|
«ансамблевое музицирование в дмш, дши и его значение в музыкальном воспитании учащихся»
Борисова Анна Владимировна
МБОУДОД «Кольская районная детская школа искусств»
МОУДОД «Туломская детская музыкальная школа»
«АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В ДМШ, ДШИ И ЕГО
ЗНАЧЕНИЕ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ»
В настоящее время возрос интерес к совместному музицированию. Фортепианные и камерные дуэты звучат на концертной эстраде, на различных конкурсах и фестивалях. Также к ансамблевой литературе обращаются и в музыкально-педагогической практике. И это не случайно!
Как известно, цель школы общего музыкального образования-сделать музыку достоянием не только одарённых детей, но и всех, кто обучается в ней.
Многие учащиеся за все годы обучения в школе по причине недостатка игровых навыков, необходимых данных или работоспособности не имеют возможности выступать как солисты в школьных концертах. Нередки и другие случаи, когда общее развитие учащихся опережает их исполнительские возможности. Это не удовлетворяет учащихся и, в свою очередь, приводит к потере интереса в занятиях. Игра же в ансамблях делает учащихся разной подвинутости равноправными исполнителями и независимо от степени трудности партий даёт возможность выступления на самых ответственных концертах, стимулируя, тем самым учебный процесс, способствуя успехам в занятиях. Поэтому вопросы совместного музицирования занимают всё большее место в жизни музыкальных школ. Именно в ансамбле инструменталист начинает чувствовать себя музыкантом, коллективно творящим музыку.
В основе педагогической работы с ансамблями лежит воспитание чуткости слышания друг друга, способности улавливать, воспринимать, «предчувствовать» не только музыкальные намерения, но и чисто психологические импульсы- взгляд, «дыхание» партнёра.
Коллективное музицирование развивает слуховую фантазию, воображение, тонкость эмоционального восприятия, воспитывает ритмическое, дирижёрское начало, чувство времени, помогает решать технические задачи.
Эмоционально-образное слышание позволяет найти естественную манеру звукоизвлечения, присущую дуэту, а также преодолеть проблемы, связанные с координацией движений, особенно у детей, зажатых в эмоциональном и двигательном плане.
Каждый ученик слышит образ по-своему. Педагогу важно поддержать инициативу со стороны ученика, использовать его настроение, индивидуальность в целях решения исполнительских задач в работе над ансамблем.
Помимо направленного внимания относительно того, что слушать, перед педагогом встаёт проблема научить дуэт вслушиваться и предслышать. В процессе работы над ансамблем идёт осмысление произведения, анализируются различные детали использования выразительных нюансов, гармонических, педальных эффектов, что способствует как поиску разнообразных средств исполнительской интерпретации, так и выработки единого стиля.
В сущности, на первом этапе, работа над каждой партией в отдельности мало отличается от работы над сольным произведением. В дальнейшем акцент следует перенести на ансамблевое звучание:
- мысленно «проигрывать» звучание партий партнёра;
- умение слышать себя как часть дуэта, сопостовлять
Собственное исполнение с исполнением партнёра;
- воспитывать «чувство художественной меры», то есть
умение взять посильный темп и уровень звучности;
Отдельным этапом работы является подготовка дуэта к концертному выступлению.
Часто причиной ансамблевых и индивидуальных погрешностей в игре оказываются не исполнительские, а психологические факторы-недостаточно чуткое восприятие художественных намерений партнёра, отсутствие необходимой творческой интуиции, остроты реакции, опыта концертных выступлений.
Воспитанию сценической уверенности, исполнительской выдержке дуэта в концертных условиях способствует:
- «проработка» ансамблевых произведений на память в медленном
темпе с учётом слуховых, звуковых, образных задач;
- игра с совместно выбранных «опорных точек»;
- регулярные выступления дуэта на публике;
Особенно следует обратить внимание на темпово-ритмические, временные отклонения, которые должны быть согласованы заранее между участниками ансамбля.
Необходимо учитывать, что сцена привносит повышенную эмоциональную реакцию на собственную игру и игру партнёра. Участники дуэта воспринимают друг друга в несколько непривычном творческом ракурсе – исполнение отдельных фраз получает иную эмоциональную окраску, что-то новое появляется в характере звучания.
Рекомендуется учитывать акустические особенности зала, где состоится выступление. При выборе репертуара для ансамбля прежде всего необходимо руководствоваться доступностью его как в техническом отношении, так и по содержанию. А также стремиться к тематическому разнообразию произведений, учитывать уровень участников, соблюдать принцип работы от простого к сложному и, конечно, помнить о предстоящих выступлениях.
Таким образом, необходимо так планировать работу над ансамблем, чтобы дуэт совершенствовался в поиске образно-слуховых и художественных задач. Такая творческая работа впоследствии доставит немало радостных минут и ученикам, и преподавателю.
ЛИТЕРАТУРА
Антонова М. Фортепианный ансамбль в практике современного музыкально-педагогического образования // Искусство в школе №5,2008.
Готлиб А. Основы ансамблевой техники.- М.: «Музыка», 1971.
Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 3 //.-М.: «Музыка»,1971.
Коган Г. Работа пианиста.- М.: «Музыка»,1979.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры.- М.: «Музыка»,1982.
Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра.- М.: «Музыка»,1988.
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано.- М.: «Просвещение»,1984.
|
|
|