|
Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»
Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов
«Здравствуй школа – это я!»
Автор данной программы педагог- психолог МОУ СОШ № 2 ГП Терек Бузыкина Н.Н.
Пояснительная записка
Ребенок пришел в первый класс. Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Первые месяцы обучения в школе являются чрезвычайно сложными и напряженными. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. Как показывают исследования, социально-психологическая адаптация первоклассника может проходить по-разному 50-60% детей адаптируются в первые 2-3 месяца, 30% детей адаптируются до конца первого полугодия. У 14% детей адаптация длится до года.
Адаптироваться к школе для первоклассника — задачка не из легких. Происходит это у всех по-своему и, увы, не всегда гладко. И если «не гладко» (это называется дезадаптацией), то есть с нарушением механизмов «приспособления к школьной реальности».
Для того чтобы с самых первых уроков создать у первоклашек позитивное отношение к школе и чтобы дети наиболее благополучно прошли этап адаптации к школе, который является переломным в жизни первоклассника и решить непростые проблемы которые могут возникнуть у детей может помочь специальный курс адаптационных занятий для первоклассников «Здравствуй школа – это я!»
Цели адаптационных занятий:
Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития.
Профилактическая работа с первоклассниками по предупреждению школьной дезадаптации и тревожности
Задачи адаптационных занятий:
Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
Формирование положительного отношения к правилам поведения в школе.
Развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности первоклассников.
Обеспечение ситуации успеха для каждого ребенка,
-
Создание условий для проявления индивидуальных особенностей детей
Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу; сплочение классного коллектива.
Наиболее эффективной профилактикой дезадаптации является групповая работа с детьми. Ее проводит школьный педагог-психолог. Проводится такая работа в форме групповых адаптационных занятий, которые лучше проводить в начальный период обучения в первом классе
Такие занятия помогут создать условия для благоприятной адаптации ребенка в школе, обеспечить его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Путем формирования в ученической среде положительного микроклимата, доброжелательной атмосферы, эмоционального комфорта, окажут помощь в установлении межличностных отношений между детьми, основанных на уважении, эмпатии, принятии и доверии друг к другу, будут способствовать улучшению взаимодействия, развитию групповой сплоченности. Детей занятия обучат правилам школьной жизни и многому другому, что им понадобится в дальнейшем.
Особенность адаптационных занятий в том, что их всегда проводят с эмоционально положительным настроем. Они должны быть приятны и интересны для ребят. На занятиях широко используются игровые и творческие задания, а также упражнения психологического характера. Большое значение имеет обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок и композиций, размещение коллективных и индивидуальных работ в классе с целью выражения личностной значимости каждого ребенка и помогающих осваивать пространство класса.
Лучше, если на адаптационных занятиях ребята будут сидеть в кругу. Это позволит видеть каждому из них глаза друг друга, а не затылки.
Часть занятий носит двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания.
Условия, количество и периодичность занятий:
Адаптационные занятия для первоклассников рассчитаны на 10 занятий с периодичностью 1–2 раза в неделю. Продолжительностью от 20 до 30 минут.
Планируемые результаты работы педагога-психолога в группе.
В результате проведения адаптационных занятий ожидается избежать дезадаптации учащихся первых классов, сократить процесс адаптации первоклассников к школе. Снижение уровня тревожности. Ознакомить ребят с правилами поведения в школе. Создать благоприятный климат в ученическом коллективе. Познакомить ребят друг с другом и классным руководителем.
План адаптационных занятий
«Здравствуй школа – это я!»
Тема
|
Цели
|
Содержание
|
Занятий 1
«Давайте познакомимся »
|
Создание атмосферы психологического комфорта в группе. Снятие напряженности. Знакомство первоклассников с учителем, психологом и друг с другом.
|
Упражнение «Здравствуй»
Упражнение «Эстафета хорошего настроения»
Упражнение «Дракон, кусающий свой хвост»
Упражнение «Мой смешной портрет»
Упражнение «Рисуем настроение»
Упражнение «Спасибо за прекрасный день»
|
Занятие 2
«Ура я школьник»
|
Создать благоприятную эмоциональную атмосферу. Осознание детьми статуса школьника.
|
Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»
Упражнение «На что похоже настроение»
Упражнение «Что значит быть школьником»
Рисование на тему «Я - дошкольник, я - школьник».
Упражнение «Рисуем настроение»
Упражнение «Спасибо за прекрасный день»
|
Занятие 3
«Правила школьной жизни»
|
Знакомство первоклассников с правилами школьной жизни. Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу, сплочение классного коллектива
|
Упражнение «Ролевая гимнастика»
Упражнение «Лесные жители»
Сказка М.А. Панфиловой Создание "Лесной школы"
Сказка М.А. Панфиловой «Школьные правила»
Показ презентации «Школьные правила»
Упражнение «Рисуем настроение»
Упражнение «Спасибо за прекрасный день»
|
Занятие 4
«Зачем ходить в школу»
|
Создание условий для осознания детьми своего нового статуса.
|
Упражнение «Поздороваться носами»
Упражнение «Закончи предложения»
Упражнение «Самый лучший первоклассник»
Упражнение «Для чего ходят в школу»
Упражнение «Я в школе»
Упражнение «Рисуем настроение»
Упражнение «Спасибо за прекрасный день»
|
Занятие 5
«Мой друг школьный портфель»
|
Приучать детей с порядку, аккуратности, бережному отношению к учебникам и другим школьным вещам.
|
Упражнение «Ветер дует на…»
Упражнение «Что мне нужно в школе»
Сказка М.А. Панфиловой «Собирание портфеля»
Упражнение «Я положу в свой портфель»
Упражнение «Четвертый лишний»
Упражнение «Рисуем настроение»
Упражнение «Спасибо за прекрасный день»
|
Занятие 6
«Узнай меня поближе»
|
Создание общей положительной атмосферы занятия, включение процесса группообразования, сплочение коллектива, узнать что-то новое друг о друге, подчеркнуть уникальность каждого участника.
|
Упражнение «Воздушный бал»
Упражнение «Разминка с шариками»
Упражнение «Что изменилось»
Упражнение «Пересядьте все те, у кого...»
Упражнение «Что важно для меня»
Упражнение «Рисуем настроение»
Упражнение «Спасибо за прекрасный день»
|
Занятие 7
«Учимся работать вместе»
|
Создание условий для знакомства первоклассников с навыками учебного сотрудничества.
|
Упражнение «Поздороваемся»
Упражнение «Шарики»
Упражнение «Пингвины»
Упражнение«Сложить фигуру»
Упражнение «Рисуем настроение»
Упражнение «Спасибо за прекрасный день»
|
Занятие 8
«Наш класс – это все мы!»
|
Сплочение коллектива, формирование у учащихся отношения друг к другу как к целостной группе – «класс»
|
Упражнение «Ласковое имя»
Упражнение «Гусеница»
Упражнение «Портрет школьника»
Упражнение «Тропинка»
Упражнение «Наш класс – это все мы»
Упражнение «Рисуем настроение»
Упражнение «Спасибо за прекрасный день»
|
Занятие 9
«Настроение в школе»
|
Снизить тревожность, усилить “ Я” ребёнка, повысить психический тонус ребёнка, повысить уверенность в себе
|
Упражнение «Дождик»
Упражнение «Угадай настроение»
Упражнение «Изобрази настроение»
Упражнение «Хрустальное путешествие»
Упражнение «Цветопись настроения»
Упражнение «Мое настроение в школе»
Упражнение «Спасибо за прекрасный день»
|
Занятие 10
«Первоклассник – это здорово»
|
Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению
|
Упражнение «Свеча»
Упражнение «Волшебная подушка для первоклассника»
Упражнение «Остров первоклассников»
Упражнение «Прекрасный сад»
Упражнение «Огонь»
Упражнение «Лучи солнца»
Упражнение «Полет бабочки»
Упражнение «Тепло наших сердец»
|
|
|
|