|
С. Есенин «Береза», «Поет зима аукает Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение
С. Есенин «Береза», «Поет зима - аукает......
Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Есенина;
дать понятие эпитета, метафоры; продолжить формировать умения видеть образные языковые средства; совершенствовать умения читать стихотворное произведение, связно рас сказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления; прививать любовь к природе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать, содержание произведений; рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию, читать выразительно, передавая настроение стихотворения, соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения, рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворений А. Пушкина и Ф. Тютчева.
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение жужжащим чтением. Попробуйте услышать фамилию русского поэта.
В этом имени — слово «есень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем
От русских песен —
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы
И синь — рассвет.
Что-то есть в нем
И от весенней
Грусти, юности
И чистоты...
— О какой фамилии идет речь? (Предположения детей.)
— Прослушайте следующие строчки.
Только скажут —
«Сергей Есенин»,
Всей России встают черты... Н. Браун
— Какой прием использовал Николай Браун в своем стихотворении? (Звукопись.)
— Прочитайте с разной интонацией (с удивлением, восхищением, весело, сердито, вопросительно, утвердительно).
— Прочитайте выразительно.
IV. Постановка целей урока
— Определите тему и цели урока.
Да, сегодня мы познакомимся с творчеством С. Есенина.
V. Работа по теме урока. С. Есенин «Поет зима — аукает...»(Учитель читает стихотворение на с. 142.)
— Понравилось ли вам стихотворение?
— Какие картины вы увидели? (Над лесом плывут облака, метелица стелется по двору, воробышки жмутся к окну, замерзли.) — Прочитайте первые три строки. Как вы их понимаете?
— Какое слово придумал поэт? Объясните его. (Стозвон: звон 100 сосен.)
— Прочитайте следующие три строки. Какой главный прием для создания картины здесь использован? (Олицетворение.)
Олицетворение — поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа: зима — аукает, баюкает; с тоской глубокою плывут облака.
Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
— Прочитайте строчки о метелице. Как еще можно назвать это явление природы? (Метелица — метель, вьюга...)
— Прочитайте о воробышках. Как вы считаете, эта зима суровая или мягкая?
— Что важнее для создания картины суровой и холодной зимы — написать о метели, холодной вьюге или о воробышках? (Важно и то и другое, но без описания воробышков мы не поймем, насколько холодно.)
— Прочитайте стихотворение выразительно.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока. С. Есенин «Береза»
(Учитель читает стихотворение на с. 143. Звучит красивая музыка.)
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Чем это стихотворение напоминает сказку?
- Как вы понимаете подчеркнутые выражения? (Ответы детей.)
- Прочитайте стихотворение выразительно.
- Перечитайте стихотворение и определите, есть ли здесь метафоры. (Три строки второго четверостишия, две последние строки третьего, последняя строка четвертого.)
- Для чего поэт употребил метафоры? (Для создания образа.)
- Есть ли здесь другие выразительные средства языка — сравнения или олицетворения? (Сонная тишина, лениво обходя, обсыпает — олицетворения.)
Эпитет — в поэтике: образное художественное определение. Постоянный эпитет: например, синее море, златы кудри.
- Прочитайте стихотворение выразительно.
VIII. Рефлексия
- Что вы узнали на уроке? - За что вы похвалили бы себя?- Что у вас особенно хорошо получилось?
IX. Подведение итогов урока
- Со стихотворениями какого поэта вы познакомились на уроке?- Что вы узнали о поэте?
- Что такое метафора и олицетворение?
Домашнее задание. Выучить стихотворение «Береза».
|
|
|