Советы родителям
НШ
Памятка родителям от ребенка
Чтобы Праздник знаний был праздником
Как мотивировать ребенка к школе
Мечта о собаке
Особенности развития детской самооценки
Будни первоклассника
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА
Здоровье ученика – забота родителей
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЕНКА
Прислушаемся к советам своих детей!
1. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
2. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
3. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
4. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
5. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
6. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
7. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, — это поколеблет мою веру в вас.
8. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
9. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
10. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
11. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
12. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте, я окажусь с прибылью.
13. Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки — смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я вообще буду бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.
14. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
15. Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
16. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позже.
17. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
18. Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения.
19. Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом я вижу справедливость.
20. Мне уже сейчас интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как мне поступать и что мне делать со своими чувствами, то мне об этом расскажут мои сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?
21. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я вообще перестану задавать их вам, и буду искать информацию где-то на стороне.
22. Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне, я буду доверять вам.
23. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.
24. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
25. Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает время большей ориентации «а сверстников и старших ребят. В это время их мнение для меня может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам более критически и сравниваю ваши слова с вашими поступками.
25. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом.
Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
Чтобы Праздник знаний был праздником
Что особенно важно помнить родителям будущего первоклассника?
Толпа. Ребенок может ужаснуться, увидев впервые скопление людей перед школой. Даже если он бывал на праздничных гуляньях, в театре, цирке, ему может стать очень неприятно от того, что он вольется в эту толпу, станет ее частью. На миг может возникнуть ощущение, что он совсем маленький, неотличимый от других, что его может легко потерять даже собственная мама. Постарайтесь сразу же найти ему пару среди будущих одноклассников - мальчика или девочку, подходящих по темпераменту и симпатичных ему. Пусть они возьмут друг друга за руки и вместе идут в класс, это обоим даст чувство защищенности.
Учительница. Необходимо помнить, как ее зовут и убедиться, что ребенок это тоже знает. Привык ли он обращаться ко взрослым по имени-отчеству? Если пока нет, просто повторите несколько раз имя учительницы, никогда не называйте ее безлично ("она", "учительница", "наш начальник" и т. д.). Познакомьте его с ней заранее. Детям нравятся разное: мальчики обычно предпочитают юных и красивых учителей, девочки - полных и добрых. Вообще, красота и полнота ассоциируются у детей с доброжелательностью. Если вам не очень понравилась преподавательница, то не демонстрируйте своего недовольства, постарайтесь избежать негативных оценок и в беседе с друзьями. Если вы убеждены, что вашему детищу досталась сущая кикимора, не выражайте вслух своей зависти к другим детям и их родителям, лучше подумайте о том, что это ваша промашка: ведь главное в начальной школе - именно учительница.
Одежда. Часто ребенок впервые надевает новую одежду. Постарайтесь заранее все примерить, подогнать и дать ему в ней походить. Если в вашей школе принято носить форму - многие проблемы решаются сами собой. Если же дети одеты по-разному, важно, чтобы ваш ребенок нравился себе в новой одежде. Пусть полюбуется на себя перед зеркалом, услышит комплименты, оценит количество карманов. Одежда должна быть практичной и удобной, и в этом смысле, конечно, удобнее всего носить джинсы. Если девочка не носила раньше платьев, а вы именно так видите ее торжественный наряд, не советуем вам выпускать ее впервые в «девичьем» облике первого сентября. Она может стесняться голых ног, не знать, как двигаться, и вообще не нравиться себе. Не нужно создавать напряжения по такому пустяковому поводу. Выбирать одежду желательно заранее, с ребенком, при его одобрении, заранее же и примерить и дать ему походить, чтобы убедиться, что ничто не сваливается, и все застежки на месте.
Еда. Многие дети так волнуются, что не могут хорошо позавтракать перед школой. Не стоит давить на детей в этот день. Поэтому постарайтесь приготовить на завтрак то, от чего ваш малыш никогда не откажется, возможно, ограничиться только фруктами. Если заставлять его есть при отсутствии аппетита, легко закрепить рвотный рефлекс, который будет проявляться при слове "школа". А лучше разбудить ребенка немного пораньше, чтобы он успел почувствовать голод. Поинтересуйтесь, что дают детям на завтрак в школе. Если ему это не нравится, предупредите заранее, что даже в этом случае некрасиво вслух критиковать то, что для других детей, возможно, является лакомством.
Туалет. Выясните, где расположен туалет для маленьких, не является ли это помещение общим для мальчиков и девочек, горит ли там свет. Для многих детей проблема туалета представляется нерешаемой, и "промашки", совершенные в первый школьный день, могут иметь далекие последствия. Нередко дети, не ходившие в детский сад, испытывают шок от того, что естественные отправления можно совершать не в одиночестве. Ваша задача - предупредить ребенка об этом и убедиться, что он все понял. Проследите, чтобы на нем была легко расстегивающаяся одежда, носовой платок и бумажные салфетки. Научите его
правильно отпрашиваться в туалет и объясните, что это можно сделать и на уроке, хотя лучше, конечно, на перемене.
Эти несложные советы реализовать очень легко. Не забудьте напутствовать ребенка добрым словом и приготовить для него дома небольшой подарок. Хорошо, если у вас останется на память об этом дне и фотография. Если же у вас не все прошло гладко, не отчаивайтесь, ребенок с благополучным детством вовсе не обязан полюбить школу с ее ограничениями сразу и навсегда. Сложности, возникающие на первом году обучения, - предмет для отдельной беседы.
Как мотивировать готовность ребенка к школе?
Что такое мотивационная готовность? Давно известно, что очень большие трудности для самих детей и для взрослых связаны именно с нежеланием детей учиться. Заставить ребенка (да и взрослого) учиться невозможно, если он сам этого не захочет. Ребенок, приходя в школу, попадает в новую систему отношений, где преобладает оценка предметных действий ребенка и их соответствие образцам или правилам, а сам ребенок как личность мало кому интересен. В школе ребенок встречает чужих людей, с ними надо строить деловые отношения, надо уметь защитить свое "Я" от воздействия другого человека. Негативный образ себя и неуверенность в своих силах ведут к тому, что ребенок начинает учиться ниже своих возможностей.
Итак, всегда приятнее что-то делать по собственному желанию. Мотивационная готовность к школе начинается с хорошего отношения ребенка к себе и веры в возможность быть лучше, то есть стремления к совершенству. Тревоги матери по поводу возможных школьных проблем заражают ребенка, и он несет за собой груз нерешенных родительских проблем, вынужден отвечать не только за себя и свои возможные ошибки, но и за родительские страхи и несбывшиеся надежды.
Существует несколько мотивов, по которым ребенок идет в школу. Эти мотивы в большинстве своем связаны с тем, что и как говорят о школе родители, что поощряется в поведении ребенка. Есть разница в том, как учатся дети, родители которых считают школу важным элементом жизни ребенка и семьи в целом, и успехами тех детей, родители которых отдают ребенка в школу "потому, что так надо" или "чтобы он не болтался без дела" и совершенно не интересуются успехами ребенка. Основные мотивы, которые определяют отношение к учебе, - это стремление получать пятерки, желание встречаться с приятелями и играть, желание, "чтобы мама хвалила", или чтобы быть лучше всех, любознательность и желание узнать новое, страх наказания, или "чтобы была хорошая работа, когда вырасту". Мотивы самые разные как по силе, направленности, так и по близости цели. Вспомните, как вы рассказывали ребенку о школе. Вы говорили: "В школе у тебя будет много друзей, у тебя будет красивый портфель и карандаши и пенал, тебе будет очень интересно, это будет твоя работа, так надо?"
Вспомните свое отношение к школе, боялись ли вы туда идти или хотели? Сложно ли вам было сказать родителям о плохой оценке? Ждете ли вы, что ваш ребенок порадует вас и станет отличником? Думаете ли вы, что плохие оценки вашего ребенка станут свидетельством того, что вы плохо воспитываете своего малыша? Сравниваете ли вы успехи вашего ребенка и ребенка ваших друзей? Что для вас важнее: отметка в дневнике или уровень знаний и отношение ребенка к школе? Ваше отношение к школе и учебе вашего ребенка формирует и отношение вашего ребенка к этим явлениям. Слишком отдаленный мотив типа "хорошая работа, когда вырасту" слабо влияет на поведение ребенка в каждый конкретный момент. Дети шести-семи лет слабо умеют регулировать свое поведение, их захлестывает волна непосредственных желаний. Работа еще когда будет, а уроки не хочется делать сейчас, и гулять хочется сейчас. Ребенок, желающий получать только пятерки и быть самым хорошим, может растерять желание ходить в школу, если ему вдруг поставят четверку или тройку, или соседка по парте получит больше похвал. Так возникнет зависть, боязнь конкуренции, страх ответить - а вдруг неправильно?
Если вы ждете, что ваш ребенок будет приносить домой только пятерки, и начнете стыдить его за четверки или тройки, для него радость узнавания нового сменится страхом и непосильной ответственностью: ведь он отвечает не только за свои оценки, но и за ваши несбывшиеся ожидания. Что для вас важнее - оценки в дневнике или реальный уровень знаний, живой интерес и умение вашего ребенка искать ответы на самые разные вопросы?
Наиболее предпочтительная мотивация ребенка - интерес, стремление узнать новое, сформированная система потребностей, переживаемая ребенком как собственное желание: "хочу в школу". Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребенка, реалистичные оптимистичные рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребенка перед возможной ошибкой - все это создаст положительную мотивацию вашему ребенку.
Мечта о собаке.
Помните маленького героя сказки «Про Карлсона, который живет на крыше»? Малыш мечтал о собаке. Ему хотелось преданного друга, всегда любящего и понимающего существа рядом. Взамен мальчик обещал заботиться о щенке и не расстраивать маму. Сия история знакома практически каждой маме. О том, стоит ли поддаваться на уговоры своих юных натуралистов, рассказывает семейный психолог, действительный член профессиональной психотерапевтической лиги, эксперт телеканала «Домашний» Ирина Обухова.
- Правда ли, что в семьях, где есть животные, дети добрее, они заботливые, лучше развиваются?
- Если в семье один ребенок, то это приучает его заботиться о другом живом существе, развивает в детях чувство ответственности. Помимо коммуникативного эффекта вы можете и вылечить некоторые болезни. Есть даже специальный термин – анималотерапия.
- А как же можно прокомментировать те случаи, когда молодые родители отправляют животное к родителям или друзьям, чтобы этот «друг», «член семьи», не вредил малышу?
- Это часто бывает, когда ребенок поздний, и он становится сверхценной идеей. В таких случаях убирают не только то, что мешает, но и то, что может помешать в принципе. Не уверена, что это правильно. Оправдано разве только в тех случаях, когда есть медицинские показания.
- Когда надо ребенку заводить животное?
- Смотря какого. До 9 лет ребенку лучше иметь кошек или собак. Потому что ребенок не может рассчитать свои физические силы. Если заводить хомячков или маленьких крысок, он может их не со зла задушить. Просто малыш не чувствует своих сил. Черепашки и рыбки не могут дать обратной связи, которая так важна детям при общении с животным. Вряд ли ребенку будет интересно с ними. Так что с полутора - двух лет можно заводить кошек и собак.
- Вы сказали о рыбках и черепашках. Но есть еще и экзотичные животные.
- Крокодил в ванной? Не знаю. А вот пресмыкающиеся лечат душевные болезни. Если есть проблемы невротические, то стоит завести пресмыкающееся.
- А есть психологические особенности ребенка, которые стоит учитывать при выборе животного?
- С собакой быстрее найдет язык человек открытый, общительный. Более мягким людям подходят кошки. Так что можно, учитывая эти особенности, или развить что-то, или, напротив, сгладить.
- Чему могут научить животные?
- Общение с собаками учит взаимовыручке, преданности, радости от встречи, дисциплинирует. Кошки могут научить чистоплотности, нивелированию, умению осваиваться в незнакомом месте, избегать опасности.
- Кто должен ухаживать за животными?
- Все вместе, и это укрепляет семью.
Особенности развития детской самооценки
Продолжаем знакомиться с особенностями развития детской самооценки. Самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет в том числе и регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности.
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники). При этом им важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются личностными параметрами умственной деятельности и позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за формированием самооценки.
Можно и нужно прослеживать уровень самооценки, проводя контрольное тестирование каждые полгода. Результаты будут более достоверными, если использовать при тестировании разные методики, а также если исследования будут проводиться в различных условиях (успеха и неуспеха). Полученные данные можно сопоставлять и обобщать.
Предлагаю использовать методику А.И. Липкиной "Три оценки". Ученикам предлагается выполнить любое письменное задание. Работа оценивается тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей с проставленными оценками ученикам говорят: "Три учительницы из трех разных школ проверяли Ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании, поэтому они поставили разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен". Затем проводится индивидуальная беседа с каждым ребенком, в ходе которой выясняются ответы на вопросы:
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, сильным или слабым?
2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
3. Твоя работа заслуживает оценки "3", а учительница поставила "5", обрадуешься этому или огорчишься?
В ходе беседы взрослый старается не навязывать свое мнение, ответы фиксируются и анализируются.
Уровень самооценки определяется по следующим показателям:
совпадение или несовпадение самооценки с оценкой учителя;
характер аргументации самооценки: аргументация, направленная на качество выполнения работы; любая другая аргументация; устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на вопросы.
Самооценка может быть адекватной, завышенной либо заниженной.
Уровень самооценки можно выявить и с помощью рисуночных тестов: они информативны как в дошкольном возрасте, так и в начальной школе. Можно попросить нарисовать человека, семью, несуществующее животное. Эти методики наряду с другими показателями помогают оценить социально благополучие ребенка, уровень его самооценки. Низкая самооценка - маленькая фигурка, расположена не посередине листа, а с краю, плохо прорисованы детали, либо использование темных цветов, штриховки. Об адекватной самооценке говорит хорошо прорисованная фигура, расположенная в центре листа, хорошо прорисованное лицо и части одежды, достаточно длинные руки и ноги. Завышенная самооценка - слишком большая фигура, сильно украшенная, все остальные фигуры на рисунке кажутся невзрачными и незаметными.
Если у дошкольников наличие завышенной самооценки является нормальным явлением, при условии, что она проявляется непостоянно (не во всех тестированиях), то у школьников завышенная самооценка (так же, как и заниженная) требует внимания педагога, психолога и родителей, беседы с психологом,
Будни первоклассника
Как сложится школьная жизнь маленьких учеников, часто зависит от родителей. Иногда достаточно всего лишь правильно составить распорядок дня и строго ему следовать.
Первый раз в первый класс - и родители каждый день с нетерпением и волнением ожидают своего первоклашку. Спрашивают о пройденном, о новых друзьях -одноклассниках, об играх на переменке... А потом, как бы невзначай: а что вы сегодня ели? А бегали ли вы по коридору? Не холодно ли в классе? Не дует ли из окон? И рука, будто случайно, ложится на лоб первоклашке - мама следит за всем. Была бы у нее возможность - наверное, села бы за парту рядом со своим ребенком. А школьные инфекции, которые так пугают родителей? Еда в школьных столовых - сомнительная, не такая, как дома, да и проследит ли кто за тем, чтобы ребенок съел нелюбимую кашу?
Наши советы помогут вам уберечь здоровье вашего ребенка как от реальных, так и от придуманных опасностей школьной жизни.
ПРАВИЛЬНО УЧИМСЯ...
Самые сложные занятия для первоклассника - это не решение задачек и не подсчет палочек и яблок, а... письмо. Причем, непосредственно написание букв, слов и предложений, равно, как и переписывание слов и предложений с доски. Ну как запомнишь все эти закорючки и хвостики? А если и запомнил, то почему они упорно не хотят походить на аккуратную «ж» из школьной прописи, а норовят превратиться в многоногое чудовище?
Не стоит ахать, увидев первые строчки своего школьника, и ни в коем случае не давайте ему понять, что он плохо справляется с прописью. Лучше скажите: отличный результат, у меня поначалу выходило хуже, давай поспорим, что уже через две недели ты будешь писать точь-в-точь, как Марья Ивановна. Ребенок учится делать то, чего ему пока еще не приходилось делать, и ваше одобрение, как и осознание его собственных успехов, очень важны на этом этапе жизни.
Вторым по сложности предметом для первоклассника (в зависимости от его наклонностей и уровня подготовки) будет либо математика, либо чтение.
Если любимую книжку сказок ваш малыш уже в шесть лет читал без всяких проблем, скорее всего, ему понадобится помощь со сложением и вычитанием яблок. Ну, а если к чтению всерьез приступил совсем недавно, то читать он будет с напряжением всех физических сил.
Поэтому важно помнить, что продолжительность непрерывного чтения не должна в 6 лет превышать 8 минут, а в 7-8 лет - 10 минут. Оптимальная продолжительность непрерывного письма - 2 минуты 40 секунд в начале урока, и 1 минута 45 секунд в конце (то же самое и при подготовке домашних заданий).
ПРАВИЛЬНО ГОТОВИМСЯ...
После прихода домой первоклассник, если он не остается на полный день в школе, должен съесть горячий обед и немного отдохнуть.
Домашние задания лучше всего сделать в период с 15 до 16 часов. Нельзя садиться за них сразу после школы - ребенок не успеет отдохнуть, а работоспособность к этому времени, как вы помните, будет стремиться к нулю. Нельзя переносить их на вечер - письмо требует аккуратности и усидчивости, уставший школьник будет допускать помарки и описки, да и сидеть над заданием намного дольше, чем в дневное время, или же делать его кое-как, торопясь лечь спать.
Каждые 15 минут школьнику нужно менять позу, каждые 30 минут - делать маленький перерыв, так называемую «физкультминутку». Все упражнения можно делать под музыку. Это не только укрепляет здоровье, но и восстанавливает работоспособность, помогает сбросить напряжение и снимает усталость.
...И ОТДЫХАЕМ
Очень часто доводится слышать вопросы о том, сколько времени первокласснику нужно проводить на свежем воздухе. Не менее часто родители сетуют на то, что ребенку некогда гулять, или не с кем, или некогда родителям, или... Можно найти сотню причин и объяснений, но ответ в любом случае будет однозначным - исключить прогулку из режима дня школьника нельзя! Норма прогулки для школьников младших классов - не менее 3-3,5 часов в день.
Если ребенок ослаблен и жалуется на усталость, ему показан полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Если вы отдали ребенка в спортивную секцию или занимаетесь с ним дома, или во дворе бегом, гимнастическими упражнениями или подвижными играми, помните, что занятия спортом должны начаться не ранее, чем через 40 минут после приема пищи.
ПРАВИЛЬНО ОДЕВАЕМСЯ
Многие первоклассники с 1 сентября надели новую школьную форму. В этом, безусловно, есть свои достоинства: нет признаков классового расслоения, которое может стать причиной конфликтов, да и тратиться на одежду родителям придется намного меньше. Что касается форменной обуви, то такой просто не существует. Обувь должна быть легкой и удобной, из натуральных материалов, с минимумом швов и, желательно, на «липучках». Подошва должна быть светлой, чтобы не пачкать пол, и ребристой, чтобы не скользила.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА.
Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра и не дергайте по пустякам.
Постарайтесь правильно рассчитать время, необходимое для того, чтобы собраться в школу. Если малыш не успел собраться, в следующий раз его нужно разбудить немного раньше.
Желательно покормить ребенка завтраком. Но если он по какой-то причине отказывается есть - не принуждайте его. Не забудьте собрать ему завтрак с собой.
Не говорите малышу на прощание фразы типа «смотри, не балуйся» или «чтобы сегодня не было плохих отметок». Лучше пожелайте ему удачи и подбодрите ласковым словом - ведь у него впереди трудный день.
Встречая ребенка из школы, не обрушивайтесь на него сразу с неприятными вопросами. Дайте ему расслабиться. Если же он сам хочет поделиться с вами чем-то важным, не откладывайте разговор, не отмахивайтесь от малыша, выслушайте его - ведь это не займет много времени.
Если ребенок явно чем-то огорчен, не допытывайтесь о причине. Возможно, он расскажет позже, или же осторожно поинтересуетесь потом сами.
Не торгуйтесь, говоря: «Если ты сделаешь хорошо уроки, то я дам тебе...» У малыша может выработаться неправильное представление о цели учебы. Он подумает, что, учась, делает вам одолжение, за которое получает вознаграждение.
Имейте в виду, что есть периоды, в течение которых учиться сложнее: малыш быстро утомляется, у него снижается работоспособность. Для первоклашки это первые 4-6 недель, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул и середина третьей четверти.
Посвятите своему ребенку хотя бы полчаса в день, чтобы он почувствовал, что вы его любите и дорожите им.
Помните, что первоклассники - это еще маленькие дети. Для них все так же важны игры и игрушки, они любят, чтобы им прочитали на ночь сказку, спели колыбельную или просто подержали на ручках. Все это поможет снять напряжение первых, самых сложных месяцев учебы.
Здоровье ученика
Вот и подходит к концу лето, заканчивается отпуск у родителей и каникулы у детей, наступает осень… А вместе с осенью для некоторых наступает неотвратимая обязанность идти в школу. Особенно волнительно, когда ребенок идет в школу в первый раз в первый класс. Поэтому в конце августа родители судорожно начинают соображать что, где и почем купить, чтобы полностью экипировать дорогое чадо к началу учебного сезона. При этом важно не просто купить все, а купить все максимально удобное и правильное с точки зрения здоровья будущего школьника. Важно это еще и потому, что со здоровьем у нынешних учащихся и так не все в порядке. Так зачем же усугублять его неправильным ранцем или обувью?
А что за спиной?
Прошли те времена, когда в школу ходили с замурзанным ранцем из кожзама, с нерегулируемыми лямками, как двадцать лет назад. Сейчас настала пора ранцев с ортопедической спинкой и разнообразными рисунками в стиле звездных войн, Формулы-1 или героев Лего.
Ортопедическая спинка – это не просто дань моде. Позвоночник первоклассника очень легко искривить неправильно распределенной по нему нагрузкой в виде бесформенного рюкзака с тяжелыми книжками, тетрадками, да еще «сменкой» и физкультурной формой. Поэтому на хорошем ранце лучше не экономить, так как нагрузка на спину все равно у ребенка в школе будет приличная из-за долго сидения за партой. И переходить на модные мягкие рюкзаки раньше четвертого класса не стоит.
Но даже в хороший ранец с ортопедической спинкой нельзя класть вес, больший, чем 10% от веса самого школьника. Превышение этой пропорции, считают медики, ведет к искривлению позвоночника и нарушению осанки, болям в пояснице и ухудшению деятельности двигательного аппарата.
Во что одеть и обуть школьника?
В некоторых школах детей одевают в форму. В этом есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что меньше будет заметно классовое расслоение общества, не нужно постоянно тратиться на покупку одежды в школу. Минусы в том, что дизайн школьной формы также далек от совершенства, как и во времена школьного детства родителей. А также в том, что материал, из которого может быть сшита форма, бывает не совсем гигиеничен и натурален. Если формы в школе нет, то лучше одевать ребенка целиком в натуральный коттон, чтобы он не так сильно потел во время бурных игр на переменах. А если форма есть, то под синтетический пиджачок необходимо надеть рубашечку из хлопка.
А вот обувь, к сожалению, школьная администрация детям не выдает. Потому покупкой сменной обуви придется заняться родителям. Это должна быть легкая и удобная обувь, дышащая, из натуральных материалов, с минимумом швов и желательно на «липучках». Подошва должна быть достаточно гибкой, нескользкой, а внутри колодки обязательно наличие супинатора.
В такой обуви ноги вашего ребенка не будут потеть и натираться. Если ботиночки застегиваются на «липучку», то снять и переодеть обувь самостоятельно ребенку будет достаточно просто. Это, кстати, немаловажно, потому как в школе копуш не любят.
Хорошо сидим
Самым существенным ударом по семейному бюджету будет покупка письменного стола и стула для будущего школьника. Детская мебель вообще далеко не дешевая, а хорошая, красивая детская мебель сразу дорожает на порядок. Поэтому к выбору детского рабочего места надо подойти с умом.
Во-первых, необходимо чтобы материалы, из которых сделан стол, были экологически чистыми и соответствовали необходимым нормам. Чтобы удостовериться в этом, нужно внимательно изучить сертификат изделия. Особенно это актуально для изделий из ДСП или МДФ.
Во-вторых, высота стола и стула должны быть подобраны так, чтобы локти ребенка свободно лежали на столе, спина касалась спинки стула, а ноги, согнутые в коленях под прямым углом, стояли на полу или на скамеечке. А расстояние от глаз до книжки или тетрадки должно быть равно длине руки от локтя до кисти. Тогда осанке и зрению вашего ребенка не угрожает подготовка домашнего задания.
Поскольку рост школьника имеет тенденцию быстро меняться, то нет особого смысла покупать новый стул каждые год или два. Лучше купить дорогой качественный стул, регулируемый по высоте.
При расстановке купленной мебели в комнате, папа с мамой должны помнить, что хорошее освещение – залог сохранения хорошего зрения ребенка. Поэтому стол лучше поставить у окна так, чтобы свет падал с левой стороны (для левшей – с правой).
За день мы устали очень…
Многие родители забывают о важности режима дня во время адаптации первоклассника к школе. А ведь четкий режим дня позволяет детскому организму полноценно отдохнуть и, соответственно, полноценно учиться.
После школы первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки детский организм будет сильно уставать. Обязательно надо выделить ребенку определенное время для подвижных игр, прогулки и подготовки домашнего задания. Только нужно помнить, что домашнее задание вечером перед сном готовить не следует. Ведь ребенок уже устал под конец дня, а это обязательно скажется на качестве работы – описки, помарки, просто неверные ответы будут кочевать из тетрадки в тетрадку. Лучше, чтобы ребенок делал уроки в середине дня.
Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера, а поднять утром так, чтобы дитя успело позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками. Потому как непроснувшееся чадо будет благополучно спать первые два урока в школе.
Полноценно отдохнуть за ночь можно только на кровати с хорошим ортопедическим матрасом. А не на тахте, диване или раскладушке. Родители иногда преуменьшают важность правильного матраса и считают, что это удел богатых и является простым капризом. Однако спина у ребенка одна, а поскольку во сне мы проводим треть жизни, то влияние «ортопедичности» матраса не стоит недооценивать.
Если все эти условия при покупке обмундирования и оборудования к школьному сезону соблюдены, то можно считать, что родители сделали все, чтобы проблем со здоровьем у первоклассника не возникло. И всю свою энергию ребенок сможет направить на адаптацию к школе и получению новых знаний.
По материалам http://mednovosti.ru
Легко учиться
Каждому родителю очень хочется, чтобы его ребенок учился с удовольствием, чтобы ему нравилось ходить в школу, чтобы выученный урок не улетучивался из памяти, едва прозвучит звонок на перемену. Но, увы, очень часто случается так, что ребенок, поначалу так радующийся своему новому школьному статусу, уже к концу сентября все чаще заявляет: "Что-то мне сегодня не хочется в школу идти…", "А до каникул сколько осталось?"
И родители начинают тревожно выспрашивать у чада: может, что-то не получается, может, что-то надо объяснить. А в ответ слышат: "Да нет, просто неинтересно…"
Вот так, всего за месяц-полтора улетучивается интерес к учению, и бедному ребенку теперь предстоит целых 12 лет жить исключительно под давлением слова НАДО.
Грустно… Однако не стоит отчаиваться, еще не все потеряно. Интерес к учебе можно вернуть. И не только в первом классе, но и в третьем, и в пятом, и в седьмом. Но прежде чем рассказывать об этом, давайте вернемся к истокам и выясним, что можно было сделать для того, чтобы этот интерес не исчез...
Любимая математика
Камень преткновения во втором классе (да и всех последующих лет) - это изучение и зубрежка таблицы умножения. Наши отцы и деды ее зубрили, мы зубрили и детям своим завещали. "Тяжело в ученье, легко в бою", - твердим мы. И ошибаемся. Учить таблицу умножения можно начинать задолго до школы. Учить играя. Древняя истина, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, верна и здесь. Ведь у ребят наглядно-действенное мышление: они не понимают, что это за знак такой 2, 4, 5, 9, а вот представить, что это графическое изображение обозначает, например, количество пальчиков на руке или сосисок в тарелке, они могут. Родители же кричат: "Не считай на пальцах, считай в уме!" И очень зря.
Состав числа надо учить на ощупь. Вот, например, семейный ужин, когда за столом собирается несколько человек. И кто-то из взрослых говорит ребенку: "Послушай, вот у нас три вилки, три ложки - а сколько всего приборов лежит на столе? А сколько тут помещается двоек, сколько единиц?"
"Сколько по сколько"
Спрашивайте у ребенка: сколько двоек в четверке, сколько троек в шестерке. Но помните, что от одних только вопросов толку не будет. Играйте. Например, кто-то выиграл, и ему как приз - разрешение прыгнуть два раза по два. Сколько раз ты прыгнул? Если выигрывает мама, она может умышленно ошибиться с подсчетами, чтобы ребенок обнаружил ее ошибку и поправил. Меня мой сын научил умножать правильно. Приехала навестить его в лагерь: он тогда заболел и лежал один в изоляторе. Я его спрашиваю: "Сыночка, ты что делаешь. Он говорит: "Таблицу умножения учу". Я ему скорее лоб трогаю: не бредит ли ребенок. А сын рассказывает, что сейчас мечтает, как он гуляет по зоопарку, где в каждой клетке живет одинаковое количество зверей. Он считает, сколько их в двух клетках, сколько в трех.
Многие родители хвастают друг перед другом: "А мой ребенок в три года уже до ста считает!" Да хоть до миллиона! И чудесно, если этот юный математик скажет, что больше: 3 или 5. Но, увы, чаще бывает, что он не может ответить на этот вопрос. А все потому, что знание названий всех цифр совсем не означает, что у ребенка сформировалась база, на основе которой будет строиться вся математика. Осознание придет только после "прочувствования": ребенок должен трогать руками разные формы, разные предметы. ("Чего у нас в комнате больше - больших предметов или маленьких? А на сколько больше (меньше)?", "Сколько горошинок умещается в наперстке, сколько фасолинок, на сколько горошинок меньше, чем фасолинок? Как "не меньше"? Больше? А почему?")
Ребенок должен уметь ориентироваться в пространстве, во времени. Как это сделать? Легко! Например, поиграть всем вместе в робота. Папа командует: "Два шага вперед, повернись налево, два шага вперед, повернись направо, три шага налево. Ура, ты дошел до телевизора. Какой у меня послушный робот!" А теперь ребенок превращается в командира, а папа в робота, причем в робота бестолкового, который делает неправильное количество шагов и поворачивает не туда, куда надо. А командир его поправляет. Если с ребенком так поиграть три-четыре раза, то он четко будет знать «вправо, влево, назад, перед собой, в сторону, под ногами, над головой, вниз, вверх». И еще вдобавок разовьет глазомер. Потом, когда ваш малыш пойдет в школу и вплотную приблизится к таблице умножения, то обнаружится, что он отлично знает, сколько троек в девятке, и даже сколько в этой же девятке четверок, и кто останется "без друзей" (в смысле: в остатке).
Таблица умножения
Если со сложным делом сложения и умножения ребенок в первый раз сталкивается только в школе, то и тогда не надо действовать дедовскими методами - зубрежкой. Она не спасет. Многие дети назубок знают всю таблицу, но если несколько раз хлопнуть в ладоши (например, два раза по три) и попросить их сказать, сколько всего было хлопков, ребенок надолго задумается и, в большинстве случаев, так и не сможет сосчитать.
Дело в том, что нельзя учить таблицу умножения без наглядно-действенного подкрепления (тех самых горошинок, счетных палочек и своих собственных пальчиков) и без использования всех видов анализаторов: слуха, зрения, осязания и даже вкуса. Остановимся на этом подробнее.
Считают глаза. Скажите ребенку, чтобы он сел себе на руки, и выложите перед ним на стол, например, девять палочек, дайте минуту-другую полюбоваться на них, а потом чем-то закройте. Ни трогать палочки, ни считать их вслух нельзя. "Работают" только глаза.
Считают уши. Ребенок сидит в той же позе - держа руки под попкой, молча, только теперь у него еще и глаза закрыты. А вы хлопаете несколько раз в ладони - пусть посчитает, сколько. Затем скажите: "Давай ты спрячешься, я тебе свистну четыре раза, а ты мне в ответ хлопнешь на один раз больше".
Считает язычок. Нарежьте яблоко на мелкие кусочки и несколько из них положите ребенку в ротик: пусть посчитает, сколько их оказалось на язычке.
Считает тело. Предложите: "А теперь закрой глазки, ушки закрой пальчиками, а я тебя по плечу потрогаю: скажи, сколько раз я до тебя дотронулась?"
Очень важно, чтобы играя вы менялись ролями - ребенок тоже должен проверять родителей: а они-то сами считать умеют? Обязательно делайте ошибки - давайте маленькому учителю возможность поймать вас на неправильном ответе. С помощью таких нехитрых хитростей вы разовьете в ребенке уверенность в себе и внимательность. А уж порадуете-то как!
Тут родители могут возразить, что игры играми, но таблицу умножения на уроке все равно отвечать придется. Совершенно верно. И для того, чтобы эта самая таблица просто от зубов отскакивала, не поленитесь сделать свою собственную таблицу. Это квадратный лист картона, расчерченный на 25 квадратиков (или больше). В центральном - цифра 3, во всех остальных в произвольном порядке числа, кратные 3 (от 6 до 75).
Главное - не оставлять ребенка с таблицей один на один, учитесь вместе с ним. Здесь надо сыграть в азарт, сыграть весело и увлеченно. И ребенок даже не сообразит, что сейчас вы не играете, а занимаетесь. "Кто первый найдет три четверки? Кто знает, сколько двоек в восемнадцати? А троек? А шестерок? А девяток? Две тройки - это 6, а дважды три - сколько будет? Три тройки - это девять. Угадай, сколько троек в 75? А в 57? А ну-ка, давай ты меня проверишь!
Такие таблички можно сделать на все цифры, и если развлекаться с ними два-три раза в неделю, то незаметно дойдете до возведения в квадрат и куб!
Возможно, вы спросите, какая разница, по какой таблице зубрить. Ответим: привычная таблица умножения сначала зазубривается, потом понимается, потом забывается. Давайте пройдемся по улицам и узнаем, кто нам быстро ответит на вопрос: "Сколько будет семью восемь?" В лучшем случае - два-три человека из десяти. А ведь все в школе когда-то учились. Наша же табличка сначала понимается, а потом выучивается и выучивается так глубоко, что забыть ее невозможно. Кропотливая работа с таблицами делает таблицу умножения инструментом, учит прилагать усилия в умственной деятельности.
Чтение
Принципы, о которых пойдет речь, касаются абсолютно любого языка (кроме, пожалуй, иероглифов): английского, итальянского, украинского.
Многие родители переживают, что их ребенок никак не может выучить алфавит. И напрасно: знание абсолютно всех букв может не привести к чтению. И наоборот: не обязательно знать все буквы, чтобы научиться читать.
Буква сама по себе не информативна. А - это не арбуз и не аист. А - это знак, который расшифровать ребенку невозможно. Малыш учит букву не потому, что ему это очень хочется, а потому, что он хочет услышать от родителей похвалу - на эту радость и восхищение ребенок и ведется.
Когда ваш малыш переводит взгляд с первой буквы на последнюю, первую он уже не видит, а в силу того, что значения она никакого не имеет, он ее и не помнит. Это не хорошо, не плохо. Это - естественно. Буквы для ребенка - информация бессмысленная, мертвая. Желая сделать ее доступнее, мы ее только осложняем: В - воробей, О - облако, Р - река... А когда еще у малыша в головке эти В-оробей, О-блако, Р-ека соединятся еще по странной прихоти взрослых в ВОРОНУ!..
Восприятие должно быть осмысленным. Углубленное понимание, хранение материала и умение им пользоваться - вот что мы называем чтением.
Говорящие буквы
На начальном этапе обучения чтению надо создавать ситуации, в которых написанные слова будут выступать посредниками в интересной игре. Например: водичка кап-кап (пишете "кап-кап"), часики тик-так (пишете "тик-так"), комарик з-з-з-з (пишете "з-з-з"). И если под нарисованным комариком будет лежать карточка "з-з-з" (это не комарик, это его голосок), под лягушкой на книжной страничке окажется надпись "ква-ква" (это не лягушка, это ее голос), а потом эти карточки отложить в сторону и во время следующего чтения любимой книжки спросить у ребенка: "А что же говорит лягушка-квакушка" (пусть найдет карточку "ква-ква"). Поверьте, он ее быстро отыщет, потому что, хотя малышу ничего не говорит буква К, буква В, буква А по отдельности, то КВА он вполне может соотнести с лягушачьим образом.
Следующий пример. Вот наша собачка написала письмо: "Гав-гав-гав". Кому она его написала? Собачке! А потом карточку с "гав-гав-гав" положите на картинку с собачкой и спросите: "А кто же это у нас тут спрятался под этими буковками? Ага, это собачка!
После четырех-пяти повторов ребенок будет без запинки относить "гав-гав" к собачке, "кря-кря" - к уточке, "мяу-мяу" - к кошечке...
Еще можно играть в разведчиков и партизан. Наклейте по квартире листочки с надписями "лампа", "стол", "стул", "кран", "окно" - и вперед. На первом этапе лучше использовать простые немногосложные слова. И пусть эти слова обозначают те предметы (или действия), которые ребенок видит, слышит, трогает каждый день. И накапливайте слова, собирайте их, используйте в сказках, разговорах. Например: "Куда пошла спать наша кошка? В ШКАФ. Где у нас это слово? Вот оно! А откуда мы махали папе, когда он шел на работу? Из ОКНА. А это слово где?"...
Так слово начинает работать в системе. Маме достаточно это делать в течение нескольких минут раз в неделю, потом папе, потом бабушке, и, глядишь, окажется, что ребенок уже читает! И еще напомним родителям: ошибайтесь! Давайте ребенку возможность найти вашу ошибку, пусть он учится быть внимательным. Он должен посмотреть, сравнить, соотнести и сделать выбор.
Фокусы с книжками
Позже в вашем арсенале обучающих средств появляется книга, газета, старый журнал - ребенок начинает учиться ориентироваться на страничке. Пусть он возьмет карандашик и зачеркнет все строчки в коротком газетном столбике. Только сразу договоритесь, что портить книжку нельзя, а вот работать с книгой можно и нужно. Пусть зачеркнет или обведет слова, состоящие из одной буквы. Или, например, вы выучили слово "квас" - и пусть малыш найдет в газетном столбике все буквы А. А потом пошутите с книжечкой: переверните ее вверх ногами и зачеркните, например, все двубуквенные слова. И еще посчитайте, каких слов больше - из одной или из двух букв, - и на сколько. Однако помните, что такая работа, чтобы быть в удовольствие, должна длиться не больше 5-7 минут. (Конечно, ребенок первый раз может и час просидеть на этом зачеркивании и перетрудиться, зато в следующий раз он подсознательно будет избегать этого занятия. Не захочет.)
С помощью этой игры графические знаки станут средством понимания, малыш научится ориентироваться на страничке, у него расширится поле зрения.
Следующий этап - развитие фонематического слуха. И здесь помогут все известные игры в слова, в города, в "балду". Можно попробовать говорить с ребенком без гласных. Например, вы говорите "д-р-г" и спрашиваете, какое слово вы имели в виду? Дорога? - правильно. Или "м-г-з-н" - магазин.
Еще одна игра - в "эхо". Вы тихим-тихим шепотом, но хорошо артикулируя, произносите слова, а малыш их угадывает. Дети, игравшие в эти игры в детстве, потом, в школе отлично справляются с суффиксами, префиксами, окончаниями и корнями слов.
Когда ребенок уже немного читает и в школе ему задают подготовить рассказ для выразительного чтения, не заставляйте его пять раз подряд прочитывать заданное. В этом нет никакого смысла. Пусть малыш прочтет одно предложение так, как читает обычно, второе - шепотом, третье - очень громко. Или одно предложение - как Пятачок, второе - как Вини-Пух, третье - как Иа-Иа. Конечно, времени на такое чтение уйдет больше, зато текст станет для ребенка родным, понятным, потому что модуляции голоса и эмоциональная раскачка - основы выразительного чтения.
Если же говорить о первоклашках, у которых не очень большие тексты, то здесь можно добавить еще упражнения: "Сколько здесь предложений? Давай посмотрим, сколько слов в первом предложении? А если мы поменяем слова местами, что получится?" Такая работа и глазки детские укрепит, и осознанность углубит, и хорошие отметки обеспечит.
Следующий способ: прочитать текст один раз как обычно, а потом повернуть книжечку боком, а потом - вообще вверх ногами. Это трудно, однако очень полезно. Попробуйте сделать так один, два, три раза - и вы увидите результат. Ребенок научится узнавать буквы под любым углом, в любом положении. Он будет видеть не отдельные буквы или слоги, а слова и словосочетания целиком.
Есть и другой путь: малыш читает один раз, но к каждому предложению ставит по три вопроса. Можно даже соревноваться: кто больше вопросов поставит. Если вы научили ребенка читать и задавать вопросы к каждому предложению, считайте, что вы сделали шаг к золотой медали.
И еще вариант: прочитать предложение и выделить в нем подлежащее и сказуемое, даже если этого не задавали. И если так делать ежедневно, то ребенок научится с первого прочтения безукоризненно понимать смысл прочитанного. Кстати, совсем не лишним будет искать главные члены предложения и в задачах по математике. Вообще очень и очень полезно просто читать пару раз в неделю эти задачки по нескольку раз (громко и шепотом, как Вини-Пух и Кот Леопольд), находить в них подлежащие и сказуемые, а потом пересказывать задачки близко к тексту. А решать их - не обязательно! Вы удивитесь, но вскоре хорошие отметки у вашего ребенка будут не только по чтению, но и по математике.
Кстати:
Проверка способностей родителей - это универсальный метод обучения ребенка!
О калькуляторе
Подарите его, кому хотите, но только не своему ребенку! Ведь калькулятор - это универсальный метод общения с ребенком, которого вы редко видите.
Не надо стараться сразу научить малыша читать - нужно формировать у него способность общаться при помощи графических знаков.
Играем!
"Балда"
Количество участников не ограничено.
Первый игрок загадывает слово и называет его начальную букву. Второй придумывает слово на заданную букву и называет первые две буквы, третий придумывает слово на заданные две буквы и называет три первые буквы слова. И так далее. Первый этап игры заканчивается, когда кто-то из игроков не может придумать слово, начинающееся на заданные буквы. Этому игроку присваивается буква Б (первая из слова "балда").
Затем игра возобновляется. Следующий проигравший тоже получает букву Б. Самые невезучие игроки постепенно накапливают все слово, и проигрывает тот, кто первым стал "балдой".
Если слово "балда" кажется кому-то из игроков обидным, можно придумать любое другое. Например, "умник" или "незнайка".
|