздник букваря, или путешествие по городу Буквограду.

«Ура, каникулы!».

Игра-путешествие «Все обо всём».

«Прощай, начальная школа»


V. Направление «Я и природа»

Цель деятельности классного руководителя:

  • научить детей бережно относиться к окружающей природе и всему живому;

  • воспитание личности с богатым духовным потенциалом.



1 класс

2 класс

3класс

4 класс

Беседы

«Наши друзья – животные» Ч.К.Р.;

«Природа и человек»;

Поход в школьный музей;

Экскурсия в парк «Горняк».

«Мы в ответе за тех, кого приручили»;

Устный журнал «Зелёный наряд нашей планеты»;

«Птичья столовая» (практическая работа);

Туристический поход с родителями.

«Растения – синоптики»;

Экологическая неделя.

«Мир вокруг нас» Ч.К.Р.;

Операция «Чистюлька »;

Написание общего сочинения «Осень золотая»;

Экскурсия в зимний лес.


«Лекарственные растения нашего края»;

Экологическая беседа «Экология – это наука о том, как сберечь наш дом»;

«Моё место в природе»;

«Красная книга»;

Экскурсия «Весна! Весна! И всё ей радо!».


Конкурсы

«Про братьев наших меньших» (викторина);

«Птицы земли»;

«Весёлая рыбалка» (конкурс загадок о природе).

«Перелётные птицы» (викторина);

Утренник «Цветы приносят радость»;

Конкурс рисунков и творческих работ «Природа глазами детей».

Конкурс рисунков и плакатов «Земля наш общий дом»;

Конкурс рисунков «Животный и растительный мир нашего края»;

«Вода – эликсир жизни» (викторина).

Викторина «Растительный мир земного шара»;

«Животный мир земного шара» (викторина);

Конкурс рисунков о природе.

Праздники

«Золотая осень»;


«Осенняя сказка»;

«Здравствуй, лето красное!»

«Осенний калейдоскоп»;

Творческий проект.

«День птиц, или птичий КВН»;

Мини-проекты.

Планируемые результаты

Реализация данной Программы позволит:


  • развивать познавательную активность;

  • развить творческие способности личности учащегося;

  • научить ребят делать самостоятельный выбор и нести за него ответственность;

  • помочь каждому учащемуся осознать и проявить себя, найти свое место в системе внутришкольных отношений;

  • осуществлять неразрывную связь с социальной средой: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями и другими общественными организациями;

  • развить общую и педагогическую культуру учащихся и родителей.

  • сформировать у детей представления о здоровом образе жизни, создать мотивацию на выбор здоровых альтернатив жизни;

  • повысить уровень профессионального мастерства у педагога.


Возраст учащихся:
7-10 лет

Сроки реализации программы:
2010-2011г.

2011-2012 г.

2012-2013 г.

2013-2014 г.
Актуальность Программы:
Разработка и принятие программы воспитательной работы обусловлено реализацией программы развития школы, в которой определены приоритеты всех направлений преобразования школьной жизни.

Идеология программы воспитательной работы опирается на следующие концептуальные положения:

  • успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия учащихся, основа их здоровья;

  • успешность учащихся – необходимое условие включения учащихся в деятельность;

  • успешность ребенка – необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации;

  • успешность воспитанника как социально-психологический механизм воспитания связана с опорой на вчерашний успех, с переживанием успешности сегодня, ожиданием, прогнозированием, проектированием завтрашней радости;

  • успешность – гуманистический стиль взаимоотношений педагога и учащегося, общения детей друг с другом, учителя и родителей ;

  • успешность учащихся – результат реальных достижений учащегося в различных видах деятельности (спорте, творчестве, труде и др.), а успех – способ самоутверждения, самовыражения;

  • успешность – это атрибут ученика, и учителя, как отдельной личности, так и класса, всего школьного сообщества;

успех это подведение итогов деятельности, основа самооценки, самопознания, мечта о будущем достижении

Мониторинг здоровья учащихся

4 класс

По сравнению с прошлым учебным годом уровень здоровья учащихся заметно улучшился. Если в 2008 г. с первой группой было 3 человека, то в 2009г. стало 5учащихся. На такой результат повлияло участие детей в оздоровительных мероприятиях, н-р: «Танцуй пока молодой», День здоровья, спортивных состязаниях, президентских соревнованиях, посещение спортивного кружка «Подвижные игры», туристических походах, экскурсий и т.д.

Уровень воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте

1

Внешний вид учащихся

2,7

2

Речь учащихся

2,8

3

Общение со взрослыми

2,6

4

Общение друг с другом

2,4

5

Отношение к поручениям

2,7

6

Отношение к школьному имуществу

2,6

7

Общий бал УВ учащегося

2,6

Вывод: из таблицы видно, общение друг с другом на низком уровне. Это говорит о том, надо больше внимания уделить общению друг с другом. Исходя из показаний уровня воспитанности, я решила включить в мероприятия, которые помогут исправить данное положение н-р: кл.час «Настоящий друг», «Правила общения», праздник мам, ко Дню защитника Отечества.

Диагностика уровня воспитанности учащихся

1

Любознательность




2

Трудолюбие




3

Бережное отношение к природе




4

Отношение к школе




5

Прекрасное в моей жизни




6

Отношение к себе




7

Средний бал




Вывод:

Работа с родителями

Сроки проведения

Темы собрания, вопросы для обсуждения

Проводят

Первый класс

сентябрь

  1. Итоги адаптационного периода.

  2. О задачах на учебный год.

  3. Выборы родительского комитета.

кл.рук-ль

октябрь

  1. Младший школьник: особенности развития.

  2. Оценка результатов обучения и развития личности ребёнка в первом классе. Ознакомление с листком достижений учащегося.

кл.рук-ль,

психолог

ноябрь

  1. Развитие личности младшего школьника.




кл.рук-ль

январь

Итоги 1 полугодия.

род.комитет,

кл.рук-ль

март

Садимся за уроки (организационно-деятельностная игра).

род.ком.,

кл.рук-ль

Май

  1. Об итогах учебного года.

  2. Организация летнего отдыха детей.

род.ком.,

кл.рук-ль

Второй класс

сентябрь

  1. О задачах на новый учебный год.

  2. Основные требования к ЗУН учащихся 2 класса. Нормы оценок результатов обучения и развития учащихся.

кл.рук-ль

ноябрь

  1. Как воспитывать у ребёнка любовь к чтению.

род.ком.

декабрь

  1. Школьные трудности благополучных детей (практикум).

кл.рук-ль,

психолог

январь

  1. Итоги 1 полугодия.

  2. О детской дружбе (совместно с учащимися).

род.ком.,

учитель,

психолог

март

Я люблю своего ребёнка (собрание-мастерская).

учитель

апрель

Воспитание сознательной дисциплины.

род.ком.,

кл.рук-ль

май

Итоги второго года обучения (торжественное собрание совместно с детьми).

род.ком.,

кл.рук-ль

Третий класс

сентябрь

  1. Задачи на новый учебный год.

  2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся в третьем классе.

учитель

октябрь

Речь младших школьников и пути её развития.

учитель, логопед

ноябрь

Если ваш ребёнок не хочет учиться.

учитель,

логопед, род.комитет

январь

Семейные традиции (организационно-деятельностная игра).

род.ком.,

учитель,

психолог

март

О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников.

род.комитет,

кл.рук-ль

апрель

Дети и телевидение (мастерская общения).

кл.рук-ль,

психолог

май

Итоги третьего года обучения (торжественное собрание совместно с учащимися).

род.комитет,

кл.рук-ль

Четвёртый класс

сентябрь

  1. Задачи на новый учебный год.

  2. Основные требования к ЗУН четвероклассников.

кл. рук-ль

октябрь

Эмоциональное благополучие детей в семье.


род.комитет,

соц.педагог,

психолог

январь

  1. Итоги первого полугодия.

  2. Спор и ссора (мастерская совместно с учащихся).




род.комитет,

кл.рук-ль

март

Учёт половозрастных особенностей детей в их воспитании.


мед.работник,

кл.рук-ль,

психолог

апрель

Проблемы преемственности обучения в начальной школе: пути и способы решения.


род.комитет,

кл.рук-ль,

будущий кл.рук-ль 5 класс

май

Прощай, начальная школа! (торжественное собрание-праздник совместно с детьми).


род.комитет,

кл.рук-ль