Главная страница

Э. С. и Каримова Л. М. Зависимость успешности изучения иностранного языка от ведущего полушария учащихся Известно, что в учебном процессе основная задача


Скачать 28.26 Kb.
Название Э. С. и Каримова Л. М. Зависимость успешности изучения иностранного языка от ведущего полушария учащихся Известно, что в учебном процессе основная задача
Э.С. и Каримова Л.М.<><>Зависимость успешности изучения иностра
Дата 22.02.2016
Размер 28.26 Kb.
Тип Задача

Галиахметова Э.С. и Каримова Л.М.
Зависимость успешности изучения иностранного языка от ведущего полушария учащихся

Известно, что в учебном процессе основная задача для каждого преподавателя заключается в том, чтобы ученики освоили материал с максимальной легкостью и как можно прочнее. Но, несмотря на усердие учителей, некоторые дети испытывают трудности при работе вместе со всем классом, и, в конечном счете, это ведет к тому, что большинство людей, окончивших общеобразовательную школу, например, не могут говорить свободно на изучаемом языке. Это можно объяснить тем, что методы обучения, применяемые учителем, не соответствуют их индивидуальным особенностям. Причиной может быть различие школьников по ведущему полушарию.

Успешность обучения в значительной степени определяется личностными особенностями, формирующимися в связи с латеральной организацией индивида. Изучение функциональной асимметрии мозга (ФАМ) позволяют получить сведения, которые могут быть использованы для оптимизации учебного процесса и прогностического планирования в сфере образования.

Межполушарная асимметрия психических процессов – это функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функции ведущим является левое полушарие, других – правое [1]. Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

А) доминирование левого полушария – словестно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);

Б) доминирование правого полушария – конкретно – образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);

В) отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди, т.е. амбидекстры).

Теория функциональной асимметрии полушарии головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал, однако одной из актуальных проблем нейрофизиологии межполушарных отношений является проблема учёта ФАМ в обучении иностранным языкам.

Учебная деятельность построена таким образом, что у левшей, как и правшей, преимущественно развиваются функции левого полушария. Правое полушарие при этом остается «недогруженным». Вследствие этого в учебной деятельности школьников недостаточно используются резервы правополушарного способа обработки информации и поэтому не обеспечивается гармоничное развитие обоих полушарий.

Для проверки предположения о зависимости успешности изучения иностранных языков от доминирующего полушария мы провели исследование с учащимися 10-11 классов МБОУ СОШ №2 с. Аскино Аскинского района, Республики Башкортостан. В исследовании приняли участие 27 учащихся, в том числе 6 леворуких и 21 праворукий. В качестве экспериментальных методик были выбраны: тест Мандала Юнга, тест на выявление доминирующего полушария (Князева М.Г. и Вильдавский В.Ю.), тестовые задания на проверку знаний по всем аспектам ИЯ (лексики, грамматики, аудированию). Кроме того, проверялось качество письма правой и левой рукой.

Данные статистической обработки результата эксперимента (корреляционный анализ) позволили выявить 13 достоверных взаимосвязей между доминирующим полушарием и успешностью обучения учащихся не только всем аспектам иностранного языка, но и по другим школьным дисциплинам. Анализ результатов эксперимента показал, что правополушарные учащиеся более успешны по итогам лексического теста и теста по аудированию на английском языке, по сравнению с левополушарными. Результаты нашего исследования свидетельствуют, что учащиеся с доминирующим правым полушарием обладает более высоким потенциалом в обучении иностранному (английскому) языку, по сравнению с левопушарными учащимися.

Мы считает, что результаты проведенного исследования могут быть полезны для практического применения в работе педагогов, в первую очередь преподавателей иностранного языка, поскольку ясно дают понять необходимость учета психологических особенностей школьников, создающего благоприятные условия в процессе изучения иностранного языка.

Литература. 1. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическая и психофизиологическая сопровождение обучения. М.:ТЦ Сфера,2003